Резолютивная часть решения объявлена 16.07.2024 года.
Решение в полном объеме изготовлено 16.07.2024 года.
Комиссия Иркутского УФАС России по контролю соблюдения законодательства о закупках, торгах, порядке заключения договоров, порядке осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: <_>;
Члены Комиссии: <_>; <_>;
при участии представителя Областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Иркутская областная клиническая туберкулезная больница" (далее - Заказчик) <_>;
в отсутствии надлежащим образом уведомленных о времени и месте рассмотрения обращения представителей Индивидуального предпринимателя Маматкулова Шодовара Орифовича (далее - Индивидуальный предприниматель; ИП Маматкулов Ш.О.);
рассмотрев обращение Заказчика о включении информации в отношении Индивидуального предпринимателя Маматкулова Шодовара Орифовича (далее - Участник закупки) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с уклонением победителя от заключения контракта по результатам проведения аукциона в электронной форме "Поставка продуктов питания", извещение N0334200001324000158 (далее - электронный аукцион), в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и
муниципальных нужд" (далее - Федеральный закона N44-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации Российской Федерации от 31 июня 2021 года N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства РФ N 1078), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона N 44-ФЗ,
УСТАНОВИЛА:
в Иркутское УФАС России 10 июля 2024 года поступило обращение заказчика о включении информации в отношении ИП Маматкулова Ш.О. в Реестр.
В соответствии с доводами обращения Заказчика ИП Маматкуловым Ш.О. на электронной площадке подписан проект контракта, а также размещен документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта с учетом антидемпинговых мер.
Однако Индивидуальным предпринимателем не исполнены требования части 9 статьи 37 Федерального закона N44-ФЗ, а именно одновременно с подписанным проектом контракта, обеспечением исполнения контракта с учетом антидемпинговых мер на электронной площадке не размещено обоснование цены контракта. Указанное обстоятельство послужило причиной признания лица уклонившимся от заключения контракта.
ИП Маматкуловым Ш.О. представлены письменные пояснения о причинах уклонения от заключения контракта по результатам электронного аукциона с приложением подтверждающих документов, запрашиваемые в уведомлении N038/814/24 от 10.07.2024 г. Иркутского УФАС России. Согласно представленным пояснениям, у Индивидуального предпринимателя отсутствовал умысел на уклонение от заключения контракта.
Комиссия, изучив изложенные обстоятельства, а также представленные участником закупки документы, приходит к выводу об отсутствии у ИП Маматкулова Ш.О. умысла в уклонении от подписания проекта контракта.
Из материалов дела также следует, что ИП Маматкуловым Ш.О. предпринимались действия, направленные на заключение контракта по итогам электронного аукциона и свидетельствующие о заинтересованности участника закупки в заключении такого контракта.
Порядок рассмотрения обращения о включении сведений в отношении поставщика (подрядчика, исполнителя) установлен статьей 104 Федерального закона N 44-ФЗ, а также Постановлением Правительства РФ N 1078.
Часть 1 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ определяет, что ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
Приказом Федеральной антимонопольной службы от 27.08.2007 г. N 267 "О ведении реестра недобросовестных поставщиков, включении и исключении сведений из реестра недобросовестных поставщиков, проведении проверок фактов уклонения участника размещения заказа от заключения государственного или муниципального контракта, осуществлении внеплановых проверок при рассмотрении сведений о недобросовестных поставщиках" на территориальные органы ФАС России возложены функции по рассмотрению сведений о недобросовестных поставщиках и проведению проверок фактов уклонения от заключения государственного или муниципального контракта на территории осуществления деятельности территориальных органов ФАС России.
Пункт 13 Постановления Правительства РФ N 1078 определяет, что орган контроля осуществляет позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона, при этом.
В соответствии с частью 7 статьи 104 Федерального закона N44-ФЗ в течение пяти рабочих дней с даты поступления документов и информации, указанных в частях 4 - 6 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации фактов
Согласно части 2 статьи 104 Федерального закона N44-ФЗ информация о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов, включается в Реестр.
В ходе рассмотрения обращения Комиссией установлено, что Заказчиком 19 июня 2024 года в единой информационной системе в сфере закупок, на сайте www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) размещены Извещение об осуществлении электронного аукциона N0334200001324000158 "Поставка продуктов питания" (далее - Извещение).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 307 270 рублей 00 копеек.
Датой окончания срока подачи заявок является 28 июня 2024 года.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 28.06.2024 NИЭА1 на участие в электронном аукционе поступило 7 заявок.
Минимальное ценовое предложение поступило от участника N116848958 - 207 407 рублей 25 копеек (ИП Маматкулов Ш.О.), тем самым снижение начальной (максимальной) цены контракта составило 32,50%.
Протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 28.06.2024 NИЭА1 размещен заказчиком в Единой информационной системе 28 июня 2024 года.
В соответствии с пунктом 1 частью 2 статьи 51 Федерального закона N 44-ФЗ не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта.
Во исполнение указанной нормы Заказчиком 01 июля 2024 года в единой информационной системе и на электронной площадке размещен проект контракта для подписания его ИП Маматкуловым Ш.О.
Частью 3 статьи 51 Федерального закона N 44-ФЗ предусмотрено, что не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 настоящей статьи проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет одно из следующих действий:
1) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом). При этом такой участник закупки в случаях, предусмотренных статьей 37 Федерального закона N44-ФЗ, одновременно представляет заказчику информацию и документы, предусмотренные указанной статьей;
2) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) протокол разногласий;
3) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке отказ от заключения контракта в случае, предусмотренном пунктом 1 части 17.2 статьи 95 настоящего Федерального закона.
28 июня 2024 года по результатам проведенной процедуры аукциона победителем был признан участник закупки ИП Маматкулов Ш.О., предложивший цену контракта 207 407 рублей 25 копеек, что является снижением более двадцати пяти процентов от начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно части 9 статьи 37 Федерального закона N 44-ФЗ, если конкурс или аукцион проводится для заключения контракта на поставку товаров, необходимых для нормального жизнеобеспечения граждан, участник закупки, предложивший цену контракта, сумму цен единиц товара на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, начальной суммы цен единиц товара, наряду с требованиями, предусмотренными настоящей статьей, обязан представить заказчику обоснование предлагаемых цены контракта, суммы цен единиц товара, которое может включать в себя гарантийное письмо от производителя с указанием цены и количества поставляемого товара (за исключением случая, если количество поставляемых товаров невозможно определить), документы, подтверждающие наличие товара у участника закупки, иные документы и расчеты, подтверждающие возможность участника закупки осуществить поставку товара по предлагаемым цене, сумме цен единиц товара.
Таким образом, с учетом положений Федерального закона N44-ФЗ, ИП Маматкулову Ш.О., необходимо было подписать представленный проект контракта и представить гарантийное письмо от производителя с указанием цены и количества поставляемого товара до 08 июля 2024 года (включительно).
Комиссией установлено, что 04 июля 2024 года участник закупки подписал проект контракта, представил обеспечение исполнения контракта в виде независимой гарантии NЭБГ-035807 от 03 июля 2024 года и прикрепил файл в соответствии с частью 9 статьи 37 Федерального закона N 44-ФЗ.
Вместе с тем, при рассмотрении поступившей информации Заказчиком установлено, что Участником закупки в качестве обоснования предлагаемых цен контракта приложено гарантийное письмо, в котором указано, что он имеет на остатках склада товары в количестве, не менее указанных в контракте.
Представленное гарантийное письмо исходит не от производителя, а от Участника закупки, и не содержат расчеты, подтверждающие возможность участника закупки осуществить поставку товара по предлагаемой цене, а также отсутствуют иные документы, обосновывающие предлагаемую цену контракта (дистрибьюторский договор, договор, заключенный между победителем аукциона в электронной форме и производителем продукции, и др.), что они не являются документами, подтверждающим обоснование предложенных поставщиками цен, поскольку не соответствуют части 9 статьи 37 Федерального закона N 44-ФЗ.
Таким образом, следует, что ИП Маматкулов Ш.О. не предоставил обоснование цены контракта в соответствии с частью 9 статьи 37 Федерального закона N44-ФЗ.
Следовательно, ИП Маматкулов Ш.О. является уклонившимся от заключения контракта в силу части 6 статьи 51 Федерального закона N44-ФЗ, так как им не было представлено обоснование цены контракта, что явилось основанием для признания участника уклонившимся от заключения контракта.
09 июля 2024 года Заказчиком был опубликован протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта.
Сложившаяся правоприменительная практика относит к непреодолимой силе такие чрезвычайные события, как землетрясение, извержение вулкана, наводнение, засуха, ураган, цунами, сель, а также военные действия, эпидемии, крупномасштабные забастовки, техногенные аварии и другие обстоятельства, при наличии которых нормальный ход развития экономических и правовых отношений невозможен.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 8 постановления от 24 марта 2016 года N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" разъясняет, что требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях; что, если иное не предусмотрено законом, обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий. При этом Пленум Верховного Суда Российской Федерации указывает, что не могут быть признаны непреодолимой силой обстоятельства, наступление которых зависело от воли или действий стороны обязательства, например, отсутствие у должника необходимых денежных средств, нарушение обязательств его контрагентами, неправомерные действия его представителей.
Под чрезвычайностью понимается исключительность, выход за пределы "нормального", обыденного, необычайность для тех или иных жизненных условий, что не относится к жизненному риску и не может быть учтено ни при каких обстоятельствах. Чрезвычайный характер непреодолимой силы не допускает квалификации в качестве таковой любого жизненного факта, ее отличие от случая в том, что она имеет в основе объективную, а не субъективную непредотвратимость (определение Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2015 года N 306-ЭС14-7853 по делу N А65-29455/2013).
Таким образом, ИП Маматкулов Ш.О., принимая участие в закупке, должен осознавать все связанные с таким участием риски и возможность наступления для нее неблагоприятных последствий в случае не подписания проекта контракта.
Вместе с тем, Комиссия не находит оснований для включения информации в отношении ИП Маматкулова Ш.О., поскольку его недобросовестность и отсутствие у него намерения на заключение контракта не подтверждается имеющимися материалами дела.
Из пояснений ИП Маматкулова Ш.О. следует, что у него присутствовало намерение заключить контракт и исполнить его в полном объеме, о чем свидетельствует подписанный проект контракта и представленное обеспечение исполнения контракта, вместе с тем, Индивидуальным предпринимателем ошибочно было прикреплено гарантийное письмо не от производителя.
В силу изложенных обстоятельств, Комиссия, исходя из анализа представленных сторонами документов, не усматривает в действиях ИП Маматкулова Ш.О. умышленных виновных действий, направленных на уклонение от заключения контракта, следовательно, вопрос о включении сведений в реестр не может рассматриваться в качестве необходимой меры ответственности.
Комиссией установлено, что ИП Маматкуловым Ш.О. в материалы дела в качестве обеспечения исполнения контракта представлена независимая гарантия NЭБГ-035807 от 03.07.2024 г. на сумму 20 740 рублей 73 копейки.
Кроме того, Комиссией Иркутского УФАС России в ходе рассмотрения обращения исследован вопрос о добросовестности ИП Маматкулова Ш.О., как лица, участвующего в закупках, в том числе изучено более 60 исполненных контракта, по которым ИП Маматкулов Ш.О., являясь стороной контрактов, должным образом исполнил свои обязательства. Указанные контракты свидетельствуют о добросовестности ИП Маматкулова Ш.О., как лица, исполняющего обязательства по контрактам.
Из смысла статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ следует, что реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств. Термин "уклонение от заключения контракта" предполагает не только формальное нарушение требований законодательства, но и отсутствие реального намерения заключить и исполнить контракт.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу об отсутствии доказательств, подтверждающих намерение ИП Маматкулова Ш.О. отказаться от заключения контракта и недобросовестности его поведения.
На основании изложенного, Комиссия Иркутского УФАС России приходит к выводу об отсутствии оснований для включения сведений в отношении ИП Маматкулова Ш.О. в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 104 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановлением Правительства Российской Федерации от 31 июня 2021 года N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - постановление Правительства Российской Федерации Российской Федерации от 31 июня 2021 года N1078), Комиссия
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные заказчиком в отношении Индивидуального предпринимателя Маматкулова Шодовара Орифовича (<_>), в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать;
2. Копии решения направить сторонам по обращению.
Решение, принятое по результатам рассмотрения обращения заказчика, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии |
<_> |
<_> |
Члены комиссии |
<_> |
<_> |
|
<_> |
<_> |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 16 июля 2024 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.07.2024