Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председателя Комиссии - начальника отдела Грицай М.А.; членов Комиссии - главного государственного инспектора Хоменко Е.М., ведущего специалиста-эксперта Мулагалеева А.Р. (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Зенит" (далее - податель жалобы) на действия аукционной комиссии уполномоченного органа - Агентства государственного заказа Красноярского края (далее - аукционной комиссии, уполномоченный орган) при проведении электронного аукциона ЭА-N-10425/24 "На поставку с доставкой секций стульев многоместных для нужд КГБУЗ КККОД им. А.И. Крыжановского" с извещением N 0119200000124009688 (далее - электронный аукцион), размещенного на электронной площадке АО "ТЭК-Торг" (далее - оператор электронной площадки),
установила
следующее. В адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона. Существо жалобы: нарушение аукционной комиссией требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) при рассмотрении заявок участников электронного аукциона. Жалоба поступила в адрес Красноярского УФАС России в срок, установленный частью 2 статьи 105 Закона о контрактной системе, соответствовала требованиям части 4 статьи 105 указанного закона, в связи с чем подлежала принятию к рассмотрению по существу. В адрес подателя жалобы, государственного заказчика - КГБУЗ "Красноярский краевой клинический онкологический диспансер им. А.И. Крыжановского" (далее - заказчик), аукционной комиссии, уполномоченного органа, оператора электронной площадки были направлены уведомления о содержании жалобы с информацией о месте и времени рассмотрения жалобы. На рассмотрении жалобы по существу присутствовали представители уполномоченного 2024-11236 органа, аукционной комиссии, подателя жалобы, надлежащим образом подтвердившие свои личности и полномочия. Из доводов подателя жалобы следует, что аукционной комиссией было принято неправомерное решение об отклонении заявки подателя жалобы. Податель жалобы отмечает, что при принятии указанного решения аукционная комиссия неправомерно руководствовалась положениями Постановления Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719, в то время как подлежали применению нормы решения Совета Евразийской экономической комиссии от 23 ноября 2020 г. N 105.
Соответственно, аукционная комиссия должна была допустить заявку подателя жалобы до участия в закупке, поскольку требования Постановления Правительства РФ от 30.04.2020 N 616 были соблюдены. Аукционной комиссией, уполномоченным органом, заказчиком к моменту рассмотрения жалобы по существу были представлены письменные возражения в отношении доводов подателя жалобы. Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, представленные сторонами и размещенные на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - ЕИС), проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия
установила
следующие обстоятельства. В связи с возникшей у заказчика потребностью уполномоченным органом были совершены действия по проведению электронного аукциона с установлением начальной (максимальной) цены контракта в размере 2 223 600,00 рублей. Пунктом 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее, в том числе, информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. С целью реализации указанной нормы Правительством РФ принято Постановление от 30.04.2020 N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей 2024-11236 осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства" (далее - Постановление N 616).
Согласно Приложению к постановлению Правительства N 616 утвержден перечень промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд (далее - Перечень). Пунктом 6 Постановления N 616 установлено, что в целях его реализации:
а) подтверждением производства продукции на территории Российской Федерации является наличие сведений о такой продукции в реестре российской промышленной продукции, размещаемом в государственной информационной системе промышленности в соответствии со статьей 17.1 Федерального закона "О промышленной политике в Российской Федерации" (далее - реестр российской промышленной продукции);
б) подтверждением производства промышленной продукции на территории государства - члена Евразийского экономического союза является наличие сведений о такой продукции в евразийском реестре промышленных товаров государств - членов Евразийского экономического союза, порядок формирования и ведения которого устанавливается правом Евразийского экономического союза (далее - евразийский реестр промышленных товаров).
В соответствии с пунктом 7 Постановления N 616 подтверждением включения сведений в реестр российской промышленной продукции является реестровая запись реестра российской промышленной продукции, сформированная в государственной информационной системе промышленности в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719 "О подтверждении производства российской промышленной продукции" (далее - Постановление N 719).
Пунктом 10 Постановления N 616 установлено, что для подтверждения соответствия закупки промышленных товаров требованиям, установленным Постановлением N 616, участник закупки указывает (декларирует) в составе заявки на участие в закупке:
- в отношении товаров, страной происхождения которых является Российская Федерация, - номера реестровых записей из реестра российской промышленной продукции, а также информацию о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории Российской Федерации, если это предусмотрено Постановлением N 719 (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) на территории Российской Федерации соответствующих операций (условий). Информация о реестровых записях о товаре и совокупном количестве баллов включается в контракт;
- в отношении товаров, страной происхождения которых является государство - член Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации, - номера реестровых записей из евразийского реестра промышленных товаров, а также информацию о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории государства - члена Евразийского экономического союза, если это предусмотрено решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23 ноября 2020 г. N 105 (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) на территории Евразийского экономического союза соответствующих операций (условий). Информация о реестровых записях о товаре и совокупном количестве баллов включается в контракт. Комиссия отмечает, что заказчиком, уполномоченным органом правомерно установлен запрет допуска в соответствии с требованиями Постановления N 616, поскольку товар, являющийся объектом закупки - секция стульев многоместная (ОКПД2 31.01.11.150), включен в Перечень (позиция 135). Кроме того, изучив описание объекта закупки, размещенное в составе извещения о проведении электронного аукциона, Комиссия выявила, что заказчик при наличии объективной потребности установил, в том числе, следующий характеристики к приобретаемому товару: 2024-11236 - "Количество посадочных мест" с неизменным показателем "3", измеряемым в штуках;
- "Секция стульев представляют собой сварную конструкцию, состоящую из балки, опор и стульев" с неизменным показателем "Наличие";
- "Сиденья разделены между собой. Спинки с сиденьем образуют единое целое. Сиденья и спинки выполнены из перфорированной стальной полосы и закреплены на каркасах стульев при помощи сварки" с неизменным показателем "Наличие". Одновременно с вышеизложенным Комиссия установила, что ни Постановлением N 719, ни решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23 ноября 2020 г. N 105 не установлены требования о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) на территории Российской Федерации либо территории Евразийского экономического союза технологических операций (условий) в отношении товара, являющегося объектом закупки. Вместе с тем, отсутствие предъявления в указанных нормативных актах требования о совокупном количестве баллов не отменяет требования пункта 10 Постановления N 616 к участнику закупки о необходимости указания (декларирования) в составе заявки на участие в закупке в качестве подтверждения соответствия предлагаемого к поставке товара требованиям, установленным Постановлением N 616, номеров реестровых записей из реестра российской промышленной продукции, в случае предложения товаров, страной происхождения которых является Российская Федерация, либо номеров реестровых записей из евразийского реестра промышленных товаров, в случае предложения товаров, страной происхождения которых является государство - член Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации. Пунктом 5 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе установлено, что для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должна содержать информацию и документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 Закона о контрактной системе (в случае, если в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке) установлены предусмотренные частью 1 статьи 43 Закона о контрактной системе запреты, ограничения, условия допуска). В случае отсутствия таких информации и документов в заявке на участие в закупке такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
На основании сведений протокола подведения итогов электронного аукциона, а также сведений представленных оператором электронной площадки, Комиссия установила, что на участие в электронном аукционе было подано 2 (две) заявки. Изучив совокупность документов и сведений, имеющихся в содержании заявки подателя жалобы (заявка N1), Комиссия установила, что в составе такой заявки податель жалобы предложил к поставке секцию стульев многоместную, страной происхождения которой является Республика Беларусь. При этом в составе заявки податель жалобы указал (продекларировал) номер реестровой записи (N 000025280) из евразийского реестра промышленных товаров в отношении товара "Скамья Лана".
Также в ходе проведения внеплановой проверки Комиссия проанализировала содержание заявки N 2 и выявила, что участником закупки, подавшим такую заявку, была предложена к поставке секция стульев многоместная, страной происхождения которой является Российская Федерация. При этом в составе заявки участник закупки указал (продекларировал) номер реестровой записи (N 1078\33\2023) из реестра российской промышленной продукции в отношении товара "Стул офисный". При рассмотрении жалобы по существу и проведении внеплановой проверки Комиссия приняла во внимание то обстоятельство, что термины и определения понятий видов мебели и дефектов, возникающих в процессе изготовления, определены положениями ГОСТ 20400-2013 "Межгосударственный стандарт. Продукция мебельного производства. Термины и определения" (далее - ГОСТ 20400-2013), за принятие которого проголосовали национальные органы по стандартизации, в том числе, как Российской Федерации, так и Республики Беларусь. 2024-11236 В ГОСТ 20400 2013 установлены термины и определения понятий видов мебели, в том числе, следующие и имеющие значение при рассмотрении жалобы по существу:
- стул - изделие мебели для сидения одного человека, со спинкой, с подлокотниками или без подлокотников, с высотой сиденья, функционально удобной при сидении за столами различного вида и назначения;
- мебельная секция - конструктивно законченное изделие мебели, предназначенное для самостоятельного использования или как составная часть блокируемых между собой изделий, составляющих мебель секционную;
- скамья - изделие мебели для сидения и лежания, рассчитанное на размещение сидя двух и более человек, с сиденьем, имеющим обивку или без нее, установленным на ножках или на опоре в виде корпуса, со спинкой и подлокотниками или без них.
Также разделом 3 ГОСТ 26003-2016 "Межгосударственный стандарт. Мебель для общественных помещений. Соединенные в ряд стулья (кресла). Требования и методы испытаний", за принятие которого проголосовали национальные органы по стандартизации, в том числе, как Российской Федерации, так и Республики Беларусь, определено, что размещение стульев (кресел) в единый ряд - отдельные оснащенные крепежными элементами стулья (кресла), соединенными друг с другом в ряд или используемые и хранящиеся по отдельности. Примечание - Лавки (скамейки) с перекладиной или соединенные стационарно с полом или стеной здания стулья (кресла) не являются соединенными в едином ряду. Положения вышеприведенных межгосударственных стандартов в их непосредственной смысловой взаимосвязи с требованиями извещения о проведении электронного аукциона в части фактической потребности заказчика в поставке именно секции стульев многоместной и содержанием заявок на участие в электронном аукционе NN 1, 2 позволили Комиссии прийти к выводу о том, что "секция стульев многоместная", "скамья" и "стул" являются разными товарами по своим конструктивным потребительским свойствам, не отождествляются между собой, исходя из положений указанных межгосударственных стандартов. Следовательно, представив в составе заявки N 1 номер реестровой записи из евразийского реестра промышленных товаров в отношении товара "Скамья Лана", в отсутствие указания (декларирования) в составе заявки на участие в закупке в качестве подтверждения соответствия предлагаемого к поставке товара (секция стульев многоместная) требованиям, установленным Постановлением N 616, номера реестровой записи из евразийского реестра промышленных товаров, податель жалобы не исполнил обязанность, предусмотренную пунктом 5 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе, пунктом 10 Постановления N 616.
К аналогичному выводу Комиссия приходит и в отношении действий участника закупки, подавшего заявку N2 на участие в электронном аукционе, поскольку указанным участником закупки также представлен в составе заявки N 2 номер реестровой записи из реестра российской промышленной продукции в отношении товара "Стул офисный", в отсутствие указания (декларирования) в составе заявки на участие в закупке в качестве подтверждения соответствия предлагаемого к поставке товара (секция стульев многоместная) требованиям, установленным Постановлением N 616, номера реестровой записи из реестра российской промышленной продукции.
В соответствии с частью 5 статьи 49 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки:
1) члены комиссии по осуществлению закупок:
а) рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе;
б) на основании информации, содержащейся в протоколе подачи ценовых предложений, а 2024-11236 также результатов рассмотрения, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта, присваивают каждой заявке на участие в закупке, признанной соответствующей извещению об осуществлении закупки, порядковый номер в порядке возрастания минимального ценового предложения участника закупки, подавшего такую заявку (за исключением случая, предусмотренного пунктом 9 части 3 настоящей статьи, при котором порядковые номера заявкам участников закупки, подавших ценовые предложения после подачи ценового предложения, предусмотренного абзацем первым пункта 9 части 3 настоящей статьи, присваиваются в порядке убывания размера ценового предложения участника закупки), и с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе. Заявке на участие в закупке победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) присваивается первый номер;
2) заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), который должен содержать информацию, предусмотренную пунктами 1, 2, 4 - 7 части 17 статьи 48 Закона о контрактной системе. После подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями заказчик подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки. Пункт 5 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе устанавливает, что заявка на участие в закупке подлежат отклонению в случае непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе (в случае установления в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств). Частью 17 статьи 48 Закона о контрактной системе определено, что протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) должен содержать, в том числе, информацию о принятом в отношении каждой заявки (каждой части заявки), поданной на участие в закупке, решении о соответствии извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным Законом о контрактной системе, с обоснованием такого решения и указанием положений Закона о контрактной системе, извещения об осуществлении закупки, которым не соответствует такая заявка, положений заявки на участие в закупке, которые не соответствуют извещению об осуществлении закупки.
Согласно сведениям протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 25.06.2024 NИЭА1 аукционной комиссией было принято решение об отклонении заявок NN 1, 2 на участие в электронном аукционе на основании пункта 5 части 12 статьи 48 Закона о контратакой системе по следующей причине: "При рассмотрении комиссией по осуществлению закупок заявки на участие в закупке, информации и документов, направленных оператором электронной площадки в соответствии с п. 4 ч. 4 ст. 49 Закона N 44-ФЗ установлено, что заявка участника подлежит отклонению, так как согласно требованиям постановления Правительства РФ от 30.04.2020 N 616 участник закупки указывает (декларирует) в составе заявки на участие в закупке сведения согласно п. 10 постановления Правительства РФ от 30.04.2020 N 616.
В нарушение указанных требований, участником не представлены вышеназванные сведения (участником закупки представлены реестровые записи из реестра российской промышленной продукции, в соответствии с которыми совокупное количество баллов не соответствует требованиям Постановления Правительства Российской Федерации от 17.07.2015 N 719).
На основании п.5 ч.12 ст.48 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ заявка участника подлежит отклонению". Проанализировав совокупность документов и сведений, представленных в материалы проверки, Комиссия установила, что само по себе решение об отклонении заявок NN 1, 2 на участие в электронном аукционе на основании пункта 5 части 12 статьи 48 Закона о контратакой системе аукционной комиссией принято правомерно, поскольку участниками закупки не были 2024-11236 представлены номера реестровых записей из евразийского реестра промышленных товаров либо реестра российской промышленной продукции соответственно в качестве подтверждения соответствия предлагаемого к поставке товара (секция стульев многоместная) требованиям, установленным Постановлением N 616, при условии, что их представление предусмотрено пунктом 5 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе. Указанный факт также подтвержден и письменными пояснениями аукционной комиссии, представленными в ходе рассмотрения Комиссией жалобы по существу. Вместе с тем, учитывая вышеизложенные выводы Комиссии относительно факта неустановления ни Постановлением N 719, ни решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23 ноября 2020 г. N 105 требований о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) на территории Российской Федерации либо территории Евразийского экономического союза технологических операций (условий) в отношении товара, являющегося объектом закупки, Комиссия пришла к выводу о том, что положения заявок NN 1, 2, которые не соответствуют извещению об осуществлении закупки и которые указаны в протоколе подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 25.06.2024 NИЭА1 в качестве фактической причины отклонения рассматриваемых заявок, указано неправомерно, следовательно, указанные действия аукционной комиссии совершены с нарушением требований части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе. При таких обстоятельствах довод подателя жалобы в рассматриваемой части признается Комиссией обоснованным. Указанные действия содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 2.1 статьи 7.30 КоАП РФ.
На основании вышеизложенных обстоятельств, в результате рассмотрения жалобы по существу и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частями 3, 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе Комиссия Красноярского УФАС России
решила:
1. Признать жалобу ООО "Зенит" частично обоснованной.
2. Признать аукционную комиссию нарушившей требования части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе.
3. В целях устранения допущенного нарушения требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок, прав и законных интересов участников закупки выдать заказчику, аукционной комиссии предписание о внесении изменений в протокол подведения итогов электронного аукциона.
4. Передать материалы по жалобе и результатам внеплановой проверки уполномоченному должностному лицу Красноярского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица, допустившего выявленное нарушение требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок. Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд Красноярского края в течение трех месяцев со дня его принятия Председатель Комиссии М.А. Грицай Члены Комиссии Е.М. Хоменко А.Р. Мулагалеев Исп.Хоменко Е.М. тел.8(391)2110144 2024-11236
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 3 июля 2024 г. N 024/06/106-2031/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.07.2024