Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению обращений о внесении сведений в реестр недобросовестных поставщиков в составе: Председатель Комиссии - М.А. Дударева, заместитель руководителя; члены Комиссии - Е.А. Шмыгина, заместитель начальника отдела; А.Р. Мулагалеев, ведущий специалист-эксперт (далее - Комиссия), рассмотрев обращение заказчика -- Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Енисейская районная больница" (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков (далее - РНП) сведений об индивидуальном предпринимателе Сидорове Николае Юрьевиче (ИНН: 245403779407) (далее - ИП),
установила
следующее. В адрес Красноярского УФАС России поступило обращение Заказчика о включении сведений об ИП в РНП в связи с уклонением ИП от заключения контракта подлежащего заключению в порядке части 12 статьи 93 Закона о контрактной системе на поставку смесителе водоразборного в количестве 2 штуки, извещение N0319200063624000406, ИКЗ 242241200507224470100100022960000244.
В соответствии с частью 7 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) Красноярское УФАС России осуществляет проверку содержащихся в обращении заказчика фактов, свидетельствующих об уклонении ИП от заключения контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в РНП соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в РНП. Кроме того, в соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку при получение обращения о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в РНП.
В соответствии с частью 10 статьи 104 Закона о контрактной системе Правительством Российской Федерации устанавливается порядок ведения РНП. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" утверждены Правила ведения 2024-11721 2 реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила ведения РНП). Комиссией установлено, что Заказчиком не нарушены требования к порядку направления или форме обращения о включении сведений об ИП в РНП, а именно не нарушена подведомственность обращения, обращение поступило в адрес Красноярского УФАС России посредством ЕИС, заказчиком соблюдён срок направления обращения, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе. Комиссией в адрес Заказчика и ИП направлено уведомление о назначении даты заседания Комиссии, указанное уведомление размещено в единой информационной системе (далее - ЕИС).
Заказчиком и ИП в установленный срок предоставлены в адрес Красноярского УФАС России запрошенные в уведомлении документы и сведения. Заказчиком до заседания Комиссии было заявлено ходатайство о рассмотрении обращения в отсутствие его представителя, ходатайство было удовлетворено Комиссией. До заседания Комиссии ИП было заявлено ходатайство об участии в заседании Комиссии посредством видео-конференц-связи. На момент заседания Комиссии отсутствовала возможность обеспечения доступа к видео- конференц-связи. В удовлетворении ходатайства было отказано. Заседание Комиссии состоялось 08.07.2024 в 10:00 (местное время). Заседание Комиссии прошло в отсутствие представителей заказчика и ИП. Рассмотрев обращение заказчика и приложенные к нему материалы, иные материалы и сведения, представленные заказчиком и ИП, проведя внеплановую проверку, Комиссия
установила
следующее.
В соответствии с частью 12 статьи 93 Закона о контрактной системе в случаях, предусмотренных пунктами 4 - 5.2 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, в электронной форме с использованием электронной площадки может осуществляться на сумму, не превышающую пяти миллионов рублей, закупка, по результатам которой заключается контракт на поставку товара.
В соответствии с пунктом 3 статьи 93 Закона о контрактной системе заказчик формирует с использованием ЕИС, подписывает усиленной электронной подписью и размещает в ЕИС извещение об осуществлении закупки (далее - извещение). Комиссия установила, что заказчиком извещение размещено в ЕИС 03.07.2024.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 5 части 12 статьи 93 Закона о контрактной системе в течение одного часа с момента размещения в ЕИС извещения об осуществлении закупки оператор электронной площадки с учетом положений пункта 8 части 12 статьи 93 Закона о контрактной системе направляет заказчику заявки на участие в закупке (с указанием присвоенных в соответствии с подпунктом "б" пункта 5 части 12 статьи 93 Закона о контрактной системе порядковых номеров), предусмотренные подпунктом "а" пункта 5 части 12 статьи 93 Закона о контрактной системе и содержащие информацию и документы, предусмотренные подпунктами "а" - "е" и "к" пункта 1 части 12 статьи 93 Закона о контрактной системе, пунктом 2 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 6 части 12 статьи 93 Закона о контрактной системе заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол подведения итогов определения поставщика, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки, который в течение одного часа с момента получения такого протокола размещает его в ЕИС и на электронной площадке Комиссия установила, что в соответствии с информацией, размещённой в ЕИС, Заказчиком был сформирован и размещён в ЕИС протокол подведения итогов определения поставщика от 03.07.2024 NИЗТ1 (далее - протокол итогов).
В соответствии с протоколом итогов была подана только одна заявка N116900355, была 2024-11721 3 признана соответствующей извещению, в соответствии с информацией, представленной оператором электронной площадки, указанная заявка была подана ИП.
В соответствии с пунктом 7 статьи 93 Закона о контрактной системе заключение контракта осуществляется с участником закупки, заявке которого присвоен первый номер, в порядке, установленном статьей 51 Закона о контрактной системе, с учетом особенностей, предусмотренных частью 6 статьи 50 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 50 Закона о контрактной системе заказчик формирует и размещает в ЕИС и на электронной площадке (с использованием ЕИС) без своей подписи проект контракта не позднее одного рабочего дня, следующего за днем размещения в ЕИС протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
В соответствии с письменными пояснениями заказчика 04.07.2024 был размещён проект контракта.
В соответствии с пунктом 2 части 6 статьи 50 Закона о контрактной системе участник закупки, с которым заключается контракт, должен подписать Контракт и предоставить обеспечение исполнение обязательств по Контракту не позднее одного рабочего дня, после размещения проекта контракта.
В соответствии с пояснениями Заказчика 05.07.2024 ИП не подписал проект Контракта, не предоставил обеспечение исполнения обязательств по Контракту.
В соответствии с пунктами 1 и 2 части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены в установленный срок требования, предусмотренные частью 3 статьи 51 Закона о контрактной системе, такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта, при этом заказчик не позднее одного рабочего дня после истечения срока, предусмотренного частью 3 статьи 51 Закона о контрактной системе, должен сформировать в ЕИС протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта. Комиссия установила, что 08.07.2024 заказчиком был сформирован и размещён в ЕИС Протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта от 08.07.2024 NППУ20 1 (далее - протокол уклонения). Комиссия не установила, что заказчиком нарушен порядок признания ИП уклонившимся от заключения Контракта. Вместе с тем в соответствии с письменными пояснениями заказчика 08.07.2024 уже после признания ИП уклонившимся от заключения контракта ИП подписал проект контракта, предоставил обеспечение исполнения обязательств, а также уведомил о причине неподписания проекта контракта. Указанное подтверждается платёжным поручением N146 от 08.07.2024.
Кроме того, в соответствии с письменными пояснениями заказчика ИП ранее добросовестно исполнял свои обязательства по контрактам с заказчиком. Заказчик выражает желание заключить контракта с ИП.
В соответствии с письменными пояснениями ИП проект контракта не был подписан по причине поломки компьютера ИП, на котором находится ЭЦП ИП. 05.07.2024 ИП не смог устранить неисправность компьютера.
В соответствии с предоставленной ИП дефектной ведомостью Nб/н от 06.07.2024 в срок до 07.07.2024 ИП Солдатовым Н.С. была произведена замена блока питания AeroCool ECO 500W на компьютере ИП. Работы по замене блока питания AeroCool ECO 500W оплачены квитанцией N23 от 08.07.2024 на сумму 1000 (тысяча) рублей 00 копеек. ИП в своих пояснениях указал, что ИП хочет и может исполнить контракт с Заказчиком.
Согласно части 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, 2024-11721 4 какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Вместе с тем "уклонение от заключения контракта" предполагает не только формальное нарушение требований законодательства, но и отсутствие реального намерения заключить и исполнить контракт, в связи с чем, для включения в реестр по данному основанию, помимо факта нарушения, необходимо установить направленность воли и недобросовестный характер поведения ИП. Следовательно, основанием для включения в реестр является такое уклонение участника закупки, которое предполагает его недобросовестное поведение, противоречащее законодательству Российской Федерации о контрактной системе и выражающееся в непринятии им всех мер для надлежащего исполнения обязательства, которые требовались от него по характеру обязательства и условиям оборота при надлежащей степени заботливости и осмотрительности, совершенное им при наличии с его стороны умысла или неосторожности.
Согласно пункту 14 Правил ведения реестра, орган контроля принимает решение об отказе во включении информации об участнике закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил ведения РНП, выявлено хотя бы одно из следующих обстоятельств:
а) Заказчиком нарушены установленные законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требования: к определению такого участника закупки лицом, с которым заключается контракт; к направлению такому участнику закупки проекта контракта, заключению контракта, признанию участника закупки уклонившимся от заключения контракта;
б) участником закупки в срок до признания его в соответствии с Федеральным законом уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта;
в) участником закупки не выполнены требования, предусмотренные Федеральным законом для заключения контракта, вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится невыполнение требований, предусмотренных Федеральным законом для заключения контракта, по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика. Комиссия отмечает, что ИП не подписал проект контракта по причине поломки компьютера с ЭЦП ИП, ИП предпринял меры для устранения возникшей поломки, после устранения неисправности проект контракта был подписан, а также было предоставлено обеспечение исполнения обязательств по Контракту. Кроме того, ИП уведомил заказчика о возникших препятствиях для подписания Контракта. Кроме того, ИП и заказчик изъявили желание заключить контракт. Кроме того, Комиссия отмечает, что лицо ранее, добросовестно исполнявшее обязательства по Контрактам, зарабатывавшее репутацию добросовестного поставщика (подрядчика, исполнителя), не может быть заинтересовано во внесении сведений о таком лице в РНП. Кроме того, включение в реестр представляет собой специальную меру ответственности, установленную в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств, о чем указано, в том числе в Определениях Высшего Арбитражного Суда 2024-11721 5 Российской Федерации от 17.09.2012 NВАС-11617/12 и от 12.07.2013 NВАС-8371/13.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 4-П, от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П).
Такой правовой подход подлежит применению и при рассмотрении обращений о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков, учитывая, что последствия по применению санкции в виде включения сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков могут иметь более негативный экономический характер, чем наложение штрафа (судебные акты по делам NN ВАС-11617/12, А21-4381/2012, А70-11549/2015, А73-2000/2018).
Согласно подпункту "б" пункта 13 Правил ведения РНП по результатам рассмотрения Обращения и проведения проверки, контрольный орган правомочен (при необходимости) выдать предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе.
Таким образом, учитывая вышеизложенное, в том числе тот факт, что Заказчик и ИП ходатайствовали об отмене протокола уклонения и заключении контракта, учитывая то, что ИП являлся единственным участником закупки, Комиссия полагает возможным и необходимым, выдать Заказчику предписание об отмене протокола уклонения и о повторном совершении действий, направленных на заключение контракта с участником закупки. Руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Правилами ведения РНП, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Отказать Краевому государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Енисейская районная больница" во включении сведений об индивидуальном предпринимателе Сидорове Николае Юрьевиче (ИНН: 245403779407) в реестр недобросовестных поставщиков.
2. Выдать Краевому государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Енисейская районная больница" предписание об осуществлении действий, направленных на заключение контракта с индивидуальным предпринимателем Сидоровым Николаем Юрьевичем (ИНН: 245403779407) по результатам проведения закупки, имеющей извещение N0319200063624000406 .
Решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в арбитражный суд Красноярского края в течение трех месяцев со дня его принятия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Председатель Комиссии М.А. Дударева Члены Комиссии Е.А. Шмыгина А.Р. Мулагалеев Исп.Мулагалеев А.Р. тел.8(391)2110144,вн. 2024-11721
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 15 июля 2024 г. N 024/10/104-2108/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.07.2024