Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области (далее - Комиссия Управления, Комиссия УФАС) в составе: Сучков О.Н. - временно исполняющий обязанности заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области, председатель Комиссии Управления, Косоногова Е.А. - старший специалист 1 разряда отдела контроля органов власти и закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области, член комиссии Управления, Батаков С.А. - старший специалист 1 разряда отдела контроля органов власти и закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области, член комиссии Управления, на основании ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации", рассмотрела с использованием видеоконференц-связи обращение Департамент строительства Вологодской области (далее - Заказчик) о включении информации в отношении ИП Пантелеевой А.С. (далее - Поставщик, Предприниматель) в реестр недобросовестных поставщиков, при участии, представителей Заказчика, Поставщика,
У С Т А Н О В И Л А:
02.07.2024 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области (далее - Управление) поступило обращение Заказчика о включении информации в отношении ИП Пантелеевой А.С. в реестр недобросовестных поставщиков. Основанием для направления данного обращения является расторжение контракта в связи с принятием Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта. 11.04.2024 в ЕИС размещено извещение о проведении электронного аукциона от 11.04.2024 N 0830500000224001532.
Предмет закупки - приобретение в специализированный жилищный фонд области благоустроенной квартиры в г. Череповце Вологодской области для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовавших право на обеспечение жилыми помещениями. Начальная (максимальная) цена контракта: 3 500 000,00 руб. 03.05.2024 в ЕИС опубликован протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 03.05.2024 NИЭА1, согласно которому, победителем электронного аукциона признана ИП Пантелеева А.С. 15.05.2024 между Заказчиком и Поставщиком заключен контракт, реестровый номер 2352521707024000067, на сумму 3 500 000,00 руб. (далее - Контракт).
В силу п. 1.1 Контракта предметом его является приобретение в собственность Вологодской области принадлежащей Поставщику на праве собственности благоустроенной квартиры площадью 36,1 кв. м., расположенной по адресу: Российская Федерация, Вологодская область, город Череповец, улица П. Окинина, дом N 14, квартира N 133, этаж N 6, кадастровый (условный) номер 35:21:0302002:377 (далее - Квартира, квартира).
В соответствии с п. 1.2 Контракта квартира, являющаяся объектом настоящего контракта, никому другому не продана, не заложена, в аренде и под запретом не состоит, не является предметом судебного спора, а также никаким другим способом не произведена уступка прав на нее. Поставщик гарантирует Государственному заказчику, что третьи лица не имеют каких-либо прав на Квартиру (права аренды, постоянного или временного пользования).
Согласно п. 1.3 Контракта функциональные, технические и качественные характеристики (при необходимости), а также показатели, позволяющие определить соответствие закупаемой Квартиры установленным Заказчиком требованиям, содержатся в Описании объекта закупки (Техническое задание) (Приложение N 1 к настоящему контракту). Пунктом пп. 2.1.2 п. 2.1 Поставщик обязуется Контракта передать Государственному заказчику Квартиру и предоставить копии кадастрового и/или технического паспортов и/или технического плана и выписку из Единого государственного реестра недвижимости и/или Свидетельство о государственной регистрации права и/или иной правоустанавливающий документ, подтверждающий в установленном законом порядке право собственности Поставщика на отчуждаемую квартиру (далее Техническая документация) на нее по акту приема-передачи в срок: с даты заключения контракта по 02 сентября 2024 года.
В соответствии с ч. 8 ст. 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским Кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В силу п. 8.2 Контракта расторжение его допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с п. 8.3 Контракта Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, в том числе:
- отказ передать Заказчику квартиру и (или) Техническую документацию на нее (п. 1 статьи 463, абз. второй ст. 464 ГК РФ);
- существенное нарушение Поставщиком требований к качеству квартиры, а именно обнаружение Заказчиком неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков (п. 2 ст. 475 ГК РФ).
В силу п. 8.4 Контракта Заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ч. 15 ст. 95 Закона о контрактной системе. 18.06.2024 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение).
Согласно ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием ЕИС формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в ЕИС. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в ЕИС в соответствии с п. 1 настоящей части автоматически с использованием ЕИС направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в ЕИС в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. 18.06.2024 Заказчик разместил Решение в ЕИС.
Согласно информации, размещенной в ЕИС, датой надлежащего уведомления Поставщика является 18.06.2024.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу ст. 191 ГК РФ установлено, что течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
Согласно Письму Федеральной антимонопольной службы от 14.03.2018 N РП/16764/18 (далее - Письмо ФАС России) первым днем начала исчисления срока, установленного ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе, будет день, следующий за днем надлежащего уведомления поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта. Следовательно, на одиннадцатый день с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта контракт считается расторгнутым. Вместе с тем, если последний день десятидневного срока, в рамках которого поставщик может устранить нарушения контракта, приходится на нерабочий день, то в соответствии со ст. 193 ГК РФ днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день. С учетом ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе, ГК РФ и Письма ФАС России Решение вступило в законную силу 29.06.2024.
Датой расторжения Контракта признается дата не ранее 29.06.2024.
Согласно сведениям, размещенным в ЕИС, датой расторжения Контракта является 01.07.2024.
Заказчиком соблюдены требования ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе. Заказчик в Решении указывает следующее: "В соответствии с п. 1.2 Контракта квартира, являющаяся объектом настоящего Контракта, никому другому не продана, не заложена, в аренде и под запретом не состоит, не является предметом судебного спора, а также никаким другим способом не произведена уступка прав на нее. Поставщик гарантирует Заказчику, что третьи лица не имеют каких-либо прав на квартиру (права аренды, постоянного или временного пользования). Данное условие Контракта нарушено.
В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 06.06.2024 N КУВИ-001/2024-153526223 на квартиру наложено ограничение прав в виде ареста, основание - постановление Вологодского городского суда Вологодской области от 08.05.2024 N 3/6- 314/2024, протокол наложения ареста на имущество выдан 23.05.2024".
В письменных пояснениях Заказчик указал на то, что по информации, полученной от Следственного комитета Российской Федерации по Вологодской области в рамках расследования уголовного дела на квартиры, находящиеся в собственности у ИП Пантелеевой А.С. наложен арест.
На основании данной информации Заказчиком 06.06.2024 запрошены выписки из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости (далее - ЕГРН), которые подтвердили факт ограничения прав и обременение объектов недвижимости в виде ареста. На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика сообщила, что не настаивает на включении информации в отношении ИП Пантелеевой А.С. в РНП. Представитель Заказчика в ответ на вопрос председателя Комиссии Управления считает, что со стороны Предпринимателя не было умышленных действий по уклонению от исполнения обязательств по Контракту. В своих письменных пояснениях от 05.07.2024 ИП Пантелеева А.С. сообщает о том, что в ее действиях отсутствуют основания для включения информации о ней в реестр недобросовестных поставщиков. 18.06.2024 ИП Пантелеевой А.С. получено от Департамента строительства Вологодской области уведомление об одностороннем отказе от исполнения контракта, решение об одностороннем отказе. Предприниматель считает, что в действиях отсутствует умысел по уклонению от исполнения Контракта. Электронный аукцион состоялся 03.05.2024, заключен Контракт 15.05.2024.
На данные даты Предприниматель не знала о вынесенном постановлении Вологодского городского суда Вологодской области о наложении ареста на квартиру являющейся предметом Контракта. ИП Пантелеева А.С. не являлась, не является участником уголовного расследования, в рамках которого наложен арест. На судебное заседание Предпринимателя как собственника имущества не приглашали. Квартира является личной собственностью Поставщика, совместным нажитым имуществом не является, между Пантелеевой А.С. и Пантелеевым А.Р. заключен брачный договор. Копию постановления о наложении ареста Предприниматель получила от следователя на руки 04.06.2024, что подтверждается датами на заявлении о выдаче постановления, сопроводительным письмом о выдаче постановления и отметкой о получении его на руки. Предпринимателем постановление о наложении ареста обжаловано. ИП Пантелеева А.С. поставила в известность Заказчика о наложении ареста, т.е. умышленного сокрытия об аресте со стороны Поставщика не было, срок исполнения обязательств по Контракту до 02.09.2024, денежные средства от Заказчика не поступали, никаким образом ущерб интересам Заказчика ИП Пантелеева А.С. не причинила. 04.06.2024 Пантелеевой А.С. направлено заявление на имя следователя по ОВД второго отдела по расследованию особо важных дел СУСК России по Вологодской области, в котором Пантелеева А.С. просит выдать копии постановлений Вологодского городского суда Вологодской области. 04.06.2024 ей получены данные постановления. В Комиссию УФАС представлена выписка из ЕГРН 06.06.2024 N КУВИ-001/2024- 153526223.
Согласно записям ЕГРН на квартиру наложен арест 23.05.2024, правообладателем является Пантелеева Анна Сергеевна, местоположение объекта недвижимости: Вологодская область, городской округ город Череповец, город Череповец, улица Партизана Окинина, дом 14, квартира 133.
Согласно постановлению Вологодского городского суда Вологодской области от 08.05.2024 N 3/6-314/2024 Пантелеев А.Р. с 28.08.2009 состоит в браке с Пантелеевой А.С., которая официально не трудоустроена. Вместе с тем, Пантелеевой А.С. на праве собственности принадлежат помещения и земельные участки. Стоимость всего имущества многократно превышает размер легального дохода Пантелеевой А.С., что позволяет на данном этапе разбирательства по уголовному делу сделать вывод о том, что фактически собственником имущества является обвиняемый Пантелеев А.Р.
Таким образом, в целях обеспечения исполнения приговора в части возможных имущественных взысканий, в целях обеспечения исполнения приговора в части возможных гражданских исков, суд приходит к выводу о наличии оснований для ареста имущества Пантелеева А.Р. Комиссия Управления, изучив документы, представленные Заказчиком и Подрядчиком,
установила
следующее. Реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя обязательств в рамках закупочной процедуры. Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица. Данная мера связана с возложением на нарушителя негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном подрядчике, ненадлежащим образом исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности. При рассмотрении ходатайств о включении в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не должен ограничиваться формальным установлением фактов, так, в случае принятия заказчиком решения о расторжении контракта в одностороннем порядке необходимо всесторонне исследовать все обстоятельства дела, в том числе, дать оценку правомерности принятия заказчиком решения об одностороннем расторжении контракта и законности проведения процедуры одностороннего отказа от его исполнения. Сам факт неисполнения обязательств по контракту не является безусловным основанием для включения информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков, т.к. не свидетельствует о наличии вины поставщика (подрядчика, исполнителя). Для включения информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков необходимо установить недобросовестное поведение. Исходя из этого, для возникновения таких правовых последствий как признание ИП Пантелеевой А.С. недобросовестным поставщиком, контролирующий орган в сфере закупок обязан выяснить все обстоятельства, определить вину лица, характер его действий, и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения победителя аукциона в реестр недобросовестных поставщиков. Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое действие исполнителя, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе, приведших к невозможности исполнения в срок контракта.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлениях от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П, меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными защищаемым Конституцией Российской Федерации целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
Согласно пп. "а" п. 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила), орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных пп. "а" п. 13 Правил:
а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных пп. "а" п. 13 Правил: выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в ЕИС; заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта; поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие: принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта; надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика. В рассматриваемом случае, обстоятельства дела не свидетельствуют о том, что действия Предпринимателя были направлены на умышленное ненадлежащее неисполнение обязательств по Контракту. При рассмотрении вопроса о включении в реестр информации о недобросовестных поставщиках Комиссия УФАС не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение исполнителя на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.
Таким образом, Комиссия Управления не усматривает намеренного умышленного уклонения от исполнения контракта. Учитывая все вышеуказанные обстоятельства, Комиссией Управления в действиях Предпринимателя не установлено недобросовестного поведения, у Комиссии Управления отсутствуют правовые основания для включения информации в отношении ИП Пантелеевой А.С. в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 104 Закона о контрактной системе, пп. "а" п. 15 Правил, Комиссия Управления,
Р Е Ш И Л А:
Отказать во включении информации в отношении ИП Пантелеевой А.С. (ИНН: 352507255200) в реестр недобросовестных поставщиков. Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия. Председатель комиссия О.Н. Сучков Члены комиссии: Е.А. Косоногова С.А. Батаков
2024-2155
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области от 9 июля 2024 г. N 035/10/104-547/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.07.2024