Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению обращений о внесении сведений в реестр недобросовестных поставщиков в составе: Председатель Комиссии - заместитель руководителя, М.А. Дударева, члены Комиссии - главный государственный инспектор, Е.М. Хоменко, заместитель начальника отдела, Е.А. Шмыгина (далее - Комиссия), рассмотрев обращение заказчика - Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения Большеничкинский детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей (далее - заказчик) с просьбой о внесении сведений об Индивидуальном предпринимателе Болбате Иване Владимировиче (ИНН 190360003039) (далее - ИП, подрядчик) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта N 03193002292240000480001 от 20.05.2024 (реестровый N 3245501583024000007), заключенного по результатам проведения аукциона в электронной форме "Капитальный ремонт сливов и (отмостки цоколь) здания муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения Большеничкинский детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей, находящейся по адресу: Красноярский край, Минусинский р-н, Большая Ничка с, Автомобильная ул, дом 81 в рамках программы "Развитие образования Минусинского района", извещение N 0319300229224000048, ИКЗ 243245501583024550100100090494391243,
установила
следующее. В адрес Красноярского УФАС России поступило обращение заказчика с просьбой о включении сведений о подрядчике в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта. 2024-11911 2 Обращение подано в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), соответствовало требованиям раздела II Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" (далее - Постановление Правительства РФ N 1078), в связи с чем подлежало принятию к рассмотрению.
На основании пункта 5 части 15 статьи 99, статьи 104 Закона о контрактной системе и Постановления Правительства РФ N 1078 Красноярским УФАС России было принято решение о проведении проверки факта ненадлежащего исполнения подрядчиком условий контракта, заключенного с заказчиком по результатам проведения электронного аукциона. В установленный подпунктом "г" пункта 9 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 1078, (далее - Правила) срок, Красноярское УФАС России по адресам электронной почты, указанным в контракте, направило заказчику и подрядчику уведомление о проведении внеплановой проверки, в котором содержалось требование о представлении необходимых документов и сведений для рассмотрения обращения по существу, а также сообщалось о месте и времени проведения заседания Комиссии по рассмотрению вышеуказанного обращения. Кроме того, указанное уведомление, в силу требований пункта 9 Правил, было размещено в ЕИС.
Таким образом, заказчик и подрядчик считаются надлежащим образом уведомленными о месте и времени проведения заседания Комиссии по рассмотрению обращения заказчика по существу. В срок, установленный подпунктом "з" пункта 9 Правил, заказчик направил документы и сведения, запрашиваемые в уведомлении о проведении внеплановой проверки. В свою очередь подрядчик в порядке, предусмотренном подпунктом "а" пункта 13 Правил, также предоставил в адрес Красноярского УФАС России в соответствии с указанным уведомлением информацию и документы, объяснения в письменной форме, в том числе подтверждающие, по его мнению, отсутствие фактов его недобросовестности при исполнении контракта. Из пункта 13 Правил следует, что рассмотрение вопроса о включении информации об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов, осуществляется с участием представителей заказчика и лица, информация о котором направлена заказчиком для включения в реестр. В случае неявки указанных лиц или их представителей рассмотрение указанного вопроса осуществляется в их отсутствие. До начала заседания Комиссии от ИП поступило ходатайство об участии в рассмотрении обращения посредством видео-конференц-связи (далее - ВКС).
Указанное ходатайство рассмотрено и удовлетворено. На рассмотрении обращения заказчика по существу посредством ВКС участвовал ИП, надлежащим образом подтвердивший свою личность, заказчик участие своего представителя в указанном заседании не обеспечил, ходатайствовал о рассмотрении обращения в его отсутствие. Рассмотрев обращение заказчика, документы и сведения, представленные заказчиком 3 и подрядчиком к моменту проведения заседания Комиссии по рассмотрению обращения по существу, а также размещенные в единой информационной системе при проведении электронного аукциона, заключении, исполнении и расторжении контракта, проведя внеплановую проверку, Комиссия по рассмотрению сведений о недобросовестных поставщиках
установила
следующее. Комиссией установлено, что между заказчиком и ИП был заключен контракт N03193002292240000480001 от 20.05.2024 на выполнение работ по капитальному ремонту сливов и (отмостки цоколь) здания заказчика. Проанализировав положения контракта Комиссия
установила
следующее.
Согласно пункту 1.1. контракта подрядчик обязуется выполнить работы по капитальному ремонту сливов и отмостки цоколь здания муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения Большеничкинский детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно- речевому направлению развития детей, находящейся по адресу: Красноярский край, Минусинский р-н, Большая Ничка с, Автомобильная ул, дом 81 в рамках программы "Развитие образования Минусинского района" (далее - объект), а Заказчик обязуется принять и оплатить работы на условиях и в порядке, предусмотренном настоящим контрактом.
Согласно пункту 1.2. контракта Подрядчик выполняет работы в строгом соответствии с Локальным сметным расчетом и Техническим заданием, Дефектной ведомостью (Приложение к контракту), которые определяют виды, объём работ, основные требования к работам и используемым в процессе выполнения работ материалам. Пунктом 1.4. контракта определено, что срок выполнения работ - с момента подписания контракта в течении 45 календарных дней. Качество выполняемых работ и применяемых строительных материалов должны соответствовать действующим строительным нормам и правилам, техническим условиям, государственным стандартам применимым в РФ (пункт 1.5 контракта). В пунктах 3.1, 3.1.1, 3.1.2, 3.2 контракта определено, что сроки выполнения работ по контракту:
- начальный срок выполнения работ - с даты заключения контракта;
- конечный срок выполнения работ - через 45 календарных дней с соблюдением сроков в соответствии с Графиком производства работ, который предоставляется Подрядчиком и согласовывается с Заказчиком перед началом работ. (Приложение N 4 к контракту). Подрядчик обязан приступить к выполнению работ не позднее 2 (Двух) дней с даты заключения контракта. Работы по контракту выполняются непрерывно. Заказчик и Подрядчик, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации, контрактом, не вправе приостанавливать выполнение работ. Подрядчик обязуется выполнить работы по контракту в полном объеме. Никакие задержки и нарушения в выполнении работ не могут служить основанием для требования Подрядчика о продлении сроков выполнения работ, за исключением случаев, специально оговоренных в контракте, либо предусмотренных нормами действующего законодательства Российской Федерации. Разделом 4 контракта определены права и обязанности Подрядчика, разделом 5 контракта определены права и обязанности Заказчика, в том числе предусмотрены обязанности подрядчика (пп. 4.1.6., 4.1.7., 4.1.16., 4.1.18, 4.1.20. контракта): 4 - подрядчик обязан устранять за свой счет выявленные в ходе приемки выполненных работ и (или) обнаруженные в пределах предусмотренных контрактом гарантийных сроков на результат работ недостатки (дефекты) работ, возникшие вследствие невыполнения и (или) ненадлежащего выполнения работ Подрядчиком и (или) третьими лицами, привлеченными им для выполнения работ, а в случае, если указанные недостатки (дефекты) причинили убытки Заказчику и (или) третьим лицам, возместить убытки в полном объеме в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
- подрядчик обязан выполнить все работы по контракту в соответствии с условиями контракта. Описанием объекта закупки (техническим заданием) (Приложение N 2 к контракту) и иными документами, а также строительными нормами, правилами, стандартами, правилами техники безопасности, охраны труда, антитеррористическими мероприятиями, правилами пожарной безопасности, правилами по охране зеленых насаждений, нормативно-правовыми документами, действующими на территории Российской Федерации. Любые отклонения от условия контракта, не влияющие на технологию и качество работ, Подрядчик обязан согласовать с Заказчиком.
- подрядчик обязан приступить к выполнению последующих работ только после приемки Заказчиком скрытых работ и составления актов освидетельствования этих работ. Если закрытие работ выполнено без подтверждения Заказчика, в случае, когда он не был информирован об этом, Подрядчик обязан за свой счет вскрыть любую часть скрытых работ, согласно указанию Заказчика, а затем восстановить ее за свой счет, при этом ответственность за просрочку Подрядчик несет в полном объеме в соответствии с условиями контракта.
- подрядчик обязан обеспечить устранение выявленных недостатков и не приступать к продолжению работ до составления актов об устранении выявленных недостатков.
- подрядчик обязан обеспечить ведение общего журнала учета выполнения работ в соответствии с Порядком утвержденным приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 02.12.2022 N1026/пр. Порядок приемки выполненных работ определен разделом 6 контракта, условия об ответственности сторон определены разделом 8 контракта, порядок разрешения споров определен разделом 13 контракта.
В силу пунктов 14.3., 14.4 контракта расторжение контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством. Стороны контракта устанавливают, что нарушение условия, указанного в пункте 3.1 контракта является нарушением существенного условия контракта. Пунктами 14.5.1., 14.5.1.3. предусмотрены основания расторжения контракта в связи с односторонним отказом от исполнения контракта по инициативе Заказчика, в том числе в случае нарушения условий контракта, являющихся существенными.
Согласно пункту 14.8. контракта заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в случаях:
- нарушения Подрядчиком срока, установленного в пункте 3.1 контракта;
- нарушения условий контракта, являющихся существенными. Проанализировав совокупность документов и сведений, представленных заказчиком и обществом в материалы проверки, Комиссия
установила
следующие обстоятельства. Подрядчик приступил к выполнению работ только 11.06.2024, при выполнении работ Подрядчик склонял Заказчика на дополнительные расходы, при этом согласно отчету 5 ООО "Экспертиза недвижимости" от 2021 года по обследованию и оценке текущего технического состояния строительных конструкций здания детского сада рекомендовано произвести засыпку котлована тощим бетоном, что и было включено в ЛСР. При этом подрядчик настаивал на заключении дополнительного соглашения об увеличении цены контракта более, чем на 10 %.
Согласно ЛСР (отмостка цоколь) Подрядчик должен был произвести такую работу как отбивка штукатурки с поверхностей: стен и потолков кирпичных (позиция N 9), но по своей инициативе Подрядчик разобрал цоколь по периметру объемом 12,27м3, не согласовав с Заказчиком данный объем работ. Подрядчик 17.06.2024 покинул территорию детского сада, вывез свои инструменты. Подрядчиком 24.06.2024 было направлено заказчику письмо о согласовании объема фактически выполненных работ и расторжении Контракта по соглашению сторон. Ознакомившись с данным предложением, Заказчик в телефонном режиме предложил Подрядчику организовать 25.06.2024 встречу для составления акта фактически выполненных работ, поскольку в своем письме Подрядчик указал завышенный, по мнению заказчика, объем работ. Сторонами 25.06.2024 составлен и подписан акт фактически выполненных работ, также Заказчиком был произведен сметный расчет требуемого восстановления разрушенного цоколя (убытков) на сумму 149 663 руб. 93 коп., составлен по данному факту акт, от подписи которого подрядчик отказался.
Таким образом, заказчик считает, что из-за непрофессионального, недобросовестного поведения и действий (бездействий) Подрядчика Заказчик понес убытки. В адрес Подрядчика 27.06.2024 было направлено требование об исполнении взятых на него обязательств, о предоставлении журнала, учета выполнения работ, об уплате штрафа, которое Подрядчиком не исполнено. Далее 03.07.2024 было направлено требование о возмещении убытков (ущерба) в денежном выражении, которое также Подрядчиком не исполнено.
Таким образом, по мнению заказчика, Подрядчиком работы не выполнены, результат не достигнут.
В силу статьи 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями, в том числе с учетом государственного/муниципального контракта. Если обязательство предусматривает или позволяет определить день его исполнения или период времени, в течение которого оно должно быть исполнено, данное обязательство подлежит исполнению в этот день или, соответственно, в любой момент в пределах такого периода (пункт 1 статьи 314 ГК РФ).
Согласно статье 401 ГК РФ:
1. Лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
2. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
3. Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении 6 предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств. Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 715 ГК РФ если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков. Если во время выполнения работы станет очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, заказчик вправе назначить подрядчику разумный срок для устранения недостатков и при неисполнении подрядчиком в назначенный срок этого требования отказаться от договора подряда либо поручить исправление работ другому лицу за счет подрядчика, а также потребовать возмещения убытков.
Согласно части 1 статьи 716и ГК РФ подрядчик обязан немедленно предупредить заказчика и до получения от него указаний приостановить работу при обнаружении:
- непригодности или недоброкачественности предоставленных заказчиком материала, оборудования, технической документации или переданной для переработки (обработки) вещи;
- возможных неблагоприятных для заказчика последствий выполнения его указаний о способе исполнения работы;
- иных не зависящих от подрядчика обстоятельств, которые грозят годности или прочности результатов выполняемой работы либо создают невозможность ее завершения в срок.
В соответствии с частью 3 статьи 723 ГК РФ если отступления в работе от условий договора подряда или иные недостатки результата работы в установленный заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения причиненных убытков.
Согласно позиции заказчика со стороны Подрядчика имели место нарушения пунктов 1.2., 3.1.1., 3.1.2.
Контракта, а именно: работы не выполнены в соответствии с локальным сметным расчетом (ЛСР), техническим заданием, Подрядчик самовольно отошел от ЛСР и технического задания, что повлекло для Заказчика причинение убытков. Подрядчик не приступил вовремя к выполнению работ, работы начаты намного позже установленного контрактом срока, самовольно прерваны Подрядчиком, место объекта выполнения работ было покинуто работниками подрядчика 17.06.2024.
Таким образом, заказчик, реализуя свое право на односторонний отказ от исполнения контракта, предусмотренное пунктами 14.5.1, 14.5.1.3. контракта, частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, принял 27.06.2024 решение о расторжении контракта в одностороннем порядке. 7 Процедура одностороннего отказа от исполнения контракта урегулирована частями 12.1, 13, 14, 14.1 статьи 95 Закона о контрактной системе.
На основании сведений ЕИС Комиссией установлено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта было размещено в ЕИС 27.06.2024, что соответствует условиям, определенным частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе. Следовательно, с 27.06.2024 подрядчик в соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим образом уведомленным об одностороннем отказе от исполнения контракта. В случае, если подрядчик не устраняет в течение 10 дней с момента надлежащего уведомления, нарушения, послужившие основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, то контракт по истечению указанного срока считается расторгнутым. Поскольку, по мнению заказчика, подрядчик в срок до 08.07.2024 не устранил нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия решения о расторжении контракта в одностороннем порядке, контракт, в силу части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе, считается расторгнутым.
Таким образом, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу и контракт считается расторгнутым 09.07.2024.
Вместе с тем, проанализировав текст данного решения, Комиссия установила, что заказчиком зафиксировано нарушение подрядчиком пункта 1.2. Контракта, а именно, что работы не выполнены в соответствии с локальным сметным расчетом, техническим заданием. При обследовании здания детского сада 25.06.2024 приемочной комиссией было установлено, что работы выполняются ненадлежащим образом, вместо обивки штукатурки Подрядчик разрушил цоколь вдоль периметра здания в глубину (объемом -12,27 куб.мет.), что не предусмотрено условиями Контракта. Подрядчик вывез материал, предназначенный для ремонта сливов и прервал работы. На момент принятия решения об одностороннем отказе Заказчика от исполнения контракта Подрядчик к работам так и не приступил в нарушение пункта 3.1.2 контракта, в котором сказано, что работы выполняются непрерывно, Подрядчик не вправе приостанавливать выполнение работ. Подрядчику неоднократно в устной форме со стороны Заказчика говорилось о четком соблюдении условий контракта, о предоставлении Заказчику общего журнала учета выполнения работ, с целью внесения Заказчиком в него замечании для последующего их устранения Подрядчиком. Однако Подрядчик так и не завел данный журнал и не предоставил его, что также нарушает взятые на себя обязательства со стороны Подрядчика (пункт 4.1.20 Контракта). Принято решение на основании части 3 статьи 715 ГК РФ, то есть поскольку во время выполнения работы заказчику стало очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом. При этом Комиссия отмечает, что норма данной статьи предполагает назначение заказчиком подрядчику разумного срока для устранения недостатков и только после этого при неисполнении подрядчиком в назначенный срок этого требования отказаться от договора подряда.
Также Комиссия учитывает содержание пункта 13.3. контракта, согласно которому в случае наличия претензий, споров, разногласий относительно исполнения одной из Сторон своих обязательств, другая Сторона может направить претензию в порядке, определенном пунктом 17.2 контракта. В отношении всех претензий, направляемых по контракту, Сторона, к которой адресована данная претензия, должна дать ответ по существу 8 претензии в срок не позднее 7 (семи) дней с даты её получения. Комиссия установила, что претензия заказчиком направлена подрядчику 27.06.2024 посредством размещения в ЕИС, по тексту претензии заказчиком указано требование об исполнении контракта до 03.07.2024.
Вместе с тем, 27.06.2024 же заказчиком размещено в ЕИС решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта. Тем самым, заказчиком, во-первых, не предоставлен подрядчику срок 7 дней на ответ на претензию, во- вторых, заказчиком подрядчик лишен права выполнить работы в установленный в претензии срок, в-третьих, не предоставлено право на устранение замечаний, указанных в претензии, как того требует часть 3 статьи 715 ГК РФ, а одномоментно с претензией принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно пояснениям ИП после начала выполнения работ по демонтажу старой штукатурки на цоколе он обнаружил в основании кирпич в гнилом состоянии, который раскрошился и вывалился (данное обстоятельство Заказчик считает разрушением по вине Подрядчика). Письмом от 24.06.2024 N 23--010 Подрядчик уведомил заказчика о невозможности продолжать работы по заливке отмостки и утепления цоколя с последующими отделочными работами, указал на невозможность усиления монолитных железобетонных сооружений без армирования, поскольку в дальнейшем это приведёт к разрушению бетона, указал, что по сливной системе в ЛСР не предусмотрены сливные колена, что препятствует соединению водяной воронки с трубой и отвода воды от здания (для полного завершения ремонта водосточной системы требуется ещё 4 спуска воды), указал на несоответствие цен и на отсутствие услуг по доставке бетона. Данное письмо ИП считает уведомлением заказчика о приостановке работ в соответствии со статьей 716 ГК РФ.
Комиссия данный факт ставит под сомнение, поскольку прямого указания на приостановку работ в данном письме не имелось. Заказчик ответ на данное письмо подрядчика не дал.
Также ИП пояснил, что работы были начаты 10.06.2024, а не с даты заключения контракта по просьбе заказчика: в целях обеспечения безопасности детей начало работ было назначено заказчиком на 01.06.2024, затем в связи с погодными условиями - на 10.06.2024.
По сведениям ИП фактически Заказчик не обеспечил надлежащую передачу объекта Подрядчику посредством оформления Акта приёма-передачи. Допуск к объекту работников Подрядчика был устным, в связи с чем 10.06.2024 Подрядчик в журнале производства работ определяет эту дату как дату начала работ. Доводы о том, что у Подрядчика отсутствовал журнал производства работ, по мнению ИП, не соответствует действительности, к Подрядчику Заказчик с просьбой предоставить журнал не обращался. ИП указывает на то, что фактически цоколь он не разрушал. Цоколь стал разрушаться от ветхости, а также по причине того, что заказчик не выполнял мероприятий по защите своего здания от внешних разрушающих факторов, решение выполнить отмостку было принято вероятно поздно. Комиссией также установлено, что ИП в адрес заказчика были направлены ответ от 03.07.2024 N 23--012 с возражениями на претензию от 27.06.2024, возражение от 04.07.2024 N 23--013 на решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. Комиссия отмечает, что в рассматриваемом случае имеет место гражданско- правовой спор между сторонами по поводу надлежащего исполнения контракта, который 9 разрешается в судебном порядке. Вместе с тем Комиссия неправомочна рассматривать гражданско-правовые споры. Проанализировав все фактические обстоятельства и поведение ИП в ходе исполнения контракта, Комиссия пришла к выводу о том, что он принимал действия, направленные на исполнение обязательств по Контракту, уведомил заказчика о возникших препятствиях надлежащему исполнению контракта, при этом заказчиком не предоставлен подрядчику срок 7 дней на ответ на претензию от 27.06.2024, заказчиком подрядчик лишен права выполнить работы в установленный в претензии от 27.06.2024 срок, не предоставлено право на устранение замечаний, указанных в претензии, как того требует часть 3 статьи 715 ГК РФ.
Факт направления ИП заказчику претензий 03.07.2024, 04.07.2024 также свидетельствует об отсутствии со стороны ИП безразличного отношения к сложившейся ситуации. Кроме того подрядчиком закуплен товар в целях исполнения обязательств по контракту, что подтверждается представленными ИП товарными чеками, а также следует из документов, составленных заказчиком. Комиссия не установила, что у ИП имелся противоправный умысел, действия и воля ИП были направлены на исполнение обязательств по контракту. ИП, действуя при всей степени заботливости и осмотрительности, какая от него требуется по характеру обязательства принимал меры для надлежащего исполнения условий контракта. Комиссия также приняла во внимание представленное ИП письмо ООО "Центр Аналитических Исследований" от 01.09.2023 о включении ИП в рейтинг надежных партнеров, рекомендованных к сотрудничеству, по группе 41.20 ОКВЭД (строительство жилых и нежилых зданий).
В соответствии с пунктом 15 Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях:
а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил:
- выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
- заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
- поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
- принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
- надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика;
б) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением 10 контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. Комиссия обращает внимание на то, что не приходит к выводу о неправомерности принятого заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, а приходит лишь к выводу о том, что не имеет достаточных доказательств, свидетельствующих о необходимости применения к подрядчику такой санкции, как включение в реестр недобросовестных поставщиков. При этом за просрочку исполнения обязательств, за неисполнение обязательств в строгом соответствии с контрактом предусмотрена специальная мера ответственности, имеющая гражданско-правой характер (взыскание пеней, штрафов, убытков и пр.). Такая мера ответственности, как включение в реестр недобросовестных поставщиков, предусмотрена только за недобросовестность поведения, чего Комиссией установлено не было.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов. Вместе с тем основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является такое уклонение участника закупки, которое предполагает его недобросовестное поведение, противоречащее законодательству Российской Федерации о контрактной системе и выражающееся в непринятии им всех мер для надлежащего исполнения обязательства, которые требовались от него по характеру обязательства и условиям оборота при надлежащей степени заботливости и осмотрительности, совершенное им при наличии с его стороны умысла или неосторожности. К моменту проведения заседания по рассмотрению обращения по существу Комиссия не располагала бесспорными доказательствами, свидетельствующими об умышленном и намеренном уклонении подрядчика от исполнения контракта заключенного по результатам аукциона. При этом включение в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой специальную меру ответственности, установленную в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств, о чем указано, в том числе в Определениях Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.09.2012 NN ВАС-11617/12 и от 12.07.2013, ВАС-8371/13.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 4-П, от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П).
Также Комиссией принято во внимание то обстоятельство, что любые неустранимые сомнения в виновности лица должны толковаться в пользу такого лица.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной 11 системе, Постановлением Правительства РФ N 1078, Комиссия Красноярского УФАС России
РЕШИЛА:
Отказать заказчику во включении сведений об Индивидуальном предпринимателе Болбате Иване Владимировиче (ИНН 190360003039) в реестр недобросовестных поставщиков.
Решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в арбитражный суд Красноярского края в течение трех месяцев со дня принятия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Председатель Комиссии М.А. Дударева Члены Комиссии Е.М. Хоменко Е.А. Шмыгина Исп.Шмыгина Е.А. тел.8(391)211-01-44
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 16 июля 2024 г. N 024/10/104-2195/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.07.2024