Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее - Мордовское УФАС России, Управление) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
председатель Комиссии - ---
члены комиссии:
-------
в присутствии представителей:
Министерства юстиции Республики Мордовия - ---
директора общества с ограниченной ответственностью "----" - -------
рассмотрев 05 июля 2024 года обращение Министерства юстиции Республики Мордовия о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений в отношении общества с ограниченной ответственностью "О---", директора общества с ограниченной ответственностью "---" ---- на основании приказа Мордовского УФАС России N 1/24 от 09.01.2024 года "Об утверждении персонального состава Комиссии по контролю в сфере закупок", в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44 - ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации N 1078 от 30.06.2021 г. "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Правила),
УСТАНОВИЛА:
В Мордовское УФАС России 28 июня 2024 года (вх.N3469-ЭП/24 от 28.06.2024 года) поступило обращение Министерства юстиции Республики Мордовия (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Реестр) сведений в отношении общества с ограниченной ответственностью "----" (далее - ООО "---", Общество) (ИНН: ---; КПП: ----; ОГРН: ---; адрес (место нахождения юридического лица): -----, директора ООО "О----" ---- (ИНН: -----) в связи с принятием Обществом решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного с Министерством юстиции Республики Мордовия по результатам проведения электронного аукциона N0809500000324000643 на выполнение работ по капитальному ремонту фасада здания, расположенного по адресу: Республика Мордовия, г. Краснослободск, ул. Интернациональная, 69 (далее - Аукцион).
В соответствии с частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.
Согласно пункту 13 Правил не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля (за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "е" пункта 9 и подпунктом "г" пункта 10 настоящих Правил) рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.
Заседание Комиссии Мордовского УФАС России по вопросу включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) ООО "О-----", директора ООО "О----" письмом от 01 июля 2024 года исх.N ЕГ/2612/24 назначено на 04 июля 2024 года на 15 час. 00 мин.
04 июля 2024 года для выяснения обстоятельств, имеющих значение для принятия решения, в процессе заседания Комиссии Мордовского УФАС России объявлялся перерыв. В 14 часов 30 минут 05 июля 2024 года заседание Комиссии Мордовского УФАС России продолжилось.
Сведения о проведении внеплановой проверки в связи с получением обращения о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) - ООО "О-----" (вх.N3469-ЭП/24 от 28.06.2024 года) размещены в единой информационной системе в сфере закупок в сети интернет по адресу: http://zakupki.gov.ru в реестре жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений с указанием даты, времени и места рассмотрения дела N 013/06/104-387/2024, а также возможности использования систем видеоконференцсвязи (номер реестровой записи: ----).
В результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта Комиссия Мордовского УФАС России установила следующее.
Извещение о проведении Аукциона размещено государственным казенным учреждением Республики Мордовия "Региональный центр организации закупок" по заявке Заказчика на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок по адресу: http://zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 14.03.2024 08:37 (МСК).
Начальная (максимальная) цена контракта: 765 530 рублей.
Дата и время окончания подачи заявок: 22.03.2024 09:00.
Дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги: 22.03.2024.
Дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя): 26.03.2024.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 22.03.2024 N 444-ЭА-24/ВР по окончании указанного в извещении о проведении электронного аукциона срока подачи заявок 09:00 22.03.2024 года поступила 1 заявка на участие в электронном аукционе под идентификационными номерами 2060292, признанная соответствующей требованиям аукциона. В связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в электронном аукционе была подана только одна заявка на участие в нем, на основании пункта 1 части 1 статьи 52 Закона о контрактной системе, определение поставщика (подрядчика, исполнителя) признается несостоявшимся. В соответствии с пунктом 6 части 2 статьи 52 Закона о контрактной системе, контракт с участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке, заключается в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Закона о контрактной системе по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником закупки (далее в настоящей статье - участник закупки, с которым заключается контракт) не ранее чем через десять дней (если настоящим Федеральным законом не установлено иное) с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), протокола, предусмотренного подпунктом "а" пункта 2 части 6 настоящей статьи, после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона (если требование обеспечения исполнения контракта установлено в извещении об осуществлении закупки). Участники закупки, заявки которых не отозваны в соответствии с настоящим Федеральным законом, обязаны подписать контракт в порядке, установленном настоящей статьей.
Согласно части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 настоящей статьи проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет одно из следующих действий:
1) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом). При этом такой участник закупки:
а) в случаях, предусмотренных статьей 37 настоящего Федерального закона, одновременно представляет заказчику информацию и документы, предусмотренные указанной статьей;
б) вносит на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежные средства в размере платы, подлежащей внесению за заключение контракта, предложенной таким участником закупки (если по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим Федеральным законом определен размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта);
2) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) протокол разногласий в одном или нескольких из следующих случаев:
а) наличие разногласий в отношении информации, включенной в проект контракта в соответствии с пунктом 1 части 2 настоящей статьи, с указанием информации, не соответствующей требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, и положениям заявки такого участника закупки;
б) несогласие заключить контракт, содержащий условия, предусмотренные пунктом 2 части 2 настоящей статьи;
3) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке отказ от заключения контракта в случае, предусмотренном пунктом 1 части 17.2 статьи 95 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 5 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее одного рабочего дня, следующего за датой размещения заказчиком информации и документов в соответствии с пунктом 2 или 3 части 4 настоящей статьи, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет действия, предусмотренные пунктом 1 части 3 настоящей статьи. Заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем осуществления таких действий участником закупки, размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, контракт (за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, и не ранее срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи). Контракт считается заключенным в день размещения контракта, подписанного усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такой подписанный контракт не размещается на официальном сайте.
02.04.2024 года между Заказчиком и ООО "О---" (далее - Подрядчик) заключен государственный контракт N 37 на выполнение работ по капитальному ремонту фасада здания, расположенного по адресу: Республика Мордовия, г. Краснослободск, ул. Интернациональная, 69 (реестровый номер контракта: ------) (далее - Контракт). Цена Контракта - 765 530 рублей.
В соответствии с пунктом 1.1 Контракта Подрядчик обязуется выполнить Заказчику работы по капитальному ремонту фасада здания, расположенного по адресу: Республика Мордовия, г. Краснослободск, ул. Интернациональная, 69. Работы считаются надлежащего качества, если соответствуют требованиям, установленным Заказчиком в контракте, а также требованиям законодательства РФ.
Согласно пункту 3.1.2 Контракта Подрядчик обязуется своевременно предоставлять достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении контракта, а также к установленному контрактом сроку обязан предоставить Заказчику результаты выполнения работ.
Срок завершения работ: со дня заключения контракта до 28.06.2024 г. включительно. Работы по контракту выполняются непрерывно. Заказчик и Подрядчик, за исключением случаев, установленных законодательством РФ, контрактом, не вправе приостанавливать выполнение работ (пункт 5.1 Контракта).
Место выполнения работ: Республика Мордовия, г. Краснослободск, ул. Интернациональная, 69 (пункт 5.2 Контракта).
В соответствии с пунктом 11.1 Контракта контракт вступает в силу со дня его заключения Сторонами и действует до полного исполнения Сторонами своих обязательств по контракту - 18.07.2024 г.
Согласно пункту 6.5 Контракта 6.5. Заказчик в течение 7 рабочих дней, следующих за днем поступления документа о приемке, обязан рассмотреть документ о приемке и провести экспертизу выполненных работ для подтверждения их соответствия требованиям контракта, и в случае такового - принять работы и подписать посредством ЕИС документ о приемке, либо сформировать с использованием ЕИС, подписать усиленной электронной подписью и разместить в ЕИС уведомление об уточнении документа о приемке или мотивированный отказ от подписания документа о приемке с указанием причин такого отказа. В случае получения таких уведомления или отказа Подрядчик вправе устранить причины, указанные в них, и повторно направить Заказчику документ о приемке в день устранения недостатков.
В соответствии с пунктом 3.2.5 Заказчик обязуется проводить самостоятельно или с привлечением экспертов, экспертных организаций экспертизу представленного Подрядчиком результата выполненных работ в части его соответствия условиям контракта.
Согласно пункту 13.1 Контракта расторжение контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Подрядчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, если в контракте было предусмотрено право Заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, в том числе в случаях:
а) необоснованного уклонения Заказчика от принятия и/или оплаты выполненных работ;
б) в иных случаях, предусмотренных гражданским законодательством (пункт 13.2 Контракта).
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок, - обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, в том числе в случаях:
а) отказа Подрядчика выполнить работы;
б) выполнения работ ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для Заказчика срок;
в) неоднократного нарушения Подрядчиком сроков выполнения работ;
г) в иных случаях, предусмотренных гражданским законодательством (пункт 13.3 Контракта).
В соответствии с пунктом 13.4 Контракта в случае принятия одной из Сторон контракта решения об одностороннем отказе от исполнения контракта расторжение контракта после принятия такого решения осуществляется в порядке, установленном законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок.
В соответствии с частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Частью 19 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:
1) при существенном нарушении договора другой стороной;
2) в иных случаях, предусмотренных ГК РФ, другими законами или договором.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Частью 2 статьи 450.1 ГК РФ предусмотрено, что в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
В соответствии с частью 1 статьи 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Согласно части 2 статьи 782 ГК РФ исполнитель вправе отказаться от исполнения обязательств по договору возмездного оказания услуг лишь при условии полного возмещения заказчику убытков.
В силу статьи 783 ГК РФ общие положения о подряде (статьи 702 - 729) и положения о бытовом подряде (статьи 730 - 739) применяются к договору возмездного оказания услуг, если это не противоречит статьям 779 - 782 настоящего Кодекса, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 523 ГК РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450). Нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях: поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок; неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
Из представленных в адрес Мордовского УФАС России документов и устных пояснений представителей ООО "О----", данных в ходе заседания Комиссии Мордовского УФАС России следует что 03.04.2024 года Подрядчиком были начаты работы по исполнению Контракта. В ходе выполнения работ были выявлены расхождения между проектной документацией и фактически требуемыми видами и объемами работ для надлежащего проведения капитального ремонта здания. 04.04.2024 года Подрядчиком в адрес Заказчика было направлено письмо с уведомлением о непригодности технической документации (расхождении проекта с фактически необходимыми видами и объемами работ таких как: разборка облицовки стен: из керамических глазурованных плиток по сметной документации 0,5345/100 м2; отсутствует позиция отбивка штукатурки с поверхностей: стен и потолков кирпичных 80 м2; отсутствует позиция по монтажу-демонтажу лесов строительных; отсутствует позиция на демонтаж-монтаж оградительных систем пандуса; Окраска поливинилацетатными водоэмульсионными составами улучшенная: по штукатурке стен по сметной документации 2,01/100 м2, фактически 280м2). Ответа на письмо получено не было.
21.05.2024 года в адрес Заказчика было направлено уведомление о непригодности технической документации (сметы) и о приостановлении работ на объекте до получения от Заказчика дальнейших указаний, а также предложены варианты решения сложившейся ситуации. Между тем Общество указало, что работы выполнены частично (выполнены только те работы, которые возможно было выполнить без нарушения технологий производства работ). Помимо этого, некоторые виды работ были выполнены с увеличением объемов, что было необходимо в целях снижения рисков дальнейшего повреждения здания. В приложении к данному письму был направлен акт фактически выполненных работ Подрядчиком на момент приостановления работ. Однако ответа от Заказчика не последовало.
20.06.2024 года Обществом в адрес Заказчика было направлено письмо о повторном рассмотрении вопроса со стороны Заказчика о внесении изменений в проектную документацию или применении мер по устранению обнаруженных препятствий к надлежащему исполнению обязательств по Контракту, а также информация о составлении акта осмотра строительного объекта 28.06.2024 года.
Между тем ООО "О---" 01.07.2024 года на сайте ЕИС разместило акт о приемке выполненных работ от 29.05.2024 года на сумму 400 050 рублей. Однако Заказчиком данный акт не был подписан.
Присутствующий на заседании представитель Заказчика указал, что 29.05.2024 года через ЕИС Подрядчиком был направлен документ о приемке с приложением форм КС-2, КС-3. В ответ Заказчиком было направлено уведомление об уточнении документа о приемке, в котором было указано на несоответствие стоимости работ в документе о приемке сметной стоимости, а также указано, что работы, предусмотренные проектной документацией к моменту направления акта не выполнены в полном объеме, что установлено по результатам проведения экспертизы исполнения контракта экспертной комиссией Заказчика и отражено в акте проведения экспертизы 07.06.2024 года (представлен в материалы дела).
Заказчик считает, что суждение Подрядчика о недостаточности объемов и видов работ не имеет отношения к вопросу о возможности или невозможности выполнения объемов и видов работ, указанных в смете, а также ничем не мотивировано и не подтверждено (указанное отражается в письме от 26.06.2024 года исх.N1048-РМ/23, представлен в материалы дела). Также Заказчик сообщил, что письма от 04.04.2024 года и от 21.05.2024 года не получал. Между тем Заказчиком в адрес Подрядчика было направлено требование об уплате неустойки (штрафа) в связи с неисполнением обязательств, предусмотренных контрактом от 28.06.2024 года N156 на сумму 7 655, 3 рублей.
В целях осуществления предусмотренного пунктом 3.2.1 Контракта контроля за его исполнением Заказчиком 02.04.2024 года с союзом "Торгово-промышленная палата Республики Мордовия" был заключен государственный контракт N41 на оказание услуг по проведению строительного контроля за выполнением работ по объекту капитального ремонта. Согласно представлено отчета по результатам строительного контроля работы по капитальному ремонту фасада здания подрядной организацией в полном объеме локального сметного расчета не выполнены (представлен в материалы дела).
Вместе с тем Подрядчиком на заседании комиссии были представлены скриншоты с электронной почты, подтверждающие отправку писем от 04.04.2024 года, 21.05.2024 года на адрес электронной почты Заказчика, а также скриншоты переписки с мессенджера WhatsApp, подтверждающие взаимодействие сторон по исполнению Контракта.
Согласно части 20.1 Закона о контрактной системе в случае принятия поставщиком (подрядчиком, исполнителем) предусмотренного частью 19 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур, такое решение направляется заказчику в следующем порядке:
1) поставщик (подрядчик, исполнитель) с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется заказчику. Датой поступления заказчику решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен заказчик;
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Во исполнение приведенных требований закона Подрядчиком 17.06.2024 года 17:32 (МСК) с использованием функционала ЕИС сформировано, подписано электронной подписью и размещено на Официальном сайте решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. Решение об одностороннем отказе от 17.06.2024 года получено Заказчиком 17.06.2024 года 17:32 (МСК).
Решение поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта (часть 21 статьи 95 Закона о контрактной системе).
При этом согласно части 22 статьи 95 Закона о контрактной системе поставщик (подрядчик, исполнитель) обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления заказчика о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранены нарушения условий контракта, послужившие основанием для принятия указанного решения.
Учитывая положения части 20.1 статьи 95 Закона о контрактной системе датой надлежащего уведомления Заказчика признается - 17.06.2024 года, следовательно, в соответствии с частью 21 статьи 95 Закона о контрактной системе решение Подрядчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым с 28.06.2024 года.
Согласно части 22.2 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта (часть 4 статьи 104 Закона о контрактной системе).
Информация, предусмотренная частью 4 статьи 104 Закона о контрактной системе, направлена Заказчиком в адрес Мордовского УФАС России в установленный законом срок -28.06.2024 года.
Исходя из изложенного, Комиссия Мордовского УФАС приходит к выводу о соблюдении электронной процедуры расторжения контракта в одностороннем порядке.
Часть 1 статьи 103 Закона о контрактной системе определяет, что Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, ведет реестр контрактов, заключенных заказчиками.
Согласно пункту 11 части 2 статьи 103 Закона о контрактной системе в реестр контрактов включается информация о расторжении контракта с указанием оснований его расторжения.
В ходе рассмотрения дела Комиссией Мордовского УФАС России установлено, что информация о расторжении контракта размещена на официальном сайте в реестре контрактов 28.06.2024 года 12:16 (МСК) (информация о расторжении контракта N21326194466 24 000017 0007 (2) от 28.06.2024).
Также представители ООО "Омега" ходатайствовали о невключении сведений в отношении юридического лица в Реестр, отметив тот факт, что Общество не имело умысла не исполнять обязательства по Контракту, а наоборот предпринимало попытки для его исполнения.
Изучив материалы дела, исследовав имеющиеся в деле доказательства, заслушав объяснения сторон, Комиссия Мордовского УФАС России приходит к следующему.
Из смысла статьи 104 Закона о контрактной следует, что реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного и муниципального заказа обязательств.
Между тем в соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Включение сведений о лице в Реестр по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица. Данная мера связана с возложением негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном подрядчике, ненадлежащим образом исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.
При привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона. Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П, определения от 07.06.2001 N 139-О, от 07.02.2002 N 16-О).
Согласно пункту 3 статьи 1 ГК РФ при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
По общему правилу пункта 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное. Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.
С учетом изложенного контрольный орган в сфере закупок при рассмотрении вопроса о включении или невключении определенного субъекта в реестр недобросовестных поставщиков не может ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. При этом действующее законодательство не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Согласно пункту б части 15 Правил установлено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
Наличие у антимонопольного органа сомнений в недобросовестности участника исключает возможность включения сведений о таком участнике в реестр недобросовестных поставщиков, поскольку включение в реестр является исключительной мерой ответственности и применяется только к тем недобросовестным поставщикам, вина которых однозначно доказана.
Исходя из этого, для возникновения таких правовых последствий как признание общества недобросовестным поставщиком, контролирующий орган в сфере закупок обязан выяснить все обстоятельства, определить вину лица, характер его действий, и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения победителя аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
Общество предпринимало попытки к урегулированию сложившейся ситуации, несколько раз направляло Заказчику письма с объяснением ситуации (в том числе варианты решения сложившейся ситуации).
Принимая во внимание совокупность обстоятельств, установленных на заседании Комиссии и имеющихся в материалах дела, наличие противоречий между Обществом и Заказчиком, Комиссия Мордовского УФАС России считает в данной ситуации объективным не принимать решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведения ООО "О---", директоре ООО "О---" -----.
На основании вышеизложенного, Комиссия Мордовского УФАС России, руководствуясь частью 1 статьи 2, частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, Правилами
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Министерством юстиции Республики Мордовия о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в отношении общества с ограниченной ответственностью "О---" (ИНН: ---; КПП: ---; ОГРН: ---; адрес (место нахождения юридического лица): ----, директора ООО "О----" --- (ИНН: ----) в связи с принятием Обществом решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного с Министерством юстиции Республики Мордовия по результатам проведения электронного аукциона N0809500000324000643 на выполнение работ по капитальному ремонту фасада здания, расположенного по адресу: Республика Мордовия, г. Краснослободск, ул. Интернациональная, 69 в Реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в арбитражный суд в течение трех месяцев в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия от 5 июля 2024 г. N 013/06/104-387/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.07.2024