Резолютивная часть решения оглашена 09 июля 2024 года
В полном объеме решение изготовлено 11 июля 2024 года
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия), в составе:
Председателя Комиссии: |
Козловой А.А. |
- |
руководителя Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Фадеевой Н.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Черенковой Е.Б. |
- |
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь статьями 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев обращение Муниципального учреждения "Комплексный центр социального обслуживания населения" Озерского городского округа (далее - МУ "Комплексный центр", заказчик) о включении Общества с ограниченной ответственностью "УРАЛСТРОЙПЛЮС" (далее - ООО "УРАЛСТРОЙПЛЮС", Общество, участник закупки, победитель электронного аукциона), участников, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа ООО "УРАЛСТРОЙПЛЮС" в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Реестр) в связи с уклонением от заключения контракта по результатам проведения запроса котировок в электронной форме на ремонт узла учета теплоносителя и тепловой энергии в здании МУ "Комплексный центр" по адресу: г. Озерск, ул. Космонавтов, д.1а (извещение N 0369300245924000002) (далее - запрос котировок, закупка), в присутствии посредством видеоконференцсвязи:
- представителя МУ "Комплексный центр" директора Некрасовой Натальи Игоревны, действующего на основании распоряжения о назначении N 571лс от 18.11.2005;
- слушателя Бикбулатовой Юлии Васильевны;
- представителя ООО "УРАЛСТРОЙПЛЮС" Бочкарева Василия Васильевича директора Общества согласно выписке из ЕГРЮЛ.
УСТАНОВИЛА:
В соответствии с частью 2 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) в Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России, антимонопольный орган) 02.07.2024 поступило обращение МУ "Комплексный центр" о включении в Реестр ООО "УРАЛСТРОЙПЛЮС", его участников, лицо, исполняющее функции единоличного исполнительного органа в связи с уклонением от заключения контракта по результатам проведения запроса котировок в электронной форме на ремонт узла учета теплоносителя и тепловой энергии в здании МУ "Комплексный центр" по адресу: г. Озерск, ул. Космонавтов, д.1а (извещение N 0369300245924000002).
Извещение о проведении запроса котировок в электронной форме для закупки N 0369300245924000002 опубликовано заказчиком на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 18.06.2024 в 16:31.
Начальная (максимальная) цена контракта - 382 295,17 рублей.
Протокол итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) (N 0369300245924000002) от 26.06.2024.
На основании пункта 1 части 1 статьи 52 Закона о контрактной системе электронная процедура признана несостоявшейся, поскольку по окончании срока подачи заявок на участие в закупке подана только одна заявка на участие в закупке.
Протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта от 02.07.2024.
Согласно материалам дела, на участие в закупке поступила одна заявка. Заказчиком сформирован с использованием единой информационной системы и размещен в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) проект контракта 27.06.2024. Проект контракта участником закупки в срок до 23:59 28.06.2024 не подписан.
Протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта от 02.07.2024 опубликован заказчиком 02.07.2024.
Как следует из пояснений представителя Общества ООО "УРАЛСТРОЙПЛЮС" не имело намерения уклоняться от подписания контракта. Ошибочно полагая, что срок для подписания контракта соответствует сроку при проведении электронного аукциона, впервые участвуя в запросе котировок, должностное лицо ООО "УРАЛСТРОЙПЛЮС" пропустило срок подписания контракта. При этом, товар для ремонта узла учета теплоносителя приобретен заранее 27.06.2024, а в связи с осуществлением закупки с установленным преимуществом по части 3 статьи 30 Закона о контрактной системе, обеспечение исполнения контракта могло быть представлено участником закупки тремя контрактами, исполненными без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней).
Изучив представленные сторонами документы, руководствуясь статьями 99, 104 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Порядок заключения контракта по результатам электронной процедуры определен статьей 51 Закона о контрактной системе.
Так, в силу части 1 статьи 51 Закона о контрактной системе по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) не ранее чем через десять дней с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
В силу части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протокола, указанного в части 1 статьи 51 Закона о контрактной системе заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта, указанный в пункте 5 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
Особенность заключения контракта по результатам проведения электронного запроса котировок определена частью 6 статьи 50 Закона о контрактной системе и заключается в следующем:
1) заказчик формирует и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта не позднее одного рабочего дня, следующего за днем размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
2) участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет действия, предусмотренные пунктом 1 части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе, не позднее одного рабочего дня, следующего за днем осуществления заказчиком действий в соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 50 Закона о контрактной системе;
3) заказчик осуществляет действия, предусмотренные пунктом 1 части 4 статьи 51 Закона о контрактной системе, не позднее одного рабочего дня, следующего за днем осуществления участником закупки, с которым заключается контракт, действий в соответствии с пунктом 2 части 6 статьи 50 Закона о контрактной системе, но не ранее чем через два рабочих дня, следующих за днем размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
4) осуществление действий, предусмотренных пунктом 2 части 2, пунктом 2 части 3, пунктами 2 и 3 части 4 статьи 51 Закона о контрактной системе, не допускается.
Проект контракта размещен заказчиком 27.06.2024.
Регламентированный срок подписания контракта участником 28.06.2024 23:59.
ООО "УРАЛСТРОЙПЛЮС" признано уклонившимся от заключения контракта протоколом от 02.07.2024. В ЕИС протокол признания участника закупки уклонившимся от заключения контракта размещен 02.07.2024.
Таким образом, обязанность по заключению контракта с заказчиком ООО "УРАЛСТРОЙПЛЮС" не исполнена. Независимая гарантия победителем электронного аукциона не получена, денежные средства в обеспечение исполнения контракта не перечислены.
Следовательно, основания для признания МУ "Комплексный центр" победителя запроса котировок ООО "УРАЛСТРОЙПЛЮС" уклонившимся от заключения контракта были (в срок до 23:59 28.06.2024 контракт не подписан), но заказчик признал участника закупки уклонившимся от заключения контракта с нарушением срока, установленного пунктом 2 части 6 статьи 51, частью 4 статьи 104 Закона о контрактной системе.
Кроме того, с нарушением срока, установленного пунктом 2 части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе заказчиком размещен в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта, а, следовательно, сформировано и направлено обращение о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей). А также, в нарушение подпункта "а" пункта 2 части 6 статьи 51 Закона о контрактной система протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта не содержит указание на требования, не выполненные участником закупки, послужившие основанием для принятия заказчиком решения о признании участника закупки уклонившимся от заключения контракта
Действия должностного лица заказчик могут быть квалифицированы по главе 7 КоАП РФ.
Необходимо отметить, что ООО "УРАЛСТРОЙПЛЮС" осуществило действия, свидетельствующие о намерении заключить и исполнить контракт: для ремонта узла учета теплоносителя 27.06.2024 приобретен товар.
Кроме того, Общество 27.06.2024 письменно обратилось к заказчику с описанием ситуации по незаключению контракта, выражением готовности исполнить контракт.
Согласно части 1 статьи 2 Гражданского кодекса РФ предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 401 Гражданского кодекса РФ лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Вместе с тем, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом и нарушающее права заказчика относительно условий и срока исполнения контракта.
Реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой государственного принуждения, установленной законодателем в целях обеспечения добросовестного исполнения участником закупки обязательств, принятых на себя в рамках контрактной системы.
Одним из последствий такого включения является ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в государственных и муниципальных закупках.
Другим немаловажным последствием является умаление деловой репутации, поскольку фактом включения индивидуального предпринимателя в федеральный реестр недобросовестных поставщиков опровергается презумпция добросовестности такого лица как участника гражданских правоотношений. При этом, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, направленным на развитие конкуренции и предотвращение злоупотреблений в сфере закупок, и, следовательно, является механизмом защиты публичных интересов.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N15-П).
В материалы дела представителем ООО "УРАЛСТРОЙПЛЮС" представлен товарный чек N 21734 от 27.06.2024.
В силу подпункта "б" пункта 14 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила) совершение участником закупки в срок до признания его в соответствии с Законом о контрактной системе уклонившимся от заключения контракта действий, свидетельствующих об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта, является одним из оснований для принятия органом контроля решения об отказе во включении информации об участнике закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Комиссия антимонопольного органа учитывает совершение участником электронного аукциона ООО "УРАЛСТРОЙПЛЮС" действий, направленных на заключение и исполнение контракта (обращение к заказчику о намерении заключить контракт и наличие добросовестности исполнения контрактов, приобретение товара, требуемого для исполнения контракта).
Комиссия не усматривает намерение участника запроса котировок ООО "УРАЛСТРОЙПЛЮС" уклониться от заключения контракта. Так, Общество письмом уведомило заказчика о нарушении срока, установленного для подписания контракта.
Принимая во внимание указанные факты и совокупность обстоятельств, установленных на заседании Комиссии и имеющихся в материалах дела, Комиссия Челябинского УФАС России считает в данной ситуации объективным не принимать решение о включении в Реестр.
На основании изложенного, Комиссия, руководствуясь пунктом 5 части 15 статьи 99, статьей 104 Закона о контрактной системе и Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации",
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные МУ "Комплексный центр" в отношении ООО "УРАЛСТРОЙПЛЮС" (ИНН 7413027180), его участников и директора в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.
2. По результатам проведения внеплановой проверки признать в действиях заказчика нарушение пункта 2 части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать, поскольку допущенные нарушения на результаты осуществленной закупки не повлияли.
4. Передать материалы жалобы должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии А.А. Козлова
Члены Комиссии Н.В. Фадеева
Е.Б. Черенкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 12 июля 2024 г. N 074/10/104-1488/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.07.2024