Резолютивная часть решения оглашена 12 июля 2024 года
В полном объеме решение изготовлено 17 июля 2024 года
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Козловой А.А. |
- |
руководителя Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Черенковой Е.Б.
Фадеевой Н.В. |
-
- |
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
рассмотрев обращение Федерального казенного учреждения ИК-25 ГУФСИН России по Челябинской области о включении индивидуального предпринимателя Уфимцевой Марины Николаевны (далее - ИП Уфимцева М.Н.) в связи с уклонением от заключения контракта по результатам проведения электронного аукциона на выполнение работ по заготовке и трелевке древесины (извещение N 0369100028224000027) (далее - аукцион, закупка), в присутствии посредством видеоконференцсвязи:
- представителя Федерального казенного учреждения ИК-25 ГУФСИН России по Челябинской области (далее - Заказчик): Дашкиной Н.В., действующей на основании доверенности N 8 от 10.07.2024;
- в отсутствие Уфимцевой М.Н., надлежащим образом уведомленной о дате и времени заседания Комиссии, представлено ходатайство о рассмотрении сведений в отсутствие Индивидуального предпринимателя,
УСТАНОВИЛА:
В соответствии с частью 2 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) в Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России, Антимонопольный орган) поступило обращение заказчика о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений об ИП Уфимцевой М.Н. в связи с уклонением от заключения контракта по результатам проведения электронного аукциона на выполнение работ по заготовке и трелевке древесины (извещение N 0369100028224000027).
Согласно представленным документам извещение о проведении аукциона опубликовано заказчиком на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - ЕИС) www.zakupki.gov.ru 18.06.2024.
Начальная (максимальная) цена контракта (далее - НМЦК) - 587 835,00 рублей.
Согласно Протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) N 0369100028224000027 от 26.06.2024 аукцион признан несостоявшимся и принято решение о заключении контракта с единственным участником закупки ИП Уфимцевой М.Н.
Контракт направлен на подпись ИП Уфимцевой М.Н. 26.06.2024.
Победитель аукциона 03.07.2024 подписал на электронной площадке, с помощью электронной цифровой подписи, проект контракта. При этом, ИП Уфимцевой М.Н. не предоставлено обеспечение исполнения контракта, что является основанием для признания участника закупки уклонившимся от заключения контракта, а также для направления сведений о таком участнике в антимонопольный орган.
Протокол о признании уклонившимся от заключения контракта размещен в единой информационной системе 04.07.2024.
ИП Уфимцева М.Н. предоставила письменные пояснения, в которых указала, что не имела намерений и умысла уклоняться от заключения контракта, нарушение обязательства по предоставлению обеспечения исполнения контракта возникло вследствие технической ошибки, допущенной лицом, ответственным за подписание контракта от имени индивидуального предпринимателя.
При этом, из документов, представленных в материалы дела, а также пояснений представителей сторон следует, что проект подписан участником в пределах регламентированного срока, представлено обеспечение исполнения контракта в виде денежных средств, что подтверждается платежным поручением N 520 от 04.07.2024, и не оспаривается Заказчиком.
Изучив представленные документы, заслушав пояснения заказчика, Комиссия, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Согласно части 1 статьи 51 Закона о контрактной системе по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником закупки (далее в настоящей статье - участник закупки, с которым заключается контракт) не ранее чем через десять дней (если настоящим Федеральным законом не установлено иное) с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), протокола, предусмотренного подпунктом "а" пункта 2 части 6 настоящей статьи, после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе (если требование обеспечения исполнения контракта установлено в извещении об осуществлении закупки). Участники закупки, заявки которых не отозваны в соответствии с настоящим Федеральным законом, обязаны подписать контракт в порядке, установленном настоящей статьей.
Частью 3 статьи 51 Закона о контрактной системе предусмотрено, что не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 настоящей статьи проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет одно из следующих действий:
1) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом). При этом такой участник закупки:
а) в случаях, предусмотренных статьей 37 настоящего Федерального закона, одновременно представляет заказчику информацию и документы, предусмотренные указанной статьей;
б) вносит на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежные средства в размере платы, подлежащей внесению за заключение контракта, предложенной таким участником закупки (если по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим Федеральным законом определен размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта);
2) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) протокол разногласий в одном или нескольких из следующих случаев:
а) наличие разногласий в отношении информации, включенной в проект контракта в соответствии с пунктом 1 части 2 настоящей статьи, с указанием информации, не соответствующей требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, и положениям заявки такого участника закупки;
б) несогласие заключить контракт, содержащий условия, предусмотренные пунктом 2 части 2 настоящей статьи;
3) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке отказ от заключения контракта в случае, предусмотренном пунктом 1 части 17.2 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 (за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 3 настоящей статьи, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный частью 3 настоящей статьи, не выполнены требования пункта 3 части 3 настоящей статьи) и частью 5 настоящей статьи, такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта.
Уклонение от заключения контракта может выражаться как в совершении целенаправленных (умышленных) действий или бездействия, осуществленных с указанной целью, так и в их совершении по неосторожности, когда участник закупки не принимает необходимых мер по соблюдению норм и правил, необходимых для заключения контракта, то есть создает условия, влекущие невозможность подписания контракта.
Основанием для включения сведений в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является такое уклонение лица от заключения контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им действий (бездействий) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности заключения контракта с этим лицом как с признанным победителем закупки, и, как следствие, нарушающих, права заказчика относительно условий и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств, что приводит к нарушению обеспечения публичных интересов в указанных правоотношениях.
Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой государственного принуждения, установленной законодателем в целях обеспечения добросовестного исполнения участником закупки принятых на себя в рамках контрактной системы обязательств.
Одним из последствий такого включения является ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в государственных и муниципальных закупках.
Другим немаловажным последствием является умаление деловой репутации, поскольку фактом включения юридического лица в федеральный реестр недобросовестных поставщиков опровергается презумпция добросовестности такого лица как участника гражданских правоотношений. При этом, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, направленным на развитие конкуренции и предотвращение злоупотреблений в сфере закупок, и, следовательно, является механизмом защиты публичных интересов.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N15-П).
Такой правовой подход подлежит применению и в данном случае, тем более что последствия по наложению санкции в виде включения сведений о лице в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) могут иметь серьезный экономический характер.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 14 Постановления Правительства РФ от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства РФ от 30 июня 2021 г. N 1078), орган контроля принимает решение об отказе во включении информации об участнике закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил, участником закупки в срок до признания его в соответствии с Законом о контрактной системе уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта.
ИП Уфимцева М.Н. не имела намерения и умысла уклоняться от заключения контракта.
На заседании Комиссии установлено, что индивидуальным предпринимателем совершены действия, направленные на заключение контракта. Так, проект контракта подписан участником 03.07.2024, а также представлено обеспечение исполнения контракта в виде денежных средств, что подтверждается платежным поручением N 520 от 04.07.2024.
Протокол признания ИП Уфимцевой М.Н. уклонившейся от заключения контракта размещен заказчиком в ЕИС 04.07.2024 21:45 (МСК+2).
Заказчик подтвердил на заседании Комиссии, что денежные средства, перечисленные Индивидуальным предпринимателем, получены Учреждением 04.07.2024.
Индивидуальный предприниматель подтвердил намерение исполнить обязательства по контракту в соответствии с условиями контракта и извещения о проведении закупки.
При указанных обстоятельствах антимонопольный орган приходит к выводу об отсутствии у Индивидуального предпринимателя намерения уклоняться от заключения контракта, совершении им действий, направленных на подписание контракта, до принятия Заказчиком решения о признании лица уклонившимся от заключения контракта.
Рассмотрев все обстоятельства дела в совокупности и взаимосвязи, принимая во внимание отсутствие умышленных действий, направленных на незаключение контракта, с учетом мнения Заказчика, Комиссия Челябинского УФАС России не находит достаточных оснований для включения ИП Уфимцевой М.Н. в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
С учетом изложенного, Комиссия, руководствуясь статьями 99 и 104 Закона о контрактной системе и Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2021 г. N 1078,
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Федеральным казенным учреждением ИК-25 ГУФСИН России по Челябинской области о включении индивидуального предпринимателя Уфимцевой Марины Николаевны (ИНН 740416759106), в связи с уклонением от заключения контракта по результатам проведения электронного аукциона на выполнение работ по заготовке и трелевке древесины (извещение N 0369100028224000027), в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
А.А. Козлова |
Члены Комиссии |
Е.Б. Черенкова |
|
Н.В. Фадеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 17 июля 2024 г. N 074/10/104-1518/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.07.2024