Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению обращений о внесении сведений в реестр недобросовестных поставщиков в составе: Председатель Комиссии - М.А. Дударева, заместитель руководителя; члены Комиссии - М.А. Грицай, начальник отдела; Г.Г. Мамедова, ведущий специалист - эксперт (далее - Комиссия), рассмотрев обращение заказчика - Администрации г. Назарово Красноярского края (далее - заказчик) с просьбой о внесении сведений о Батищевой Т.В. (далее - участник закупки) (ИНН 245600926851) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с уклонением участника закупки от заключения контракта по результатам проведения электронного аукциона "Приобретение жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам из их числа" (далее - контракт), извещение N 0819300027024000028 (далее - аукцион), установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступило обращение заказчика о включении сведений об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков в связи с уклонением участника закупки от заключения контракта по результатам проведения электронного аукциона (далее - обращение).
В соответствии с подпунктом "а" пункта 3 раздела II Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённых Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" (далее - Правила ведения РНП), обращение было направлено заказчиком в территориальный орган контроля по месту нахождения заказчика - Красноярское УФАС России.
Поступившее в Красноярское УФАС России обращение сформировано в соответствии с пунктами 4-8 раздела II Правил ведения РНП.
Соответственно, заказчиком соблюдены требования Законодательства о контрактной системе к форме обращения.
Обращение заказчика поступило в Красноярское УФАС России посредством Единой
информационной системы (далее - ЕИС) в соответствии с подпунктом "б" пункта 9 раздела II Правил ведения РНП.
Обращение сформировано и направлено заказчиком в Красноярское УФАС России одновременно с размещением в единой информационной системе протокола признания участника закупки уклонившимся от заключения контракта от 02.07.2024 в соответствии с подпунктом "а" пункта 9 раздела II Правил ведения РНП.
Комиссия установила, что заказчиком соблюдён порядок подачи обращения.
На основании статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и раздела III Правил ведения РНП, Красноярским УФАС России было принято решение о проведении внеплановой проверки факта уклонения участника закупки от заключения контракта.
В установленный законодательством о контрактной системе, а также подпунктом "г" пункта 9 раздела II Правил ведения РНП срок Красноярское УФАС России по адресам электронной почты, указанным в обращении, направило заказчику и участнику закупки уведомления о проведении внеплановой проверки.
В соответствии с законодательством о контрактной системе, а также подпунктом "д" пункта 9 раздела II Правил ведения РНП указанные уведомления также были размещены в ЕИС. Таким образом, лица, привлеченные к рассмотрению вышеуказанного обращения, считаются надлежащим образом уведомленными о его рассмотрении и о проведении внеплановой проверки.
На основании пункта 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссией Красноярского УФАС России проведена внеплановая проверка на предмет соблюдения требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при проведении вышеуказанной закупки.
Из пункта 13 Правил ведения РНП следует, что рассмотрение вопроса о включении информации об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов, осуществляется с участием представителей заказчика и лица, информация о котором направлена заказчиком для включения в реестр. В случае неявки указанных лиц или их представителей рассмотрение указанного вопроса осуществляется в их отсутствие.
До начала заседания Комиссии от сторон поступили письменные пояснения. Также от сторон до начала рассмотрения обращения поступили ходатайства о рассмотрении обращения в их отсутствие.
Указанные ходатайства рассмотрены и удовлетворены.
Заседание Комиссии состоялось 08.07.2024 в 11:50 без участия представителей сторон, уведомленных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения.
Рассмотрев обращение заказчика и приложенные к нему материалы, иные материалы и сведения, представленные заказчиком, участником закупки проведя внеплановую проверку, Комиссия по рассмотрению сведений о недобросовестных поставщиках (подрядчиках, исполнителях) установила следующее.
На официальном сайте zakupki.gov.ru было размещено извещение о проведении электронного аукциона.
Согласно материалам внеплановой проверки протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) был размещён заказчиком 07.06.2024.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе заказчик не позднее двух рабочих дней после размещения в ЕИС протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) размещает в ЕИС проект контракта для подписания поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Из пункта 1 части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе следует, что не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 указанной статьи проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 статьи 51 Закона о контрактной системе:
1) такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта;
2) заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока выполнения участником закупки требований, предусмотренных частями 3 и 5 статьи 51 Закона о контрактной системе:
а) формирует с использованием единой информационной системы и подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта, содержащий дату подписания такого протокола, идентификационный номер заявки участника закупки, уклонившегося от заключения контракта, указание на требования, не выполненные участником закупки;
б) формирует и направляет в соответствии с порядком, предусмотренным частью 10 статьи 104 Закона о контрактной системе, в день размещения в единой информационной системе протокола, предусмотренного подпунктом "а" пункта 2 части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе, обращение о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
в) оператор электронной площадки не позднее одного часа с момента размещения в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе протокола об уклонении участника закупки от заключения контракта направляет такому участнику закупки уведомление о таком размещении.
Частью 7 статьи 51 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заказчик в порядке, установленном указанной статьей, заключает контракт с участником закупки, заявке которого в соответствии с данным законом присвоен следующий порядковый номер и который не отозвал такую заявку в соответствии с указанным законом, в случае:
1) если участник закупки в соответствии с частью 6 указанной статьи признан уклонившимся от заключения контракта;
2) отказа заказчика от заключения контракта в соответствии с частями 9 и 10 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно материалам внеплановой проверки в связи с уклонением 20.06.2024 победителя рассматриваемого аукциона от заключения контракта Батищевой Т.В., как второму участнику закупки, 24.06.2024 заказчиком был направлен проект контракта.
Вместе с тем указанный проект контракта участником закупки в установленный законом срок (01.07.2024) подписан не был.
Согласно письменным пояснениям Батищевой Т.В. в связи с тем, что победителем рассматриваемого аукциона был определён иной участник закупки, жилое помещение по данной закупке (извещение N 0819300027024000028) было продано Батищевой Т.В. в рамках закупки, имеющей извещение N 0819300027024000032, что подтверждается чеком по операции от 21.06.2024, а также заключённым контрактом с реестровым номером 3245600124424000026 от 01.07.2024.
Таким образом, в рассматриваемом случае Комиссия установила, что проект контракта не подписан Батищевой Т.В., поскольку на момент направления ей проекта контракта жилое помещение по рассматриваемому аукциону было продано в рамках иной закупки (извещение N081930002702400003).
Согласно пункту 14 Правил ведения РНП орган контроля принимает решение об отказе во включении информации об участнике закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил, выявлено хотя бы одно из следующих обстоятельств:
а) заказчиком нарушены установленные законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требования:
к определению такого участника закупки лицом, с которым заключается контракт;
к направлению такому участнику закупки проекта контракта, заключению контракта, признанию участника закупки уклонившимся от заключения контракта;
б) участником закупки в срок до признания его в соответствии с данным законом уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта;
в) участником закупки не выполнены требования, предусмотренные указанным законом для заключения контракта, вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится невыполнение требований, предусмотренных Федеральным законом для заключения контракта, по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
Таким образом, учитывая совокупность вышеуказанных материалов, Комиссия установила, что в силу вышеуказанных независящих от участника закупки обстоятельств, проект контракта подписан не был.
Согласно части 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Термин "уклонение от заключения контракта" предполагает не только формальное нарушение требований законодательства, но и отсутствие реального намерения заключить и исполнить контракт, в связи с чем, для включения в реестр недобросовестных поставщиков по данному основанию, помимо факта нарушения, необходимо установить направленность воли и недобросовестный характер поведения победителя аукциона.
Следовательно, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является такое уклонение участника закупки, которое предполагает его недобросовестное поведение, противоречащее законодательству Российской Федерации о контрактной системе и выражающееся в непринятии им всех мер для надлежащего исполнения обязательства, которые требовались от него по характеру обязательства и условиям оборота при надлежащей степени заботливости и осмотрительности, совершенное им при наличии с его стороны умысла или неосторожности.
При этом включение в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой специальную меру ответственности, установленную в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств, о чем указано, в том числе в Определениях Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.09.2012 NВАС-11617/12 и от 12.07.2013 NВАС-8371/13.
Кроме того, Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 4-П, от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П).
Такой правовой подход подлежит применению и при рассмотрении обращений о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков, учитывая, что последствия по применению санкции в виде включения сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков могут иметь более негативный экономический характер, чем наложение штрафа (судебные акты по делам NNВАС-11617/12, А21-4381/2012, А70-11549/2015, А73-2000/2018).
Вместе с этим, к моменту проведения заседания Комиссия не располагала бесспорными доказательствами, свидетельствующими об умышленном и намеренном уклонении участника закупки от заключения контракта по результатам электронного аукциона.
Вышеуказанные обстоятельства исключают признаки недобросовестности в действиях участника закупки, а также исключают признаки наличия умысла в действиях, связанных с уклонением от заключения контракта.
Руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением N1078, Комиссия
РЕШИЛА:
Отказать заказчику во включении сведений о Батищевой Т.В. (ИНН 245600926851) в реестр недобросовестных поставщиков.
Решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в арбитражный суд Красноярского края в течение трех месяцев со дня его принятия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Председатель Комиссии М.А. Дударева
Члены Комиссии
М.А. Грицай
Г.Г. Мамедова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 8 июля 2024 г. N 024/10/104-2071/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.07.2024