Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
Шмаковой Т.П. - заместителя руководителя управления, председателя Комиссии;
Алексиной А.П. - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии;
Буньковой Д.А. - специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии;
рассмотрев представленное обращение Омского летно-технического колледжа гражданской авиации имени А.В. Ляпидевского - филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Ульяновский институт гражданской авиации имени Главного маршала авиации Б.П. Бугаева" (далее - заказчик, ОЛТК ГА - филиал ФГБОУ ВО УИ ГА) об обществе с ограниченной ответственностью "Стройинвест" (далее - ООО "Стройинвест", общество, подрядчик) для включения в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Реестр) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта N 166 от 12.12.2023 (далее - контракт), заключенного по результатам осуществления закупки в форме запроса котировок в электронной форме "Выполнение работ по текущему ремонту кровли здания общежития N5 ОЛТК ГА" (извещение N 0352100007423000166) (далее - запрос котировок, закупка),
в отсутствие представителя общества, надлежащим образом извещенного,
в присутствии представителя заказчика - Курбатова Юрия Николаевича (доверенность от 05.07.2024 N 18)
УСТАНОВИЛА:
1. 27.06.2024 в Омское УФАС России с использованием единой информационной системы заказчиком было направлено обращение о включении информации о подрядчике в Реестр (вх. N 5787-ЭП/24).
На основании подпункта "ж" пункта 9 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Правила), Омским УФАС России 27.06.2024 в адрес заказчика было направлено уведомление о несоответствии обращения о включении информации об обществе в Реестр (к обращению не было приложено решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта).
На основании подпункта "з" пункта 9 Правил, частей 2 и 4 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе) заказчиком повторно 02.07.2024 в Омское УФАС России было направлено обращение о включении информации об ООО "Стройинвест" в Реестр с приложением решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (вх. N 5960-ЭП/24).
При этом следует отметить, что обращение направлено заказчиком с нарушением требований части 16 статьи 95 и части 4 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе.
Из представленных документов следует, что 29.11.2023 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (далее - официальный сайт ЕИС) заказчиком было размещено извещение N 0352100007423000166 о проведении запроса котировок электронной форме с начальной (максимальной) ценой контракта 2 820 810,72 руб.
Протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 07.12.2023 свидетельствует о том, что на участие в закупке было подано 2 заявки, обе заявки были признаны соответствующими требованиям извещения, лучшее предложение о цене контракта 2 129 712,09 руб. содержалось в заявке с идентификационным номером 115508812 (ООО "Стройнвест").
12.12.2023 между заказчиком и обществом был заключен контракт на выполнение работ по текущему ремонту кровли здания общежития N 5 ОЛТК ГА (номер реестровой записи контракта 1730300200023000644).
13.06.2024 заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с ненадлежащим исполнением подрядчиком своих обязательств по контракту.
В обращении заказчика датой расторжения контракта указано 25.06.2024, информация о расторжении контракта размещена на официальном сайте ЕИС в разделе "Реестр контрактов" в этот же день.
2. В результате осуществления проверки одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта Комиссия считает, что информация об обществе с ограниченной ответственностью "Стройнвест" не подлежит включению в Реестр, исходя из следующего.
Частью 1 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из такого закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 такого закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать данному закону.
На основании пунктов 8 и 10 части 1 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию о:
- сроке исполнения контракта (отдельных этапов исполнения контракта, если проектом контракта предусмотрены такие этапы),
- размере аванса (если предусмотрена выплата аванса).
Извещением об осуществлении закупки были определены даты начала и окончания исполнения контракта: с даты заключения контракта по 29.12.2023.
Также извещением было предусмотрено, что размер аванса составляет 30 % от цены контракта.
Выплата аванса в силу пункта 2.6 контракта осуществляется путем безналичного перечисления денежных средств на расчетный счет подрядчика в течение 3 (трех) дней со дня получения заказчиком счета, выставленного подрядчиком.
В соответствии с пунктом 2.7 контракта оплата выполненных работ производится заказчиком за вычетом аванса от суммы предъявленных подрядчиком к оплате работ.
Согласно части 1 статьи 34 Федерального закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с данным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены.
В соответствии с пунктом 1 статьи 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
К отдельным видам договора подряда (бытовой подряд, строительный подряд, подряд на выполнение проектных и изыскательских работ, подрядные работы для государственных нужд) положения, предусмотренные данным параграфом, применяются, если иное не установлено правилами такого Кодекса об этих видах договоров (пункт 2 статьи 702 ГК РФ).
Пунктом 1 статьи 740 ГК РФ предусмотрено, что по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену.
В силу пункта 1 статьи 763 ГК РФ подрядные строительные работы (статья 740), проектные и изыскательские работы (статья 758), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.
На основании пункта 1 статьи 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
Таким образом, условие о сроках выполнения работы является существенным для договора подряда, в том числе для договора строительного подряда.
Положения пунктов 1.1-1.4 контракта о его предмете, месте и сроке выполнения работ включали следующее:
"1.1. Подрядчик обязуется по заданию Заказчика в установленный настоящим контрактом срок выполнить работы по текущему ремонту кровли здания общежития N 5 по адресу: г. Омск, ул. Авиагородок, 27 (далее соответственно - объект, работы) и сдать их результат Заказчику, а Заказчик обязуется принять результат работ и оплатить его в соответствии с настоящим контрактом.
1.2. Работы по настоящему контракту, если иное не предусмотрено настоящим контрактом, выполняются Подрядчиком, его иждивением - из его материалов (товаров), его силами и средствами, в соответствии и в объеме, определенном локальным сметным расчетом (Приложение N 1 к настоящему контракту).
1.3. Место выполнения работ: г. Омск, ул. Авиагородок, д.27, здание общежития N 5.
1.4. Срок выполнения работ: в течение 10 календарных дней с момента заключения контракта".
Разделом 7 контракта регламентированы права и обязанности сторон при его исполнении.
В частности в соответствии с пунктами 7.4.1 и 7.4.9 контракта подрядчик обязан:
"Выполнить работы в соответствии с условиями настоящего контракта, а также в соответствии с требованиями, обычно предъявляемыми к работам соответствующего рода.
Сдать результат выполненных работ Заказчику в порядке и срок, установленный настоящим контрактом".
При этом заказчик в силу пунктов 7.1.1-7.1.3 контракта вправе:
"Требовать от подрядчика надлежащего исполнения обязательств в соответствии с условиями настоящего контракта.
Запрашивать и получать от Подрядчика любую информацию и документы, связанные с исполнением условий настоящего контракта.
Осуществлять контроль за ходом выполнения работ и их качеством, соблюдением сроков выполнения работ, качеством предоставленных для выполнения работ товаров (материалов), в том числе с привлечением сторонней организации, не вмешиваясь при этом в оперативно-хозяйственную деятельность Подрядчика".
Порядок сдачи и приемки работ был регламентирован разделом 8 контракта.
В силу пункта 12.11 контракта неотъемлемой его частью являлся локальный сметный расчет на выполнение работ по текущему ремонту кровли здания общежития N 5.
Таким образом, с учетом содержащихся в контракте условий в срок с даты заключения контракта (12.12.2023) по 22.12.2023 включительно ООО "Стройинвест" необходимо было выполнить работы по контракту в объеме, определенном контрактом и приложением к данному контракту, являющимся неотъемлемой его частью.
В соответствии с пунктом 2 статьи 715 ГК РФ если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
Статьей 309 ГК РФ установлено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных таким Кодексом, другими законами или иными правовыми актами (пункт 1 статья 310 ГК РФ).
На основании пункта 2 статьи 450.1 ГК РФ в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
В силу пункта 1 части 14 статьи 34 Федерального закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 11, 13 - 19, 21 - 23 и 25 статьи 95 такого закона.
Согласно части 8 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Частью 9 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе установлено, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
На основании пункта 12.7 контракта расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом стороны настоящего контракта от исполнения настоящего контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В пункте 7.1.7 контракта также было закреплено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения настоящего контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.
Кроме того, в соответствии с пунктом 7.1.8 контракта заказчик имеет право отказаться от исполнения контракта и потребовать возмещения убытков, если:
- подрядчик не приступает своевременно к исполнению настоящего контракта или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным;
- отступления в работе от условий настоящего контракта и иные недостатки и (или) дефекты результата работы в установленный заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми.
Представленные заказчиком сведения о взаимодействии с обществом в рамках исполнения контракта, вся имеющаяся переписка между сторонами, а также информация официального сайта ЕИС об исполнении контракта свидетельствуют о следующем.
28.12.2023 в ЕИС подрядчиком размещен документ о приемке выполненных работ от 28.12.2023 на общую сумму 1 654 373,14 руб. К документу о приемке прилагались:
- справка о стоимости выполненных работ и затрат на общую сумму 1 654 373,14 руб.
- счет на оплату N 54 от 27.12.2023 на сумму 1 015 459,51 руб.
- заключение N 338-НС от 28.12.2023 об экспертизе товаров, работ и услуг по контракту, согласно которому в ходе оценки результатов исполнения контракта выявлены недостатки, не препятствующие приемке: работы по контракту выполнены не в полном объеме (частично) на сумму 1 654 373,14 руб.
28.12.2023 заказчиком была произведена оплата частично выполненных подрядчиком работ (платежное поручение N 50040).
При этом сумма невыполненных подрядчиком работ по контракту составила 475 338,95 руб.
19.01.2024 заказчиком в адрес подрядчика направлено требование об уплате штрафа за невыполнение обязательств по контракту в размере 1000 руб., которое не было исполнено обществом.
13.03.2024 и 25.03.2024 заказчиком по адресу электронной почты подрядчика были направлены письма (исх. от 11.03.2024 N 596.53, от 22.03.2024 N 754.53) о предоставлении обществом в срок до 18.03.2024 утвержденного графика производства работ, а также продления срока действия независимой гарантии, предоставленной в качестве обеспечения исполнения контракта
27.03.2024 заказчиком в адрес ООО "Стройинвест" направлено письмо (исх. N 171) с предложением об обеспечении присутствия представителя общества при проведении осмотра результатов работ после схода снега с кровли 29.03.2024 в 10-00 час.
Ответным письмом (исх. N 35 от 28.03.2024) общество проинформировало, что представитель ООО "Стройинвест" приедет для проведения обследования 29.03.2024. Также общество проинформировало заказчика, что в случае возникновения недостатков будут выполнены работы по их устранению в рамках гарантийных обязательств по контракту
Фактически представитель для проведения осмотра результатов работ не прибыл, в связи с чем заказчиком повторно в адрес ООО "Стройинвест" направлено письмо от 15.04.2024 (исх. N 177) об уведомлении общества о проведении осмотра 17.04.2024 в 10-00 час., в котором одновременно содержалась информация о том, что в случае отсутствия представителя общества осмотр будет произведен сотрудниками филиала. Также заказчиком указано о необходимости представления обществом в срок до 22.04.2024 графика производства работ и продления сроков действия независимой гарантии.
17.04.2024 комиссией заказчика в отсутствие представителей подрядчика составлен дефектный акт N 1 о недостатках выполненных работ по контракту, в котором отражены дефекты (недостатки) по устройству мембраны полимерной (многослойной), утеплителя, уборки строительного мусора.
24.04.2024 заказчиком в адрес подрядчика направлено письмо (исх. N 1078.53) к которому приложен дефектный акт N 1, при этом учреждение предложило обществу в срок до 07.05.2024 в досудебном порядке устранить обнаруженные недостатки или вернуть излишне уплаченные денежные средства по документу о приемке выполненных работ от 28.12.2023.
По информации заказчика, переписка с подрядчиком осталась безрезультативной, фактически обязательства по контракту остались не выполнены, выявлены недостатки в произведенных работах подлежащие устранению в течение гарантийного срока на сумму 700 520,92 руб. Также не выполнены работы, предусмотренные контрактом, на общую сумму 475 338,95 руб.
В связи с указанными обстоятельствами 13.06.2024 заказчиком в адрес подрядчика направлена претензия (исх. N 1390.53), в которой указано на нарушение обществом обязательств по контракту.
Порядок расторжения контракта при принятии заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта регламентирован частью 12.1 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе.
В соответствии с указанной статьей в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 данной статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 такого закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 данной части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 такой части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Частями 13 и 14 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Из представленных заказчиком документов следует, что 13.06.2024 заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом.
В обращении заказчика датой расторжения контракта указано 25.06.2024, информация о расторжении контракта размещена на официальном сайте ЕИС в разделе "Реестр контрактов" в этот же день с указанием аналогичной даты расторжения контракта.
Вместе с тем Комиссией установлено, что в нарушение части 12.1 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе принятое заказчиком решение от 13.06.2024 об одностороннем отказе от исполнения контракта не было размещено в ЕИС, соответственно подрядчику такое решение не поступило и он не был надлежащим образом уведомлен об одностороннем отказе от исполнения контракта.
При указанных обстоятельствах решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с требованиями части 13 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе не вступило в силу.
Следует также отметить, что решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в качестве основания для принятия решения об одностороннем отказе содержит также ссылки на пункты 1 и 2 статьи 523 ГК РФ, регулирующие отношения, связанные с поставкой, при том, что предметом контракта являлось выполнение работ по текущему ремонту кровли здания общежития N 5 ОЛТК ГА.
3. В силу части 2 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Согласно пункту 3 раздела II Правил обращение о включении информации об участнике закупки в реестр направляется в срок, предусмотренный частью 4 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 4 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 такого закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 данного закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
На основании части 16 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 данного закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
На основании подпункта "а" пункта 13 Правил не позднее 5 рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
В соответствии с разъяснениями Конституционного Суда Российской Федерации, изложенными в постановлениях от 30.07.2001 N 13-П и от 21.11.2002 N 15-П, меры государственного принуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
Таким образом, при рассмотрении вопроса о включении сведений об участнике закупки, поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не должен ограничиваться формальным установлением факта нарушения закона и обязан исследовать все обстоятельства дела, дав оценку обстоятельствам, свидетельствующим направленности действий поставщика (подрядчика, исполнителя) на несоблюдение условий контракта или уклонение от его исполнения. Включение сведений о поставщике (подрядчике, исполнителе) в Реестр является исключительной мерой ответственности за недобросовестное поведение поставщика (подрядчика, исполнителя).
В соответствии с пунктом 15 Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях:
а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил:
выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика;
б) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.
В соответствии с пунктами "г" и "д" пункта 9 Правил:
г) орган контроля размещает (за исключением случаев, предусмотренных подпунктами "е" и "ж" настоящего пункта) не позднее одного рабочего дня со дня, следующего за днем поступления обращения в соответствии с подпунктом "в" настоящего пункта, информацию о проведении внеплановой проверки в реестре, предусмотренном частью 21 статьи 99 Федерального закона;
д) не позднее трех часов с момента размещения информации в соответствии с подпунктом "г" настоящего пункта заказчику, участнику закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта), поставщику (подрядчику, исполнителю) с использованием единой информационной системы автоматически направляется уведомление о размещении такой информации в реестре, предусмотренном частью 21 статьи 99 Федерального закона. Такое уведомление считается надлежащим уведомлением заказчика, участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) о месте, дате и времени рассмотрения обращения и проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил.
Информация о рассмотрении обращения и проведении проверок была размещена в ЕИС 03.07.2024.
Кроме того, Омским УФАС России в этот же день сторонам контракта было направлено (исх. N ТШ/3756/24) уведомление о рассмотрении 09.07.2024 в 10 час. 00 мин. настоящего обращения заказчика, а также предложение о представлении ООО "Стройинвест" в срок не позднее 05.07.2024 письменных объяснений по вышеизложенным фактам с приложением подтверждающих документов; документальных доказательств принятия предпринимателем мер для надлежащего исполнения условий контракта и (или) документальные доказательства возникновения обстоятельств непреодолимой силы, не позволивших обществу выполнить надлежащим образом условия контракт.
На указанный запрос Омского УФАС России какие-либо пояснения и доказательства добросовестности по вышеизложенным фактам ООО "Стройинвест" представлены не были.
Представитель общества на заседание Комиссии для дачи объяснений не явился, к видео-конференц-связи не подключился.
Материалами дела подтверждено, что работы по контракту в установленные в нем сроки в полном объеме не были выполнены подрядчиком.
Материалы дела не содержат доказательств невозможности выполнения работ в изначально запланированном объеме и в сроки, установленные контрактом, а также того, что выполнение работ невозможно.
При этом ООО "Стройинвест" о приостановлении выполнения работ в соответствии со статьями 716, 719 и 743 ГК РФ заказчика не уведомлял.
С учетом вышеизложенного, Комиссия усматривает в действиях подрядчика направленность на несоблюдение условий контракта и наличие фактов недобросовестности при его исполнении.
Материалы дела также не содержат данных, указывающих на то, что неисполнение условий контракта о сроках выполнения работ допущено по независящим от общества обстоятельствам.
Кроме того, подрядчиком не были предприняты какие-либо меры к ускорению темпов выполнения работ после направленных в его адрес писем заказчика.
Имеющиеся в деле документы и сведения указывают на то, что неисполнение обязательств обществом повлекло невозможность достижения результата, на который рассчитывал заказчик при заключении контракта.
Заключая контракт, ООО "Стройинвест" знало о характере и объемах необходимых к выполнению работ, обязано было проанализировать их характер с учетом требований специального законодательства, которые предъявляются к таким работам, возможные риски, влекущие для него правовые последствия, а также соразмерность работ и сроков, отведенных для их выполнения, надлежащим образом организовывать и обеспечивать своевременное и качественное решение задач, совершать другие действия, направленные на соблюдение срока выполнения работ.
Вышеприведенные обстоятельства свидетельствуют о неисполнении подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а равно о наличии у заказчика оснований для одностороннего отказа от исполнения контракта.
Однако, учитывая, что Комиссией выявлены нарушения установленных законодательством о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, которые по смыслу пункта 15 Правил являются основанием для принятия органом контроля решения об отказе во включении информации о подрядчике в Реестр.
При указанных обстоятельствах информация об обществе с ограниченной ответственностью "Стройинвест" не подлежит включению в Реестр.
На основании изложенного, руководствуясь, частью 7 статьи 104, пунктом 2 части 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Отказать во включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации:
- об обществе с ограниченно ответственностью "Стройинвест" (ИНН 5905299731, КПП 590501001),
- о директоре и единственном участнике общества с ограниченно ответственностью "Стройинвест" Зыкун Елизавете Леонидовне (ИНН 361005014809).
2. Признать в действиях ОЛТК ГА - филиал ФГБОУ ВО УИ ГА нарушение статьи части 12.1 и 16 статьи 95, части 4 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе.
3. По фактам выявленных нарушений законодательства в сфере закупок передать материалы должностному лицу Омского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии:
|
Т.П. Шмакова
А.П. Алексина
Д.А. Бунькова
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 9 июля 2024 г. N 055/10/104-672/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.07.2024