Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области (далее - Комиссия Управления, Комиссия УФАС) в составе: Сучков О.Н. - временно исполняющий обязанности заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области, председатель Комиссии Управления, Косоногова Е.А. - старший специалист 1 разряда отдела контроля органов власти и закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области, член комиссии Управления, Батаков С.А. - старший специалист 1 разряда отдела контроля органов власти и закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области, член комиссии Управления, на основании ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации", рассмотрела с использованием видеоконференц-связи обращение ВИПЭ ФСИН России (далее - Заказчик) о внесении сведений в отношении ИП Задорожного А.А. (далее - Подрядчик, Предприниматель) в реестр недобросовестных поставщиков, при участии, представителей Заказчика, Подрядчика,
У С Т А Н О В И Л А:
01.07.2024 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области (далее - Управление) поступило обращение ВИПЭ ФСИН России о включении информации в отношении ИП Задорожного А.А. в реестр недобросовестных поставщиков. Основанием для направления данного обращения является расторжение контракта в связи с принятием Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта. 21.07.2023 между Заказчиком и Подрядчиком заключен контракт, реестровый номер 1352510137123000024, на сумму 6 308 957,39 руб. (далее - Контракт).
В силу п. 1.1 Контракта Подрядчик обязуется по заданию Заказчика выполнить капитальный ремонт помещений подвала N 16 (теплового узла), 20, 29, 30, 31, 32, 32а, 36, 36а, 36б, 36в, 36г, 36д и пожарных стояков с подвала по девятый этажи здания общежития со встроенными помещениями, лабораториями и медицинской частью по адресу:
г. Вологда, ул. Щетинина, д. 2а и облицовочного кирпича козырька входа здания спортивного комплекса по адресу:
г. Вологда, ул. Щетинина, д. 2 (далее - работы), а Государственный заказчик обязуется обеспечить приемку и оплату выполненных работ.
Согласно п. 1.2 Контракта наименование, количество, перечень и стоимость выполняемых Подрядчиком работ указаны в смете (приложение N 1), являющейся неотъемлемой частью Контракта.
В соответствии с п. 1.3 Контракта обязательные приложения к настоящему Контракту: Смета (приложение N 1); Техническое задание (приложение N 2). Пунктами 4.1, 4.2 Контракта установлено, что срок начала выполнения работ - дата заключения контракта. Срок окончания выполнения работ - 06.11.2023. 15.11.2023 Подрядчиком в адрес Заказчика направлено гарантийное письмо о выполнении ремонтных работ, в котором Подрядчик гарантирует окончание всех ремонтных работ в срок до 20.12.2023. 19.01.2024 Заказчиком в адрес Подрядчика направлено письмо N 33-165, согласно которому по состоянию на 18.06.2024 работы выполнены не в полном объеме. В случае неисполнения Подрядчиком взятых на себя обязательств ВИПЭ ФСИН России будет вынужден расторгнуть Контракта в одностороннем порядке с дальнейшим направлением информации в УФАС России по Вологодской области для принятия решения о включении информации ИП Задорожного А.А. в реестр недобросовестных поставщиков, а также обратиться в Арбитражный суд Вологодской области в целях взыскания неустойки в установленном порядке. Заказчик просит принять все необходимые меры и выполнить работы в полном объеме до 29.02.2024. 29.01.2024 Подрядчиком в адрес Заказчика направлено гарантийное письмо о выполнении ремонтных работ, в котором Подрядчик гарантирует окончание всех ремонтных работ в срок до 31.03.2023.
На заседании Комиссии Управления Предприниматель пояснил, что ошибочно указал 2023 год, Подрядчик гарантировал окончить выполнение работ в срок до 31.03.2024. 11.03.2024 Заказчиком в адрес Подрядчика направлено письмо N 33-876, согласно которому по состоянию на 11.03.2024 работы выполнены не в полном объеме. В случае неисполнения Подрядчиком взятых на себя обязательств ВИПЭ ФСИН России будет вынужден расторгнуть Контракта в одностороннем порядке с дальнейшим направлением информации в УФАС России по Вологодской области для принятия решения о включении информации ИП Задорожного А.А. в реестр недобросовестных поставщиков, а также обратиться в Арбитражный суд Вологодской области в целях взыскания неустойки в установленном порядке. Заказчик просит принять все необходимые меры и выполнить работы в полном объеме в кратчайшие сроки. 17.05.2024 Заказчиком в адрес Подрядчика направлено письмо N 33-1774, согласно которому по состоянию на 16.05.2024 работы выполнены не в полном объеме. Заказчик сообщает, что в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 09.12.20217 N 1496 "О мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета" завершение расчетов по заключенным контрактам в 2023 году и восстановленными лимитами бюджетных обязательств в 2024 году должны быть осуществлены до 01.06.2024.
В случае невыполнения Подрядчиком взятых на себя обязательств в указанные сроки, ВИПЭ ФСИН России не сможет осуществить оплату по Контракту. Заказчик требует принять все необходимые меры и выполнить работы в полном объеме до 21.05.2024. 20.05.2024 между Заказчиком и Подрядчиком заключено дополнительное соглашение, согласно которому изменены объемы выполняемых работ без изменения цены Контракта.
В соответствии с ч. 8 ст. 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским Кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом. В пп. 9.3 Контракта установлено, что Контракт может быть расторгнут по соглашению Сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом Стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с пп. 2.4.3 п. 2.4 Контракта принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством в случаях, предусмотренных пунктом 9.7 Контракта.
В силу пп. 2.3.4 п. 2.3 Контракта Заказчик обязуется принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, если в ходе исполнения Контракта установлено, что:
а) Подрядчик и (или) поставляемый товар перестали соответствовать установленным извещением об осуществлении закупки требованиям к участникам закупки (за исключением требования, предусмотренного частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона N 44 - ФЗ) и (или) поставляемому товару;
б) при определении подрядчика Подрядчик представил недостоверную информацию о своем соответствии и (или) соответствии поставляемого товара требованиям, указанным в подпункте "а" настоящего пункта, что позволило ему стать победителем определения подрядчика. 17.06.2024 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение).
Согласно ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием ЕИС формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в ЕИС. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в ЕИС в соответствии с п. 1 настоящей части автоматически с использованием ЕИС направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в ЕИС в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. 17.06.2024 Заказчик разместил Решение в ЕИС.
Согласно информации, размещенной в ЕИС, датой надлежащего уведомления Поставщика является 17.06.2024.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу ст. 191 ГК РФ установлено, что течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
Согласно Письму Федеральной антимонопольной службы от 14.03.2018 N РП/16764/18 (далее - Письмо ФАС России) первым днем начала исчисления срока, установленного ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе, будет день, следующий за днем надлежащего уведомления поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта. Следовательно, на одиннадцатый день с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта контракт считается расторгнутым. Вместе с тем, если последний день десятидневного срока, в рамках которого поставщик может устранить нарушения контракта, приходится на нерабочий день, то в соответствии со ст. 193 ГК РФ днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день. С учетом ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе, ГК РФ и Письма ФАС России Решение вступило в законную силу 28.06.2024.
Датой расторжения Контракта признается дата не ранее 28.06.2024.
Согласно сведениям, размещенным в ЕИС, датой расторжения Контракта является 28.06.2024.
Заказчиком соблюдены требования ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе. Заказчик в Решении указывает следующее: "в соответствии с пп. 4.1, 4.2 срок начала выполнения работ - дата заключения Контракта, срок окончания выполнения работ - 06.11.2023.
В указанный период работы по Контракту в полном объеме не выполнены. ВИПЭ ФСИН России в адрес Предпринимателя неоднократно направлял претензии на предмет принятия мер по исполнению Контракта в полном объеме. В своих ответах и при личных встречах с руководством института Предприниматель неоднократно заверял, что выполнит взятые на себя обязательства с крайним сроком до 21.05.2024".
В письменных пояснениях Заказчик указывает, на то, что считает необходимым включить информацию в отношении ИП Задорожного А.А. в реестр недобросовестных поставщиков. В своих письменных пояснениях от 05.07.2024 N 28 ИП Задорожный А.А. поясняет следующее. "С начала работ с 21.07.2023 по 06.11.2023 от Заказчика не поступало официальных жалоб. Выполнены условия сметной документации, что подтверждается КС-2, КС-3 от 28.05.2024 о выполнении основного вида работ. Между Заказчиком и Подрядчиком заключено дополнительное соглашение, при выполнении которого были затянуты сроки в связи с тем, что сложная пропускная система на месте производства работ, на вход-выход, досмотр работников, приемку и досмотр автотранспорта со строительным материалом, ежедневно уходило до 3 часов рабочего времени, о чем Заказчик был уведомлен. Отсутствие проектной документации усложняло выполнение каждого этапа работ, большинство позиций по смете приходилось постоянно уточнять у Заказчика, что затягивало сделать заказ, доставку стройматериалов и выполнение работ. ИП Задорожным А.А. закуплены и завезены на объект материалы в полном объеме для завершения работ. Заказчик предложил оплатить фактически выполненные работы, которые соответствуют более 90% от сметы, подписать КС-2, КС-3, когда необходимо было 7 рабочих дней до завершения. Кроме того, расторжение Контракта за неделю до полного окончания работ для Предпринимателя было неожиданностью. ИП Задорожный А.А, отмечает, что закупленный материал возврату не подлежит. Подрядчик вынужден вывезти оставшийся материал с объекта.
Согласно сведениям из ЕИС Подрядчиком направлен документ о приемке от 28.05.2024 N 2, который подписан Заказчиком и Подрядчиком на сумму 3 677 210,10.
Сотрудником ВИПЭ ФСИН России собственноручно написано в документе о приемке, что "Работы выполнены в соответствии с КС-2 и КС-3 и фактически предъявленными документами к приемке в полном объеме.
В соответствии с требованиями ч. 3 ст. 94 Закона о контрактной системе провел экспертизу и принял выполненные работы, которые соответствуют условиям государственного контракта".
Согласно сведениям из ЕИС Подрядчиком направлен документ о приемке от 26.06.2024 N 2, который подписан Заказчиком и Подрядчиком. В данном документе указано, что проведена экспертиза работ по капительному ремонту. Работы соответствуют условиям государственного контракта и выполнены в полном объеме в соответствии с КС-2 и КС-3. Собственноручно сотрудник ВИПЭ ФСИН России написал, что "в соответствии с ценой государственного контракта в размере 6 308 957,39 руб., работы выполнены частично на сумму 1 611 232, 11 руб. Остаток не выполненных работ составляет 1 020 515,18, с учетом ранее оплаченных фактически выполненных работ. 26.06.2024 Заказчиком составлен акт приемки в эксплуатацию приемочной комиссией законченного капитальным ремонтом объекта (проведения экспертизы) при участии председателя комиссии, членом комиссии и представителя подрядной организации, т.е. ИП Задорожного А.А. Приемочная комиссия приняла решение принять предъявленный объект в эксплуатацию с общей оценкой удовлетворительно. Комиссия Управления, изучив документы, представленные Заказчиком и Подрядчиком,
установила
следующее. Реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя обязательств в рамках закупочной процедуры. Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица. Данная мера связана с возложением на нарушителя негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном подрядчике, ненадлежащим образом исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности. При рассмотрении ходатайств о включении в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не должен ограничиваться формальным установлением фактов, так, в случае принятия заказчиком решения о расторжении контракта в одностороннем порядке необходимо всесторонне исследовать все обстоятельства дела, в том числе, дать оценку правомерности принятия заказчиком решения об одностороннем расторжении контракта и законности проведения процедуры одностороннего отказа от его исполнения. Сам факт неисполнения обязательств по контракту не является безусловным основанием для включения информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков, т.к. не свидетельствует о наличии вины поставщика (подрядчика, исполнителя). Для включения информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков необходимо установить недобросовестное поведение.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлениях от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П, меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными защищаемым Конституцией Российской Федерации целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
Согласно пп. "а" п. 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила), орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных пп. "а" п. 13 Правил:
а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных пп. "а" п. 13 Правил: выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в ЕИС; заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта; поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие: принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта; надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика. Комиссией УФАС установлено, что согласно сведениям, размещенным в ЕИС, стоимость исполненных Подрядчиком обязательств: 5 288 442,21 руб., фактически оплачено Заказчиком 5 288 442,21 руб. Факт подписания документа о приемке Заказчиком, оплаты Заказчиком выполненных работ, свидетельствуют о том, что ИП Задорожный А.А. исполнял обязательства по Контракту. В рассматриваемом случае, обстоятельства дела не свидетельствуют о том, что действия Предпринимателя были направлены на умышленное ненадлежащее неисполнение обязательств по Контракту. При рассмотрении вопроса о включении в реестр информации о недобросовестных поставщиках Комиссия УФАС не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение исполнителя на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.
Таким образом, Комиссия Управления в рассматриваемом случае считает возможным, учесть положения абз. 4 пп. "а" п. 15 Правил, т.е. ИП Задорожным А.А. предпринимались меры для надлежащего исполнения условий Договора. Учитывая все вышеуказанные обстоятельства, Комиссией Управления в действиях Предпринимателя не установлено недобросовестного поведения, у Комиссии Управления отсутствуют правовые основания для включения информации в отношении ИП Задорожного А.А. в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 104 Закона о контрактной системе, абз. 4 пп. "а" п. 15 Правил, Комиссия Управления,
Р Е Ш И Л А:
Отказать во включении информации в отношении ИП Задорожного А.А. (ИНН: 352532275225) в реестр недобросовестных поставщиков. Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке. Председатель комиссия О.Н. Сучков Члены комиссии: Е.А. Косоногова С.А. Батаков
2024-2138
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области от 8 июля 2024 г. N 035/10/104-544/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.07.2024