Резолютивная часть решения объявлена 08 июля 2024 года.
Решение в полном объеме изготовлено 09 июля 2024 года.
Комиссия Иркутского УФАС России по контролю соблюдения законодательства о закупках, торгах, порядке заключения договоров, порядке осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: <_>;
Члены Комиссии: <_>; <_>;
при участии представителей Индивидуального предпринимателя Харисова Марата Климовича (далее - Заявитель; ИП Харисов М.К.) <_>, <_>,
при участии представителя Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Иркутской области (далее - Уполномоченный орган) - <_>;
при участии представителя Индивидуального предпринимателя Белугина Евгения Максимовича (далее - победитель; ИП Белугин Е.М.) - <_>;
в отсутствие представителей надлежащим образом уведомленных о месте и времени рассмотрения жалобы Министерства образования Иркутской области (далее - Заказчик);
рассмотрев жалобу Заявителя на действия комиссии по рассмотрению заявок при проведении электронного аукциона "Шифр 25-2024-нр511Е оборудование для создания и функционирования центров образования естественно-научной и технологической направленности "Точка роста" (набор ОГЭ/ЕГЭ (химия),набор ОГЭ/ЕГЭ (физика)", номер извещения 0134200000124003772, в порядке,
предусмотренном статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Федеральный закон N44-ФЗ), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии со статьей 99 Федерального закона N 44-ФЗ,
УСТАНОВИЛА:
в Иркутское УФАС России 02 июля 2024 года поступила жалоба Заявителя на действия комиссии по рассмотрению заявок при проведении электронного аукциона.
Из содержания жалобы заявителя следует, что комиссия по осуществлению закупок неправомерно отклонила заявку победителя на участие в электронном аукционе, в связи с непредоставлением номера реестровой записи, а также неправомерно признала заявку победителя соответствующей требованиям извещения, поскольку в составе своей заявки победитель аукциона указал недостоверные сведения (по позиции "ГИА-лаборатории по физике нет реестровой записи").
Уполномоченным органом, победителем закупки, представлены возражения на жалобу Заявителя. Из указанных возражений следует, что Уполномоченный орган, победитель закупки считают доводы жалобы необоснованными и неподлежащими удовлетворению.
В ходе рассмотрения жалобы Комиссией установлено, что Уполномоченным органом на основании заявки Заказчика 18 июня 2024 года в единой информационной системе в сфере закупок, на сайте www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) размещено Извещение об осуществлении электронного аукциона N0134200000124003772 "Шифр 25-2024-нр511Е оборудование для создания и функционирования центров образования естественно-научной и технологической направленности "Точка роста" (набор ОГЭ/ЕГЭ (химия),набор ОГЭ/ЕГЭ (физика)" (далее - Извещение).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 9 464 000 рублей 00 копеек.
Согласно протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 26.06.2024 NИЭА1 на участие в указанном электронном аукционе подано 3 заявки (N116854168, N116853127, N116855991),
Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) 26.06.2024 NИЭА1 победителем закупки признана заявка N116855991 (ИП Белугин Е.М.).
Согласно названному протоколу, участнику закупки, подавшему заявку под номером "116854168" Заявителю,
отказано в допуске к участию в электронном аукционе по следующему основанию:
"Согласно статьи 14 Федерального закона N44-ФЗ в извещении об осуществлении закупки, установлено: ограничение допуска в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020N 617 "Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 N617 подтверждением страны происхождения отдельных видов промышленных товаров является одно из следующих условий: а) указание номеров реестровых записей из реестра промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации (далее - реестр российской промышленной продукции), а также информации о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории Российской Федерации, если это предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N719 "О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации" (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) на территории Российской Федерации соответствующих операций (условий) (далее - совокупное количество баллов); б) указание номеров реестровых записей из евразийского реестра промышленных товаров государств - членов Евразийского экономического союза, порядок формирования и ведения которого устанавливается правом Евразийского экономического союза (далее - евразийский реестр промышленных товаров), а также информации о совокупном количестве баллов за выполнение на территории государств - членов Евразийского экономического союза технологических операций (условий), если это предусмотрено решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23 ноября 2020 г. N105 "Об утверждении Правил определения страны происхождения отдельных видов товаров для целей государственных (муниципальных) закупок" (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов).
Подтверждением страны происхождения товаров, указанных в перечне, является указание (декларирование) участником закупки в составе заявки номеров реестровых записей из реестра российской промышленной продукции или евразийского реестра промышленных товаров и совокупного количества баллов (при наличии). Номера реестровых записей и совокупное количество баллов (при наличии) о поставляемом товаре включаются в контракт.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 43 Федерального закона N44-ФЗ для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено Федерального закона N44-ФЗ, должна содержать информацию и документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 Федерального закона N44-ФЗ (в случае, если в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке установлены предусмотренные статьей 14 Федерального закона N44-ФЗ запреты, ограничения, условия допуска). В случае отсутствия соответствующей информации и документов в заявке на участие в закупке такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
В заявке на участие в закупке указано: страна происхождения товара - Российская Федерация, при этом не представлены вышеуказанные документы и (или) информация соответственно.
В этой связи заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами на основании пункта 4 части 12 статьи 48 Федерального закона N44-ФЗ заявка, на участие в закупке отклонена".
Комиссия, исследовав материалы дела, доводы Заявителя, возражения Уполномоченного органа приходит к выводу о необоснованности доводов жалобы на основании следующего.
Статьей 49 Федерального закона N44-ФЗ регламентировано проведение электронного аукциона, в том числе порядок рассмотрения заявок на участие в закупке, формирования протокола.
В соответствии подпунктом "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Федерального закона N44-ФЗ не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 Федерального закона N44-ФЗ.
Согласно пункту 1 части 12 статьи 48 Федерального закона N44-ФЗ при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 Федерального закона N44-ФЗ), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки.
В силу пункта 3 части 2 статьи 42 Федерального закона N44-ФЗ извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 43 Федерального закона N44-ФЗ для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено Федеральным законом N44-ФЗ, должна содержать информацию и документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 Федерального закона N44-ФЗ (в случае, если в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке) установлены предусмотренные указанной статьей запреты, ограничения, условия допуска). В случае отсутствия таких информации и документов в заявке на участие в закупке такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Частью 1 статьи 14 Федерального закона N44-ФЗ установлено, что при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 14 Федерального закона N44-ФЗ в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения, указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 N617 "Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление Правительства N617) утвержден перечень отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза) (далее - Перечень).
Извещение содержит описание товарных позиций, код КТРУ 32.99.53.130-00000365 32.99.53.130-00000357.
Указанные товары включены в Перечень отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которого устанавливается ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (данный Перечень утвержден Постановление Правительства N617). Следовательно, при осуществлении указанной Закупки применяется Постановление Правительства N617.
Таким образом, Заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона правомерно установлено ограничение в соответствии с Постановление Правительства N617.
Так, пунктом 2 Постановления Правительства N 617 установлено, что для целей осуществления закупок отдельных видов промышленных товаров, включенных в перечень, заказчик отклоняет все заявки, содержащие предложения о поставке отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, за исключением государств - членов Евразийского экономического союза (далее - заявки), при условии, что на участие в закупке подана одна (или более) заявка, удовлетворяющая требованиям извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" предусмотрена документация о закупке), которая содержит предложения о поставке отдельных видов промышленных товаров, страной происхождения которых являются только государства - члены Евразийского экономического союза.
В соответствии с пунктом 7 Постановления Правительства N 617 для целей реализации постановления подтверждением страны происхождения отдельных видов промышленных товаров является одно из следующих условий:
а) указание номеров реестровых записей из реестра промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации (далее - реестр российской промышленной продукции), а также информации о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории Российской Федерации, если это предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N719 "О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации" (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) на территории Российской Федерации соответствующих операций (условий) (далее - совокупное количество баллов);
б) указание номеров реестровых записей из евразийского реестра промышленных товаров государств - членов Евразийского экономического союза, порядок формирования и ведения которого устанавливается правом Евразийского экономического союза (далее - евразийский реестр промышленных товаров), а также информации о совокупном количестве баллов за выполнение на территории государств - членов Евразийского экономического союза технологических операций (условий), если это предусмотрено решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23 ноября 2020 г. N 105 "Об утверждении Правил определения страны происхождения отдельных видов товаров для целей государственных (муниципальных) закупок" (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов).
При этом пунктом 9 Постановления Правительства N 617 определено, что подтверждением страны происхождения товаров, указанных в перечне, является указание (декларирование) участником закупки в составе заявки номеров реестровых записей из реестра российской промышленной продукции или евразийского реестра промышленных товаров и совокупного количества баллов (при наличии). Номера реестровых записей и совокупное количество баллов (при наличии) о поставляемом товаре включаются в контракт.
Комиссия отмечает, что в случае отсутствия в заявке участника сведений о действующей реестровой записи, такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке продукции, происходящей из иностранных государств (указанное соответствует позиции Минфина России от 02 июля 2020 г. N24-03-08/56957).
Комиссией Иркутского УФАС России были проанализированы заявки участников закупки и установлено:
Участником закупки N116854168, с присвоенным порядковым номером 1 (Заявитель) в составе заявки предложен к поставке товар, страной происхождения которого является - Российская Федерация. Вместе с тем, в составе заявки отсутствует выписка из реестра российской промышленной продукции.
Участником закупки N116853127, с присвоенным порядковым номером 2 в составе заявки предложен к поставке товар, страной происхождения которого является - Российская Федерация. Вместе с тем, в составе заявки отсутствует выписка из реестра российской промышленной продукции.
Участником закупки N116855991, с присвоенным порядковым номером 3 в составе заявки предложен к поставке товар, страной происхождения которого является - Российская Федерация. В составе заявки указаны реестровые записи из реестра российской промышленной продукции 3708\16\2023 от 25.06.2024 г., 4244\13\2022 от 25.06.2024 г.
Комиссией Иркутского УФАС России установлено, что в составе своей заявки, победитель закупки ИП Белугин Е.М. продекларировал страну происхождения товара, а также представил выписки из реестра российской промышленной продукции, в то время как два других участника закупки (N116854168, N116853127) продекларировали лишь страну происхождения товара, при этом не указав номера реестровых записей.
Таким образом, на участие в закупке поступила одна заявка, которая удовлетворяет требованиям Извещения об осуществлении закупки и требованиям Постановления Правительства N617.
При этом, Иркутское УФАС отмечает, что, исходя из вышеуказанных норм Федерального закона N44-ФЗ, комиссия по осуществлению закупок при рассмотрении заявок на участие в закупке должна проверить заявки на формальное соответствие требованиям извещения о проведении закупки, при этом, срок принятия аукционной комиссией решения о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке ограничен Федеральным законом N44-ФЗ, что не позволяет аукционной комиссии трактовать представленные участником документы по своему усмотрению, а также не позволяет аукционной комиссии проверить на достоверность представленные участником документы (сделать соответствующие запросы).
Более того, обязанность комиссии по осуществлению закупок собирать дополнительные документы Федеральным законом N44-ФЗ не предусмотрена.
По мнению ФАС России, изложенному в письме от 20 августа 2021 г. NПИ/69938/21, для отстранения участника закупки на основании положений Федерального закона N44-ФЗ недостоверность соответствующей информации должна быть подтверждена надлежащим образом.
Кроме того, на данном этапе возможность проверить достоверные данные в отношении поставляемого товара имеется лишь у Заказчика при исполнении контракта на стадии приемки товара.
Так, из положений Федерального закона N 44-ФЗ следует, что основания для отказа заказчика от заключения контракта установлены исключительно в части 9 статьи 31 Федерального закона N 4-ФЗ, согласно которой отстранение участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или отказ от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется в любой момент до заключения контракта, если заказчик или комиссия по осуществлению закупок обнаружит, что участник закупки не соответствует требованиям, указанным в части 1, частях 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) настоящей статьи, или предоставил недостоверную информацию в отношении своего соответствия указанным требованиям.
Иных законных оснований для отказа заказчика от заключения контракта на этапе его подписания законодательством не предусмотрено, и как было указано выше, возможность проверить достоверные данные в отношении поставляемого товара имеется у заказчика только при исполнении контракта на стадии приемки товара.
Таким образом, Комиссия Иркутского УФАС России приходит к выводу, что в действиях аукционной комиссии отсутствуют нарушения Федерального закона N 44-ФЗ.
Довод жалобы признан необоснованным.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Регламентом ФАС, Комиссия по контролю за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Харисова М.К. необоснованной;
2. Направить копии решения сторонам по жалобе;
3. Отменить процедуру приостановления определения поставщика в части подписания контракта.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии |
<_> |
<_> |
Члены комиссии |
<_> |
<_> |
|
<_> |
<_> |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 9 июля 2024 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.07.2024