Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
Шмаковой Т.П. - заместителя руководителя управления, председателя Комиссии;
Зефирова А.Н. - начальника отдела контроля закупок, заместителя председателя Комиссии;
Алексиной А.П. - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
рассмотрев представленное обращение бюджетного учреждения города Омска "Школа-интернат основного общего образования N 2" (далее - заказчик, БОУ г. Омска "Школа-интернат основного общего образования N 2") об индивидуальном предпринимателе Козыреве Сергее Николаевиче (далее - предприниматель, ИП Козырев С.Н., подрядчик) для включения в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Реестр) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта N 2 СКД/24 от 11.04.2024 (далее - контракт), заключенного по результатам осуществления закупки в форме совместного аукциона в электронной форме "Выполнение работ по сносу и кронированию деревьев (Реестровый номер 33.0289.24)" (извещение N 0152300011924000296) (далее соответственно аукцион, закупка, контракт), размещенной департаментом контрактной системы в сфере закупок Администрации г. Омска (далее - уполномоченный орган, организатор совместного аукциона),
при участии посредством видео-конференц-связи представителя уполномоченного органа (до перерыва) Шевченко Станислава Сергеевича (доверенность от 26.06.2024 N 3),
в присутствии:
индивидуального предпринимателя Козырева Сергея Николаевича,
представителей заказчика (до перерыва) - Санина Владимира Станиславовича, директора, Никитина Александра Ивановича (без надлежаще оформленной доверенности)
УСТАНОВИЛА:
1. 25.06.2024 в Омское УФАС России с использованием единой информационной системы заказчиком было направлено обращение о включении информации о подрядчике в Реестр (вх. N 5705-ЭП/24).
На основании подпункта "ж" пункта 9 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Правила), Омским УФАС России 26.06.2024 в адрес заказчика было направлено уведомление о несоответствии обращения о включении информации об обществе в Реестр (к обращению не было приложено решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта).
На основании подпункта "з" пункта 9 Правил, частей 2 и 4 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе) заказчиком повторно 02.07.2024 в Омское УФАС России было направлено обращение о включении информации об индивидуальном предпринимателе Козыреве Сергее Николаевиче в Реестр с приложением решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (вх. N 6011-ЭП/24).
При этом следует отметить, что обращение направлено заказчиком с нарушением требований части 16 статьи 95 и части 4 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе.
Из представленных материалов и информации следует, что 19.03.2024 на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт ЕИС) уполномоченным органом было размещено извещение об осуществлении закупки N 0152300011924000296 с начальной (максимальной) ценой контракта 3 906 303,53 руб., при этом начальная (максимальная) цена контракта для нужд заказчика составляла 599 999,16 руб.
27.03.2024 размещен протокол подачи ценовых предложений, согласно которому на участие в закупке подано восемь заявок, ценовые предложения сделаны семи участниками закупки, наименьшее ценовое предложение (2 130 000 руб.) сделано участником закупки с идентификационным номером заявки 116210537, при этом снижение составило 45,47%.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика от 29.03.2024 заявки всех участников признаны соответствующими требованиям извещения об осуществлении закупки. Победителем определен участник с идентификационным номером заявки 116210537 (ИП Козырев С.Н.).
11.04.2024 между заказчиком и ИП Козыревым С.Н. заключен контракт N 2 СКД/24 (номер реестровой записи 3550104457624000014) с ценой 327 163,06 руб.
19.04.2024 между сторонами заключено дополнительное соглашение N 1.
11.06.2024 заказчиком на официальном сайте ЕИС сформировано решение об одностороннем отказе от исполнения контракта с приложением решения в виде электронного документа.
24.06.2024 на официальном сайте ЕИС размещена информация о расторжении контракта.
2. В результате осуществления проверки одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта Комиссия считает, что информация об индивидуальном предпринимателе Козыреве Сергее Николаевиче не подлежит включению в Реестр, исходя из следующего.
Частью 1 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из такого закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 такого закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать данному закону.
На основании пункта 8 части 1 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию о сроке исполнения контракта (отдельных этапов исполнения контракта, если проектом контракта предусмотрены такие этапы).
Извещением об осуществлении закупки были определены даты начала (с даты заключения контракта) и окончания исполнения контракта (70 календарных дней).
Согласно части 1 статьи 34 Федерального закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с данным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены.
В соответствии с пунктом 1 статьи 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
К отдельным видам договора подряда (бытовой подряд, строительный подряд, подряд на выполнение проектных и изыскательских работ, подрядные работы для государственных нужд) положения, предусмотренные данным параграфом, применяются, если иное не установлено правилами такого Кодекса об этих видах договоров (пункт 2 статьи 702 ГК РФ).
Пунктом 1 статьи 740 ГК РФ предусмотрено, что по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену.
В силу пункта 1 статьи 763 ГК РФ подрядные строительные работы (статья 740), проектные и изыскательские работы (статья 758), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.
На основании пункта 1 статьи 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
Таким образом, условие о сроках выполнения работы является существенным для договора подряда, в том числе для договора строительного подряда.
Положения пунктов 1.1-1.6 контракта о его предмете, месте и сроке выполнения работ включали следующее:
"1.1. Подрядчик обязуется по заданию Заказчика в установленный настоящим контрактом срок выполнить работы по сносу и кронированию деревьев (далее - работы) и сдать их результат Заказчику, а Заказчик обязуется принять результат работ и оплатить его в соответствии с настоящим контрактом.
1.2. Место выполнения работ - 644029, г. Омск, ул. Грозненская, д. 7 (далее - объект).
1.3. Срок (период) выполнения работ - в течение 45 календарных дней с даты заключения настоящего контракта.
1.4. Течение срока выполнения работ по контракту начинается на следующий день после календарной даты заключения контракта.
1.5. Настоящий контракт заключен в соответствии с протоколом N 0152300011924000296 от "29" марта 2024 года, идентификационный код закупки 243550104457655010100100080014312244.
1.6. Работы по настоящему контракту выполняются Подрядчиком лично, его иждивением - из его материалов (товаров), его силами и средствами, в объеме, определенном локальным сметным расчетом (Приложение N 1 к настоящему контракту)".
Разделом 4 контракта регламентированы права и обязанности подрядчика при его исполнении.
В частности в соответствии с пунктами 4.1.4, 4.1.5, 4.1.7, 4.1.16 контракта подрядчик обязан:
"Обеспечить производство работ в полном соответствии с локальным сметным расчетом документацией, требованиями Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" и иными требованиями, установленными законодательством Российской Федерации, строительными нормами и правилами с гарантируемым соответствием качества и безопасности выполненных работ требованиям, установленным законодательством Российской Федерации и настоящим контрактом.
Выполнить работы в объеме и в сроки, предусмотренные настоящим контрактом и приложениями к нему, и сдать результат выполненных работ Заказчику в установленный настоящим контрактом срок.
Своевременно предоставлять достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении контракта.
Выполнить в полном объеме все свои обязательства, предусмотренные в настоящем контракте".
При этом заказчик в силу пунктов 5.1.1, 5.1.2 и 5.1.4 контракта обязан:
"Обеспечить условия для выполнения работ, свободный доступ к объекту для выполнения работ по настоящему контракту.
Сообщать Подрядчику необходимую информацию по вопросам выполнения настоящего контракта.
Произвести приемку и оплату работ, выполненных Подрядчиком, в порядке, предусмотренном настоящим контрактом".
Порядок сдачи и приемки работ был регламентирован разделом 6 контракта.
В силу пункта 11.15 контракта неотъемлемой его частью являлись:
Приложение N 1 Локальный сметный расчет.
Приложение N 2 Калькуляция.
Таким образом, с учетом содержащихся в контракте условий в срок с даты заключения контракта (11.04.2024) по 26.05.2024 включительно предпринимателем необходимо было выполнить работы по контракту в объеме, определенном контрактом и приложениями к данному контракту, являющимися неотъемлемой его частью.
В соответствии с пунктом 2 статьи 715 ГК РФ, если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
Статьей 309 ГК РФ установлено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных таким Кодексом, другими законами или иными правовыми актами (пункт 1 статья 310 ГК РФ).
На основании пункта 2 статьи 450.1 ГК РФ в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
В силу пункта 1 части 14 статьи 34 Федерального закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 11, 13 - 19, 21 - 23 и 25 статьи 95 такого закона.
Согласно части 8 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Частью 9 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе установлено, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
На основании пункта 11.8 контракта расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом стороны настоящего контракта от исполнения настоящего контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Кроме того, в соответствии с пунктом 11.9 контракта заказчик имеет право отказаться от исполнения контракта и потребовать возмещения убытков, если:
- подрядчик не приступает своевременно к исполнению настоящего контракта или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным;
- отступления в работе от условий настоящего контракта и иные недостатки и (или) дефекты результата работы в установленный заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми.
Порядок расторжения контракта при принятии заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта регламентирован частью 12.1 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе.
В соответствии с указанной статьей в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 данной статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 такого закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 данной части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 такой части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Комиссией установлено, что принятое БОУ г. Омска ""Школа-интернат основного общего образования N 2" решение об одностороннем отказе от исполнения контракта 11.06.2024 в 12:40 час. (МСК) было сформировано с использованием официального сайта ЕИС, подписано усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещено в ЕИС.
Частями 13 и 14 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Датой поступления ИП Козыреву С.Н. решения об одностороннем отказе от исполнения контракта и его надлежащим уведомлением на основании сведений вкладки "решение об одностороннем отказе" реестра контрактов признается 11.06.2024 в 12:40 час. (МСК) в соответствии с часовой зоной, в которой расположен такой подрядчик.
Таким образом, ИП Козырев С.Н. на основании статьи 193 ГК РФ, части 1 статьи 2, частей 13 и 14 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе в период с 12.06.2024 по 21.06.2024 имел право устранить нарушения условий контракта, послужившие основанием для принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от его исполнения.
3. В силу части 2 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Согласно пункту 3 раздела II Правил обращение о включении информации об участнике закупки в реестр направляется в срок, предусмотренный частью 4 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 4 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 такого закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 данного закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
На основании части 16 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 данного закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
На основании подпункта "а" пункта 13 Правил не позднее 5 рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
В соответствии с разъяснениями Конституционного Суда Российской Федерации, изложенными в постановлениях от 30.07.2001 N 13-П и от 21.11.2002 N 15-П, меры государственного принуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
Таким образом, при рассмотрении вопроса о включении сведений об участнике закупки, поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не должен ограничиваться формальным установлением факта нарушения закона и обязан исследовать все обстоятельства дела, дав оценку обстоятельствам, свидетельствующим направленности действий поставщика (подрядчика, исполнителя) на несоблюдение условий контракта или уклонение от его исполнения. Включение сведений о поставщике (подрядчике, исполнителе) в Реестр является исключительной мерой ответственности за недобросовестное поведение поставщика (подрядчика, исполнителя).
В соответствии с пунктом 15 Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях:
а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил:
выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика;
б) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.
В соответствии с пунктами "г" и "д" пункта 9 Правил:
г) орган контроля размещает (за исключением случаев, предусмотренных подпунктами "е" и "ж" настоящего пункта) не позднее одного рабочего дня со дня, следующего за днем поступления обращения в соответствии с подпунктом "в" настоящего пункта, информацию о проведении внеплановой проверки в реестре, предусмотренном частью 21 статьи 99 Федерального закона;
д) не позднее трех часов с момента размещения информации в соответствии с подпунктом "г" настоящего пункта заказчику, участнику закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта), поставщику (подрядчику, исполнителю) с использованием единой информационной системы автоматически направляется уведомление о размещении такой информации в реестре, предусмотренном частью 21 статьи 99 Федерального закона. Такое уведомление считается надлежащим уведомлением заказчика, участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) о месте, дате и времени рассмотрения обращения и проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил.
Заседание Комиссии по рассмотрению обращения и проведению проверки было назначено на 10.01.2024 в 10 час. 40 мин. В связи с возникшей необходимостью предоставления сторонами дополнительных доказательств в заседании Комиссии был объявлен перерыв до 16 час. 00 мин. того же дня.
Кроме того, Омским УФАС России было направлено (исх. N ТШ/379824 от 04.07.2024) предложение о представлении в срок не позднее 08.07.2024:
- заказчику всю имеющуюся переписку с ИП Козыревым С.Н. (с доказательством направления) в рамках исполнения контракта, а также документальные доказательства неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, послуживших основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (при наличии);
- подрядчику письменных пояснений на обращение заказчика о включении информации в Реестр; документальные доказательства принятия предпринимателем мер для надлежащего исполнения условий контракта и (или) документальные доказательства возникновения обстоятельств непреодолимой силы, не позволивших обществу выполнить надлежащим образом условия контракт.
Представленные заказчиком (вх. N 6166-ЭП/24 от 08.07.2024) сведения о взаимодействии с обществом в рамках исполнения контракта, вся имеющаяся переписка между сторонами свидетельствуют о том, что работы по контракту в установленные в нем сроки не были выполнены подрядчиком.
При этом ИП Козырев С.Н. о приостановлении выполнения работ в соответствии со статьями 716, 719 и 743 ГК РФ заказчика не уведомлял.
В Омское УФАС России ИП Козыревым С.Н. были представлены (вх. N 6134-ЭП/24 от 08.07.2024) пояснения и доказательства добросовестности по вышеизложенным фактам. Причины нарушения срока выполнения работ в направленных пояснениях подрядчик связывает с неоказанием содействия со стороны БОУ г. Омска "Школа-интернат основного общего образования N 2".
Приложением N 1 к контракту "Локальный сметный расчет (смета) снос и кронирование деревьев" определен объем работ, в частности:
П.1 Валка деревьев с применением автогидроподъемника без корчевки пня породы тополь при диаметре ствола: до 100 см
Объем=3,14*0,2*0,2*20*53+3,14*0,25*0,25*25*5
Количество - 157,66725 м3
П. 2. Обрезка деревьев с применением автогидроподъемника породы тополь при диаметре ствола: до 100 см
Объем=3,14*0,175*0,175*14*20
Количество - 26,9255 м3
Из переписки, представленной сторонами, следует, что к выполнению работ подрядчик приступил 16.05.2024.
Однако при обследовании территории подрядчиком было установлено, что объем работ, определенный приложениями N 1 и N 2 к контракту, имеет существенное различие с фактическим объемом работ, поскольку имеющиеся на объекте деревья значительно превышали размеры, заложенные в формулу сметного расчета.
В связи с указанным подрядчик дважды письменно обращался к заказчику: 21.05.2024 и от 26.05.2024.
В письме от 21.05.2024 предпринимателем указано, что согласно смете количество деревьев под валку диаметром 400 мм - 53 шт., диаметром 500 мм - 5 шт., обрезка деревьев диаметром 350 мм - 20 шт., однако деревья, находящиеся на объекте имеют диаметр 600-800 мм и высоту более 25 м.
Подрядчиком указано, что он встречался с Никитиным А.И. (лицом, ответственным за расчет сметы контракта), с целью разъяснения ему объемов работ и получения информации по дальнейшим действиям для урегулирования данной проблемы.
Однако со слов предпринимателя, Никитин А.И. настаивал на выполнении работ в количестве 58 деревьев под валку и 20 деревьев под обрезку, вне зависимости от того, что фактический объем выполнения работ превышал объем работ, предусмотренный контрактом, более чем в 3 раза.
В связи с указанным, предприниматель проинформировал заказчика о невозможности исполнения контракта при таких условиях.
26.05.2024 предпринимателем вновь в адрес заказчика направлено письмо с просьбой о разрешении возникшей ситуации и о предоставлении учреждением ответа на письмо от 21.05.2024.
Лишь 29.05.2024 заказчик указал, что общество должно выполнять работы в соответствии с условиями контракта (не по количеству деревьев, а по кубометрам), при этом превышать указанные в контракте объемы работ нет необходимости.
Также 29.05.2024 заказчиком в адрес подрядчика направлена претензия (исх. N 86) о начислении неустойки в связи с ненадлежащим исполнением подрядчиком обязательств по контракту. Заказчиком указано о необходимости исполнить обязательства по контракту.
10.06.2024 в ответ на претензию заказчика предприниматель предложил расторгнуть контракт по соглашению сторон.
Предпринимателем в пояснениях также указано, что все деревья, находящиеся на объекте, имеют высоту, значительно превышающую 22 м, однако в локальном сметном расчете предусмотрено использование для валки и обрезки деревьев автогидроподъемника высотой подъема 22 м.
Подрядчиком указано, что указанная техника имеется у него в собственности, что позволило снизить цену контракта при аукционе.
Однако выполнение иных условий, отличных от контракта для него нерентабельно, поскольку привлечение автогидроподъемника высотой более 22 м, принадлежащего сторонней организации, привело бы к значительным затратам для предпринимателя.
Предпринимателем также указано, что по итогам данной совместной закупки им было заключено 10 контрактов с различными заказчиками, при этом 9 контрактов исполнены в срок, работы приняты.
В заседании Комиссии был объявлен перерыв в целях предоставления сторонами доказательств (фотоматериалов), подтверждающих наличие (либо отсутствие) на территории заказчика, деревьев, подлежащих валке и обрезке, их высоту, диаметр.
После объявления перерыва заказчиком представлено письмо (вх. N 6277-ЭП/24 от 10.07.2024), в котором учреждение просило рассмотреть обращение без его участия на основании ранее представленных в Омское УФАС России документов.
При этом предпринимателем представлены фотоматериалы, из содержания которых явно следует, что деревья, находящиеся на территории заказчика и подлежащие кронированию и валке, действительно имеют диаметр более 400 мм и высоту более 22 м, т.е. фактически объемы работ, подлежащие выполнению, значительно превышают объемы работ, предусмотренные локальным сметным расчетом.
Материалами дела подтверждено, что подрядчиком действительно допущена просрочка исполнения обязательств по контракту. При этом доводы подрядчика относительно несоответствия фактического объема работ условиям контракта, по мнению Комиссии, подтверждаются вышеприведенной хронологией взаимодействия сторон при исполнении контракта и документальными доказательствами, по существу в опровержение указанного заказчиком не представлено никаких документальных доказательств.
В данной части также необходимо отметить следующее.
При осуществлении гражданских прав добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются (пункт 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Следует отметить, что при применении гражданского законодательства в гражданских правоотношениях (пункт 2 статьи 6 Гражданского кодекса Российской Федерации), в том числе при осуществлении закупок и исполнении договоров изначально презюмируются принципы добросовестности, разумности и справедливости, основные начала гражданского законодательства, провозглашенные статьей 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, также предусматривают, что при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно (пункт 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации); никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения (пункт 4 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации).
При оценке действий заказчика, связанных с осуществлением данной закупки (пункт 3 части 1 статьи 3 Федерального закона о контрактной системе) и направленных на обеспечение государственных нужд, Комиссия считает, что в данных правоотношениях заказчиком принципы добросовестности, разумности и справедливости соблюдены не в полной мере.
Комиссия соглашается с позицией предпринимателя в части бездействия заказчика и его должностных лиц в рамках исполнения данного контракта.
Заказчиком также не было представлено документальных доказательств относительно надлежащего выполнения его обязанности по оказанию содействия подрядчику в выполнении работ.
Учитывая указанные обстоятельства, на основании пункта 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) Комиссия отказывает во включении информации об обществе в реестр, в том числе с учетом нижеизложенного.
4. В результате проведения в соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки установлено следующее.
Согласно статье 7 Федерального закона о контрактной системе в Российской Федерации обеспечивается свободный и безвозмездный доступ к информации о контрактной системе в сфере закупок.
Открытость и прозрачность информации, указанной в части 1 настоящей статьи, обеспечиваются, в частности, путем ее размещения в единой информационной системе.
Информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 6 статьи 23 Федерального закона о контрактной системе).
В соответствии с пунктом 1 части 1, частью 2 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.
Описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Пунктом 7 части 1 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию об объеме (за исключением случая, предусмотренного частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона), о единице измерения (при наличии) и месте выполнения работы или оказания услуги.
В силу пункта 1 части 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать электронный документ - описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В ходе проверки Комиссией установлено, что в нарушение статьи 7, пункта 1 части 1 и части 2 статьи 33, пункта 7 части 1, пункта 1 части 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе извещение о проведении электронного аукциона и содержащиеся в его составе документы, в частности локальный сметный расчет не содержали сведений о количестве деревьев, подлежащих кронированию и обрезке, о диаметре стволов, высоте деревьев и т.п., что фактически не позволяло участнику закупки определить объем работ, подлежащих выполнению.
На основании изложенного, руководствуясь, частью 7 статьи 104, пунктом 2 части 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Отказать во включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об индивидуальном предпринимателе Козыреве Сергее Николаевиче ИНН 550710297760.
2. Признать в действиях бюджетного учреждения города Омска "Школа-интернат основного общего образования N 2" нарушение статьи 7, пункта 1 части 1 и части 2 статьи 33, пункта 7 части 1, пункта 1 части 2 статьи 42, частей 16 статьи 95, части 4 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе.
3. По фактам выявленных нарушений законодательства в сфере закупок передать материалы электронного аукциона должностному лицу Омского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Заместитель председателя Комиссии
Член Комиссии |
Т.П. Шмакова
А.Н. Зефиров
А.П. Алексина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 10 июля 2024 г. N 055/10/104-678/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.07.2024