Резолютивная часть решения оглашена 16 июля 2024 года
В полном объеме решение изготовлено 19 июля 2024 года
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия), в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Фадеевой Н.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
|
Черенковой Е.Б. |
- |
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
рассмотрев обращение Комитета строительства и инфраструктуры администрации Увельского муниципального района (далее - Комитет строительства и инфраструктуры, заказчик) о включении Общества с ограниченной ответственностью "ИРПК" (далее - ООО "ИРПК", Общество, подрядчик), участника, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа ООО "ИРПК" в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Реестр) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта и расторжением муниципального контракта N 20/2023 от 27.12.2023, заключенного по результатам проведения запроса котировок в электронной форме на выполнение строительно-монтажных работ по объекту "Благоустройство площади по улице Мира в с. Хуторка" (извещение N 0369300188623000019), в присутствии посредством видеоконференцсвязи:
- представителей Комитета строительства и инфраструктуры администрации Увельского муниципального района председателя Вахрушевой Марии Александровны, начальника расчетно-сметного отдела Волковой Тамары Петровны, действующих на основании распоряжения N 450 от 23.11.2023, приказа N 8/лс от 04.12.2023;
- представителя ООО "ИРПК" Питолина Евгения Сергеевича, действующего на основании доверенности б/н от 10.07.2024,
УСТАНОВИЛА:
В Челябинское УФАС России 09.07.2024 поступило обращение Комитета строительства и инфраструктуры администрации Увельского муниципального района о включении в Реестр ООО "ИРПК", его директора и участника в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта и расторжением муниципального контракта N20/2023 от 27.12.2023, заключенного по результатам проведения запроса котировок в электронной форме на выполнение строительно-монтажных работ по объекту "Благоустройство площади по улице Мира в с. Хуторка" (извещение N 0369300188623000019) (далее - запрос котировок, закупка) в порядке, предусмотренном статьей 104 Закона о контрактной системе.
Согласно материалам дела Комитет строительства и инфраструктуры объявлен запрос котировок путем размещения заказчиком на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 14.12.2023 в 14:45 извещения о проведении закупки.
Закупка осуществлялась в рамках национального проекта "Жилье и городская среда", федерального проекта "Формирование комфортной городской среды". КБК 9350503250F255550244.
Начальная (максимальная) цена контракта - 3 980 772, 98 рублей.
Протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) N0369300188623000019 от 22.12.2023.
Снижение начальной (максимальной) цены контракта составило 15,34%.
Муниципальный контракт N 20/2023 заключен 27.12.2023.
Из обращения Комитета строительства и инфраструктуры следует, что в рамках исполнения контракта подрядчиком работы в полном объеме не выполнены, нарушались сроки выполнения работ и работы выполнялись настолько медленно, что делало невозможным их своевременное окончание. Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно письменным пояснениям ООО "ИРПК" работы подрядчиком выполнялись, но постоянно возникающие препятствия помешали исполнению обязательств по контракту в установленные сроки (проливные дожди и присутствие водного покрова, повышенная загруженность организаций, производящих бортовые камни и тротуарную плитку, наличие выявленных работ, не мпредусмотренных сметной документацией). При этом, срок исполнения обязательств по контракту определен до 31.07.2024. Частично выполненные работы не сдавались подрядчиком и не оплачивались заказчиком. С решением Комитета строительства и инфраструктуры об одностороннем отказе от исполнения контракта Общество не согласно.
Изучив представленные документы, руководствуясь статьями 99, 104 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
Частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Согласно пункта 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: 1) при существенном нарушении договора другой стороной; 2) в иных случаях, предусмотренных ГК РФ, другими законами или договором.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Пунктом 2 статьи 450.1 ГК РФ предусмотрено, что в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
В соответствии с пунктом 1 статьи 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
В силу пункта 1 статьи 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
Пунктом 1 статьи 711 ГК РФ установлено, что если договором подряда не предусмотрена предварительная оплата выполненной работы или отдельных ее этапов, заказчик обязан уплатить подрядчику обусловленную цену после окончательной сдачи результатов работы при условии, что работа выполнена надлежащим образом и в согласованный срок, либо с согласия заказчика досрочно.
В соответствии с пунктом 2 статьи 715 ГК РФ если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
Пунктом 3 статьи 715 ГК РФ установлено, если во время выполнения работы станет очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, заказчик вправе назначить подрядчику разумный срок для устранения недостатков и при неисполнении подрядчиком в назначенный срок этого требования отказаться от договора подряда либо поручить исправление работ другому лицу за счет подрядчика, а также потребовать возмещения убытков.
Согласно пункту 1 статьи 716 ГК РФ подрядчик обязан немедленно предупредить заказчика и до получения от него указаний приостановить работу при обнаружении: непригодности или недоброкачественности предоставленных заказчиком материала, оборудования, технической документации или переданной для переработки (обработки) вещи; возможных неблагоприятных для заказчика последствий выполнения его указаний о способе исполнения работы; иных не зависящих от подрядчика обстоятельств, которые грозят годности или прочности результатов выполняемой работы либо создают невозможность ее завершения в срок.
Согласно положениям статьи 717 ГК РФ если иное не предусмотрено договором подряда, заказчик может в любое время до сдачи ему результата работы отказаться от исполнения договора, уплатив подрядчику часть установленной цены пропорционально части работы, выполненной до получения извещения об отказе заказчика от исполнения договора. Заказчик также обязан возместить подрядчику убытки, причиненные прекращением договора подряда, в пределах разницы между ценой, определенной за всю работу, и частью цены, выплаченной за выполненную работу.
Заказчик обязан в сроки и в порядке, которые предусмотрены договором подряда, с участием подрядчика осмотреть и принять выполненную работу (ее результат), а при обнаружении отступлений от договора, ухудшающих результат работы, или иных недостатков в работе немедленно заявить об этом подрядчику (пункт 1 статьи 720 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 3 статьи 723 ГК РФ если отступления в работе от условий договора подряда или иные недостатки результата работы в установленный заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения причиненных убытков.
Статьей 729 ГК РФ установлено, что в случае прекращения договора подряда по основаниям, предусмотренным законом или договором, до приемки заказчиком результата работы, выполненной подрядчиком (пункт 1 статьи 720 ГК РФ), заказчик вправе требовать передачи ему результата незавершенной работы с компенсацией подрядчику произведенных затрат.
Частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта (часть 13 статьи 95 Закона о контрактной системе).
Согласно пункту 11 части 2 статьи 103 Закона о контрактной системе в реестр контрактов включается информация о расторжении контракта с указанием оснований его расторжения.
Частью 3 статьи 103 Закона о контрактной системе определено, что информация, указанная в пунктах 10, 11 и 13 части 2 статьи 103 Закона о контрактной системе, направляется в порядке, установленном в соответствии с частью 6 статьи 103 Закона о контрактной системе, в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по казначейскому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в течение пяти рабочих дней с даты соответственно исполнения контракта (отдельного этапа исполнения контракта), расторжения контракта. При этом, что если в соответствии с Законом о контрактной системе решение об одностороннем отказе от исполнения контракта подписано с использованием единой информационной системы, такой документ, а также информация, содержащаяся в нем и подлежащая включению в реестр контрактов, направляется с использованием единой информационной системы для включения в реестр контрактов в порядке, установленном в соответствии с частью 6 статьи 103 Закона о контрактной системе, не позднее трех рабочих дней со дня, следующего за днем вступления в силу решения.
Между Комитетом строительства и инфраструктуры и ООО "ИРПК" 27.12.2023 заключен муниципальный контракт N 20/2023 (далее - контракт).
В силу пункта 1.1 контракта объектом закупки является выполнение строительно-монтажных работ по объекту "Благоустройство площади по улице Мира в с. Хуторка" в соответствии со сметной документацией и техническим заданием (приложения NN 1, 2), являющихся неотъемлемой частью контракта, при осуществлении сторонами совместных скоординированных действий.
Согласно пункту 1.2 контракта место выполнения работ: Челябинская обл., Увельский муниципальный район, с. Хуторка.
Цена контракта составляет 3 370 000 (три миллиона триста семьдесят тысяч) рублей 00 копеек, НДС не облагается (пункт 2.1 контракта).
Сроки выполнения работ установлены пунктом 3.1 контракта и составляют: -начало выполнения работ - с 13 мая 2024 г.; - окончание выполнения работ: не позднее 31 июля 2024 г. Допускается досрочное выполнение работ.
В соответствии с пунктом 4.1 контракта по факту выполненных работ, но не чаще одного раза в месяц, подрядчик направляет заказчику структурированный документ о приемке, а также акт о приёмке выполненных работ формы КС-2, справку о стоимости выполненных работ формы КС-3, счет, счет - фактуру, подписанные усиленной электронной подписью подрядчика или лица, имеющего право действовать от имени подрядчика.
В силу пункта 6.1.1 контракта подрядчик обязуется своими и (или) привлеченными силами, с использованием своих материалов, выполнить все связанные с благоустройством объекта работы, в соответствии с утвержденными техническим заданием (приложение N 2 к контракту) и сметой контракта (приложение N 1 к контракту), в полном соответствии с нормативно-правовыми документами, в том числе:
- Строительными нормами и правилами Российской Федерации СНиП 12-04-2002 "Безопасность труда в строительстве. Часть 2. Строительное производство";
- Строительными нормами и правилами Российской Федерации СНиП 12-03-2001 "Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования";
- Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 11 декабря 2020 г. N 883н "Об утверждении Правил по охране труда при строительстве, реконструкции и ремонте";
- Федеральным Законом от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
Кроме того, в соответствии с пунктом 6.1.14 контракта подрядчик обязан выполнять в полном объеме все свои обязанности, предусмотренные в других статьях контракта и техническом задании (Приложение N 2 к контракту).
Согласно пункту 6.1.15 контракта подрядчик обязан в течение 5 рабочих дней с даты заключения контракта направить заказчику уведомление о назначении ответственного представителя для организации выполнения работ на объекте, их координации и согласования с заказчиком. В уведомлении должны содержаться: фамилия, имя, отчество представителя, занимаемая у подрядчика должность, срок полномочий, копия распорядительного документа о назначении представителя.
В соответствии с пунктом 6.1.18 контракта подрядчик обязан устранять все замечания заказчика, данные в порядке, предусмотренном контрактом, в том числе своевременно исполнять предписания заказчика.
Расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. При этом факт подписания сторонами соглашения о расторжении контракта не освобождает стороны от обязанностей урегулирования взаимных расчетов (пункт 11.1 контракта).
В силу раздела 13 контракта Приложениями являются: - локальная смета (Приложение N 1); -техническое задание (Приложение N 2); - календарный план (Приложение N 3).
Техническим заданием (Приложение N 2) определены, основные материалы, используемые по объекту "Благоустройство площади по улице Мира в с. Хуторка": бетон; песок; бордюр; брусчатка; скамейка со спинкой; скамейка без спинки; скамейка со спинкой прямая; урна; ограждение ОГ-13; информационный стенд.
Согласно календарному плану (Приложение N 3) определены периоды выполнения работ: земляные работы - 13.05-26.05; установка бортовых камней бетонных, устройство основания под плитку - 27.05-09.06; устройство покрытий из тротуарной плитки - 10.06-23.06; устройство ограждения, устройство освещения - 24.06-07.07; установка малых форм - 08.07-21.07; озеленение - 22.07-31.07.
В материалы дела представлена переписка между Комитетом строительства и инфраструктуры и ООО "ИРПК" по вопросам, касающимся исполнения контракта.
Письмом от 15.05.2024 N 200 заказчик, сославшись на положения контракта относительно сроков выполнения работ, указал Обществу, что по состоянию на 15.05.2024 работы на объекте не начаты, попросил пояснить объективные причины отсутствия работ, напомнил, что несоблюдение сроков календарного плана влечет применение штрафных санкций.
В ответном письме N 24 от 16.05.2024 подрядчик сообщил, что в результате обследования выявлена необходимость демонтажа асфальтобетонного покрытия, бортовых камней, на 15.05.2024 поселение своими силами провело демонтажные работы, подрядчик занимается закупом материалов в соответствии с объемами и пожеланиями заказчика.
По электронной почте 11.06.2024, 12.06.2024 заказчиком получены от Общества новые календарные планы выполнения работ со следующими сроками:
- график от 11.06.2024 (земляные работы - 13.05-26.05; установка бортовых камней бетонных, устройство основания под плитку - 24.06-07.07; устройство покрытий из тротуарной плитки, устройство ограждения, устройство освещения, установка малых форм - 08.07-21.07; озеленение - 22.07-31.07);
- график от 12.06.2024 (земляные работы - 13.05-26.05; установка бортовых камней бетонных - 14.06-23.06; устройство основания под плитку - 24.06-07.07; устройство покрытий из тротуарной плитки, устройство ограждения, устройство освещения, установка малых форм - 08.07-21.07; озеленение - 22.07-31.07).
В письме от 13.06.2024 N 256 Комитет строительства и инфраструктуры указал, что по состоянию на 12.06.2024 работы не ведутся, предлагаемый подрядчиком по электронной почте календарный план не согласовывается, "согласование возможно только направляемого на рассмотрение варианта календарного плана, откорректированного заказчиком"; попросил до 13-14 июня направить заказчику скан-копию договора на изготовление (поставку) малых форм, напомнил про возможность расторжения контракта заказчиком в одностороннем порядке.
Исправленный календарный план заказчика, с формулировкой "если согласны на этот график, работаем" определил следующие сроки: (земляные работы, установка бортовых камней бетонных, устройство основания под плитку, устройство покрытий из тротуарной плитки - 13.06-23.06, устройство ограждения, устройство освещения - 24.06-07.07; установка малых форм - 08.07-21.07; озеленение - 22.07-31.07).
Из содержания письма подрядчика N 34 от 13.06.2024 следует, что с календарным планом выполнения работ, откорректированным заказчиком, Общество согласилось. ООО "ИРПК" направило заказчику копии: договора поставки N 007-24 от 26.03.2024, заключенного между ООО "ИРПК" и ООО "РЦБ-Челябинск" на поставку товара; заявки-договора N 1133365 от 06.06.2024, по которому ООО "Е-Транс" обязуется оказать транспортно-экспедиционные услуги ООО "ИРПК" по перевозке плитки на поддонах - 20000 кг.
Вместе с тем, Комиссия Челябинского УФАС России обращает внимание участников заседания, что "согласованный" сторонами календарный план выполнения работ в ЕИС не размещался.
При этом, согласно сообщению, направленному заказчиком подрядчику посредством электронной почты 13.06.2024, Комитет строительства и инфраструктуры указал Обществу, что "по календарному плану вчера должны были работать, никого не было. Сегодня никого нет. По договору на малые формы срок исполнение считается с момента получения предоплаты. Подтвердите перечисление".
Решение об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта принято Комитетом строительства и инфраструктуры 24.06.2024, сформировано с использованием единой информационной системы 24.06.2024.
Согласно сведениям, размещенным в ЕИС, датой надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта является 24.06.2024.
Дата расторжения контракта определена заказчиком как 05.07.2024, информация о расторжении контракта опубликована заказчиком в ЕИС 08.07.2024.
Таким образом, заказчиком соблюден порядок расторжения контракта в связи с односторонним отказом от исполнения обязательств, предусмотренный Законом о контрактной системе.
В письме N 40 от 03.07.2024 ООО "ИРПК" попросило заказчика продлить срок исполнения контракта, указав, что "в связи с погодными условиями" исполнение контракта затруднительно, "проливные дожди в течение 21 дня. На 1 июня укладка щебня невозможна поскольку на территории застройки присутствует водяной покров местами более 7 мм". Приложением к письму является "скрин с сайта об осадках в июне 2024 года". Важно отметить, что скриншот свидетельствует о прогнозе погоды в Аргаяше на июнь 2024 года.
Согласно письму Общества N 39 от 03.07.2024 подрядчик попросил Комитет строительства и инфраструктуры подписать акты скрытых работ по контракту. Приложение акты скрытых работ с N1 по N8 на 33 листах.
Заказчиком в материалы дела представлены подписанные сторонами контракта: - реестр N 1 исполнительной документации; - акты освидетельствования скрытых работ: N 1 от 20.05.2024; N 2 от 21.06.2024; N 3 от 21.06.2024; N 4 от 21.06.2024; N 5 от 21.06.2024; N 6 от 21.06.2024; N 7 от 21.06.2024; N 8 от 21.06.2024.
Согласно содержанию письма заказчика от 03.07.2027 N 317 Комитет строительства и инфраструктуры сообщил Обществу об отсутствии причин для продления сроков выполнения работ по объекту; напомнил о расторжении контракта в одностороннем порядке; указал на некорректность представленного скриншота с сайта об осадках.
При этом, в решении заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта Комитет строительства и инфраструктуры отразил, что "по состоянию на 23 июня в соответствии с календарным планом должны быть выполнены следующие работы (100%): земляные работы; установка бортовых камней; устройство основания под плитку; устройство покрытий из тротуарной плитки. Фактически на 23 июня 2024 выполнены с опережением календарного плана работы по установке газонного ограждения территории 19 секций общей протяженностью 38 погонных метров из предусмотренных сметной документацией 82-х секций общей протяженностью 164 погонных метра, проложен электрический кабель".
Необходимо отметить, что основания для принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта фактически подтверждаются материалами дела (представленными документами и информацией). Действия ООО "ИРПК" явились причиной нарушения публичных интересов, поскольку потребность заказчика в выполненных строительно-монтажных работах по объекту "Благоустройство площади по улице Мира в с. Хуторка" не удовлетворена.
Вместе с тем, необходимо отметить, что из документов, представленных на заседание Комиссии, следует, что ООО "ИРПК" осуществляло действия, направленные на исполнение контракта, что свидетельствует о намерении исполнить контракт и не позволяет прийти к выводу об уклонении подрядчика от своих обязательств.
При привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N13-П, от 21.11.2002 N15-П).
В свою очередь, основанием для включения сведений в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе является совершение подрядчиком (стороны по контракту) действий, свидетельствующих о его недобросовестном поведения, совершение им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе и гражданского законодательства, нарушающих права заказчика относительно условий и срока исполнения контракта, нарушению обеспечения публичных интересов в правоотношениях, регулируемых законодательством о контрактной системе.
Комиссия антимонопольного органа, рассматривающая вопрос о внесении сведений в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), не может ограничиваться формальной констатацией лишь факта одностороннего отказа заказчика, не выявляя иные связанные с ним обстоятельства.
Необходимо отметить, что Комиссия антимонопольного органа не обладает полномочиями по разрешению гражданско-правовых разногласий по следующим основаниям.
Согласно статье 118 Конституции Российской Федерации правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. По смыслу данной статьи во взаимосвязи со статьей 10 Конституции Российской Федерации, именно суду принадлежит исключительное полномочие принимать окончательные решения в споре о праве, что, в свою очередь, означает недопустимость подмены иными органами государственной власти компетенции суда посредством юрисдикционного акта административного органа.
С учетом характера правовых последствий включения юридического лица в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) - юридической ответственности в виде невозможности в течение двух лет участвовать в закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установлению подлежит субъективная сторона действий подрядчика, предполагающая наличие вины (умысла, неосторожности).
Правовая конструкция части 8 статьи 95 Закона о контрактной системе предполагает право сторон принять решения об одностороннем отказе от исполнения контракта только в соответствии с гражданским законодательством и договором.
Комиссия Челябинского УФАС России обращает внимание, что согласно положениям гражданского законодательства Российской Федерации, предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
С учетом изложенного, предпринимательские риски, в силу действующего законодательства несет хозяйствующий субъект, принявший решение об участии в закупке и снижении начальной (максимальной) цены контракта.
Так, принимая решение об участии в процедуре закупки для государственных нужд и подавая соответствующую заявку, юридическое лицо несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности исполнения контракта им как лицом, признанным победителем закупки (подрядчиком).
Действуя в рамках заключения и исполнения контракта, участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию бюджетных средств на общественные экономически-значимые цели, что требует от него большей степени ответственности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта.
Комиссия антимонопольного органа отмечает, что между сторонами осуществлялась переписка. Однако к согласию стороны не пришли, должный результат не достигнут.
По смыслу статьи 55 Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
С учетом изложенного, Комиссии антимонопольного органа не представляется возможным сделать однозначный вывод о совершении Обществом виновных действий, направленных исключительно на умышленное уклонение от исполнения контракта.
Указанные обстоятельства не позволяют включить участника закупки в реестр недобросовестных поставщиков.
В силу подпункта "а" пункта 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила) представление поставщиком (подрядчиком, исполнителем) информации и документов, подтверждающих принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта, является одним из оснований для принятия органом контроля решения об отказе во включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
Несомненно, что действия ООО "ИРПК" явились причиной нарушения публичных интересов, поскольку потребность муниципального заказчика в благоустроенной площади по рассматриваемому контракту в полном объеме не удовлетворена. Однако, просрочка исполнения обязательств сама по себе не свидетельствует о недобросовестном характере поведения исполнителя. Принимая во внимание совокупность обстоятельств, установленных на заседании Комиссии и имеющихся в материалах дела, у Комиссии Челябинского УФАС России отсутствуют достаточные основания для включения в Реестр сведений об ООО "ИРПК", его директоре и участнике.
На основании изложенного, Комиссия, руководствуясь пунктом 5 части 15 статьи 99, статьей 104 Закона о контрактной системе и Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Комитетом строительства и инфраструктуры администрации Увельского муниципального района об ООО "ИРПК" (ИНН 7453332303), его участнике и директоре в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены Комиссии Н.В. Фадеева
Е.Б. Черенкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 19 июля 2024 г. N 074/10/104-1538/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.07.2024