Резолютивная часть объявлена 11.07.2024 г. Ханты-Мансийск
Изготовлено в полном объеме 16.07.2024
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Председатель комиссии:
- Валиуллин Р.Р. - Заместитель руководителя Управления;
Членов комиссии:
- Иванчикова Е.А. - Начальник отдела контроля закупок Управления;
- Смоль М.С. - Эксперт отдела контроля закупок Управления,
от Заявителя - не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы уведомлены надлежащим образом;
от Заказчика - не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев жалобу ООО "Аксиомед" (620142, г. Екатеринбург, ул. Чайковского, д. 56, помещение N 31) N 6708 от 05.07.2024 г, на действия Заказчика - Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Нижневартовский онкологический диспансер",
при проведении запроса котировок в электронной форме, предметом которого является Поставка медицинских изделий одноразового применения (Катетер для периферических сосудов) для отделения анестезиологии и реанимации (извещение N 0387200002424000136) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре поступила жалоба ООО "ООО "Аксиомед" (620142, г. Екатеринбург, ул. Чайковского, д. 56, помещение N 31) N 6708 от 05.07.2024 г, на действия Заказчика - Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Нижневартовский онкологический диспансер", при проведении запроса котировок в электронной форме, предметом которого является Поставка медицинских изделий одноразового применения (Катетер для периферических сосудов) для отделения анестезиологии и реанимации (извещение N 0387200002424000136).
В доводе жалобы Заявитель указал следующее:
- Заказчик с целью коррупционного сговора описывает единственного производителя и монополизирует рынок, что не соответствует закону о 44 ФЗ.
В ходе рассмотрения доводов сторон, материалов дела и проведения внеплановой проверки, Комиссией Управления установлено следующее.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контракта описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
28.06.2024 г. Уполномоченным органом размещено извещение N 0387200002424000136 о проведении запроса котировок в электронной форме, объектом которого является: Поставка медицинских изделий одноразового применения (Катетер для периферических сосудов) для отделения анестезиологии и реанимации.
По доводу жалобы Комиссия Управления поясняет следующее.
В соответствии с п. 1 ч. 1. ст. 3 Закона 44-ФЗ Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
Описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки".
Поставка товара, не соответствующего требованиям Заказчика, может отрицательно отобразиться на качестве оказания медицинской помощи, состоянии здоровья, как пациентов, так и медицинского персонала, а также привести к срыву лечебного процесса. Заказчик вправе закупать те товары, которые ему требуются, и устанавливать требования к поставляемому товару, которые имеют целью определение соответствия поставляемого товара потребностям Заказчика. Установление изложенных требований обусловлено спецификой лечебного процесса, используемых технологий в лечебном процессе и соответственно спецификой закупаемого товара и его применения.
В техническом задании заказчик не имеет возможности установить требования к техническим характеристикам товара, которые удовлетворяли бы всех возможных участников размещения заказа, и Закон N 44-ФЗ не обязывает заказчика при определении характеристик поставляемого товара в Извещении устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям товара. Отсутствие у участников закупки возможности поставить товар необходимый Заказчику, не означает ограничение количества участников такой закупки. Участником закупки может выступить любое юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, готовые поставить товар, отвечающий требованиям документации.
На территории Российской Федерации отсутствует документ, который ограничивает рынок закупаемых заказчиком изделий, данный рынок открыт; нормы законодательства РФ не запрещают выходить с предложением на участие в торгах нескольким претендентам с продукцией одного производителя, поэтому участников торгов может быть неограниченное количество.
Медицинские изделия с заявленными свойствами не является эксклюзивным на рынке Российской Федерации и поставляются более, чем тремя дистрибьюторами медицинских изделий на территории РФ, как федерального уровня, так и регионального уровня.
Требования документации не ограничивают число участников закупки, поскольку предметом запроса котировок является поставка, а не производство (изготовление) товара.
Исходя из смысла пунктов 1, 6 части 1, части 2 статьи 33 Закона N 44-ФЗ потребности Заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований. При этом Заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки, определяя такие характеристики закупаемого товара, которые будут иметь существенное значение для последующего использования товара при оказании соответствующих услуг.
Указанный в жалобе товар не является эксклюзивным и присутствует, например, у BD (Nexiva).
Указанные в техническом задании характеристики обусловлены опытом, спецификой работы и той или иной манипуляцией и потребностями отделения. Данные катетеры необходимы для обеспечения периферического доступа при диагностических исследованиях для введения контрастного вещества под большим давлением и с большой скорость потока.
К закупке необходим катетер для периферических сосудов и каким образом использовать его внутри ЛПУ принимает решение Заказчик, при этом закон не обязывает Заказчика выделять в отдельный лот товар, который требуется в определенное отделение.
У Заказчика нет цели ограничить конкуренцию или участников, но при этом Заказчик имеет право максимально детализировать описание закупаемого товара, и многие характеристики основаны на многолетнем опыте использования периферических катетеров.
В силу пункта 2 статьи 4 Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" одним из основных принципов охраны здоровья является приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи.
В соответствии с ч. 2 статьи 98 Федерального закона N 323-ФЗ предусмотрена ответственность медицинских работников в соответствии с законодательством Российской Федерации за нарушение прав в сфере охраны здоровья, причинение вреда жизни и (или) здоровью при оказании гражданам высокотехнологической медицинской помощи.
Учитывая, что закупаемые медицинские изделия оказывают непосредственное влияние на здоровье и жизнь человека, при установлении конкретных требований к объекту закупки определяющим является достижение при лечении пациентов максимальное исключение любых нежелательных реакций и последствий в рамках оказания медицинской помощи.
Кроме этого, из пояснений Заказчика следует, что на территории Российской Федерации имеется несколько поставщиков, способных поставить закупаемый товар.
Также на данный электронный запрос котировок подано три заявки, что свидетельствует об открытости и конкретности закупаемого товара.
Таким образом, при проведении запроса котировок в электронной форме Заказчик действовал в соответствии с положениями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и ни одно из положений указанного закона Заказчиком нарушено не было.
На основании вышеизложенного, довод Заявителя является необоснованными.
Жалоба ООО "Аксиомед" (620142, г. Екатеринбург, ул. Чайковского, д. 56, помещение N 31) N 6708 от 05.07.2024 г. рассмотрена Комиссией Управления в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
Рассмотрев материалы дела, изучив представленные документы, руководствуясь положениями статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Аксиомед" (620142, г. Екатеринбург, ул. Чайковского, д. 56, помещение N 31) N 6708 от 05.07.2024 г, на действия Заказчика - Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Нижневартовский онкологический диспансер", при проведении запроса котировок в электронной форме, предметом которого является Поставка медицинских изделий одноразового применения (Катетер для периферических сосудов) для отделения анестезиологии и реанимации (извещение N 0387200002424000136) необоснованной.
2. Предписание не выдавать.
3. Направить данное решение сторонам и опубликовать на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
Председатель Комиссии Валиуллин Р.Р.
Члены Комиссии: Иванчикова Е.А
Смоль М.С.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 16 июля 2024 г. N 086/06/33-1135/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.07.2024