рассмотрев обращение государственного заказчика - ГУЗ "Карымская центральная районная больница" о включении информации в реестр недобросовестных поставщиков в отношении ООО "СЕРВИС МЕД" (ИНН 0326516016, ЕРУЗ 19083271) в связи с расторжением контракта - односторонним отказом заказчика от исполнения контракта от 09.04.2024 N76-2024 на поставку аппарата искусственной вентиляции легких для интенсивной терапии неонатальный и для взрослых (ИКЗ 242750800233975080100100480013250244, реестровый номер 2750800233924000106) , при участии по видеоконференцсвязи представителя поставщика - Верхотурова А.Н. (генеральный директор), в присутствии представителей заказчика - Варванского С.И. (главный врач), Пушкарёвой М.А. (доверенность от 25.02.2024 N15),
УСТАНОВИЛА:
09.07.2024 в адрес Забайкальского УФАС России от заказчика - ГУЗ "Карымская центральная районная больница" поступили сведения об одностороннем отказе от исполнения контракта на поставку Аппарат искусственной вентиляции легких для интенсивной терапии неонатальный и для взрослых (ИКЗ 242750800233975080100100480013250244, реестровый номер 2750800233924000106) с ООО "Сервис мед" (далее - поставщик, предприниматель). Причиной одностороннего отказа от исполнения контракта является не поставка ООО "Сервис мед" товара в предусмотренный контрактом срок. Поставщиком в адрес Забайкальского УФАС России представлены письменные пояснения о хронологии заключения и исполнения контракта. Между ООО "Сервис мед" и ГУЗ "Карымская центральная районная больница" 09 апреля 2024 года заключен контракт N 76-2024 на поставку аппарата искусственной вентиляции легких Zisline в исполнении MV350 по ТУ 32.50.21-020-32119398-2020 (далее - Товар) с последующим вводом в эксплуатацию и обучению специалистов заказчика правилам эксплуатации. Срок поставки по Контракту составляет 60 дней. Действуя в рамках заключенного контракта, 17 апреля 2024 года общество заключило договор на приобретение товара у компании "Юниклиник", ранее являвшейся партнером Общества, поставлявшей медицинское оборудование. На протяжении действующего срока поставки Общество неоднократно связывалось с ООО "Юниклиник" для уточнения сроков изготовления и выгрузки товара в адрес заказчика. Сроки неоднократно сдвигались по независящим от общества причинам. Учитывая, что сроки поставки будут нарушены общество посредством телефонной связи (на письменные запросы ответы не поступали) общалось с производителем оборудования "Тритон Электроник" с просьбой ускорить производство, либо осуществить продажу товара напрямую в общество, на что был получен ответ, что очередь производства большая, ускорить сборку не получится, кроме того "Тритон Электроникс" это производственная, а не торговая компания, все продажи ведутся через их авторизованных партнеров. 25 июня 2024 года ООО "Юниклиник" оповестило общество о расторжении договора поставки связи с невозможностью поставки товара в установленный срок, после чего обществом в адрес заказчика было направлено письмо о невозможности поставки оборудования по данному контракту. Общество просит не включать сведения в РНП, указывая на намерение поставить товар, соответствующий условиям контракта; На основании пункта 5 части 15 статьи 99, пункта 7 статьи 104 Закона о контрактной системе Комиссией проведена внеплановая проверка, в ходе которой установлено следующее. 09 апреля 2024 года между ГУЗ "Карымская центральная районная больница" и ООО "Сервис мед" заключен государственный контракт на поставку аппарата искусственной вентиляции легких для интенсивной терапии неонатальный и для взрослых (ИКЗ 242750800233975080100100480013250244, реестровый номер 2750800233924000106 ) Цена контракта: 3 772 550,00 рублей.
В соответствии с условиями контракта: "1.1.
В соответствии с Контрактом Поставщик обязуется в порядке и сроки, предусмотренные Контрактом, осуществить поставку медицинского оборудования (код ОКПД-32.50.21.122) (далее - Оборудование) в соответствии со Спецификацией (приложение N 1 к Контракту) и надлежащим образом оказать услуги по доставке, разгрузке, сборке, установке, вводу в эксплуатацию Оборудования, обучению правилам эксплуатации и инструктажу специалистов Заказчика, эксплуатирующих Оборудование, правилам эксплуатации и технического обслуживания Оборудования в соответствии с требованиями технической и (или) эксплуатационной документации производителя (изготовителя) Оборудования (далее - Услуги), а Заказчик обязуется в порядке и сроки, предусмотренные Контрактом, принять и оплатить поставленное Оборудование и надлежащим образам оказанные Услуги.
1.2. Номенклатура Оборудования и его количество определяются Спецификацией (приложение N 1 к Контракту), технические показатели - Техническими требованиями (приложение N 2 к Контракту). 1.3.
Поставка Оборудования осуществляется Поставщиком с разгрузкой с транспортного средства по адресу: Российская Федерация, 673300, Забайкальский край, Карымский р-н, Карымское пгт, ул. Ленинградская, 79, (далее - Место доставки). Оказание Услуг осуществляется Поставщиком в Месте доставки.
2.2. Цена Контракта, составляет 3772550 (Три миллиона семьсот семьдесят две тысячи пятьсот пятьдесят) рублей 00 коп., НДС не облагается на основании перехода на упрощенную систему налогообложения в соответствии с ст. 346.12 и 346.13 гл. 26.2. 3.1.
Поставщик обязан: 3.1.1. поставить Оборудование в строгом соответствии с условиями Контракта в полном объеме, надлежащего качества и в установленные сроки; 3.1.2. оказать Услуги в строгом соответствии с условиями Контракта в полном объеме, надлежащего качества и в установленные сроки; 3.1.3. обеспечить обучение правилам эксплуатации (в соответствии с технической и (или) эксплуатационной документацией производителя (изготовителя) Оборудования) и проведение инструктажа специалистов Заказчика (Получателей), эксплуатирующих Оборудование; 3.1.4. использовать квалифицированный персонал для оказания Услуг по сборке, установке и вводу Оборудования в эксплуатацию, по обучению правилам эксплуатации и инструктажу специалистов Заказчика (Получателей), эксплуатирующих Оборудование; 3.1.5. осуществлять сборку, установку и ввод в эксплуатацию Оборудования в помещении или месте эксплуатации Оборудования, подготовленном в соответствии с требованиями технической и (или) эксплуатационной документацией производителя (изготовителя) Оборудования, с учетом класса электробезопасности и иных требований безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации; 3.1.6. обеспечить соответствие поставляемого Оборудования и оказываемых Услуг требованиям качества, безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации; 3.1.7. представлять по требованию Заказчика информацию и документы, относящиеся к предмету Контракта для проверки исполнения Поставщиком обязательств по Контракту; 3.1.8. незамедлительно информировать Заказчика обо всех обстоятельствах, препятствующих исполнению Контракта; 3.1.9. своими силами и за свой счет устранять допущенные недостатки при поставке Оборудования и оказании Услуг; 3.1.10. выполнять свои обязательства, предусмотренные положениями Контракта; 3.1.11. обеспечивать гарантии на Оборудование в соответствии с разделом 8 Контракта. 5.1.
Поставка Оборудования осуществляется Поставщиком в Место доставки на условиях, предусмотренных пунктом 1.3 Контракта, в 2024 году, в течение 60 дней с момента заключения Контракта. 12.3.
Контракт может быть расторгнут по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством". 1.1 11.06.2024 заказчиком направлена претензия поставщику исх. N527 о нарушении срока поставки товара (на 11.06.2024 товар не поставлен). 1.2 13.06.2024 поставщиком в ответ на претензию направлен заказчику ответ исх. N1306/1, в котором указано, что отгрузка товара ожидается до 20-24.06.2024, задержка поставки товара связана с производственными каникулами у завода-изготовителя, поставка и монтаж будут произведены в срок до 30.06.2024. 1.3 18.06.2024 заказчиком направлено письмо исх.N537 заводу-изготовителю ООО фирма "Тритон-ЭлектроникС", в котором заказчик указал обстоятельства, изложенные в письме поставщика от 13.06.2024 N1306/1, и просило уточнить, на каком этапе производства находится закупаемый аппарат. 1.4 18.06.2024 ООО фирма "Тритон-ЭлектроникС" направило ответ исх.N341/6 в котором указано, что ООО фирма "Тритон-ЭлектроникС" договорных отношений с ООО "СЕРВИС МЕД" не имеет, производственных каникул на предприятии нет и не планируется, отгрузка товара производится по графику. 1.5 24.06.2024 заказчиком направлена претензия поставщику исх. N586, в котором указаны обстоятельства, изложенные в письме ООО фирма "Тритон- ЭлектроникС" от 18.06.2024 исх.N341/6, и просило предоставить информацию о планируемой дате поставки товара. 1.6 26.06.2024 поставщиком в ответ на претензию направлен заказчику ответ исх. N2606/031, в котором указано, что по независящим от поставщика причинам поставка оборудования не представляется возможным. 1.7 28.06.2024 заказчиком принято решение об одностороннем отказе (ввиду не поставки товара ни в установленный контрактом срок, ни за рамками срока, а также по причине указанной поставщиком о не возможности поставки товара); решение об размещено в ЕИС, указано "товар не поставлен". 09.07.2024 государственный контракт расторгнут. Рассмотрев представленные документы, Комиссия приходит к следующим выводам.
В силу обязательства одно лицо обязано совершить в пользу другого лица определенное действие, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности (ст. 307 Гражданского кодекса Российской Федерации). Обязательства должны исполняться надлежащим образом, односторонний отказ от исполнения не допускается (ст.ст. 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации). Поставка товаров для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основе государственного или муниципального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных или муниципальных нужд (пункт 2 статьи 530 ГК РФ).
К отношениям по поставке товаров для государственных или муниципальных нужд применяются правила о договоре поставки (статьи 506 - 522), если иное не предусмотрено правилами Гражданского кодекса РФ (пункты, 1, 2 статьи 525 Кодекса).
Согласно статье 526 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по государственному или муниципальному контракту на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд (далее - государственный или муниципальный контракт) поставщик (исполнитель) обязуется передать товары государственному или муниципальному заказчику либо по его указанию иному лицу, государственный или муниципальный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров. По общему правилу только надлежащее исполнение прекращает обязательство (статья 408 ГК РФ).
Согласно пункту 2 статьи 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:
1) при существенном нарушении договора другой стороной;
2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором. Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора. В пункте 1 статьи 469 ГК РФ предусмотрено, что продавец обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует договору купли-продажи. Пунктом 1 статьи 523 ГК РФ предусмотрено, что односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450 ГК РФ).
Из пункта 2 статьи 523 ГК РФ следует, что нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях: поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок; неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом. Указанное условие предусмотрено разделом 12.3 контракта. Заказчиком 28.06.2024 принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по причине не поставки ООО "Сервис мед" товара. Законом о контрактной системе предусмотрен порядок одностороннего отказа от исполнения контракта.
Согласно части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Принятое заказчиком решение размещено 28.06.2024 в ЕИС, получено поставщиком 28.06.2024.
Согласно части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 14 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Согласно информации, опубликованной в ЕИС, контракт расторгнут 09.07.2024.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что порядок расторжения контракта, предусмотренный Законом о контрактной системе, заказчиком не нарушен.
В силу требований части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами. Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков утверждены постановлением Правительства РФ от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации", (далее - Правила). Заказчиком в антимонопольный орган направлено обращение по форме, предусмотренной приложением N1 постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N1078.
Поставщиком представлены возражения относительно расторжения контракта и включения сведений в РНП.
В силу требований пункта 13 Правил, части 7 статьи 104 Закона о контрактной системе федеральный орган исполнительной власти осуществляет проверку содержащихся в представляемых заказчиком документах и информации фактов. В случае подтверждения этих фактов информация включается в реестр недобросовестных поставщиков.
В силу требований пункта 15 Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие: принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта; надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Комиссией установлено:
- нарушения законодательства о контрактной системе при принятии решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направлении его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещении в единой информационной системе заказчиком не допущены;
- заказчиком подтверждены факты существенного нарушения поставщиком условий контракта (закупаемый товар поставщиком не поставлен);
- поставщиком представлены пояснения о ходе исполнения контракта, в том числе информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта. Исходя из статьи 104 Закона о контрактной системе реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств. Одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) является ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в закупках по размещению государственного и муниципального заказов (части 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе). ООО "Сервис мед" осуществляет предпринимательскую деятельность.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательская деятельность осуществляется на свой риск. Принимая решение об участии в закупке, общество, тем самым, возложило на себя риск неблагоприятных последствий, предусмотренных за нарушение требований Закона о контрактной системе.
В соответствии с положениями статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство. Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств. При этом, в соответствии с разъяснениями Конституционного Суда Российской Федерации, изложенными в Постановлениях от 30.07.2001 N13-П и от 21.11.2002 N15-П, меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения. Исходя из целей и последствий включения субъекта в реестр недобросовестных поставщиков, такая мера применяется, в том числе, с обязательным определением субъективной стороны (вины), выражающейся в сознательном совершении действий по неисполнению условий контракта, либо непринятии им всех необходимых мер по его исполнению, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только ненадлежащее исполнение условий контракта, которое предполагает недобросовестное поведение лица.
Таким образом, исключительно наличие факта принятого заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта не является достаточным для принятия решения о включении лица в РНП без установления причин, оснований и обстоятельств, вызвавших неисполнение условий контракта. Рассмотрев представленные документы, сведения и пояснения сторон, Комиссия пришла к выводу, что они не свидетельствуют о недобросовестном поведении поставщика - ООО "Сервис мед", поскольку действия общества указывают на его намерение исполнить государственный контракт от 09.04.2024.
В частности, ООО "Сервис мед" 17 апреля 2024 года заключило договор N05/05-24 на приобретение товара у компании "Юниклиник".
Согласно пункту 2.1 договора, оплата производится путем внесения предоплаты в размере 100% от общей суммы договора на расчетный счет продавца в течении 5 рабочих дней после подписания договора. Платежным поручением от 18.04.2024 N308 ООО "Сервис мед" перечислило ООО Юниклиник" 2 365 000,рублей (оплата за ИВЛ) согласно договора N05/05-24 от 17.04.2024.
ООО "Юниклиник" письмом от 25.06.2024 исх.N16 сообщил ООО "Сервис мед", что по не зависящим от общества причинам поставка товара не возможна.
Таким образом, исходя из представленных сторонами документов и пояснений, Комиссия пришла к выводу об отсутствии достаточных оснований для включения сведений об ООО "Сервис мед" в реестр недобросовестных поставщиков, поскольку отсутствуют обстоятельства, свидетельствующие о направленности действий поставщика на несоблюдение условий контракта и уклонение от исполнения контракта, что исключает признаки его недобросовестности, влекущие применение к нему рассматриваемой меры государственного принуждения. Исходя из изложенного, руководствуясь Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации", пунктом 5 части 15 статьи 99, частью 7 статьи 104 Федерального закона от 5 апреля 2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия на основании результатов проведенной проверки,
РЕШИЛА:
Сведения, представленные государственным заказчиком - ГУЗ "Карымская центральная районная больница" в отношении ООО "Сервис мед" (ИНН 0326516016, ЕРУЗ 19083271) в связи с расторжением контракта - односторонним отказом заказчика от исполнения контракта от 09.04.2024 N76-2024 на поставку аппарата искусственной вентиляции легких для интенсивной терапии неонатальный и для взролых (ИКЗ 242750800233975080100100480013250244, реестровый номер 2750800233924000106 ), в реестр недобросовестных поставщиков не включать. Решение, принятое Комиссией по результатам рассмотрения сведений может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия. Председатель комиссии Т.И. Яковлева Члены комиссии: И.С. Китаевой В.В. Еремина
2024-3636
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Забайкальскому краю от 16 июля 2024 г. N РНП-75-70
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.07.2024