Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Ингушетия (далее - Управление) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Управления) в составе: Председатель комиссии: Б.Б. Точиев - руководитель Управления; Члены комиссии: А.А. Аушев - начальник отдела контроля торгов Управления; М.С. Барахоев - государственный инспектор отдела контроля торгов Управления. В отсутствии представителей: заказчика - ГБУ "РКПЦ" (далее - Заказчик) (до объявления перерыва от Заказчика присутствовал представитель по доверенности М.Я. Гагиев); 2 уполномоченного органа - Комитета государственного заказа Республики Ингушетия (далее - Уполномоченный орган); заявителя жалобы - ООО "Техноцентр" (далее - Заявитель); Все стороны уведомлены надлежащим образом, заявлений и ходатайств не поступало. Рассмотрев жалобу Заявителя на действия (бездействия) Заказчика и Уполномоченного органа) при проведении процедуры закупки N 0114500000824001244 на поставку медицинских изделий (далее - Закупка), выразившиеся в нарушении норм Федерального закона N44-ФЗ от 05.04.2013 г. "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), проведя внеплановую проверку в соответствии со статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
Уполномоченным органом в единой информационной системе в сети Интернет по размещению информации о размещении заказов www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) размещено извещение о проведении Закупки.
Согласно жалобе Заказчиком заказчиком допущены следующие нарушения требований Закона о контрактной системе при размещении извещения Закупки:
1) указаны неправомерные требования о том, что при установлении требования Заказчиком о наличии информации для однозначной идентификации Участник в составе своей заявки подтверждает наличие данной информации в зависимости от предложенных вариантов:
- либо в Регистрационном удостоверении;
- либо на заводской упаковке (без применения стикеров, наклеек и т.д) и в иных документах (сведениях) размещенных в реестровой записи медицинского изделия в открытой части Государственного реестра медицинских изделий на сайте Росздравнадзора. При наличии данной информации в нескольких источниках, указываются все возможные варианты;
2) установлены неправомерные требования о том, что класс потенциального риска должен быть 1.
3) описание объекта закупки не соответствует положениям ГОСТ Р 52238- 2004, в частности указаны характеристики, превышающие минимальные показатели по государственному стандарту;
4) описание объекта Закупки составлено под конкретного производителя. Представителем Заказчиком даны возражения, согласно которым при размещении Закупки нарушений требования Закона о контрактной системе не допущены. В обосновании своей позиции Заказчик указывает, в числе прочего, на практику антимонопольных органов (решение по делу N ТО002/06/106-3191/2023, решение по делу N 026/06/106-2435/2022, решение по делу N 006/06/33-261/2023). 08.07.2024 Комиссией Управления был объявлен перерыв в рассмотрении 3 жалобы и проведении внеплановой проверки до 09.07.2024.
В соответствии с извещением об осуществлении Закупки, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 24.06.2024;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 1 708 150,00 рублей;
4) дата и время окончания подачи заявок - 02.07.2024 09:00;
5) дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - 03.07.2024.
Изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления пришла к следующим выводам.
1. Из первого довода жалобы следует, что Заказчиком указаны неправомерные требования о том, что при установлении требования Заказчиком о наличии информации для однозначной идентификации Участник в составе своей заявки подтверждает наличие данной информации в зависимости от предложенных вариантов:
- либо в Регистрационном удостоверении;
- либо на заводской упаковке (без применения стикеров, наклеек и т.д) и в иных документах (сведениях) размещенных в реестровой записи медицинского изделия в открытой части Государственного реестра медицинских изделий на сайте Росздравнадзора. При наличии данной информации в нескольких источниках, указываются все возможные варианты.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Также согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
- использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, 4 документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии. Во исполнение указанных выше норм Закона о контрактной системе Заказчиком опубликовано в составе Закупки техническое задание, в том числе, содержащее обоснование необходимости использования дополнительных показателей, требований, условных обозначений и терминологии. Описание объекта закупки содержит требования к поставляемым товарам, установленные в соответствии с потребностями Заказчика и согласно положениям статьи 33 Закона о контрактной системе.
Согласно части 11 статьи 38 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323- ФЗ) в государственный реестр медицинских изделий и организаций (индивидуальных предпринимателей), осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий, вносятся следующие сведения:
1) наименование медицинского изделия;
2) дата государственной регистрации медицинского изделия и его регистрационный номер, срок действия регистрационного удостоверения;
3) назначение медицинского изделия, установленное производителем;
4) вид медицинского изделия;
5) класс потенциального риска применения медицинского изделия;
6) код Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности;
7) наименование и место нахождения юридического лица - уполномоченного представителя производителя (изготовителя) медицинского изделия или фамилия, имя и (если имеется) отчество, место жительства индивидуального предпринимателя - уполномоченного представителя производителя (изготовителя) медицинского изделия;
8) наименование и место нахождения организации - производителя (изготовителя) медицинского изделия или фамилия, имя и (если имеется) отчество, место жительства индивидуального предпринимателя - производителя (изготовителя) медицинского изделия;
9) адрес места производства или изготовления медицинского изделия;
10) сведения о взаимозаменяемых медицинских изделиях;
11) иные сведения, определяемые Правительством Российской Федерации. 5 При этом часть 11 статьи 38 Закона N 323-ФЗ не запрещает указание информации о текстуре, длине, цвете, способе обработки поверхности перчаток и т.д. в реестре медицинских изделий.
Таким образом, в соответствии с требованиями технического задания Закупки, требуемая информация может содержаться в РУ либо в иных документах (сведениях), размещенных в реестровой записи медицинского изделия в Государственном реестре медицинских изделий на сайте Росздравнадзора. Следовательно, к поставке может быть предложен товар, соответствующая информация о котором содержится в регистрационном удостоверении либо в иных документах, размещенных в вышеуказанном реестре, а также на упаковке изделия. Вся требуемая информация может быть внесена в регистрационное удостоверение заявителем, регистрирующим медицинское изделие, либо такая информация может быть нанесена на упаковку изделия. Кроме того, такая информация может содержаться в прочих документах, размещенных в реестре. Ответственность за внесение и полнота данной информации полностью лежит на заявителе, регистрирующем медицинское изделие и не регулируется Заказчиком. Информация о материалах на упаковке и/или в регистрационном удостоверении, иных документах, значительно облегчает процесс приемки перчаток по качественным характеристикам, так как информация от производителей является достоверной. Информация, указанная в регистрационном изделии и других документах, находящихся в свободном доступе в сети Интернет на официальном сайте Росздравнадзора, позволяет идентифицировать предлагаемую к поставке продукцию. Кроме того, регистрационные удостоверения размещены в указанном реестре и Заказчик во время проведения процедуры рассмотрения заявок может ознакомиться с информацией и своевременно предотвратить поставку товара ненадлежащего качества, в случае если заявленный участником закупки товар не соответствует требованиям, установленным в Техническом задании, либо в заявке участника содержится недостоверная информация в отношении предлагаемого к поставке товара. Невозможность отдельных участников поставить товар, требуемый к поставке Заказчиком с учетом имеющихся потребностей, не является ограничением конкуренции и прав участника.
В соответствии с правовой позиции, сформированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда РФ от 28.12.2010 N 11017/10 по делу N А06-6611/2009 основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов. 6 Согласно Обзору судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденному Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017 г., в силу статьи 6 Закона о контрактной системе к числу основных принципов контрактной системы относятся принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд и принцип эффективности осуществления закупки (эффективного использования источников финансирования), который должен соблюдаться наряду с принципом обеспечения конкуренции. Возможное сужение круга участников закупки с одновременным повышением эффективности использования финансирования (обеспечением его экономии), исходя из положений пункта 1 статьи 1 Закона о контрактной системе, не может само по себе рассматриваться в качестве нарушения требований Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции. Следовательно, Техническое задание Заказчика в полной мере отвечает требованиям статьи 33 Закона о контрактной системе. Кроме того, Заявителем не было представлено доказательств, подтверждающих невозможность поставки товара с установленными Заказчиком в извещении о закупке характеристиками.
На основании изложенного Комиссией Управления данный довод жалобы признан необоснованным. 2.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Также согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
- использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги 7 потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 4 статьи 38 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон об охране здоровья граждан) на территории Российской Федерации разрешается обращение медицинских изделий, прошедших государственную регистрацию в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и медицинских изделий, прошедших регистрацию в соответствии с международными договорами и актами, составляющими право Евразийского экономического союза (далее - Союз).
В соответствии с частью 2 статьи 38 Закона об охране здоровья граждан медицинские изделия подразделяются на классы в зависимости от потенциального риска их применения и на виды в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий. При этом Номенклатурная классификация медицинских изделий по классам в зависимости от потенциального риска их применения в рамках национального законодательства утверждена приказом Минздрава России от 06.06.2012 N 4н, а Правила классификации медицинских изделий в зависимости от потенциального риска применения в рамках законодательства Союза утверждены решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 22.12.2015 N 173.
Таким образом, на примере и национального, и союзного законодательства, действующего на территории Российской Федерации, можно увидеть, что в международной практике существуют различные подходы к классификации медицинских изделий по классам потенциального риска применения. Вместе с тем принцип разделения медицинских изделий на классы потенциального риска применения является неотъемлемой частью любой регуляторной системы, так как именно данный принцип позволяет внедрить риск-ориентированный подход как при регистрации медицинского изделия (примером может служить перечень документов, необходимых для регистрации медицинского изделия, представленный в приложении N 4 к Правилам регистрации и экспертизы безопасности, качества и эффективности медицинских изделий, утвержденным решением Совета Евразийской экономической комиссии от 12.02.2016 N 46, или наличие упрощенных процедур государственной регистрации), так и при его последующем обращении (например, необходимость представления отчетов о клиническом мониторинге в регистрирующий орган). В связи с этим указание в отношении медицинского изделия класса потенциального риска применения и его подтверждение в ходе проведения экспертизы является обязательной частью процедуры регистрации.
В соответствии с частью 1 статьи 38 Закона об охране здоровья граждан 8 медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга. При этом в соответствии с законодательством Союза при доказательстве эквивалентности медицинских изделий используются следующие условия (пункт 6 Правил проведения клинических и клинико- лабораторных испытаний (исследований) медицинских изделий, утвержденных решением Совета Евразийской экономической комиссии от 12.02.2016 N 29):
а) рассматриваемые медицинские изделия имеют одинаковое назначение;
б) технические и биологические характеристики рассматриваемых медицинских изделий одинаковы в той степени, которая гарантирует отсутствие различий в их клинической эффективности и безопасности.
Таким образом, класс потенциального риска применения не поименован в качестве характеристики, на основе анализа которой изделия могут быть признаны взаимозаменяемыми (эквивалентными). Вне зависимости от класса риска, присвоенного медицинским изделиям, прошедшим процедуру регистрации в установленном порядке, выданные регистрационные удостоверения подтверждают факт регистрации, что, в свою очередь, свидетельствует о качестве, эффективности и безопасности указанных изделий.
Согласно второму доводу жалобы Заказчиком установлены неправомерные требования о том, что класс потенциального риска должен быть 1. Вместе с тем, согласно техническому заданию Закупки Заказчиком установлены следующие требования: "Перчатки предназначены для возможности работы с поврежденной кожей и ранами, с подтверждением класса риска в регистрационном удостоверении РЗН".
Таким образом, Заказчиком установлены требованиям к характеристикам товара, а не к определенному классу риска.
На основании изложенного Комиссией Управления второй довод признан необоснованным. 3.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Также согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
- использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, 9 работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно третьему доводу жалобы описание объекта закупки не соответствуют положениям ГОСТ Р 52238-2004, в частности указаны характеристики, превышающие минимальные показатели по государственному стандарту. Рассматривая указанный довод Комиссией Управления отмечено следующее. "ГОСТ Р 52238-2004 (ИСО 10282:2002).
Национальный стандарт Российской Федерации. Перчатки хирургические из каучукового латекса стерильные одноразовые. Спецификация" (далее - Гост) устанавливает эксплуатационные характеристики упакованных стерильных хирургических одноразовых перчаток из каучукового латекса, предназначенных для защиты пациента и медицинского работника от взаимного заражения во время проведения хирургических операций. При этом Гост предусмотрены следующие размеры и допустимые отклонения: Ширина w Длина l (рисунок Толщина в местах измерения Размер (рисунок 1), мм 1), мм, не менее (рисунок 2), мм, не менее 5 67 +/- 4 250 0,10 - для гладких участков; 0,13 - для текстурированных 5,5 72 +/- 4 250 участков 6 77 +/- 5 260 6,5 83 +/- 5 260 7 89 +/- 5 270 7,5 95 +/- 5 270 8 102 +/- 6 270 8,5 108 +/- 6 280 10 9 114 +/- 6 280 9,5 121 +/- 6 280 Согласно техническому заданию Закупки, длина перчаток должны быть 280 (для размера 8), 285 (для размера 7,5), 340 и 380 (для размера 7,5). Учитывая, что гост устанавливает требование о том, что минимальные размер должен быть не менее указанного значения, а также учитывая, что заказчиком указаны значения, превышающие такие характеристики, Комиссией Управления противоречий с государственным стандартом не установлено. Более того, Комиссией Управления отмечено, что Заявителем не обеспечена явка своего представителя на рассмотрении жалобы по существу и не доказано, каким образом установление указанных характеристик ущемляет его права и законные интересы.
На основании изложенного Комиссией Управления третий довод жалобы признан необоснованным.
4. Контрактная система в сфере закупок предусматривает осуществление деятельности заказчика, специализированной организации и контрольного органа в сфере закупок на профессиональной основе с привлечением квалифицированных специалистов, обладающих теоретическими знаниями и навыками в сфере закупок (часть 1 статьи 9 Закона о контрактной системе). Статьей 8 Закона о контрактной системе предусмотрено, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно части 1 статьи 49 Закона о контрактной системе, электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом 11 о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона. Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заказчик при описании объекта закупки должен руководствоваться, в числе прочего, следующими правилами:
- в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование. Комиссией Управления отмечено, что Заявителем представлен ограниченный анализ медицинских изделий от различных производителей представив данные только в отношении изделий в рамках четырех регистрационных изделий, в то время как согласно реестру медицинских изделий на территории Российской Федерации зарегистрировано намного больше хирургических перчаток.
Также Комиссией Управления отмечено, что Заказчиком представлен сравнительный анализ, согласно которому описанию объекта закупки соответствует товар нескольких производителей. При этом Заявителем не обеспечена явка своего представителя и не представлены иные документы и сведения и документы, подтверждающие обоснованность довода жалобы. Более того, Комиссией Управления установлено, что при размещении Закупки обеспечена конкурентная среда (на участие в аукционе поданы три заявки от участников торгов).
На основании изложенного Комиссией Управления четвертый довод жалобы признан необоснованным. В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Управления иных нарушений требований Закона о контрактной системе не выявлено. Исходя из изложенного, информации, представленной Заявителем, заказчиком, а также информации, полученной Комиссией Управления при проведении внеплановой проверки, Комиссия, руководствуясь статьями 99 , 106 Закона о 12 контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Техноцентр" необоснованной.
2. В соответствии со статьи 106 Закона о контрактной системе направить настоящее решение сторонам.
Председатель Комиссии: Б.Б. Точиев Члены комиссии: А.А. Аушев М.С. Барахоев Настоящее решение (предписание) может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия в соответствии с требованиями Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
2024-2122
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Ингушетия от 12 июля 2024 г. N 006/06/105-302/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.07.2024