Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Кировского УФАС России) в составе:
Зам.председателя комиссии:
- зам. руководителя управления - начальника отдела контроля закупок Кировского УФАС России;
Членов комиссии:
. - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок Кировского УФАС России;
- специалиста-эксперта отдела контроля закупок Кировского УФАС России;
при участии ВКС:
. - представителя ООО "Шамс";
- представителя МБУ ДО "Белохолуницкая детская школа искусств" по доверенности;
рассмотрев материалы МБУ ДО "Белохолуницкая детская школа искусств" о включении сведений об ООО "Шамс" (далее - Подрядчик, Общество) в реестр недобросовестных поставщиков,
УСТАНОВИЛА:
27.06.2024 г. в Единой информационной системе в сфере закупок размещено обращение МБУ ДО "Белохолуницкая детская школа искусств" (далее - Заказчик) о включении сведений в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) ООО "Шамс" в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта на выполнение работ по частичному капитальному ремонту здания МБУ ДО "Белохолуницкая детская школа искусств" (извещение N 0340200003324000024).
В соответствии с ч. 7 ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) рассмотрение данного материала назначено на 03.07.2024 г., откладывалось на 04.07.2024 г., стороны уведомлены надлежащим образом.
Согласно ч. 1 ст. 104 Закона о контрактной системе ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
В силу ч. 7 ст. 104 Закона о контрактной системе в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
Заказчиком в Единой информационной системе в сфере закупок размещено обращение о расторжении контракта в связи односторонним отказом от исполнения контракта из-за существенных нарушений Подрядчиком условий контракта, поскольку в регламентированные сроки Подрядчик не выполнил работы, предусмотренные Приложением N 2 п. 1 контракта, в связи с чем 26.06.2024 г. Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта и размещено в ЕИС. Представитель Заказчика пояснил, что Подрядчиком не были выполнены: "ремонтные работы по замене отмостки, ремонту цоколя, установке водосточной системы и снегозадержателей, замене фасадного освещения, ремонту конструкций крылец запасных выходов, ремонту конструкций основного входа, ремонту канализации в мастерской N6 (внутренней и наружной), замене дверей запасных выходов" в срок до 05.06.2024 г. Отмечает, что Подрядчиком нарушен п. 2.1.13 Контракта, а именно не велись журналы производства работ. Также Подрядчиком нарушен п. 2.1.14 Контракта, так в ходе демонтажа старого сайдинга выявились скрытые работы. Просит включить сведения об Обществе в реестр недобросовестных поставщиков.
На рассмотрении материалов РНП представитель Общества сообщил, что приняты все необходимые меры для исполнения Контракта, вместе с тем Заказчиком в нарушении п. 2.3.2 Контракта не была передана строительная площадка надлежащим образом. Вместе с тем Подрядчиком были начаты работы по п. 3 Приложения N 2 Контракта.
Отмечает, что после заключения контракта Заказчик сообщил о необходимости проведения совещания рабочей комиссии, 28.03.2024 г. по результатам встречи был оформлен Протокол N 1, в ходе совещания Подрядчиком было озвучено о необходимости оперативного решения вопросов, требующих согласования материалов, и о необходимости оформления процедуры передачи объекта. В последующем Подрядчик был уведомлен о дате и времени второго заседания, которое было назначено на 04.04.2024 г., в ходе заседания представителями Заказчика Подрядчику было предложено привлечь к исполнению контракта первого и второго этапа субподрядчика, после согласия были переданы контактные данные субподрядчика, который являлся вторым участником закупки, указанное обстоятельство также отражено в Протоколе N2. На данном заседании Подрядчик повторно попросил передать объект в надлежащей форме, как того требуют условия Контракта, на что Заказчик сообщил, что доступ на объект Подрядчику обеспечен. О последующих датах заседаний подрядчик уведомлен не был, последующие протоколы комиссии по результатам рабочих совещаний не получал.
15.04.2024 г. Подрядчик письмом запросил у Заказчика техническое решение, в котором сообщил, что выполнение работ по стяжке кровли с толщиной 15 мм 40 мм не повлечет за собой достижение заложенных эксплуатационных характеристик и приведет стяжку к последующему разрушению. В этой связи предложил выполнить производство бетонных работ по данному этапу с частичным ремонтом поврежденных мест бетонного слоя, то есть демонтаж поврежденных мест с последующим бетонированием от 50 мм до 100 мм. Также просил заменить обваренные работы арматурного каркаса усиления бетонной стяжки на обвязку вязальной проволокой для усиления несущей способности. На выполнение работ предложенным способом было получено согласие.
Для выполнения п. 1 Приложения N 2 Подрядчик хотел заключить договор субподряда с предложенной Заказчиком организацией, но из-за намеренного растягивания сроков согласования и подписания договора субподряда данной организацией и последующего отказа в заключении договора субподряда, Обществом в адрес Заказчика было направлено уведомление от 13.06.2024 г. о том, что подрядная организация отказалась от заключения договора субподряда и с 17.06.2024 г. к выполнению работ приступит другая субподрядная организация.
17.06.2024 г. Обществом был заключен договор субподряда N17/06 с ИП П. на выполнение субподрядных работ по Контракту в рамках 1 и 2 этапа. 18.06.2024 г. от ИП П. было получено уведомление, что необходимые работы выполняет иной хозяйствующий субъект, который обозначил, что теперь они исполняют спорный Контракт. С ИП П. были затребованы доказательства нахождения иных лиц на объекте, на что последний отправил фотографии объекта (фото прилагаются), где третьи лица приступили к выполнению работ по первому этапу.
По указанным обстоятельствам 24.06.2024 г. ООО "Шамс" обратилось в Прокуратуру Кировской области для дачи действиям Заказчика правовой оценки (копия письма прилагается). Просит не включать сведения об ООО "Шамс" в реестр недобросовестных поставщиков.
Рассмотрев представленные материалы, заслушав пояснения Заказчика, Подрядчика, Комиссия Кировского УФАС России пришла к следующим выводам.
11.01.2024 г. Заказчиком на официальном сайте закупок - zakupki.gov.ru. размещено извещение N 0340200003324000024 о проведении открытого конкурса в электронной форме на проведение работ по строительству, реконструкции, кап. ремонту, сносу объекта кап. строительства в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ на выполнение работ по по частичному капитальному ремонту здания МБУ ДО "Белохолуницкая детская школа искусств". Начальная (максимальная) цена контракта - 19 824 131,29 руб.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 02.02.2024 г. N 0340200003324000024 Победителем электронного конкурса признается участник закупки идентификационный N 115773516, с ценовым предложением 19 824 130,00 руб.
13.02.2024 г. между Заказчиком и Победителем - ООО "Шамс" был заключен контракт на выполнение работ по частичному капитальному ремонту здания МБУ ДО "Белохолуницкая детская школа искусств" на сумму 19 824 130,00 руб. (далее - Контракт).
Приложением N 2 к Контракту согласован "График выполнения работ по частичному капитальному ремонту здания МБУ ДО "Белохолуницкая детская школа искусств":
N п/п |
Наименование работ |
Срок начала/окончания работ |
1. |
Выполнение ремонтных работ по замене отмостки, ремонта цоколя, установки водосточной системы и снегозадержателей, замена фасадного освещения, ремонт конструкций крылец запасных выходов, ремонт конструкций основного входы, ремонт канализации в мастерской N6 (внутренней и наружной), замена дверей запасных выходов |
01.05.2024 - 05.06.2024 (допускается досрочное выполнение ремонтных работ) |
2. |
Выполнение ремонтных работ по отделке фасада |
06.06.2024 - 29.07.2024 (допускается досрочное выполнение ремонтных работ) |
3. |
Замена дверных блоков, ремонт напольного покрытия класса хореографии, ремонт сцены концертного зала, ремонт санузлов, ремонт коридоров и помещений, гардероба, замена линолеума в помещениях, ремонт котельной, замена электрических автоматов, установка отбойной виниловой доски |
30.07.2024 - 15.08.2024 (допускается досрочное выполнение ремонтных работ) |
Дата начала работ по Контракту: "01" мая 2024 г.
Дата окончания работ по Контракту: "15" августа 2024 г.
Согласно п. 1.1. по настоящему контракту Подрядчик обязуется выполнить работы по частичному капитальному ремонту здания МБУ ДО "Белохолуницкая детская школа искусств" (далее - работы), в соответствии с Локальной сметой N1 (Приложение N1 к Контракту) и сдать результаты выполненных работ Заказчику, а Заказчик обязуется принять и оплатить результаты работ в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим контрактом.
В соответствии с п. 1.2. Контракта содержание, этапы и сроки выполнения работ определяются в соответствии с согласованным Сторонами графиком выполнения работ, являющимся неотъемлемой частью настоящего Контракта (Приложение N 2).
Согласно п. 1.5. Контракта сроки выполнения работ:
Начало выполнения работ: с "01" мая 2024 года.
Окончание работ: до "15" августа 2024 года (включительно).
Подрядчик вправе досрочно выполнить Работы, предусмотренные Контрактом, полностью или частично, а Заказчик вправе досрочно принять и оплатить такие Работы, при этом Подрядчик не вправе требовать увеличения цены Контракта.
Работы по контракту выполняются непрерывно. Заказчик и подрядчик, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации, контрактом, не вправе приостанавливать выполнение работ.
В силу п. 2.1.13 Контракта Подрядчик обязан с момента начала работ на объекте и до их завершения вести оформленные и заверенные в установленном порядке журналы производства работ на русском языке по типовым формам, согласно действующим нормам и правилам.
Согласно п. 2.1.14. Контракта Подрядчик обязан известить Заказчика и технический надзор о готовности скрытых работ и приемке ответственных конструкций за 48 часов до начала приемки соответствующих работ. Приступить к выполнению последующих работ только после приемки Заказчиком скрытых работ и ответственных конструкций и составления актов освидетельствования скрытых работ и актов приемки ответственных конструкций. Если закрытие работ выполнено без подтверждения Заказчика в случае, когда он не был информирован об этом или информирован с опозданием, Подрядчик обязан по требованию Заказчика за свой счет вскрыть любую часть скрытых работ согласно указанию Заказчика, а затем восстановить за свой счет. Производственный акт или акт освидетельствования скрытых работ составляются в присутствии ответственных представителей Подрядчика, Заказчика, технического надзора Заказчика.
В соответствии с п. 2.3.2. Контракта Заказчик обязан в течение 5 дней со дня, следующего за днем заключения контракта, передать подрядчику по акту приема-передачи строительную площадку, а также документы, которые определены приложением к контракту, являющимся его неотъемлемой частью, а в случае получения мотивированного отказа подрядчика от подписания проекта акта приема-передачи осуществить одно из следующих действий:
в течение 5 дней со дня, следующего за днем получения мотивированного отказа подрядчика от подписания проекта акта приема-передачи, устранить замечания, указанные в таком мотивированном отказе, и повторно передать подрядчику по акту приема-передачи строительную площадку, а также документы, которые определены приложением к контракту, являющимся его неотъемлемой частью;
согласовать с подрядчиком новый срок передачи таких строительной площадки и документов (в случае, если в установленный контрактом срок невозможно устранить замечания, указанные в мотивированном отказе подрядчика от подписания проекта акта приема-передачи);
направить подрядчику требование о приемке по акту приема-передачи строительной площадки, а также документов, которые определены приложением к контракту, являющимся его неотъемлемой частью, с указанием причин отказа заказчика от устранения замечаний, указанных в мотивированном отказе подрядчика от подписания проекта акта приема-передачи.
При этом, согласно п. 2.3.3. Заказчик обязан обеспечить Подрядчику доступ к месту выполнения работ в течение срока выполнения работ.
В силу п. 11.2. расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством и статьей 95 Федерального закона N 44-ФЗ.
Согласно п. 11.3. Контракта Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по следующим основаниям:
- неоднократное неисполнение обязательств Подрядчиком требований настоящего Контракта оформленных актом об обнаружении дефектов два и более раз;
- необоснованная Подрядчиком приостановка работ, с нарушением исполнения календарного графика более чем на 30 дней;
- по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено Контрактом.
В ходе рассмотрения материалов РНП представитель Заказчика пояснил, что Заказчиком во исполнение п. 2.3.2 Контракта, Локальная смета N 1 была передана Жигулиной Э.А. 15.02.2024 г. при ее визите в управление финансов администрации Белохолуницкого муниципального района. Акт-передачи не оформлялся.
На рассмотрении материалов представитель Подрядчика пояснили, что во исполнение п. 2.1.13 Контракта журнал производства работ ведется по факту выполнения работ. А о скрытых работах сообщается Заказчику по итогам выполнения данных работ.
Письмом от 15.04.2024 г. N б/н Подрядчик запросил у Заказчика техническое решение, в котором сообщил, что выполнение работ по стяжке кровли с толщиной 15 мм 40 мм не повлечет за собой достижение заложенных эксплуатационных характеристик и приведет стяжку к последующему разрушению. В этой связи предложил выполнить производство бетонных работ поданному этапу с частичным ремонтом поврежденных мест бетонного слоя, то есть демонтаж поврежденных мест с последующим бетонированием от 50 мм до 100 мм. Также просил заменить обваренные работы арматурного каркаса усиления бетонной стяжки на обвязку вязальной проволокой для усиления несущей способности.
15.04.2024 г. письмом N б/н Подрядчик уведомил Заказчика о замене линолеума.
В ответ 15.04.2024 г. Заказчик направил письмо N 45 о согласовании замены линолеума.
22.05.2024 г. Подрядчик письмом N б/н сообщил Заказчику о намерении им заключить договор субподряда.
13.06.2024 г. Подрядчик уведомил Заказчика об отказе предложенной им подрядной организации от заключения договора субподряда на выполнение работ по 1 и 2 этапам Контракта.
17.06.2024 г. Подрядчик заключил договор субподряда с ИП П.
Письмом от 18.06.2024 г. субподрядчик уведомил Подрядчика о том, что работники другой организации выполняют ремонтные работы на объекте.
Согласно статье 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со статьей 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
Согласно п. 2 ст. 715 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
Частью 9 ст. 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте.
Согласно информации, размещенной в ЕИС, решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта получено Подрядчиком 13.06.2024 г. 13:18 ч.
Поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта (п. 3 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Таким образом, датой надлежащего уведомления Заказчиком Подрядчика является 13.06.2024 г.
Согласно ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Учитывая, что в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения Контракта нарушения условий Контракта, послужившие основаниями для принятия указанного решения, не устранены, решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в соответствии с частью 13 статьи 95 Закона вступило в законную силу 27.06.2024 г.
В соответствии с ч. 16 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Согласно ч. 4 ст. 104 Закона о контрактной системе заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
Информация, предусмотренная частью 4 статьи 104 Закона о контрактной системе, направлена Заказчиком в адрес Кировского УФАС России в установленный законом срок - 27.06.2024 г.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Правовым последствием нарушения условий контракта является включение сведений о поставщике в реестр недобросовестных поставщиков, что является дополнительной мерой ответственности, помимо тех, которые предусмотрены ст. 34 Закона о контрактной системе (пени, штрафы).
Включение в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах. Как мера публичной ответственности такое включение общества в реестр недобросовестных поставщиков должно отвечать принципам справедливости, соразмерности, пропорциональности государственного принуждения характеру совершенного правонарушения.
Согласно части 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 18.07.2008 N 10-П федеральный законодатель, обладая достаточной свободой усмотрения в определении конкретных видов государственного контроля (надзора), оснований, форм, способов, методов, процедур, сроков его проведения, состава мер государственного принуждения, применяемых по итогам контрольных мероприятий, а также конкретного порядка финансового обеспечения, вместе с тем связан общими конституционными принципами организации системы органов государственной власти, а осуществляемое им регулирование должно соответствовать юридической природе и характеру общественных отношений, складывающихся в сфере государственного контроля (надзора), вводимые же ограничения прав и свобод граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью, - быть соразмерными конституционно значимым целям и во всяком случае не создавать препятствий их экономической самостоятельности и инициативе.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в статье 1 Закона о контрактной системе, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, а следовательно, защиту государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
При этом такими действиями (бездействием) нарушаются права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и сроков исполнения контракта, исключается (умаляется) эффективность использования бюджетных средств, обеспечение публичных интересов в рамках соответствующих правоотношений. Участник аукциона, самостоятельно принявший решение об участии в размещении заказа и претендующий на заключение государственного (муниципального) контракта и его надлежащее исполнение, обязан учесть специфику заключения и исполнения контракта и соблюсти все предусмотренные для этого условия. В ином случае для него возникает риск наступления соответствующих неблагоприятных последствий, в том числе риск принятия уполномоченным органом решения о включении его в РНП.
Реестр недобросовестных поставщиков является мерой публично-правового характера, антимонопольный орган в каждом конкретном случае выясняет причины неисполнения контракта и оценивает существенность допущенного нарушения.
Вместе с тем, отказ Заказчика от исполнения контракта имеет значение не как такового основания для включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков, а выступает поводом для передачи сведений о допущенных нарушениях уполномоченному органу, для проведения проверки этих сведений в соответствии с частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе.
Верховный Суд Российской Федерации также неоднократно разъяснял, что при рассмотрении вопроса о законности решения уполномоченного органа о включении или невключении лица в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. Антимонопольный орган при принятии решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков не должен ограничиваться формальной проверкой, а должен устанавливать по делу обстоятельства недобросовестного поведения поставщика.
Включение сведений об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков осуществляется лишь в случае, если антимонопольный орган в результате проведенной проверки установит факт направленности его действий на несоблюдение условий контракта или уклонение от его исполнения.
Как разъяснено в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения. По общему правилу части 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, применяемые государственными органами санкции должны назначаться с учетом характера допущенного нарушения, размера причиненного вреда, наличия и степени вины нарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (постановления от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П).
В соответствии с пп. а). п. 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1078, орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных пп. а). п. 13 настоящих Правил поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
Согласно пояснениям Подрядчика, Заказчик не передал по акту приема-передачи строительную площадку, а также документы, которые определены приложением к контракту, являющимся его неотъемлемой частью.
Данное обстоятельство, с учетом п. 2.3.2 Контракта, могло повлиять на выполнение обязательств со стороны Подрядчика, так как препятствовало возможности выполнения работ, предусмотренных Контрактом.
При рассмотрении материалов РНП Подрядчиком представлены документы о принятии им мер к надлежащему исполнению обязательств по контракту, что подтверждается: направлением писем о согласовании материалов (письма от 15.04.2024 г.); частичным выполнением работ по третьему этапу (отделка фасада, ремонт санузлов, окрашивание стен, замена линолеума) (акт о приемке выполненных работ от 13.02.2024 г. N 0340200003324000024, фотоматериалы), уведомлением Заказчика о намерении Подрядчика заключить договор субподряда (письмо от 22.05.2024 г.); покупкой строительных материалов (договор купли-продажи от 12.03.2024 г. N 2, счет от 15.03.2024 г. N 2; договор купли-продажи от 27.03.2024 г. N 4, счет от 27.03.2024 г. N 4; договор купли-продажи от 01.04.2024 г. N 5, счет от 01.04.2024 г. N 5); действиями, направленными на заключение договора субподряда с предложенной Заказчиком организацией и ее отказ от его заключения (письмо от 13.06.2024 г.); заключением договора субподряда от 17.06.2024 г. с ИП П., в том числе для выполнения работ по 1 этапу.
Общество является субъектом малого предпринимательства, для которого участие в закупках представляет собой возможность стабильного продолжения осуществления предпринимательской деятельности, сохранив рабочие места.
Учитывая, что Подрядчиком предприняты меры к исполнению контракта, а также к устранению нарушения, явившегося основанием для одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта. Представленные фото - и видео - материалы свидетельствуют о невозможности Подрядчиком устранить нарушения в установленный законом 10 - дневный срок, так как работы выполнялись иной организацией. В связи с чем, Комиссия Кировского УФАС России считает возможным не включать Общество в Реестр недобросовестных поставщиков.
Руководствуясь ст. 99, ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" комиссия,
РЕШИЛА:
Сведения, представленные МБУ ДО "Белохолуницкая детская школа искусств" в отношении ООО "Шамс" в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта на выполнение работ по частичному капитальному ремонту здания МБУ ДО "Белохолуницкая детская школа искусств" (извещение N 0340200003324000024), в Реестр недобросовестных поставщиков не включать.
В соответствии с ч. 11 ст. 104 ФЗ от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области от 4 июля 2024 г. N 043/10/104-574/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.07.2024