Резолютивная часть решения объявлена 16.07.2024 года.
Решение в полном объеме изготовлено 17.07.2024 года.
Комиссия Иркутского УФАС России по контролю соблюдения законодательства о закупках, торгах, порядке заключения договоров, порядке осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: * И.И. - заместитель руководителя - начальник отдела контроля закупок Иркутского УФАС России;
Члены Комиссии: * О.В. - ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок Иркутского УФАС России; * А.Н. - ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок Иркутского УФАС России;
В отсутствии надлежащим образом уведомлённого о времени и месте рассмотрения обращения представителей Комитета по управлению муниципальным имуществом, строительству, архитектуре и жилищно-коммунальному хозяйству Администрации Тайшетского района (далее - Заказчик) (ходатайство о рассмотрении заочно от 12.07.2024 N1892/04);
В отсутствии надлежащим образом уведомлённого о времени и месте рассмотрения обращения представителей БОД ПБЖ "Жизнь" г. Нижнеудинска (далее - Участник закупки, Общество).
Рассмотрев обращение Заказчика о включении информации в отношении БОД ПБЖ "Жизнь" г. Нижнеудинска в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Реестр) в связи с принятием заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта по результатам проведения электронного аукциона "Оказание услуг по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев на территории муниципального образования "Тайшетский район" Иркутской области", извещение N 0134300026324000002, в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закона N 44-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации Российской Федерации от 31 июня 2021 года N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 31 июня 2021 года N 1078), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона N 44-ФЗ,
УСТАНОВИЛА:
В Иркутское УФАС России 09 июля 2024 года поступило обращение Заказчика о включении информации в отношении БОД ПБЖ "Жизнь" г. Нижнеудинска в реестр недобросовестных поставщиков в связи с принятием заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта от 12.02.2024 г. N 0134300026324000002 на оказание услуг по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев на территории муниципального образования "Тайшетский район" Иркутской области, заключенного по итогам закупки N 0134300026324000002.
БОД ПБЖ "Жизнь" г. Нижнеудинска представлены письменные пояснения об обстоятельствах, послуживших основанием для принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, согласно которым Общество исполняло контракт, в адрес заказчика направлялись все необходимые документы для оплаты выполненных работ, а также отчеты и акты отловов, однако заказчик выполненные работы не принимает.
Порядок рассмотрения обращения о включении сведений в отношении поставщика (подрядчика, исполнителя) установлен ст. 104 Федерального закона N 44-ФЗ, а также Постановлением Правительства РФ N 1078.
Часть 1 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ определяет, что ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
Пунктом 3 Постановления Правительства РФ N 1078, Приказом Федеральной антимонопольной службы от 27.08.2007 N 267 "О ведении реестра недобросовестных поставщиков, включении и исключении сведений из реестра недобросовестных поставщиков, проведении проверок фактов уклонения участника размещения заказа от заключения государственного или муниципального контракта, осуществлении внеплановых проверок при рассмотрении сведений о недобросовестных поставщиках" на территориальные органы ФАС России возложены функции по рассмотрению сведений о недобросовестных поставщиках и проведению проверок фактов уклонения от заключения государственного или муниципального контракта на территории осуществления деятельности территориальных органов ФАС России.
В соответствии с ч. 7 ст. 104 Федерального закона N 44-ФЗ в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
В ходе рассмотрения обращения установлено, что 24.01.2024 г. на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении электронного аукциона Оказание услуг по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев на территории муниципального образования "Тайшетский район" Иркутской области", извещение N 0134300026324000002.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 2 533 909,00 рублей.
12.02.2024 г. между заказчиком и Обществом заключен муниципальный контракт N 0134300026324000002 на оказание услуг по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев на территории муниципального образования "Тайшетский район" Иркутской области (далее - Контракт).
Цена Контракта составляет 2 533 909,00 рублей.
В соответствии с условиями контракта "1.1. Контракта По условиям Контракта Исполнитель обязуется оказать услуги по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев на территории муниципального образования "Тайшетский район" Иркутской области (далее - Услуги) по заявке Заказчика в объеме, указанном в заявке, в соответствии с перечнем Услуг, указанных в Техническом задании (Приложение 1 к Контракту), а Заказчик обязуется оплатить указанные Услуги в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом.
Объем Услуг определяется потребностью Заказчика исходя из суммы, не превышающей максимальное значение цены Контракта, указанное в пункте 2.2 Контракта.
2.2. Максимальное значение цены настоящего Контракта (цена Контракта) составляет 2 533 909,00 (два миллиона пятьсот тридцать три тысячи девятьсот девять) рублей 00 копеек, НДС не облагается.
Срок оказания Услуг Исполнителем по Контракту в полном объеме: с момента подписания настоящего Контракта по 20 декабря 2024 года.
3.2. Оказание услуг осуществляется по заявкам Заказчика. Заказчик формирует заявку в соответствии со своей потребностью в Услуге.
Оказание услуг осуществляется Исполнителем в течение 3 (трех) календарных дней с даты передачи ему заявки.
Заявка может быть передана Заказчиком как в устной форме (по телефону +7(39563) 2-48-76, так и в письменной (нарочным, по электронной почте: dumitairai@yandex.ru)
4.1. Приемка результатов исполнения Контракта, оказанных Услуг осуществляется ежемесячно в порядке и в сроки, которые установлены Контрактом, статьей 94 Закона о контрактной системе, и оформляется документом о приемке в электронной форме.
4.2. Приемка оказанных Услуг в части соответствия их объема и качества требованиям, установленным в Контракте, производится Заказчиком ежемесячно по завершению оказания услуг.
4.3. Исполнитель в течение 5 (пяти) рабочих дней, следующих за днем завершения оказания Услуг, формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Исполнителя, и размещает в единой информационной системе документ о приемке, содержащий информацию, указанную в пункте 1 части 13 статьи 94 Закона о контрактной системе."
Из материалов обращения и материалов, представленных Обществом, установлено следующее:
Из пояснений заказчика следует, что Исполнителем допускались неоднократные нарушения условий исполнения Контракта, в связи с чем Заказчиком в адрес Исполнителя посредством электронной почты и ЕИС направлялись претензии, а именно:
1) Претензия N 1150/04 от 16 апреля 2024 года с требованием предоставить информацию о причинах неисполнения заявки по отлову животных без владельцев N1099/04 от 10.04.2024 г. (на территории Юртинского городского поселения животные без владельцев не отловлены)
2) Претензия N 1259 от 27 апреля 2024 года с требованием привести в соответствие документы, размещенные в ЕИС к электронному документу о приемке;
3) Претензия N1272 от 02.05.2024 года с требованием уплатить штраф за неисполнение Исполнителем обязательств по контракту;
4) Требование N1724 от 24.06.2024 года об уплате штрафа в связи с неисполнением Исполнителем обязательств по контракту.
По состоянию на 09.07.2024 года КУМИ района направили 10 (десять) заявок на отлов животных без владельцев на территории муниципального образования "Тайшетский район" Иркутской области (N518/04 от 14.02.2024 г., N1414/04 от 04.04.2024 г., N1099/04 от 10.04.2024 г., N1213/04 от 22.04.2024 г., N1556/04 от 03.06.2024 г., N1697/04 от 18.06.2024 г., N 1752/04 от 27.06.2024 г., N 1753/04 от 27.06.2024 г., N1821/04 от 04.07.2024 г., N1839/04 от 05.07.2024 г.)
Отлов животных без владельцев должен производиться Исполнителем в соответствии с приказом службы N 53-спр на основании принятых от Заказчика заявок на отлов животных без владельцев, а также при проведении плановых мероприятий по отлову животных без владельцев.
Отлов животных без владельцев должен производиться Исполнителем в срок, не превышающий 3 (трёх) календарных дней с момента поступления заявки, указанной в п. 2.1 Технического задания (приложение 1 к Контракту). В случае невыполнения отлова в указанный срок Исполнитель должен письменно в течение 1 (одного) рабочего дня известить Заказчика о причине невыполнения отлова.
В нарушение данного условия Контракта Исполнитель производит отлов с нарушением указанных сроков, не извещая письменно Заказчика о причинах невыполнения отлова. Следствием этого является невыполнение своевременного отлова животных без владельцев.
В день проведения отлова Исполнителем должен заполняться акт отлова животных без владельцев, составленный по форме согласно приложению N 2 к техническому заданию, с указанием в нем места отлова и фактического количества отловленных животных без владельцев.
В нарушение данного условия Контракта Исполнитель при совершении отловов животных без владельцев не предоставляет Заказчику акт отлова по установленной Контрактом форме.
Исполнителем в системе ЕИС 29.03.2024 года N1-Т размещен электронный документ о приемке. Заказчиком была проведена экспертиза результатов оказанных Услуг и подготовлен отказ от приемки от 22.04.2024 года.
По состоянию на 09.07.2024 года замечания по документу о приемке Исполнителем не устранены. Ранее за это нарушение к Исполнителю были применены штрафные санкции в размере 1378,51 рублей (исх.N 1272 от 02.05.2024 года). Документов, подтверждающих оплату штрафа, Заказчику не поступало.
В нарушение требований статьи 4 Контракта Исполнителем по заявкам, срок исполнения которых подошел к завершению, а именно N1414/04 от 04.04.2024 г., N1099/04 от 10.04.2024 г., N1213/04 от 22.04.2024 г. не предоставлена отчетная документации в ЕИС, что не позволяет Заказчику отследить фактические результаты исполнения контракта и предоставлять достоверные сведения в проверяющие органы разных инстанций.
В связи с ненадлежащим исполнением Обществом Контракта заказчик 26.06.2024 принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу ч. 8 ст. 95 Федерального закона N 44-ФЗ расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Часть 9 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ устанавливает, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Возможность одностороннего отказа от исполнения контракта закреплена в статье 9 Контракта.
Порядок расторжения контракта в одностороннем порядке установлен ч. 12.1 ст. 95 Федерального закона N 44-ФЗ, согласно которому в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта размещено в Единой информационной системы 26.06.2024 10:00 (МСК), получено Обществом в тот же день.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Федерального закона N 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта (ч. 14 ст. 95 Федерального закона N 44-ФЗ).
Таким образом, с учетом положений ч. 13 ст. 95 Федерального закона N 44-ФЗ решение об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу 08.07.2024 г.
Из пояснений Общества следует, что для более оперативного получения информации в рамках исполнения указанного контракта 14 февраля 2024 г. был создан чат в мессенджере Ватсап "Тайшет Отлов 2024", в который вошел представитель БОД ПБЖ "Жизнь" г.Нижнеудинска (Кошелева Вероника Игоревна), отловщик (Матвеев Денис Васильевич) (вложение "Удостоверение"), представитель со стороны заказчика - Калашникова Елена Сергеевна, и представитель зооволонтеров г.Тайшета - Ильяшенко Анастасия Николаевна (вложения "Ватсап дата создания" и "Ватсап представитель администрации")
В данный чат 14 февраля 2024 года (вложение "заявка 518.04 дата поступления") от представителя Заказчика поступила заявка (вложение "заявка 518.04") на отлов N518/04 от 14.02.2024 года. По данной заявке 15.02.2024 г. Был осуществлен выезд на отлов. На отлове присутствовал представитель Заказчика (вложение "выезд 15.02.2024"). Отловлено было 6 безнадзорных животных (собак), что подтверждается реестром отловленных животных, размещенном на сайте БОД ПБЖ "Жизнь" - (рз://бодпбжжизиь.рф/ (вложение "отлов 15.02 скан сайт" и вложение "фото реестр 15.02.2024") и актами отлова (вложения "акт отлова 1", "акт отлова 2", "акт отлова 3", "акт отлова 4", "акт отлова 5"). В этот же день в чат в ватсапе были выложены видео с отлова (вложения "скан видео 15.02", "скан видео ватсап 15.02" и "скан видео ватсап 15.02 еще").
18.02.2024 г. Матвеевым Денисом Васильевичем был осуществлен повторный выезд по заявке 518/04, но по дороге в г.Тайшет произошла серьезная поломка автомобиля, дальнейшее движение его было невозможно, был вызван эвакуатор, о чем представитель заказчика был уведомлен в чате Ватсап (вложения "поломка авто 18.02.2024 г." и "поломка авто еще"). Т.к. поломка оказалась очень серьезной, и потребовала значительного времени на ее устранение (запчастей в наличии не оказалось и их доставку пришлось ждать больше месяца), повторный выезд по заявке смог быть осуществлен только 28.02.2024 года на арендуемом автомобиле.
28.02.2024 года было отловлено 5 животных (вложение "фото реестр 28.02", "фото реестр 28.02 скан сайт" и вложения "акт отлова 6" и "акт отлова 7"). В этот же день фото и видео с отлова были размещены в чате в ватсап (вложения "отлов 28.02 ватсап", "отлов 28.02 ватсап еще"). Представитель администрации, уведомленный по средствам телефонной связи присутствовал при отлове.
16.03.2024 года был совершен еще один выезд по заявке 518.04. Отловлено 5 животных (вложение "фото реестр 16.03", "фото реестр 16.03 скан сайт" и вложения "акт отлова 8" и "акт отлова 9"). Фото и видео с отлова были размещены в чате Ватсап (вложения "отлов 16.03 ватсап", "отлов 16.03 ватсап еще"). Представитель администрации, уведомленный по средствам телефонной связи присутствовал при отлове.
29.03.2024 года был осуществлен выпуск животных отловленных 15.02.2024 г. (вложение "выпуск 29.03 скан ватсап" ) и новый отлов 8 животных (вложения "фото реестр 29.03", "фото реестр 29.03 скан сайт", "акт отлова 10", "акт отлова 11", "акт отлова 12", "акт отлова 13", "акт отлова 14", "скан видео и фото ватсап 29.03", "скан видео и фото ватсап 29.03 еще" ). Представитель администрации, уведомленный по средствам телефонной связи присутствовал при отлове и выпуске.
29 марта 2024 г. в 09:08 (МСК) на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (ЕИС) нами были размещены документы о приемке услуг (в частности Акт о приемке оказанных услуг N1-Т от 29 марта 2024 г.), но 22.04.2024 05:06 (МСК) в приемке данных документов было отказано по причине неразмещения учетных дел на ЕИС (хотя это не предусмотрено МК). Заказчик изъявил желание подписать дополнительное соглашение к МК в части перечня документов, необходимых для размещения в ЕИС при приемке услуг.
04.04.2024 г. поступила заявка на отлов N1414/04 от 04.04.2024 г. (вложение "заявка 1414.04"). По данной заявке 07.04.24 г. был осуществлен выезд и отловлено 9 животных (вложения "фото реестр 07.04", "фото реестр 07.04 скан сайт", "акт отлова 15", "акт отлова 16", "акт отлова 17", "акт отлова 18", "акт отлова 19", "скан видео и фото ватсап 07.04", "скан видео и фото ватсап 07.04 еще"). Представитель администрации, уведомленный по средствам телефонной связи.
18.04.2024 г. по заявке от 04.04.2024 г. был осуществлен повторный выезд и отловлено 2 животных и по заявке 1099/04 (вложение "заявка 1099.04") было отловлено 7 животных (вложения "фото реестр 18.04", "фото реестр 18.04 скан сайт", "акт отлова 20", "акт отлова 21", "акт отлова 22", "акт отлова 23", "акт отлова 24", "акт отлова 25" "скан видео и фото ватсап 18.04", "скан видео и фото ватсап 18.04 еще"). Представитель администрации, уведомленный по средствам телефонной связи присутствовал при отлове.
29.04.2024 г. по заявке б/н от 27.04.2024 г. (дата поступления на ватсап), (вложение "заявка от 27.04.2024 г.") был осуществлен выезд и отловлено 9 животных (вложения "фото реестр 29.04", "фото реестр 29.04 скан сайт", "акт отлова 26", "акт отлова 27", "акт отлова 28", "акт отлова 29", "акт отлова 30", "акт отлова 31" "скан видео и фото ватсап 29.04", "скан видео и фото ватсап 29.04 еще"). Представитель администрации, не присутствовал при отлове, т.к. предыдущий представитель Калашникова Е.С. уволилась, а о новом ответственном лице администрация Тайшетского района пас не известила.
07.05.2024 г. повторно по заявке б/н от 27.04.2024 г. (т.к. новой заявки не поступило и информации о новом ответственном лице так и не было) был осуществлен выезд и отловлено 8 животных (вложения "фото реестр 07.05", "фото реестр 07.05 скан сайт", "акт отлова 32", "акт отлова 33", "акт отлова 34", "скан видео и фото ватсап 07.05", "скан видео и фото вагсап 07.05 еще").
07.05.2024 г. в рамках следственных действий в отношении Администрации Тайшетского района у нас был изъят персональный компьютер (вложение "изъятие"), в котором находились все файлы и документы по Муниципальному контракту, включая квалифицированную электронную подпись руководителя БОД ПБЖ. Это лишило нас на длительный срок каких-либо документальных действий по контракту.
17.05.2024 г. в третий раз по заявке б/н от 27.04.2024 г. (т.к. новой заявки не поступило и информации о новом ответственном лице так и не было) был осуществлен выезд и отловлено 6 животных (вложения "фото реестр 17.05", "фото реестр 17.05 скан сайт", "акт отлова 35", "акт отлова 36", "акт отлова 37", "скан видео и фото ватсап 17.05", "скан видео и фото ватсап 17.05 еще").
02.06.2024 г. в четвертый раз по заявке б/н от 27.04.2024 г. (т.к. новой заявки так и не поступило и информации о новом ответственном лице так и не было) был осуществлен выезд и отловлено 9 животных (вложения "фото реестр 02.06", "фото реестр 02.06 скан сайт", "акт отлова 38", "акт отлова 39", "акт отлова 40", "акт отлова 41", "акт отлова 42", "акт отлова 43", "акт отлова 44", "акт отлова 45" "скан видео и фото ватсап 02.06", "скан видео и фото ватсап 02.06 еще").
22.06.2024 г. по заявке 1697/04 от 18.06.2024 г. был осуществлен выезд и отловлено 5 животных (вложения "фото реестр 22.06", "фото реестр 22.06 скан сайт", "акт отлова 46", "акт отлова 47", "акт отлова 48", "акт отлова 49", "акт отлова 50", "скан видео и фото ватсап 22.06", "скан видео и фото ватсап 22.06 еще").
При попытке уведомить представителей Заказчика через чат в Ватсане - подтверждения мы не получали (вложение "уведомление выезд").
04.07.2024 г. по заявке 1752/04 от 27.06.2024 г. был осуществлен выезд и отловлено 8 животных (вложения "фото реестр 04.07", "фото реестр 04.07 скан сайт", "акт отлова 51", "акт отлова 52", "акт отлова 53", "скан видео и фото ватсап 04.07", "скан видео и фото ватсап 04.07 еще").
При личной встрече 10.06.2024 г. в г.Тайшете с представителями заказчика (в частности председателем КУМИ Пуляровым Евгением Валерьевичем и начальником отдела ЖКХ КУМИ Чабановой О.О.) было достигнуто устное соглашение о предварительной отправке документов, необходимых для размещения на ЕИС для предварительной проверки на электронную почту и далее, при отсутствии замечаний, размещения в системе.
08.07.2024 в 14:05 (время Хабаровское) нами были направлены документы на проверку по первому реестру (вложение "доки на проверку"). Но заказчик их не увидел, или "не хотел видеть", и 09.07.2024 г. при личном звонке Заказчику мы узнали о расторжении МК.
БОД ПБЖ "Жизнь" г.Нижнеудинска осуществляет свою деятельность с марта 2017 года. За это время зарекомендовало себя как ответственный исполнитель, о чем свидетельствует 6 исполненных (без замечаний и каких-либо штрафных санкций) и два действующих контракта на сегодняшний день (вложения "письмо Нижнеудинск", "письмо Тулунский район."). Также Общество является неоднократным победителем муниципальных и областных грантовых конкурсов.
На пожизненном содержании организации находится более 530 безнадзорных животных, которые полностью обеспечиваются за счет ее средств (у общества нет спонсоров и каких-либо доходов, кроме поступления денежных средств от осуществления деятельности по муниципальным контрактам). Внесением БОД ПБЖ "Жизнь" в реестр недобросовестных: исполнителей, вы лишаете их какой-либо возможности к существованию.
Комиссия Иркутского УФАС России изучив вышеприведенные материалы, приходит к следующим выводам.
В силу статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями, в том числе с учетом государственного/муниципального контракта. Если обязательство предусматривает или позволяет определить день обязательство подлежит исполнению в этот день или, соответственно, в любой момент в пределах такого периода (пункт 1 статьи 314 ГК РФ).
Согласно статьи 401 ГК РФ:
1. Лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
2. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
3. Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
В силу части 2 статьи 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:
1) при существенном нарушении договора другой стороной;
2) в иных случаях, предусмотренных ГК РФ, другими законами или договором.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
В соответствии с частью 1 статьи 782 ГК РФ заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов.
Вместе с тем, включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков является санкцией за недобросовестное поведение участника закупки, выражающееся в намеренном уклонении от исполнения контракта и непринятию мер по выполнению работ
Ранее обращений о включении Участника закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в Иркутское УФАС России не поступало.
Комиссией Иркутского УФАС России установлено, что в единой информационной системе в реестре контрактов содержатся сведения о добросовестном осуществлении Участником закупки предпринимательской деятельности, что подтверждается наличием 7 успешно исполненных контрактов и 2 контрактов на исполнении у Участника закупки, размещенных на официальном сайте zakupki.gov.ru. Кроме того, Обществом представлено письмо МКУ "Обслуживание социальной сфера Нижнеудинского района N97 от 15.07.2024 о том, что Общество выступало как исполнитель по 6 контрактам, МКУ подтверждает добросовестность исполнителя, контракты были исполнен в полном объеме в установленные сроки, без претензий, замечаний и штрафных санкций.
Из материалов дела усматривается, что общество проявляло заинтересованность в исполнении контракта, так в материалы дела представлена активная рабочая переписка между подрядчиком и заказчиком по поводу исполнения контракта, из которой следует, что подрядчиком систематически направлялись в адрес заказчика письма о ходе выполнения работ. На обозрение Комиссии представлены Обществом Акты отлова, скриншоты с мессенджера с перепиской с представителями заказчика с направлением заказчику фото и видео материалов, фото реестров отлова, удостоверение исполнителя, непосредственно занимающегося отловом животных, уведомления о выезде и другие документы.
Комиссия отмечает, что Претензия Заказчика N 1259 от 27 апреля 2024 года содержит требование привести в соответствие документы, размещенные в ЕИС к электронному документу о приемке, и за данное нарушение выставлен штраф в размере 1378,51 руб. Таким образом штрафные санкции начислены заказчиком не за несвоевременный отлов с указание конкретных дат с какого по какое имела место просрочка исполнения обязательств по конкретных заявкам, а штрафные санкции начислены за формальное не соответственные, неверное составление закрывающих документов о приемке. Зайчиком не указано по каким именно заявкам обязательства были не исполнены или исполнены не своевременно, не указывается никаких конкретных периодов.
Кроме этого, согласно пояснениям заказчика, Заказчиком была проведена экспертиза результатов оказанных Услуг и подготовлен отказ от приемки от 22.04.2024 года. Однако ни акт экспертизы, ни мотивировочный отказ от приемки не представлены комиссии и не размещены в реестре контрактов в ЕИС. Вместе с тем в реестре контрактов по данному расторгнутому контракту (реестровый номер 3383800087924000006) размещена только одна из трех представленных комиссии претензий. Сведений о том, что Общество получило две первые претензии Комиссии заказчиком не представлено.
Так же комиссия считает необходимым отметить, что заказчик в своих письменных пояснениях указывает, что по состоянию на 09.07.2024 года КУМИ района направили 10 (десять) заявок на отлов животных без владельцев на территории муниципального образования "Тайшетский район" Иркутской области (N518/04 от 14.02.2024 г., N1414/04 от 04.04.2024 г., N1099/04 от 10.04.2024 г., N1213/04 от 22.04.2024 г., N1556/04 от 03.06.2024 г., N1697/04 от 18.06.2024 г., N 1752/04 от 27.06.2024 г., N 1753/04 от 27.06.2024 г., N1821/04 от 04.07.2024 г., N1839/04 от 05.07.2024 г.). Однако Общество в своих пояснениях указывает только на 6 Заявок (N518/04 от 14.02.2024 г., N1414/04 от 04.04.2024 г., N1099/04 от 10.04.2024 г., N1697/04 от 18.06.2024 г., N 1752/04 от 27.06.2024 г., б/н от 27.04.2024)
Сведений о том, получало ли Общество заявки N1213/04 от 22.04.2024 г., N1556/04 от 03.06.2024 г., N 1753/04 от 27.06.2024 г., N1821/04 от 04.07.2024 г., N1839/04 от 05.07.2024 г. комиссии не представлено. Заказчик на заседание Комиссии не явился, направив ходатайство о рассмотрении в отсутствии его представителей.
При этом, антимонопольный орган отмечает, что наличие гражданско-правового спора между сторонами относительно качества оказанных услуг не является предметом рассмотрения вопроса о включении в реестр недобросовестных поставщиков, так как указанный вопрос разрешается сторонами в судебном порядке.
Бесспорных доказательств, подтверждающих недобросовестное поведение Общества, Заказчиком и иными лицами в материалы рассматриваемого дела не представлено.
Кроме того, Комиссия считает, что возникшие в ходе исполнения Контракта разногласия сторон не свидетельствуют о недобросовестном поведении Общества, направленном на намеренный срыв исполнения контракта.
Пунктом 5 части 8 статьи 99 Федерального закона N 44-ФЗ установлено, что контроль за соответствием поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги условиям контракта осуществляют органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля. Иными словами, установление соответствия результатов исполнения контракта его условиям не входит в компетенцию федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, который фактически обязан установить такое соответствие или несоответствии в силу толкования, данного Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации и Конституционным Судом Российской Федерации.
Таким образом, в силу статьи 99 Федерального закона N 44-ФЗ рассмотрение вопросов, связанных с определением соответствия результатов оказанных услуг условиям контракта не входит в полномочия ФАС России и ее территориальных органов.
Помимо указанного, Комиссия отмечает, что антимонопольный орган не обладает полномочиями по разрешению гражданско-правовых споров и оценке обстоятельств, связанных с качеством выполненных работ по контракту. Согласно статье 118 Конституции Российской Федерации правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. По смыслу данной статьи во взаимосвязи со статьей 10 Конституции Российской Федерации, именно суду принадлежит исключительное полномочие принимать окончательные решения в споре о праве, что, в свою очередь, означает недопустимость подмены иными органами государственной власти компетенции суда посредством юрисдикционного акта административного органа.
Из толкования, данного Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации и Конституционным судом Российской Федерации, следует, что при рассмотрении вопроса о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков уполномоченному органу фактически необходимо исследовать текущее состояние и историю гражданских правоотношений между заказчиком и участником закупки, дать правовую оценку не только их действиям (бездействию), выявить последствия таких действий (бездействия), но также проанализировать качество результатов исполнения своих обязательств и влияние внешних факторов на процесс исполнения контракта.
Помимо этого, в силу Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку только представленных заказчиком документов и информации.
По смыслу статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ, реестр недобросовестных поставщиков с одной стороны является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств. При этом одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа (часть 2 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ).
С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
При этом, ни Федеральный закон N 44-ФЗ, ни Постановление Правительства РФ N 1078 не содержат безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Как указывает Арбитражный суд Московского округа в своем Постановлении от 08.06.2017 N Ф05-4878/2017 по делу N А40-157217/2016 основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта.
Аналогичные признаки недобросовестности отражены в Постановлении ФАС Московского округа от 23.08.2011 г. по делу N А40-6025/11-147-67, Постановлении Девятого Арбитражного апелляционного суда от 23.04.2015 г. по делу N А40-174348/14, Постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 22.04.2016 г. по делу N А49-6535/2015, Постановлении Девятого Арбитражного апелляционного суда от 25.07.2016 г. по делу N А40-228354/15, Постановлении Четвертого Арбитражного апелляционного суда от 22.02.2018 г. по делу N А58-8083/2017.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П, Определения от 07.06.2001 N 139-О, от 07.02.2002 N 16-О). Такой правовой подход подлежит применению и в данном случае, учитывая, что последствия по применению санкции в виде включения сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков могут иметь более негативный экономический характер, чем наложение штрафа.
Одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказов.
В частности, на основании части 1.1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ заказчик вправе установить требование об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица.
По смыслу статьи 55 Конституции Российской Федерации, введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целями охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Следовательно, при рассмотрении вопроса о признании участника закупки уклонившимся от исполнения условий контракта антимонопольный орган не должен ограничиваться формальным установлением факта нарушения Закона о контрактной системе либо наличием решения заказчика об одностороннем расторжении контракта, а обязан всесторонне исследовать все обстоятельства дела, дав оценку существенности нарушения, степени вины поставщика (подрядчика, исполнителя), правомерности принятия заказчиком решения об одностороннем расторжении контракта.
Необходимым условием является наличие в представленных материалах фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика (подрядчика, исполнителя), то есть размещение сведений об участнике размещения закупки в реестре недобросовестных поставщиков осуществляется лишь в случае, если антимонопольный орган в результате проведенной проверки выявит обстоятельства, свидетельствующие о направленности действий участника на несоблюдение условий контракта.
Таким образом, в рамках рассмотрения обращения о включении в реестр недобросовестных подрядчиков Общества при исполнении своих обязательств, предусмотренных контрактом, ввиду отсутствия достаточного количества доказательств, подтверждающих недобросовестность Общества, объективно оценить достоверность доводов Заказчика без дополнительного исследования обстоятельств, приведших к неисполнению контракта невозможно в виду наличия многочисленных вопросов, связанных с исполнением обязательств по контракту.
При рассмотрении вопроса о включении или не включении лица в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.
По общему правилу, при привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона. Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П). Такой правовой подход подлежит применению и в данном случае, тем более что последствия по наложению санкции в виде включения сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков могут иметь более тяжкий экономический характер, чем наложение штрафа.
Поскольку Комиссии не представлено документов, свидетельствующих о намеренном неисполнении условий контракта, и подтверждающих злостность, недобросовестность подрядчика, сведения в отношении Общества не подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
На основании изложенного, руководствуясь статьей 104 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановлением Правительства Российской Федерации от 31 июня 2021 года N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - постановление Правительства Российской Федерации Российской Федерации от 31 июня 2021 года N 1078), Комиссия
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные заказчиком в отношении Благотворительного общественного движения помощи бездомным животным "Жизнь" города Нижнеудинска (665106, Иркутская область, г. Нижнеудинск, ул. Российская, д. 6, ИНН: 3816028207), в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать;
2. Сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени Благотворительного общественного движения помощи бездомным животным "Жизнь" города Нижнеудинска (Романова Наталья Вячеславовна, ИНН 381505976300) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать;
3. Направить копии решения сторонам по обращению.
Решение, принятое по результатам рассмотрения обращения заказчика, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 17 июля 2024 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.07.2024