Инспекция Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее - Мордовское УФАС России, Управление) по контролю в сфере закупок (далее - Инспекция) в составе:
в присутствии представителя государственного казенного учреждения Республики Мордовия "Региональный центр организации закупок" -_, действующего на основании доверенности б/н от 13.06.2024 года (со сроком действия 1 (один) год), участвующего в заседании Инспекции 27.06.2024 года;
в отсутствие представителей Министерства образования Республики Мордовия, извещенного надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения настоящего дела, представившего ходатайство рассмотрении дела N013/06/99-335/2024 без участия представителей (вх.N3684-ЭП/24 от 10.07.2024 года);
в результате проведения внеплановой проверки в период с 14 июня 2024 года по 11 июля 2024 года электронного аукциона N0809500000324001713 на закупку цифровых лабораторий для школьников в соответствии с частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 года N1576 (далее - Правила), на основании приказов Мордовского УФАС России "О проведении внеплановой проверки в отношении Министерства образования Республики Мордовия" от 14.06.2024 года N109/24; "О продлении срока проведения внеплановой проверки в отношении Министерства образования Республики Мордовия" от 27.06.2024 года N115/24,
УСТАНОВИЛА:
В Мордовское УФАС России 30.05.2024 года посредством функционала сайта единой информационной системы в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) от Индивидуального предпринимателя _ (далее - Заявитель, ИП _) поступила жалоба на действия Министерства образования Республики Мордовия (далее - Заказчик), государственного казенного учреждения Республики Мордовия "Региональный центр организации закупок" (далее - Уполномоченное учреждение) при проведении электронного аукциона N0809500000324001713 на закупку цифровых лабораторий (далее - Аукцион) (вх.N2858-ЭП/24 от 30.05.2024 года).
В соответствии с частью 6 статьи 105 Закона о контрактной системе Заявителем 04.06.2023 года посредством функционала единой информационной системы поступившая в Мордовское УФАС России жалоба (вх.N2858-ЭП/24 от 30.05.2024 года) отозвана (решение Мордовского УФАС России от 05.06.2024 года (исх.NЕГ/2208/24)).
В результате осуществления внеплановой проверки в соответствии пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Инспекция Мордовского УФАС России установила следующее.
Извещение о проведении Аукциона размещено Уполномоченным учреждением по заявке Заказчика на официальном сайте ЕИС 28.05.2024 года.
Начальная (максимальная) цена контракта: 51 572 895,00 рублей.
Дата и время окончания подачи заявок: 05.06.2024 09:00.
Дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги: 05.06.2024.
Дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя): 07.06.2024.
Код бюджетной классификации Российской Федерации: 8090702022E151720244.
Закупка осуществляется в рамках национального проекта "Образование" (федеральный проект "Современная школа").
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 06.06.2024 NИЭА1 по окончании указанного в извещении о проведении электронного аукциона срока подачи заявок 09:00 05.06.2024 года поступило 2 заявки на участие в Аукционе под идентификационными номерами 2094658; 2094583. На основании направленной оператором электронной площадки заявки (все части заявки) на участие в закупке, а также информации и документов, предусмотренных пунктами 2, 3 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе, членами комиссии по осуществлению закупок были рассмотрены заявки, поданные на участие в закупке, и принято решение о признании заявок 2094658, 2094583 соответствующими требованиям извещения о проведении закупки. Комиссия по осуществлению закупок приняла решение признать победителем электронного аукциона участника с порядковым номером 1 (2094658), предложившего цену контракта 51 315 030,52 рублей.
18.06.2024 года Заказчиком с Индивидуальным предпринимателем _ заключен государственный контракт N0809500000324001713 на поставку цифровых лабораторий для школьников на сумму 51 315 030,52 рублей (реестровый номер контракта: 2132604719724000048).
В жалобе (вх.N2858-ЭП/24 от 30.05.2024 года) Заявитель указал, что Заказчиком в извещении о проведении Аукциона неверно определен код Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (далее - ОКПД2). По мнению ИП _. объект рассматриваемой закупки относится к коду ОКПД2 32.99.53.132 "Учебные цифровые лаборатории и комплексы", являющимся уточняющим к коду ОКПД2 - 32.99.53.130 "Приборы, аппаратура и устройства учебные и демонстрационные".
Инспекция Мордовского УФАС России не находит подтверждение информации, изложенной в жалобе индивидуального предпринимателя, при этом отмечая следующее.
Объектом рассматриваемой закупки является поставка цифровых лабораторий. В извещении о проведении Аукциона Заказчиком установлены: наименование объекта закупки: закупка цифровых лабораторий для школьников; описание объекта закупки в структурированной форме по кодам позиций Каталога товаров, работ и услуг (далее - КТРУ): Цифровые лаборатории для школьников:
- 26.20.40.190-00000009 (Биология);
- 26.20.40.190-00000006 (Химия);
- 26.20.40.190-00000007 (Физика);
- 26.20.40.190-00000008 (Физиология);
- 26.20.40.190-00000002 (Экология);
- 26.20.40.190-00000022 (Нейротехнологии).
При этом в извещении N0809500000324001713 (раздел "Общая информация") Заказчиком установлен код ОКПД2 - 32.99.53.130 "Приборы, аппаратура и устройства учебные и демонстрационные".
Вместе с тем в ходе проведения внеплановой проверки Инспекцией Мордовского УФАС России установлено следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 49 Закона о контрактной системе электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
Согласно части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки:
1) члены комиссии по осуществлению закупок:
а) рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона;
б) на основании информации, содержащейся в протоколе подачи ценовых предложений, а также результатов рассмотрения, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта, присваивают каждой заявке на участие в закупке, признанной соответствующей извещению об осуществлении закупки, порядковый номер в порядке возрастания минимального ценового предложения участника закупки, подавшего такую заявку (за исключением случая, предусмотренного пунктом 9 части 3 настоящей статьи, при котором порядковые номера заявкам участников закупки, подавших ценовые предложения после подачи ценового предложения, предусмотренного абзацем первым пункта 9 части 3 настоящей статьи, присваиваются в порядке убывания размера ценового предложения участника закупки), и с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона. Заявке на участие в закупке победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) присваивается первый номер;
2) заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), который должен содержать информацию, предусмотренную пунктами 1, 2, 4 - 7 части 17 статьи 48 настоящего Федерального закона. После подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями заказчик подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.
В силу пункта 4 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случае непредставления информации и документов, предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона).
В свою очередь, согласно пункту 5 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должна содержать информацию и документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 Закона о контрактной системе (если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) установлены предусмотренные указанной статьей запреты, ограничения, условия допуска). В случае отсутствия таких информации и документов в заявке на участие в закупке такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
В развитие положений статьи 14 Закона о контрактной системе Правительством Российской Федерации принято, в том числе постановление от 30.04.2020 года N617 "Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N617).
Пунктом 1 Постановления N617 утвержден перечень отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Перечень). Приборы, аппаратура и устройства учебные демонстрационные по коду ОКПД2: 32.99.53.130 включены в Перечень, утвержденный Постановлением N617 (позиция 171).
Пунктом 2 Постановления N617 установлено, что для целей осуществления закупок отдельных видов промышленных товаров, включенных в перечень, заказчик отклоняет все заявки, содержащие предложения о поставке отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, за исключением государств - членов Евразийского экономического союза (далее - заявки), при условии, что на участие в закупке подана одна (или более) заявка, удовлетворяющая требованиям извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" предусмотрена документация о закупке), которая содержит предложения о поставке отдельных видов промышленных товаров, страной происхождения которых являются только государства - члены Евразийского экономического союза.
В силу пункта 7 Постановления N617 для целей реализации настоящего постановления подтверждением страны происхождения отдельных видов промышленных товаров является одно из следующих условий:
а) указание номеров реестровых записей из реестра промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации (далее - реестр российской промышленной продукции), а также информации о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории Российской Федерации, если это предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 года N719 "О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации" (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) на территории Российской Федерации соответствующих операций (условий) (далее - совокупное количество баллов);
б) указание номеров реестровых записей из евразийского реестра промышленных товаров государств - членов Евразийского экономического союза, порядок формирования и ведения которого устанавливается правом Евразийского экономического союза (далее - евразийский реестр промышленных товаров), а также информации о совокупном количестве баллов за выполнение на территории государств - членов Евразийского экономического союза технологических операций (условий), если это предусмотрено решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23 ноября 2020 года N105 "Об утверждении Правил определения страны происхождения отдельных видов товаров для целей государственных (муниципальных) закупок" (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов).
Подтверждением страны происхождения товаров, указанных в перечне, является указание (декларирование) участником закупки в составе заявки номеров реестровых записей из реестра российской промышленной продукции или евразийского реестра промышленных товаров и совокупного количества баллов (при наличии) (пункт 9 Постановления N617).
Согласно пункту 31 постановления Правительства Российской Федерации от 17.07.2015 года N719 "О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации" (далее - Постановление N719) для целей осуществления закупок продукции индустрии учебного оборудования и средств обучения и воспитания, классифицируемой кодами по ОК 034-2014 (КПЕС 2008) из 32.99.53.110, из 32.99.53.120, из 32.99.53.130, из 32.99.53.190, для обеспечения государственных и муниципальных нужд в рамках Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и получения мер государственной поддержки, предусмотренных нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации в отношении производства и реализации учебного оборудования и средств обучения и воспитания, предусматривающих в качестве требования наличие заключения о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, выданного в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N719 "О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации", при производстве учебного оборудования и средств обучения и воспитания необходимо достижение следующего суммарного количества баллов за производство (осуществление) на территории Российской Федерации, указанных в разделе XXVII настоящего приложения технологических операций: из 32.99.53.130 "Оборудование для практикума, демонстрационное оборудование и оборудование для проектной деятельности, оборудование для проведения фронтальных лабораторных работ и аттестации, цифровые лаборатории, учебно-методические наборы и конструкторы для изучения основ искусственного интеллекта и инженерно-космического образования" - не менее 10 баллов.
Пункт 31 Постановления N719 введен Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.05.2023 года N845 "О внесении изменений в приложение к постановлению Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719" (далее - Постановление N845), которое в силу пункта 3 данного постановления вступает в силу со дня официального опубликования (текст опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru - 01.06.2023 года).
Выданные Министерством промышленности и торговли Российской Федерации (далее - Минпромторг России) до дня вступления в силу изменений, утвержденных настоящим постановлением, заключения о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации в отношении продукции, включенной в разделы XI, XXII, XXIII и XXVII приложения к постановлению Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N719 "О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации", действительны до окончания установленного срока их действия (пункт 2 Постановления N845).
Таким образом, заключения, выданные Минпромторгом России до вступления в силу Постановления N845 в отношении продукции, включенной в разделы XI, XXII, XXIII и XXVII приложения к Постановлению N719, не содержат указания совокупного количества баллов. В связи с этим к продукции, включенной в реестр российской промышленной продукции, не предъявляется требование об указании совокупного количества баллов. Вместе с тем такая продукция считается произведенной на территории Российской Федерации, а реестровые записи действующими.
Аналогичная позиция изложена в Письме Минпромторга России от 19.10.2023 года N112459/12.
Как установлено Инспекцией Мордовского УФАС России объектом рассматриваемой закупки является поставка цифровых лабораторий для школьников (код ОКПД2 - 32.99.53.130 "Приборы, аппаратура и устройства учебные демонстрационные"). Заказчиком в извещении о проведении Аукциона согласно пункту 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе установлены ограничения в соответствии с Постановлением N617. В разделе извещения "Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкция по ее заполнению" Заказчиком установлено, что заявка участника закупки должна содержать указание (декларирование) участником закупки в составе заявки номеров реестровых записей из реестра российской промышленной продукции или евразийского реестра промышленных товаров и совокупного количества баллов (при наличии).
Таким образом, учитывая, что объектом закупки является поставка цифровых лабораторий для школьников (код ОКПД2 - 32.99.53.130 "Приборы, аппаратура и устройства учебные демонстрационные") и Постановлением N719 для закупаемого оборудования предусмотрена информации о совокупном количестве баллов (не менее 10 баллов), в соответствии с требованием извещения N0809500000324001713 участникам Аукциона в составе заявок необходимо было указать номера реестровых записей из реестра российской промышленной продукции с указанием совокупного количества баллов (не менее 10 балов) или евразийского реестра промышленных товаров.
Как отмечалось ранее, согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 06.06.2024 NИЭА1 на участие в Аукционе поступило 2 заявки под идентификационными номерами 2094658; 2094583. На основании направленной оператором электронной площадки заявки (все части заявки) на участие в закупке, а также информации и документов, предусмотренных пунктами 2, 3 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе, членами комиссии по осуществлению закупок были рассмотрены заявки, поданные на участие в закупке, и принято решение о признании заявок 2094658, 2094583 соответствующими требованиям извещения о проведении закупки.
Инспекция Мордовского УФАС России, проанализировав заявки участников Аукциона, установила следующее:
1. Участник закупки с идентификационным номером 2094658 (ИП _ (победитель закупки)) предлагает к поставке товар (страна происхождения: Российская Федерация), декларируя номера реестровых записей из реестра российской промышленной продукции: 10303535 (от 10.08.2022 года без указания количества баллов (заключение выдано до вступления в силу Постановления N845) по нейротехнологии; 10526421 (от 04.03.2024 года количество баллов - 20) по физике; 10526423 (от 04.03.2024 года количество баллов - 20) по физиологии; 10526425 (от 04.03.2024 года количество баллов - 20) по экологии; 10526426 (от 04.03.2024 года количество баллов - 20) по биологии; 10526427 (от 04.03.2024 года количество баллов - 20) по химии.
2. Участник закупки с идентификационным номером 2094583 (ООО _) предлагает к поставке товар (страна происхождения: Российская Федерация), декларируя номера реестровых записей из реестра российской промышленной продукции: 10509113 (от 22.01.2024 года) по химии; 10509115 (от 22.01.2024 года) по физиологии; 10509116 (от 22.01.2024 года) по нейротехнологии; 10509118 (от 22.01.2024 года) по физике; 10509122 (от 22.01.2024 года) по экологии; 10509124 (от 22.01.2024 года) по биологии. По указанным реестровым номерам в реестре российской промышленной продукции отсутствует информация о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) на территории Российской Федерации таких операций (условий).
На основании изложенного, с учетом того, что участник закупки под идентификационным номером 2094658 (ИП_.) соответствует условиям, предусмотренным Постановлением N617, а в заявке 2094583 (ООО _) отсутствует информация о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) на территории Российской Федерации таких операций (условий), следует, что заявка с идентификационным номером 2094583 (ООО _) подлежит отклонению на основании пункта 4 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе.
Таким образом, Инспекция Мордовского УФАС России приходит к выводу, что действия комиссии по осуществлению закупок Заказчика и Уполномоченного учреждения, принявшей решение о соответствии заявки участника Аукциона с идентификационным номером 2094583 (ООО _) извещению о проведении Аукциона и Закону о контрактной системе нарушают пункт 4 части 12 статьи 48, часть 5 статьи 49 Закона о контрактной системе, что содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Правилами, Инспекция Мордовского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать действия комиссии по осуществлению закупок Министерства образования Республики Мордовия и Государственного казенного учреждения Республики Мордовия "Региональный центр организации закупок" при проведении электронного аукциона N0809500000324001713 на закупку цифровых лабораторий для школьников нарушением пункта 4 части 12 статьи 48, части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе.
2. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе не выдавать в связи с тем, что по результатам электронной процедуры заключен контракт.
3. Передать материалы дела должностному лицу для решения вопроса о возбуждении производства об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в арбитражный суд в течение трех месяцев в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия от 11 июля 2024 г. N 013/06/99-335/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.07.2024