Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе: Председателя Козловой А.А. - руководителя Челябинского УФАС России; Комиссии: Членов Кокшаровой И.О. - заместителя начальника отдела контроля закупок Комиссии: для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; Гареевой Д.Ф. - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, рассмотрев обращение ГБУЗ "Городская больница г. Златоуст" о включении сведений об ООО "ЕВРОПРОЕКТ", о его директоре, учредителе в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с уклонением от заключения контракта по результатам проведения электронного аукциона на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации с проведением государственной экспертизы проектной документации для капитального ремонта здания поликлиники N 3 ГБУЗ "Городская больница г. Златоуст", расположенной по адресу: Челябинская область, г. Златоуст, ул. Бушуева, д. 14 (извещение N 0869200000224005687), при участии в заседании Комиссии: 2024-11273 2 - представителя ГБУЗ "Городская больница г. Златоуст" (далее - заказчик) Шестаковой О.П., действующей на основании доверенности от 04.07.2024;
- представителя ООО "ЕВРОПРОЕКТ" (общество, участник, победитель закупки) Моржицкой Т.А. (директор общества согласно выписки из ЕГРЮЛ),
УСТАНОВИЛА:
В соответствии с частью 2 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) в Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России, антимонопольный орган) поступило обращение заказчика о включении сведений об ООО "ЕВРОПРОЕКТ", о его директоре, учредителе в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с уклонением от заключения контракта по результатам проведения электронного аукциона на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации с проведением государственной экспертизы проектной документации для капитального ремонта здания поликлиники N 3 ГБУЗ "Городская больница г. Златоуст", расположенной по адресу: Челябинская область, г. Златоуст, ул. Бушуева, д. 14 (извещение N 0869200000224005687) (далее - аукцион, закупка).
Согласно материалам дела 17.06.2024 объявлено о проведении аукциона путем размещения в единой информационной системе в сфере закупок извещения N 0869200000224005687.
Начальная (максимальная) цена контракта - 2 581 756,81 рублей.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 26.06.2024 NИЭА1 победителем закупки признан участник с идентификационным номером заявки 116814694 (ООО "ЕВРОПРОЕКТ").
Согласно пояснениям представителя заказчика участник закупки в сроки, предусмотренные законодательством о контрактной системе, проект контракта не подписал, обеспечение исполнения контракта не представил. Протоколом участник признан уклонившимся от заключения контракта, указанный протокол размещен 02.07.2024 в единой информационной системе в сфере закупок. Представитель общества на заседании Комиссии пояснил, что участник не имел намерений уклониться от заключения контракта, при участии в закупке действовал добросовестно. Сведения о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) об ООО "ЕВРОПРОЕКТ" направлены заказчиком в антимонопольный орган 02.07.2024.
Изучив представленные документы, заслушав пояснения сторон, Комиссия, руководствуясь статьями 104, 99 Закона о контрактной системе, пришла к следующим выводам, В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
В силу части 2 статьи 96 Закона о контрактной системе заказчик вправе установить в 2024-11273 3 извещении об осуществлении закупки, проекте контракта требование обеспечения исполнения контракта при осуществлении закупок путем проведения электронного запроса котировок (за исключением случая, предусмотренного подпунктом "б" пункта 2 части 10 статьи 24 настоящего Федерального закона), а также закупок, предусмотренных пунктами 1, 2 (если правовыми актами, предусмотренными указанным пунктом, не предусмотрена обязанность заказчика установить требование обеспечения исполнения контракта), 3 - 11, 13 - 15, 17, 20 - 23, 26, 28 - 34, 40 - 42, 44, 45, 46, 47 - 48 (если контрактами, заключаемыми в соответствии с пунктами 47 - 48, не предусмотрена выплата аванса), 51 - 53, 55 - 59, 61 и 62 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона. Как следует из части 4 статьи 96 Закона о контрактной системе, контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом в случае заключения контракта жизненного цикла контракт заключается после предоставления таким участником закупки обеспечения исполнения контракта в части, предусмотренной пунктом 1 части 1.1 настоящей статьи.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 настоящей статьи проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет одно из следующих действий:
1) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом). При этом такой участник закупки:
а) в случаях, предусмотренных статьей 37 настоящего Федерального закона, одновременно представляет заказчику информацию и документы, предусмотренные указанной статьей;
б) вносит на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежные средства в размере платы, подлежащей внесению за заключение контракта, предложенной таким участником закупки (если по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим Федеральным законом определен размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта).
В соответствии с частью 6 статьи 51 Закона о контрактной системе в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 (за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 3 настоящей статьи, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный частью 3 настоящей статьи, не выполнены требования пункта 3 части 3 настоящей статьи) и частью 5 настоящей статьи такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта.
В соответствии с частью 5 статьи 96 Закона о контрактной системе в случае непредоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта. Уклонение от заключения контракта может выражаться как в совершении целенаправленных (умышленных) действий или бездействия, осуществленных с указанной целью, так и в их совершении по неосторожности, когда участник закупки не принимает необходимых мер по соблюдению норм и правил, необходимых для заключения контракта, 2024-11273 4 то есть создает условия, влекущие невозможность подписания контракта. Основанием для включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков является такое уклонение лица от заключения контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им действий (бездействий) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности заключения контракта с этим лицом как с признанным победителем аукциона, и, как следствие, нарушающих, права заказчика относительно условий и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств, что приводит к нарушению обеспечения публичных интересов в указанных правоотношениях.
Согласно сведениям, опубликованным в ГИС "Независимый регистратор", по итогам закупки заказчиком направлен проект контракта победителю на подписание 28.06.2024 11:27:11.
Победителем закупки 28.06.2024 13:45:24 размещен протокол разногласий. 28.06.2024 14:07:04 заказчиком размещен доработанный проект контракта. 02.07.2024 07:35:53, за пределами регламентированного срока с учетом направленного протокола разногласий, победитель закупки подписал проект контракта. В связи с неподписанием проекта контракта, а также непредставлением обеспечения исполнения контракта в регламентированный срок, участник закупки признан уклонившимся от подписания контракта, что зафиксировано протоколом от 02.07.2024 NППУ20 1.
Представитель общества на заседании Комиссии Челябинского УФАС России пояснил, что датой подписания проекта контракта, размещенного первоначально на электронной площадке, было 05.07.2024 23:59 (по московскому времени). 28.06.2024 11:45:24 (по московскому времени) по инициативе ООО "ЕВРОПРОЕКТ" создан протокол разногласий в отношении информации, включенной в проект контракта, основанный на наличии опечатки в проекте контракта в части суммы обеспечения контракта, в результате чего проект контракта доработан заказчиком. После принятия заказчиком протокола разногласий, в соответствии с частью 5 статьи 51 Закона о контрактной системе участник закупки должен подписать контракт не позднее одного рабочего дня, следующего за датой размещения заказчиком информации и документов в соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 51 Закона о контрактной системе.
Таким образом, в результате размещения обществом протокола разногласий, срок подписания проекта контракта изменился с 05.07.2024 23:59 (по московскому времени) на 01.07.2024 23:59 (по московскому времени), о чем общество не подозревало в силу того, что ранее не сталкивалось с подобной ситуацией. Представитель общества отметил, что 01.07.2024 победитель закупки получил банковскую гарантию для целей обеспечения исполнения контракта, полученный проект банковской гарантии общество планировало 02.07.2024 направить на согласование заказчику и подписать проект контракт (проект банковской гарантии, датированный 01.07.2024, представлен в материалы дела). 02.07.2024, получив сообщение об истечении срока подписания проекта контракта, общество незамедлительно в 05:35 (по московскому времени) оплатило обеспечение исполнения контракта денежными средствами (платежное поручение от 02.07.2024 N 50 представлено в материалы дела) и подписало 02.07.2024 в 05:35 (по московскому времени) проект контракта. Победитель закупки не отрицает, что проект контракта подписан за пределами регламентированного срока, однако отмечает, что срок просрочки составил 5 часов 36 минут (в ночное время), до начала следующего рабочего дня 02.07.2024 контракт уже был подписан. ООО "ЕВРОПРОЕКТ" 02.07.2024 направило заказчику письмо исх. N46 от 2024-11273 5 02.07.2024, согласно которому кроме разъяснения причин сложившейся ситуации общество сообщило об отсутствии намерения уклониться от подписания контракта, о готовности выполнить работы на условиях контракта. Письмом от 03.07.2024 N 1192 заказчик сообщил обществу о направлении проекта контракта на подписание второму участнику в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе, поскольку победитель закупки подписал проект контракта по истечении установленного срока, а также проинформировал о своей обязанности направить в контрольный орган обращение о включении сведений об ООО "ЕВРОПРОЕКТ" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с уклонением от заключения контракта. Реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой государственного принуждения, установленной законодателем в целях обеспечения добросовестного исполнения участником закупки, принятых на себя в рамках контрактной системы обязательств. Одним из последствий такого включения является ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в государственных и муниципальных закупках. Другим немаловажным последствием является умаление деловой репутации, поскольку фактом включения лица в федеральный реестр недобросовестных поставщиков опровергается презумпция добросовестности такого лица как участника гражданских правоотношений. При этом, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, направленным на развитие конкуренции и предотвращение злоупотреблений в сфере закупок, и, следовательно, является механизмом защиты публичных интересов. Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N13-П, от 21.11.2002 N15-П).
Такой правовой подход подлежит применению и в данном случае, с учетом того, что последствия по наложению санкции в виде включения сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) могут иметь тяжкий экономический характер.
В силу подпункта "б" пункта 14 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, орган контроля принимает решение об отказе во включении информации об участнике закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта) в реестр, если участником закупки в срок до признания его в соответствии с Федеральным законом уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта. В данном случае, действия ООО "ЕВРОПРОЕКТ", совершенные до признания участника уклонившимся, подтверждают его намерение заключить и исполнить контракт, в связи с чем Челябинское УФАС России не имеет достаточных оснований для включения участника в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей). С учетом изложенного, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 104 Закона о контрактной системе, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, 2024-11273 6
РЕШИЛА:
Сведения, представленные ГБУЗ "Городская больница г. Златоуст" в отношении ООО "ЕВРОПРОЕКТ" (ИНН 7447282541), его директора, учредителя в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), не включать. Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия. Председатель комиссии А.А. Козлова Члены комиссии: И.О. Кокшарова Д.Ф. Гареева Исп.Гареева Д.Ф. тел.8(351) 264-50-43 2024-11273
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 11 июля 2024 г. N 074/10/104-1491/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.07.2024