Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению обращений о внесении сведений в реестр недобросовестных поставщиков в составе: Председатель Комиссии - заместитель руководителя, М.А. Дударева, члены Комиссии - главный государственный инспектор, Е.М. Хоменко, заместитель начальника отдела, Е.А. Шмыгина (далее - Комиссия), рассмотрев обращение заказчика - Краевого государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования "Красноярский краевой центр туризма и краеведения" (далее - заказчик) с просьбой о внесении сведений об Обществе с ограниченной ответственностью "Красноярская строительная компания" (ИНН 2464133325) (далее - ООО "КСК", общество, подрядчик) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта N 0119200000124002426 от 25.03.2024 (реестровый N 2246003692324000007), заключенного по результатам проведения электронного аукциона ЭА- N-1906/24 "Выполнение работ по капитальному ремонту бассейна", извещение N 0119200000124002426, ИКЗ 242246003692324600100100210014399243,
установила
следующее. В адрес Красноярского УФАС России поступило обращение заказчика с просьбой о включении сведений о подрядчике в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта. Обращение подано в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), соответствовало требованиям раздела II Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" (далее - Постановление Правительства РФ N 1078), в связи с чем подлежало принятию к рассмотрению.
На основании пункта 5 части 15 статьи 99, статьи 104 Закона о контрактной системе и Постановления Правительства РФ N 1078 Красноярским УФАС России было принято решение о 2024-11827 проведении проверки факта ненадлежащего исполнения подрядчиком условий контракта, заключенного с заказчиком по результатам проведения электронного аукциона. В установленный подпунктом "г" пункта 9 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 1078, (далее - Правила) срок, Красноярское УФАС России по адресам электронной почты, указанным в контракте, направило заказчику и подрядчику уведомление о проведении внеплановой проверки, в котором содержалось требование о представлении необходимых документов и сведений для рассмотрения обращения по существу, а также сообщалось о месте и времени проведения заседания Комиссии по рассмотрению вышеуказанного обращения. Кроме того, указанное уведомление, в силу требований пункта 9 Правил, было размещено в ЕИС.
Таким образом, заказчик и подрядчик считаются надлежащим образом уведомленными о месте и времени проведения заседания Комиссии по рассмотрению обращения заказчика по существу. В срок, установленный подпунктом "з" пункта 9 Правил, заказчик направил документы и сведения, запрашиваемые в уведомлении о проведении внеплановой проверки. В свою очередь подрядчик в порядке, предусмотренном подпунктом "а" пункта 13 Правил, также предоставил в адрес Красноярского УФАС России в соответствии с указанным уведомлением информацию и документы, объяснения в письменной форме, в том числе подтверждающие, по его мнению, отсутствие фактов его недобросовестности при исполнении контракта. Из пункта 13 Правил следует, что рассмотрение вопроса о включении информации об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов, осуществляется с участием представителей заказчика и лица, информация о котором направлена заказчиком для включения в реестр. В случае неявки указанных лиц или их представителей рассмотрение указанного вопроса осуществляется в их отсутствие. На рассмотрении обращения заказчика по существу участвовали директор и представитель заказчика, а также представитель общества, надлежащим образом подтвердившие свои личности и полномочия. Рассмотрев обращение заказчика, документы и сведения, представленные заказчиком и подрядчиком к моменту проведения заседания Комиссии по рассмотрению обращения по существу, а также размещенные в единой информационной системе при проведении электронного аукциона, заключении, исполнении и расторжении контракта, проведя внеплановую проверку, Комиссия по рассмотрению сведений о недобросовестных поставщиках
установила
следующее. Комиссией установлено, что между заказчиком и обществом был заключен контракт N 0119200000124002426 от 25.03.2024 на выполнение работ по капитальному ремонту бассейна. Проанализировав положения контракта Комиссия
установила
следующее.
Согласно пункту 1.1. контракта Подрядчик принимает на себя обязательства по выполнению всего комплекса работ по капитальному ремонту бассейна (далее - Объект), в соответствии с условиями настоящего Контракта, в соответствии с локальным сметным расчетом (приложение N 1 к Контракту), и Техническим заданием (приложение N 2 к Контракту), а Заказчик обязуется принять и оплатить выполненные работы в соответствии с условиями Контракта.
Согласно пункту 1.2. контракта Наименование и виды работ, их количество и стоимость определяются локальным сметным расчетом (приложение N 1 к Контракту). Виды и сроки выполнения работ определяются Техническим заданием (приложение N 2 к Контракту). Пунктом 1.4. контракта определены существенные условия Контракта для Сторон: предмет и цена Контракта, срок окончания и качество работ, гарантийные сроки, наличие надлежащего обеспечения исполнения обязательств по Контракту. В пунктах 3.1, 3.2 контракта определено, что срок действия Контракта: Контракт вступает в силу со дня его заключения сторонами и действует до полного исполнения сторонами своих обязательств по контракту. Срок выполнения работ по Контракту: начало работ - с момента заключения Контракта. 2024-11827 2 окончание работ - по 30 июня 2024 года. Разделами 4, 5 контракта определены права и обязанности подрядчика и заказчика, в том числе: Подрядчик вправе: 4.1.5.
Приостановить производство работ, в случае обнаружения независящих от Подрядчика обстоятельств, которые могут оказать негативное влияние на качество результатов выполняемых работ с одновременным официальным письменным уведомлением Заказчика в течение 1 (одного) дня после приостановления выполнения работ. При этом Подрядчик обеспечивает сохранность Объекта в соответствии с условиями настоящего Контракта.
4.2. Подрядчик обязан: 4.2.1.
Принять на себя обязательства выполнить предусмотренные контрактом работы по капитальному ремонту Объекта. 4.4.2.
Предоставить Заказчику в течение 3 рабочих дней с момента заключения Контракта в письменном виде список сотрудников и транспортных средств для работы и проезда на территории Объекта, график работы на Объекте. 4.2.3.
Выполнить работы, указанные в пункте 4.2.1. (далее - работы), в соответствии со следующей документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к работам требования, которая является неотъемлемой частью контракта:
- акт, утвержденный застройщиком или техническим заказчиком и содержащий перечень дефектов оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения с указанием качественных и количественных характеристик таких дефектов;
- иные документы, являющиеся неотъемлемой частью контракта; 4.2.4.
В течение 5 дней со дня, следующего за днем получения от заказчика проекта акта приема-передачи строительной площадки, а также документов, которые определены приложением к контракту, являющимся его неотъемлемой частью, подписать указанный проект акта приема- передачи либо направить мотивированный отказ от его подписания с указанием причин такого отказа; 4.2.5.
Выполнить работы в сроки, установленные контрактом; 4.2.15.
По запросу Заказчика предоставлять достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении Контракта.
5.1. Заказчик вправе: 5.1.1.
Требовать от Подрядчика надлежащего и своевременного выполнения обязательств предусмотренных контрактом, а также требовать своевременного устранения выявленных недостатков. 5.1.12.
Отказаться в любое время до сдачи Работ от исполнения Контракта и потребовать возмещения ущерба, если Подрядчик не приступает своевременно к исполнению Контракта или выполняет Работы настолько медленно, что окончание их к сроку, указанному в Контракте, становится явно невозможным. 5.1.13.
Принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в соответствии с Законом N 44-ФЗ. 5.2.
Заказчик обязан: 5.2.2.
В течение 5 дней со дня, следующего за днем заключения контракта, передать подрядчику по акту приема-передачи строительную площадку, а также документы, которые определены приложением к контракту, являющимся его неотъемлемой частью. 5.2.3.
Обеспечить доступ персонала подрядчика на строительную площадку. Порядок сдачи - приемки выполненных работ определен разделом 6 контракта, порядок контроля за исполнением контракта и производством работ определен разделом 7 контракта, Согласно разделу 13.2 контракта расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством. В случае принятия Заказчиком 2024-11827 3 решения об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским Кодексом Российской Федерации, такой отказ осуществляется в соответствии со статьёй 95 Закона N 44. Пунктом 13.5 контракта предусмотрено право Заказчика на односторонний отказ от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, пунктом 13.4 контракта такое право предусмотрено для подрядчика. Разделом 14 контракта урегулирован порядок урегулирования разногласий, в том числе претензионный порядок.
Согласно пункту 15.4. контракта уведомления (в том числе обращения, сообщения, предложения, требования) сторон, связанные с исполнением, изменением, расторжением контракта, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, контрактом, передаются лицу, имеющему право действовать от имени стороны контракта, лично под расписку или направляются стороне контракта по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу стороны контракта, указанному в контракте. Датой получения уведомления, указанного в абзаце первом настоящего пункта, считается:
- дата, указанная лицом, имеющим право действовать от имени стороны контракта, в расписке о получении уведомления (в случае передачи такого уведомления лицу, имеющему право действовать от имени стороны контракта, лично под расписку);
- дата получения стороной контракта, направившей уведомление, подтверждения о вручении стороне контракта, в адрес которой направлено уведомление, заказного письма либо дата получения стороной контракта, направившей уведомление, информации об отсутствии стороны контракта, в адрес которой направлено уведомление, по адресу, указанному в контракте, информации о возврате такого письма по истечении срока хранения (в случае направления уведомления заказным письмом). Документы, за исключением документов, имеющих непосредственное отношение к выполнению работ и обязанностям Подрядчика, передаваемые посредством факсимильной связи и электронной почты, указанным в настоящем Контракте, считаются полученными Стороной в момент отправления и приравниваются к подлиннику документа (пункт 15.6 контракта). В случаях, предусмотренных действующим законодательством, документы и информация, составляемые/направляемые/размещаемые при заключении, исполнении, расторжении контракта, составляются/направляются/размещаются с использованием Единой информационной системы в порядке и сроки, установленные Законом N44-ФЗ. (пункт 15.7).
Проанализировав совокупность документов и сведений, представленных заказчиком и обществом в материалы проверки, Комиссия
установила
следующие обстоятельства. Заказчик указывает на то, что подрядчик в нарушение условий контракта график выполнения работ Заказчику не предоставил, к выполнению работ своевременно не приступил. Между тем, общество пояснило, что приступив к исполнению обязательств по контракту, Подрядчик выявил существенные недостатки в представленной Заказчиком рабочей документации, Техническом задании, а именно:
1. Часть работ, предусмотренных Техническим заданием, не включена в Локальный сметный расчет, кроме того, в Локальный сметный расчет включены виды работ, не предусмотренные Техническим заданием; Локальный сметный расчет (Приложение N 1 к Контракту N 0119200000124002426 от 19.03.2024) не соответствует Техническому заданию к Контракту N 0119200000124002426 от 19.03.2024 на выполнение работ по капитальному ремонту бассейна, расположенного в г. Красноярск, ул. Базайская, 242, ДЮТБ "Багульник" 2. Сведения, содержащиеся в Техническом задании и Локальном сметном расчете к Контракту на выполнение работ по капитальному ремонту бассейна, расположенного в г. Красноярск, ул. Базайская, 242, ДЮТБ "Багульник" не достаточны для выполнения ремонтных работ, предусмотренных Контрактом. 2024-11827 4 3.
Предоставленная Рабочая документация "Архитектурно-строительные решения", (подготовлена в 2013 году) предназначена для выполнения работ по реконструкция технического помещения бассейна, благоустройства территории (устройство монолитной плиты и террасной доски, установка смотровых люков для обслуживания инженерных коммуникаций), усиления фундамента под колонны навеса и реконструкции душевой. Рабочей документацией "Система водоснабжения и канализации", (подготовлена в 2013 году) запроектированы системы хоз- питьевого водопровода здания душевой, горячего водоснабжения здания душевой и хоз-бытовой канализации, предназначенной для отвода стоков от сан.приборов здания душевой и бассейна. В предоставленной Рабочей документации "Архитектурно-строительные решения" и Рабочей документации "Система водоснабжения и канализации" не отражены проектные решения по капитальному ремонту бассейна, предусмотренные Техническим заданием и сметной документацией к контракту N 0119200000124002426 от 19.03.2024.
Рабочая документация "Архитектурно-строительные решения" и Рабочая документация "Система водоснабжения и канализации" не актуализирована для выполнения работ по капитальному ремонту бассейна и не пригодна для выполнения работ по контракту N 0119200000124002426 от 19.03.2024.
Указанные недостатки подтверждаются заключением ООО "СудСтройЭкспертиза" N 10-05/2024 от 21.05.2024.
О части вышеуказанных обстоятельств подрядчик уведомил заказчика письмом от 03/04 от 08.04.2024 с предложением об увеличении цены контракта. Заказчиком в адрес общества направлено письмо от 08.04.2024 N 181 с просьбой о представлении информации о намерениях приступить к исполнению контракта. Обществом на указанное письмо дан ответ от 11.04.2024 N 05/04 о намерении приступить к выполнению работ с 17.04.2024 с приложением во исполнение пункта 4.4.2 контракта списка сотрудников и транспортных средств для работы и проезда на территории Объекта, приказа о назначении ответственного представителя общества. Заказчиком в адрес общества направлено письмо от 15.04.2024 N 201 с требованием предоставить график производства работ, принять строительную площадку. Заказчик передал, а Подрядчик принял для выполнения предусмотренных контрактом работ строительную площадку с находящимися на ней имуществом только 16.04.2024, о чем был составлен соответствующий акт, подписанный уполномоченными представителями каждой из сторон. При этом положениями контракта предусмотрена передача строительной площадки в течение 5 дней со дня, следующего за днем заключения контракта, то есть до 01.04.2024, тем самым срок исполнения контракта, изначально не длительный, был сокращен. Ответ на письмо подрядчика от 03/04 от 08.04.2024 дан заказчиком письмом от 15.04.2024 N 202 с указанием на невозможность увеличения цены контракта и предложением предоставить мотивированную позицию и документы, предусмотренные законодательством, для рассмотрения вопроса об увеличении цены контракта. Обществом заказчику направлено письмо от 19.04.2024 N 11/04 о том, что заказчиком не назначен ответственный сотрудник, а также о наличии со стороны заказчика препятствий обществу в доступе на строительную площадку, а также о приостановке выполнения работ по контракту. Заказчиком ответ на данное письмо общества направлено письмо от 19.04.2024 N 216 с требованием о предоставлении графика работ, об отсутствии препятствий в доступе на строительную площадку, об ответственном сотруднике заказчика.
Также заказчиком 22.04.2024 получено письмо подрядчика от 08.04.2024 N 03/04 о наличии вышеуказанных обстоятельств, препятствующих исполнению обязательств по контракту с предложением о расторжении контракта. Заказчиком в адрес общества направлено письмо от 22.04.2024 N 220 о передаче подрядчику Рабочей документации "Архитектурно-строительные решения" и Рабочей документации "Система водоснабжения и канализации". Обществом на указанное письмо дан ответ от 23.04.2024 N 14/04 о невозможности 2024-11827 5 выполнения работ на основании указанных рабочих документаций, с просьбой выдать проект на выполнение работ, произвести экспертизу на предмет ошибок в ЛСР, о приостановке работ. Заказчиком дан ответ на письмо подрядчика от 03/04 от 08.04.2024 письмом от 08.05.2024 N 262 с указанием на невозможность увеличения цены контракта, а также о выполнении работ подрядчиком со ссылкой на документацию об электронном аукционе, на необходимость и возможность выполнения работ на основании документаций, переданных письмом от 22.04.2024 N 220, проектом устройства чаши бассейна, которую должен предоставить производитель, об отсутствии оснований для расторжения контракта по соглашению сторон. В связи с содержанием данного письма заказчика Комиссия отклоняет доводы заказчика, заявленные в ходе заседания Комиссии о том, что рабочие документации были переданы обществу для сведения, а не для руководства в работе. Обществом на указанное письмо дан ответ от 23.04.2024 N 14/04 о предоставлении приказа о назначении ответственного сотрудника заказчика, об отсутствии и необходимости проекта на выполнение работ, о невозможности выполнения работ по переданным рабочим документациям, о начале работ, не требующих проектных решений, с 22.05.2024.
Заказчиком на указанное письмо дан ответ от 22.05.2024 N 284 о незаконности приостановки работ, о необходимости выполнения всего комплекса работ, а не части либо о принятии решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Также заказчиком 17.06.2024 получено письмо подрядчика от 08.04.2024 N 03/04 о наличии вышеуказанных обстоятельствах, препятствующих исполнению обязательств по контракту с предложением о расторжении контракта. Заказчиком дан ответ на данное письмо подрядчика письмом от 27.06.2024 N 356 с указанием на необоснованность доводов общества, о принятии заказчиком 27.06.2024 решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу статьи 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями, в том числе с учетом государственного/муниципального контракта. Если обязательство предусматривает или позволяет определить день его исполнения или период времени, в течение которого оно должно быть исполнено, данное обязательство подлежит исполнению в этот день или, соответственно, в любой момент в пределах такого периода (пункт 1 статьи 314 ГК РФ).
Согласно статье 401 ГК РФ:
1. Лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
2. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство. 3.
Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств. Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное. 2024-11827 6 В соответствии с частью 2 статьи 715 ГК РФ если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
В соответствии с частью 3 статьи 723 ГК РФ если отступления в работе от условий договора подряда или иные недостатки результата работы в установленный заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения причиненных убытков.
Согласно пояснениям заказчика по состоянию на 27.06.2024 подрядчик к выполнению работ не приступил, их не выполнил, в связи с чем, выполнение работ в предусмотренный контрактом срок, учитывая их объем, стало явно невозможным, что является существенным и неустранимым нарушением Подрядчиком условий контракта.
Таким образом, заказчик, реализуя свое право на односторонний отказ от исполнения контракта, предусмотренное пунктом 13.5 контракта, частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, частью 3 статьи 723 ГК РФ, принял 27.06.2024 решение о расторжении контракта в одностороннем порядке. Процедура одностороннего отказа от исполнения контракта урегулирована частями 12.1, 13, 14, 14.1 статьи 95 Закона о контрактной системе.
На основании сведений ЕИС Комиссией установлено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта было размещено в ЕИС 27.06.2024, что соответствует условиям, определенным частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе. Следовательно, с 27.06.2024 подрядчик в соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим образом уведомленным об одностороннем отказе от исполнения контракта. В случае, если подрядчик не устраняет в течение 10 дней с момента надлежащего уведомления, нарушения, послужившие основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, то контракт по истечению указанного срока считается расторгнутым. Поскольку, по мнению заказчика, подрядчик в срок до 08.07.2024 не устранил нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия решения о расторжении контракта в одностороннем порядке, контракт, в силу части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе, считается расторгнутым.
Таким образом, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу и контракт считается расторгнутым 09.07.2024.
Комиссией также установлено, что 02.07.2024 обществом заказчику направлено требование об отмене решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта со ссылкой на обстоятельства, препятствующие исполнению контракта, рассмотренные выше в настоящем решении, а также с указанием на то, что контракт является расторгнутым на основании решения подрядчика от 27.05.2024, то есть решение подрядчиком принято ранее, чем заказчиком. Вместе с тем Комиссия отмечает, что процедура одностороннего отказа от исполнения контракта подрядчиком урегулирована частями 19, 20.1, 21, 22, 22.1 статьи 95 Закона о контрактной системе, по своей сути аналогичную процедуре, проводимой заказчиком. Данная процедура предполагает обязательное размещение решения подрядчика в ЕИС, при этом решение поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта, а надлежащим уведомлением заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта считается поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта посредством размещения такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен заказчик.
Таким образом, подрядчиком не соблюден порядок одностороннего отказа от исполнения контракта, предусмотренный частями 19, 20.1, 21, 22, 22.1 статьи 95 Закона о контрактной системе.
На основании указанного обстоятельства Комиссией отклоняется заявленный довод 2024-11827 7 подрядчика о расторжении контракта на основании решения подрядчика. Комиссией в ходе внеплановой проверки установлено, что подрядчик обратился в Арбитражный суд Красноярского края с исковыми требованиями о признании недействительным одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта (исх. N 04/07 от 05.07.2024), дело N А33-20700/2024.
В письменных пояснениях общество указывает на то, что выше рассмотренные недостатки сделали фактически невозможным надлежащее выполнение предусмотренного контрактом комплекса. При таких обстоятельствах выполнить работы надлежащего качества в том объеме и качестве, как это было предусмотрено контрактом, не представлялось возможным, о чем общество неоднократно ставило в известность заказчика как письменно, так и в рамках проходивших технических совещаний. Указанные недостатки сметной документации и Технического задания подтверждены заключением ООО "СудСтройЭкспертиза"" N 10-05/2024.
Комиссия приняла во внимание наличие факта приостановления работ подрядчиком с 23.04.2024, данная мера допустима в соответствии со статьей 716 ГК РФ.
Комиссия отмечает, что в рассматриваемом случае имеет место гражданско-правовой спор между сторонами по поводу надлежащего исполнения контракта, который разрешается в судебном порядке, и будет являться предметом рассмотрения в рамках дела N А33-20700/2024.
Вместе с тем Комиссия неправомочна рассматривать гражданско-правовые споры. Проанализировав все фактические обстоятельства и поведение общества в ходе исполнения контракта, Комиссия пришла к выводу о том, что имелись условия, при которых для подрядчика надлежащее исполнение обязательств по контракту было невозможным, при этом Подрядчик принимал все зависящие от него меры, направленные на исполнение обязательств по Контракту, направлял Заказчику письма, в которых неоднократно указывал на обстоятельства, препятствующие исполнению контракта, информировал о невозможности исполнить контракт без необходимых проектных документаций. Комиссия также приняла во внимание заключение ООО "СудСтройЭкспертиза" N 10-05/2024 от 21.05.2024, подтверждающее доводы общества. Более того, Комиссия обращает внимание на то, что заказчиком была передана обществу для применения документация, не входящая в состав документов о закупке, размещенных в ЕИС с извещением N 0119200000124002426.
Более того, даже не учитывая данные документации, в заключении указано о противоречиях, имеющихся в Техническим заданием и Локальном сметном расчете, которые входили в состав извещения и являлись приложением к заключенному контракту. Комиссия не установила, что у Общества имелся противоправный умысел, действия и воля Общества были направлены на исполнение обязательств по контракту. Общество, действуя при всей степени заботливости и осмотрительности, какая от него требуется по характеру обязательства принимало меры для надлежащего исполнения условий контракта. Факт обращения общества в суд за защитой своих интересов является дополнительным подтверждением его добросовестности.
В соответствии с пунктом 15 Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях:
а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил:
- выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
- заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
- поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие: 2024-11827 8 - принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
- надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика;
б) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. Комиссия обращает внимание на то, что не приходит к выводу о неправомерности принятого заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, а приходит лишь к выводу о том, что не имеет достаточных доказательств, свидетельствующих о необходимости применения к исполнителю такой санкции, как включение в реестр недобросовестных поставщиков. При этом за просрочку исполнения обязательств, за неисполнение обязательств в строгом соответствии с контрактом предусмотрена специальная мера ответственности, имеющая гражданско-правой характер (взыскание пеней, штрафов, убытков и пр.). Такая мера ответственности, как включение в реестр недобросовестных поставщиков, предусмотрена только за недобросовестность поведения, чего Комиссией установлено не было.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов. Вместе с тем основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является такое уклонение участника закупки, которое предполагает его недобросовестное поведение, противоречащее законодательству Российской Федерации о контрактной системе и выражающееся в непринятии им всех мер для надлежащего исполнения обязательства, которые требовались от него по характеру обязательства и условиям оборота при надлежащей степени заботливости и осмотрительности, совершенное им при наличии с его стороны умысла или неосторожности. К моменту проведения заседания по рассмотрению обращения по существу Комиссия не располагала бесспорными доказательствами, свидетельствующими об умышленном и намеренном уклонении подрядчика от исполнения контракта заключенного по результатам аукциона. При этом включение в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой специальную меру ответственности, установленную в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств, о чем указано, в том числе в Определениях Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.09.2012 NN ВАС-11617/12 и от 12.07.2013, ВАС-8371/13.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 4-П, от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П). Такой правовой подход подлежит применению и при рассмотрении обращений о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков, учитывая, что последствия по применению санкции в виде включения сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков могут иметь более негативный экономический характер, чем наложение штрафа (судебные акты по делам NN ВАС-11617/12, А21-4381/2012, А70-11549/2015, А73-2000/2018). 2024-11827 9 Также Комиссией принято во внимание то обстоятельство, что любые неустранимые сомнения в виновности лица должны толковаться в пользу такого лица.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ N 1078, Комиссия Красноярского УФАС России
РЕШИЛА:
Отказать заказчику во включении сведений в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Красноярская строительная компания" (ИНН 2464133325) в реестр недобросовестных поставщиков.
Решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в арбитражный суд Красноярского края в течение трех месяцев со дня принятия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Председатель Комиссии М.А. Дударева Члены Комиссии Е.М. Хоменко Е.А. Шмыгина Исп.Шмыгина Е.А. тел.8(391)211-01-44 2024-11827 10
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 15 июля 2024 г. N 024/10/104-2155/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.07.2024