рассмотрев обращение заказчика - ФГКУ "Енисей" о включении информации в реестр недобросовестных поставщиков в отношении ООО "Регион-СДВ" (ИНН 3810085618, ЕРУЗ 23085703) в связи с расторжением контракта - односторонним отказом заказчика от исполнения контракта от 26.01.2024 N 0391100017423000033/1 на поставку мазута топочного (ИКЗ 231750800285075080100100760011920244, реестровый номер 1750800285024000002), при участии по видеоконференцсвязи представителей заказчика Молчановой Е.В. (доверенность от 29.02.2024 N3), Крауза А.Ю. (доверенность от 04.07.2024 N12), в отсутствие представителя поставщика (о дате, времени и месте рассмотрения сведений уведомлен надлежащим образом),
УСТАНОВИЛА:
02.07.2024 в адрес Забайкальского УФАС России от заказчика - ФГКУ "Енисей" поступили сведения об одностороннем отказе от исполнения контракта на поставку мазута топочного от 26.01.2024 с ООО "Регион-СДВ" (далее - поставщик). Причиной одностороннего отказа от исполнения контракта является неоднократная не поставка ООО "Регион-СДВ" товара в требуемом по контракту объеме. Из представленных заказчиком документов усматривается, что пунктом 1.2. контракта предусмотрен срок поставки товара: с 01 по 31 марта 2024 года - 300 тонн, с 01 по 30 апреля 2024 года - 120 тонн. Всего поставлено 177,49 тонны (вместо 420 тонн): 13.03.2024 года 27,50 тонны, 25.03.2024 года 35,62 тонны, 25.03.2024 года 28,42 тонны, 26.03.2024 года 28,75 тонны, 10.04.2024 года 28,75 тонны, 22.05.2024 года 28,45 тонны. Заказчиком при направлении требования об оплате неустоек (штрафов, пени) N 106- 53/1508 от 06.06.2024 наряду с расчетом пени указано Поставщику поставить товар в срок до 17.06.2024.
Товар не поставлен.
Таким образом, Поставщик неоднократно нарушил сроки поставки - ни в сроки, установленные контрактом, ни в предоставленный срок до 17.06.2024 товар в требуемом объеме по контракту не поставлен. В ходе заседания комиссии представителями заказчика указано, что на запрос заказчика о ходе исполнения контракта поставщиком направлялось гарантийное письмо от 11.03.2024 N14 о своевременной поставке товара, однако товар не поставлен; каких-либо объяснений на претензии заказчика поставщиком не направлялось. Поставщиком в адрес Забайкальского УФАС России не представлены письменные пояснения о причинах просрочки и непоставки товара.
На основании пункта 5 части 15 статьи 99, пункта 7 статьи 104 Закона о контрактной системе Комиссией проведена внеплановая проверка, в ходе которой установлено следующее. 26.01.2024 между ФГКУ "Енисей" и ООО "Регион-СДВ" по результатам закупки N 0391100017423000033 заключен государственный контракт на поставку мазута (ИКЗ 231750800285075080100100760011920244, реестровый номер 1750800285024000002).
Цена контракта: 17 282 227,12 рублей.
В соответствии с условиями контракта: "1.1.
В соответствии с настоящим Контрактом Поставщик обязуется поставить мазут топочный (далее - Товар) по согласованной номенклатуре, указанной в Приложении N 1 к настоящему Контракту (далее - Спецификация), а Государственный заказчик обязуется обеспечить надлежащую приемку Товара и оплатить его в порядке и сроки, предусмотренные настоящим Контрактом.
1.2. Срок поставки товара: с 01 по 31 марта 2024 года - 300 тонн; с 01 по 30 апреля 2024 года - 120 тонн.
1.3. Товар поставляется в авто- и(или) Ж/Д цистернах.
1.4. Место поставки товара: РФ, Забайкальский край, пгт. Карымское, ул. Читинская, д. 5, (В случае поставки ж/д транспортом - станция назначения Карымская Забайкальской железной дороги код станции 943108, код предприятия 9716) 1.5.
Условия поставки Поставка товара осуществляется силами и средствами. Поставщика, с предоставлением действующих сертификатов соответствия, паспортов качества производителя товара на русском языке, для подтверждения соответствия поставляемого товара характеристикам.
1.6. Наименование товара и производитель поставляемых товаров, должны соответствовать наименованию товара и его производителю, указанным в представляемых при поставке товара документах.
1.7. Приемка Товара Заказчиком производится в рабочие дни с 08-00 часов до 17-00 часов (время Читинское). Поставщик уведомляет Заказчика о предполагаемой дате поставки Товара не менее чем за 2 рабочих дня.
5.4. Поставщик обязан: 5.4.1.Своевременно и надлежащим образом поставить Товар надлежащего качества и представить Государственному заказчику отчетную документацию по итогам исполнения настоящего Контракта. 5.4.2.
Своевременно предоставлять Заказчику достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств по Контракту, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении Контракта. 5.4.3.Обеспечивать соответствие поставляемого Товара требованиям качества, безопасности жизни и здоровья, а также иным требованиям сертификации, безопасности (санитарным нормам и правилам, государственным стандартам техническим условиям и т.п.), лицензирования, установленным действующим законодательством Российской Федерации. 5.4.4.Обеспечить устранение недостатков и дефектов, выявленных при приеме-передаче (при необходимости - и в течение гарантийного срока) за свой счет. 5.4.5.В случае выявления недостатков и дефектов поставленного товара, а также в период гарантийного срока Поставщик обязан возместить Государственному заказчику все затраты, связанные с проведением экспертизы. 5.4.6.
Представить Заказчику сведения об изменении своего фактического местонахождения в срок не позднее 5 рабочих дней со дня соответствующего изменения. В случае непредставления в установленный срок уведомления об изменении адреса фактическим местонахождением Поставщика будет считаться адрес, указанный в настоящем Контракте. 5.4.7.
Гарантировать качество Товара. 10.2.
Расторжение контракта допускается по соглашению Сторон, в случае одностороннего отказа Стороны от исполнения Контракта, по решению суда". Заказчику поставлен товар в объеме 177,49 тонны (при установленном условиями контракта объеме 420 тонны).
Согласно информации ЕИС (документам о приемке и оплате, размещенным в ЕИС), стоимость принятых и оплаченных обязательств 7 303 386,92 рублей из 17 282 227,12 рублей. В адрес поставщика заказчиком направлялись претензии - требования об оплате неустоек от 26.04.2024 N106-53/1174, от 06.06.2024 N106-53/1508, от 01.07.2024 N106-53/1711.
Требования о поставке товара не исполнено, неустойка не оплачена. 18.06.2024 заказчиком принято решение об одностороннем отказе в связи с тем, что поставщиком неоднократно нарушены сроки поставки товара. 01.07.2024 государственный контракт расторгнут. Рассмотрев представленные документы, Комиссия приходит к следующим выводам.
В силу обязательства одно лицо обязано совершить в пользу другого лица определенное действие, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности (ст. 307 Гражданского кодекса Российской Федерации). Обязательства должны исполняться надлежащим образом, односторонний отказ от исполнения не допускается (ст.ст. 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации). Поставка товаров для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основе государственного или муниципального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных или муниципальных нужд (пункт 2 статьи 530 ГК РФ).
К отношениям по поставке товаров для государственных или муниципальных нужд применяются правила о договоре поставки (статьи 506 - 522), если иное не предусмотрено правилами Гражданского кодекса РФ (пункты, 1, 2 статьи 525 Кодекса).
Согласно статье 526 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по государственному или муниципальному контракту на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд (далее - государственный или муниципальный контракт) поставщик (исполнитель) обязуется передать товары государственному или муниципальному заказчику либо по его указанию иному лицу, государственный или муниципальный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров. По общему правилу только надлежащее исполнение прекращает обязательство (статья 408 ГК РФ).
Согласно пункту 2 статьи 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:
1) при существенном нарушении договора другой стороной;
2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором. Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора. В пункте 1 статьи 469 ГК РФ предусмотрено, что продавец обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует договору купли-продажи. Пунктом 1 статьи 523 ГК РФ предусмотрено, что односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450 ГК РФ).
Из пункта 3 статьи 523 ГК РФ следует, что нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях: поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок; неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом. Указанное условие предусмотрено разделом 10.2 контракта. Заказчиком 18.06.2024 принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по причине неоднократного нарушения сроков поставки товара обществом "Регион-СДВ". Законом о контрактной системе предусмотрен порядок одностороннего отказа от исполнения контракта.
Согласно части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Принятое заказчиком решение размещено 18.06.2024 в ЕИС, получено поставщиком 18.06.2024.
Согласно части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 14 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта. Поскольку нарушения, послужившее основанием для принятия решения заказчика, поставщиком не устранены, контракт расторгнут 01.07.2024.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что порядок расторжения контракта, предусмотренный Законом о контрактной системе, заказчиком не нарушен.
В силу требований части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами. Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков утверждены постановлением Правительства РФ от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации", (далее - Правила). Заказчиком в антимонопольный орган направлено обращение по форме, предусмотренной приложением N1 постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N1078.
Поставщиком не представлены возражения относительно расторжения контракта и включения сведений в РНП.
В силу требований пункта 13 Правил, части 7 статьи 104 Закона о контрактной системе федеральный орган исполнительной власти осуществляет проверку содержащихся в представляемых заказчиком документах и информации фактов. В случае подтверждения этих фактов информация включается в реестр недобросовестных поставщиков.
В силу требований пункта 15 Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие: принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта; надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Комиссией, анализируя указанные основания, установлено:
- нарушения законодательства о контрактной системе при принятии решения об одностороннем отказе от исполнения контракта от 18.06.2024, направлении его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещении в единой информационной системе заказчиком не допущены;
- заказчиком подтверждены факты существенного нарушения поставщиком условий контракта (поставщиком неоднократно допущены нарушения сроков поставки, товар в объеме более 50% не поставлен - не поставлено 242,51 тонны из предусмотренных контрактом 420 тонн);
- поставщиком не представлены пояснения о ходе исполнения контракта, в том числе информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта. Исходя из статьи 104 Закона о контрактной системе реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств. Одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) является ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в закупках по размещению государственного и муниципального заказов (части 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе). ООО "Регион-СДВ" осуществляет предпринимательскую деятельность.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательская деятельность осуществляется на свой риск. Принимая решение об участии в закупке, общество, тем самым, возложило на себя риск неблагоприятных последствий, предусмотренных за нарушение требований Закона о контрактной системе.
В соответствии с положениями статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство. Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств. При этом, в соответствии с разъяснениями Конституционного Суда Российской Федерации, изложенными в Постановлениях от 30.07.2001 N13-П и от 21.11.2002 N15-П, меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения. Исходя из целей и последствий включения субъекта в реестр недобросовестных поставщиков, такая мера применяется, в том числе, с обязательным определением субъективной стороны (вины), выражающейся в сознательном совершении действий по неисполнению условий контракта, либо непринятии им всех необходимых мер по его исполнению, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только ненадлежащее исполнение условий контракта, которое предполагает недобросовестное поведение лица.
Таким образом, исключительно наличие факта принятого заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта не является достаточным для принятия решения о включении лица в РНП без установления причин, оснований и обстоятельств, вызвавших неисполнение условий контракта. Из указанного следует, что основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является ненадлежащее исполнение договора, которое предполагает недобросовестное поведение поставщика (подрядчика, исполнителя), совершение им умышленных действий (бездействия), в том числе, приведших к невозможности надлежащего исполнения договора. Рассмотрев представленные документы, сведения и пояснения заказчика, Комиссия пришла к выводу, что они свидетельствуют о недобросовестном поведении поставщика ООО "Регион- СДВ", поскольку действия общества не свидетельствуют о его намерении исполнить условия контракта от 26.01.2024.
Поставщиком не представлены документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта. Поставщиком не только допущено неоднократное нарушение сроков поставки товара, но и непоставка более 50% товара, требуемого заказчику для обеспечения надлежащего температурного режима в местах хранения материальных ценностей. Поскольку в ходе проведения проверки достоверность представленной заказчиком информации документально подтверждена, Комиссия
установила
факт недобросовестного поведения поставщика в рамках исполнения контракта, и не выявила в действиях заказчика нарушений Закона о контрактной системе при принятии решения о расторжении контракта и его направлении поставщику, сведения в отношении общества подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков. Исходя из изложенного, руководствуясь Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации", пунктом 5 части 15 статьи 99, частью 7 статьи 104 Федерального закона от 5 апреля 2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия на основании результатов проведенной проверки,
РЕШИЛА:
Сведения, представленные государственным заказчиком - ФГКУ "Енисей" в отношении ООО "Регион-СДВ" (ИНН 3810085618, ОГРН: 1203800019697, КПП: 381001001, ЕРУЗ 23085703; адрес: 664014, Иркутская область, г. Иркутск, ул. Полярная, д. 117а, офис 206; генеральный директор: Багдуев Роман Александрович, ИНН 380202107549) включить в реестр недобросовестных поставщиков в связи с расторжением контракта - односторонним отказом заказчика от исполнения контракта от 26.01.2024 N 0391100017423000033/1 на поставку мазута топочного (ИКЗ 231750800285075080100100760011920244, реестровый номер 1750800285024000002).
Датой включения сведений в отношении ООО "Регион-СДВ" в реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе (официального сайта в Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг). Решение, принятое комиссией Забайкальского УФАС России по результатам рассмотрения сведений может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия. Председатель комиссии Т.И. Яковлева Члены комиссии: А.О. Осипова В.В. Еремина
2024-3500
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Забайкальскому краю от 9 июля 2024 г. N РНП-75-65
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.07.2024