Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - Астраханское УФАС России, Управление), утвержденная приказом руководителя Управления (далее - Комиссия), в составе:
председателя комиссии:
Балтыковой Е.М. - заместителя руководителя - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Астраханского УФАС России (далее - Управление);
членов комиссии:
Русскиной И.В.- главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
Крупиной Е.М.- ведущего специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
в присутствии представителей Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Астраханской области (ОСФР по Астраханской области) Дозорцевой А.В. (доверенность от 27.06.2024 NГД-205), Егоровой С.Ю. (доверенность от 27.06.2024 NГД-206), Тапиковой В.О. (доверенность от 27.06.2024 NГД-203), Цибизовой Е.В. (доверенность от 27.06.2024 NГД-204 (подключились посредством ВКС), на основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в связи с обнаружением признаков нарушения Закона о контрактной системе, а также на основании письма ФАС России от 17.06.2024 NПИ/52198/24 провела внеплановую проверку государственного заказчика - Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Астраханской области (ОСФР по Астраханской области) (адрес: 414040, г. Астрахань, ул. Победы, стр.53Л) (далее также - Заказчик, Отделение) на предмет соблюдения им требований Закона о контрактной системе при проведении электронного аукциона на выполнение работ по изготовлению протезов верхних конечностей для обеспечения инвалидов в 2023 году (реестровый N 0225100000523000242), по итогам которой
УСТАНОВИЛА:
Согласно подпункту "б" пункта 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку действий (бездействия) субъектов контроля в случае обнаружение контрольным органом в сфере закупок признаков нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок.
Уведомлением NНМ/4845/24 от 08.07.2024 принято решение о проведении внеплановой проверки в отношении Заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ по изготовлению протезов верхних конечностей для обеспечения инвалидов в 2023 году (реестровый N 0225100000523000242).
Проведение внеплановой проверки назначено Управлением на 12.07.2024 в 10 час. 10 мин. по местному времени контролирующего органа по адресу: г. Астрахань, ул. Шаумяна, 47, ком. N 505.
В ходе проведении внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
12.09.2023 года на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) Заказчиком размещено извещение о проведении электронного аукциона на выполнение работ по изготовлению протезов верхних конечностей для обеспечения инвалидов в 2023 году (реестровый N 0225100000523000242) (далее также - Извещение).
Начальная (максимальная) цена контракта составила 541 500,00 руб.
Частями 1 и 3 статьи 14 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.
В целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 данного закона.
Пунктом 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим законом, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим законом и инструкцию по ее заполнению.
На основании подпункта "а" пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе предложение участника закупки в отношении объекта закупки с учетом положений части 2 статьи 43 настоящего закона должно содержать характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 настоящего закона, товарный знак (при наличии у товара товарного знака).
В соответствии с подпунктом "б" пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе предложение участника закупки в отношении объекта закупки должно содержать наименование страны происхождения товара в соответствии с общероссийским классификатором, используемым для идентификации стран мира, с учетом положений части 2 статьи 43 настоящего закона.
В силу пункта 1 части 2 статьи 43 Закона о контрактной системе при формировании предложения участника закупки в отношении объекта закупки, информация о товаре, предусмотренная подпунктами "а" и "б" пункта 2 части 1 статьи 43 Федерального закона о контрактной, включается в заявку на участие в закупке в случае осуществления закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг.
Во исполнение норм Закона о контрактной системе о применении национального режима при осуществлении закупок принято постановление Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 N 617 "Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 617).
Пунктом 1 Постановления N 617 утвержден прилагаемый перечень отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - перечень).
При этом в пункте 4 Постановления N 617 особо отмечено, что ограничения, установленные настоящим постановлением, распространяются на товары, включенные в перечень, в том числе поставляемые заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг.
Пунктом 11 Постановления N 617 определены случаи, при которых ограничения, установленные данным постановлением, не применяются.
Согласно извещению об осуществлении закупки потребности заказчика в рамках осуществленной закупки соответствовало выполнение работ по изготовлению протезов верхних конечностей для обеспечения инвалидов в 2023 году с кодом по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) 32.50.22.121.
Перечень, утвержденный Постановлением N 617, содержит информацию о соответствующем коде ОКПД2 и наименовании товара "Протезы внешние".
Однако в извещении об осуществлении закупки ограничения, регламентированные Постановлением N 617, Отделением установлены не были.
По мнению заказчика, протезно-ортопедические изделия, изготовленные подрядчиком индивидуально, являются результатом выполненных работ, при этом поставка каких-либо товаров в рамках спорной закупки не предусмотрена.
Комиссия, признавая вышеприведенные выводы заказчика несостоятельными, исходила из следующего.
Согласно статье 506 ГК РФ по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю.
На основании пункта 1 статьи 509 ГК РФ поставка товаров осуществляется поставщиком путем отгрузки (передачи) товаров покупателю, являющемуся стороной договора поставки, или лицу, указанному в договоре в качестве получателя.
В соответствии с пунктом 2.1 проекта контракта его предмет составляли обязательства исполнителя, связанные с выполнеием работ по изготовлению протезов верхних конечностей.
Описанием объекта закупки (Техническим заданием) представлены 4 позиции наименований протезов верхних конечностей в общем количестве 8 шт.
В настоящем случае Комиссия пришла к выводам о том, что объект рассматриваемой закупки составляет как выполнение работ, так и приобретение (получение) товара отдельными категориями граждан.
Данные выводы согласуются с условиями проекта контракта (пункт 4.1.3), согласно которым, помимо непосредственного выполнения работ по изготовлению протезов, отдельно предусматривается порядок его получения лицами, для которых он будет изготовлен (одним из следующих способов):
- по месту жительства;
- по месту нахождения исполнителя.
Кроме того, в силу пункта 4.1.3 проекта контракта исполнитель обязан осуществить ведение журнала телефонных звонков из реестра Получателей протезно - ортопедических изделий о вызове Получателя на заказ, примерку, получение готового Изделия, фиксировать время звонка, результат звонка и выбор Получателя места и времени осуществления заказа, примерки, получения готового Изделия. Информировать получателя о дате и месте поставки Изделия.
Таким образом, положениями проекта контракта прямо предусмотрена поставка товара, в том числе по месту жительства получателя товара (изделия).
Также анализ извещения об осуществлении закупки позволяет сделать вывод о том, что начальная (максимальная) цена контракта заказчиком рассчитана исходя не из стоимости работ, а из стоимости товара - протезов, единицей измерения в таких расчетах выступает именно штука.
Комиссия считает, что смешанный характер контракта подтверждается также и тем, что проектом контракта предусмотрены подписываемые подрядчиком и получателем товара приемочные документы (акт приема-передачи изделия (приложение N 2 к Контракту) и заявление об отказе от получения средства реабилитации (приложение N 4 к Контракту).
Кроме того, на основании пункта 5.7 проекта контракта при передаче Изделия Получателю Исполнитель представляет Акт приема-передачи Изделия, который подписывается Исполнителем и Получателем. Указанный акт оформляется в 3 (трех) экземплярах, один из которых передается Заказчику, один остается у Исполнителя, один - у Получателя. При подписании Акта приема-передачи Изделия Получатель передает Исполнителю отрывной талон к Направлению
Согласно п.5.8 проекта контракта после подписания Акта приема-передачи Изделия Исполнитель представляет Заказчику следующие документы:
- Акт приема-передачи Изделия;
- отрывной талон к Направлению;
- Реестр выполненных работ.
Более того, в п.9.1 проекта контракта установлен также гарантийный срок на аппараты на нижние конечности который устанавливается с момента подписания документа о приемке выполненных работ и его продолжительность составляет ___(_____) месяцев.
Таким образом, по убеждению Комиссии, в проекте контракта содержатся элементы договоров как купли-продажи товара, так и выполнения работ.
Указанное означает, что, если товар поставляется в рамках выполнения работ, то на него распространяются ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг в соответствии с Постановлением N 617.
Соблюдение ограничений допуска, установленных Постановлением N 617, вопреки позиции Отделения, необходимо не только при закупках товаров, но и закупках работ по производству товаров как для серийной продукции, так и для продукции, изготавливаемой по индивидуальным заказам потребителей.
В настоящем случае Заказчиком не учтено, что проект контракта как неотъемлемая часть извещения об осуществлении закупки не является договором подряда, но относится к смешанному договору, содержащему элементы договора купли-продажи (поставки) товара и подряда. При этом значимой и конечной целью закупки являлась именно поставка (передача) товара получателям.
Необоснованная "маскировка" закупки под подрядный договор в данном случае указывает на попытку субъекта контроля обойти запреты национального режима в соответствии с Постановлением N 617.
Таким образом, действия Заказчика, выразившиеся в неустановлении ограничений допуска при осуществлении закупки товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, свидетельствуют о нарушении ч. 3 статьи 14 Федерального закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1.4 ст.7.30 КоАП РФ.
Вышеизложенные выводы Комиссии соответствуют позиции Минпромторга России, указанной в письме от 04.07.2022 года N 63987/12.
К аналогичным выводам пришли суды при рассмотрении дел NN А65-26970/2021, А56-44610/2022, А40-47464/24-21-353, А40-252919/23-21-2034.
В настоящем случае также следует руководствоваться позицией, сформулированной в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 13.03.2019 N 309-КГ18-16754, включенном в Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2019), утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17.07.2019.
Кроме того, Заказчиком в нарушение пункта 3 части 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе в электронном документе "Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и Инструкция по ее заполнению" (приложение к извещению) не установлено требование о предоставлении в составе заявки на участие в закупке наименования страны происхождения товара в соответствии с общероссийским классификатором, используемым для идентификации стран мира, с учетом положений части 2 статьи 43 Федерального закона о контрактной системе и характеристик предлагаемого участником закупки товара, соответствующих показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе, товарный знак (при наличии у товара товарного знака).
Указанное также содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1.4 ст.7.30 КоАП РФ.
Комиссия отмечает, что в связи с тем, что по итогам проведения электронного аукциона между Заказчиком и АО "Московское протезно-ортопедическое предприятие" 07.11.2023 года заключен государственный контракт на выполнение работ по изготовлению туторов на нижние конечности для обеспечения инвалидов в 2023 году, то основания для выдачи Заказчику предписания об устранении допущенных нарушений у Комиссии отсутствуют.
На основании вышеизложенного Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать государственного заказчика - Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Астраханской области (ОСФР по Астраханской области) нарушившим ч. 3 статьи 14, пункт 3 части 2 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при проведении электронного аукциона на выполнение работ по изготовлению протезов верхних конечностей для обеспечения инвалидов в 2023 году (реестровый N 0225100000523000242).
2. Предписание не выдавать.
3. Передать материалы, собранные в ходе проведения настоящей внеплановой проверки должностному лицу Астраханского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Председатель Комиссии Балтыкова Е.М.
Члены Комиссии
Крупина Е.М.
Русскина И.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 12 июля 2024 г. N 030/10/99-759/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.07.2024