Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:
Заргаров А.М. |
- зам. руководителя управления, председатель Комиссии; |
Новосельцева А.В. |
- главный специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии; |
Дадажанова Е.Е. |
- ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии; |
в отсутствие представителей заказчика - Управления Судебного департамента в Алтайском крае, уведомлено надлежащим образом,
в присутствии представителя ИП Полянской А.М.: (по доверенности);
рассмотрев в дистанционном режиме обращение Управления Судебного департамента в Алтайском крае о включении сведений об ИП Полянской А.М. в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом УСД в Алтайском крае от исполнения контракта, заключенного с ИП Полянской А.М. по результатам проведения электронного аукциона на поставку оригинальных расходных материалов к оргтехнике для нужд федеральных судов Алтайского края (извещение N 0117100010724000017),
УСТАНОВИЛА:
В Новосибирское УФАС России поступило обращение Управления Судебного департамента в Алтайском крае о включении сведений об ИП Полянской А.М. в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом УСД в Алтайском крае от исполнения контракта, заключенного с ИП Полянской А.М. по результатам проведения электронного аукциона на поставку оригинальных расходных материалов к оргтехнике для нужд федеральных судов Алтайского края (извещение N 0117100010724000017).
Изучив представленные материалы, Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.
05.04.2024 между заказчиком и ИП Полянской А.М. был заключен контракт N 0117100010724000017-01 на сумму 747 485,30 руб.
Согласно п.3.3 контракта срок поставки товара - в течение 15 рабочих дней с момента заключения контракта.
В соответствии со спецификацией к контракту ИП Полянской А.М. необходимо поставить следующие товары:
Наименование товара |
Количество, объем, шт |
Тонер-картридж (тип 1) Pantum |
70 |
Страна происхождения: Китайская Народная Республика | |
Фотобарабан (тип 1) Pantum |
24 |
Страна происхождения: Китайская Народная Республика | |
Фотобарабан (тип 2) Brother |
20 |
Страна происхождения: Социалистическая Республика Вьетнам |
07.05.2024 ИП Полянской А.М. был поставлен товар заказчику.
14.05.2024 заказчик посредством электронной почты уведомил ИП Полянскую А.М. о несоответствии части поставленного товара условиям контракта. Товар на сумму 253 422,20 руб. был принят и оплачен заказчиком (Фотобарабан Brother).
15.05.2024 заказчиком было сформировано экспертное заключение N 49 от 08.05.2024, согласно которому поставленные ИП Полянской А.М. тонер-картриджи Pantum, фотобарабаны Pantum не соответствуют контракту (заказчиком установлено, что товары не являются оригинальной продукцией компании "Pantum", выявлены расхождения с официальной инструкцией по проверке оригинальности расходных материалов, также был направлен запрос производителю товара, согласно ответу на который тонер-картридж TL-5120H, фотобарабан DL-5120 имеют признаки контрафактной продукции, не произведены на заводах компании "Pantum").
22.05.2024, 06.06.2024 ИП Полянская А.М. направила в адрес заказчика запрос о представлении документов, подтверждающих соответствие экспертизы требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), и письмо, в котором поставщик указал на наличие на официальном сайте производителя единственного инструмента для проверки подлинности расходных материалов. ИП Полянская А.М. также заявила, что экспертное заключение не соответствует положениям ст.94 Закона о контрактной системе.
27.05.2024 Управление Судебного департамента в Алтайском крае направило в адрес ИП Полянской А.М. уведомление, в котором указало на необходимость произвести замену непринятого товара.
14.06.2024 заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. Данное решение 14.06.2024 было размещено в ЕИС.
В соответствии с ч.12.1 ст.95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) в случае принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч.5 ст.103 данного Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п.1 данной части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с данным пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 данной части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта было размещено в ЕИС 14.06.2024, следовательно, 14.06.2024 поставщик считается надлежащим образом уведомленным.
Согласно ч.13 ст.95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта, в данном случае - 25.06.2024.
В соответствии с ч.14 ст.95 Закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что в регламентированный десятидневный срок поставщиком не были устранены нарушения условий контракта, послужившие основанием для принятия указанного решения.
Согласно пп. "г" п.9 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства РФ N1078 от 30.06.2021 (далее - Правила), при проведении электронной процедуры орган контроля размещает (за исключением случаев, предусмотренных подпунктами е" и "ж" данного пункта) не позднее одного рабочего дня со дня, следующего за днем поступления обращения в соответствии с пп. "в" данного пункта, информацию о проведении внеплановой проверки в реестре, предусмотренном ч.21 ст.99 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пп. "д" п.9 Правил не позднее трех часов с момента размещения информации в соответствии с пп. "г" данного пункта заказчику, участнику закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта), поставщику (подрядчику, исполнителю) с использованием единой информационной системы автоматически направляется уведомление о размещении такой информации в реестре, предусмотренном частью 21 статьи 99 Закона о контрактной системе. Такое уведомление считается надлежащим уведомлением заказчика, участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) о месте, дате и времени рассмотрения обращения и проведения проверок, предусмотренных пп. "а" п.13 данных Правил.
При этом, 03.07.2023 Новосибирским УФАС России в адрес ИП Полянской А.М. дополнительно было направлено уведомление с требованием о представлении письменных объяснений по факту неисполнения обязательств по контракту N 0117100010724000017-01. Однако письменных объяснений от ИП Полянской А.М. представлено не было.
Изучив представленные материалы, Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.
В соответствии с п.п. "а" п.15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства РФ N1078 от 30.06.2021 г. (далее - Правила), орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 данных Правил, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
На заседании Комиссии представитель поставщика сослался на несоответствие экспертного заключения заказчика требованиям ст.94 Закона о контрактной системе, в частности, на необходимость создания заказчиком приемочной комиссии не менее чем из пяти человек.
Вместе с тем, согласно ч.6 ст.94 Закона о контрактной системе по решению заказчика для приемки поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, результатов отдельного этапа исполнения контракта может создаваться приемочная комиссия, которая состоит не менее чем из пяти человек.
Таким образом, указанной нормой регламентировано право заказчика на создание приемочной комиссии, а не обязанность.
В соответствии с позицией Минфина России, изложенной в письме N 02-06-05/19472 от 07.03.2023, документ о приемке подписывается заказчиком, или в случае создания приемочной комиссии подписывается всеми членами приемочной комиссии и утверждается заказчиком, либо поставщику (подрядчику, исполнителю) в те же сроки заказчиком направляется в письменной форме мотивированный отказ от подписания такого документа. С учетом изложенного, в случае, если приемочная комиссия отсутствует, документ о приемке подписывается заказчиком самостоятельно.
При этом, Управлением Судебного департамента в Алтайском крае на заседание Комиссии была представлена инструкция "О порядке осуществления закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных нужд в Управлении Судебного департамента в Алтайском крае", утвержденная приказом и. о. начальника Управления Судебного департамента в Алтайском крае, которой предусмотрено следующее.
Исполнитель - сотрудник структурного подразделения, ответственный за реализацию отдельных направлений деятельности Управления Судебного департамента в Алтайском крае на основании нормативных правовых актов, являющихся основанием для возникновения расходных обязательств Российской Федерации в соответствии с Перечнем отделов исполнителей по составлению плана - графика закупок, проектов контрактов, описания объекта закупки для представления в отдел закупок (Приложение N 1 к Инструкции).
Исполнитель на протяжении действия контракта осуществляет взаимодействие с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) по всем организационным вопросам, готовит экспертные заключения (по форме Приложения N 6 к Инструкции) и иные документы о приемке результатов исполнения контракта, либо отдельного этапа исполнения контракта, дополнительные соглашения, соглашения о расторжении контракта.
В соответствии с Перечнем отделов исполнителей по формированию плана-графика закупок, проектов контрактов, описания объекта закупки отдел информатизации и судебной статистики отделом-исполнителем за формирование закупки N 0117100010724000017, в рамках которой заключен данный контракт, является отдел информатизации и судебной статистики.
Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что экспертное заключение N 49 от 08.05.2024 было составлено и подписано сотрудниками отдела информатизации и судебной статистики Управления Судебного департамента в Алтайском крае.
Из изложенного, по мнению Комиссии Новосибирского УФАС России, следует, что экспертное заключение заказчика не нарушает положения ч.6 ст.94 Закона о контрактной системе.
К указанному экспертному заключению заказчиком приложена инструкция по проверке оригинальности расходных материалов, письмо компании "Pantum", согласно которому тонер-картридж TL-5120H, фотобарабан DL-5120 имеют признаки контрафактной продукции, не произведены на заводах компании "Pantum".
Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что инструкция по проверке оригинальности расходных материалов была получена заказчиком посредством обращения Управления Судебного департамента в Алтайском крае в сервисную поддержку компании "Pantum" через официальный сайт (инструкция получена заказчиком с адреса электронной почты servicerussia@pantum.com).
Относительно содержания письма компании "Pantum", приложенного к экспертному заключению, Комиссия Новосибирского УФАС России отмечает, что не обладает полномочиями по определению достоверности и подложности информации, представленной в официальных письмах производителей товаров.
На основании изложенного, а также с учетом того, что Комиссии Новосибирского УФАС России и заказчику от ИП Полянской А.М. не были представлены какие-либо документы и информация, подтверждающие невозможность надлежащего исполнения контракта в полном объеме, Комиссия считает, что Управление Судебного департамента в Алтайском крае правомерно приняло решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение и экспертное заключение заказчика в судебном порядке не обжалованы.
Таким образом, изложенное подтверждает отсутствие добросовестного поведения в действиях общества, выраженное в непринятии мер к исполнению контракта.
Доказательств наличия объективных препятствий организации исполнить контракт в установленный срок не представлено.
Реестр недобросовестных поставщиков с одной стороны является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств. С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Следовательно, реестр недобросовестных поставщиков представляет собой механизм защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков), созданный, в том числе, с целью обеспечения эффективного использования бюджетных средств в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
Индивидуальным предпринимателем не были предприняты все необходимые и разумные меры с целью исполнения контракта, в связи с чем включение сведений о нём в реестр недобросовестных поставщиков является необходимой мерой ответственности, поскольку служит для ограждения государственных заказчиков от недобросовестных поставщиков.
В силу положений абзаца 3 пункта 1 статьи 2 ГК РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение, прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Таким образом, индивидуальный предприниматель несет самостоятельные риски ведения ей предпринимательской деятельности и должна прогнозировать последствия, в том числе, и негативные, связанные с ее осуществлением.
Нарушений со стороны заказчика антимонопольным органом не установлено.
Включение сведений в РНП не подавляет экономическую самостоятельность и инициативу хозяйствующего субъекта, не ограничивает чрезмерно его право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности и в данном случае не препятствует осуществлению хозяйственной деятельности (Определение ВАС РФ от 11.05.2012 N ВАС-5621/12).
Таким образом, поскольку ИП Полянской А.М. не были исполнены обязательства по контракту, у Комиссии Новосибирского УФАС России нет правовых оснований для невключения сведений об ИП Полянской А.М. в реестр недобросовестных поставщиков.
Руководствуясь ст.95, ст.104 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации", Комиссия Новосибирского УФАС России
РЕШИЛА:
Включить в реестр недобросовестных поставщиков сведения об индивидуальном предпринимателе Полянской Анне Михайловне (ИНН 636705222922, адрес: 443531, Самарская обл., 2 Воскресенка, пос. Молодогвардейский, ул. 47 км, 1, 14) сроком на 2 (два) года.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии А.М. Заргаров
Члены Комиссии А.В. Новосельцева
Е.Е. Дадажанова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 3 июля 2024 г. N 054/06/104-1680/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.07.2024