Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, (далее - Комиссия, Управление) в составе:
Председателя Комиссии:
<__>,
Членов Комиссии:
<__>;
<__>,
проведена внеплановая проверка соблюдения государственным учреждением "Производственно-техническое объединение Управления делами Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа" (далее - ГУ "ПТО УД ЯНАО", Заказчик) требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) при осуществлении закупки способом электронного аукциона на "Поставку офисных кресел", начальная (максимальная) цена контракта - 2 060 000.00 рублей (извещение N 0190200000324000636).
Основание проведения внеплановой проверки: в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, абзацем 1 подпункта "а" пункта 19 раздела V Постановления Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576.
Место проведения внеплановой проверки: ЯНАО, г. Салехард, ул. Губкина, 13, каб. 23.
Уведомлением Ямало-Ненецкого УФАС России (исх.N ЕГ/2155/24 от 05.07.2024) направлен запрос Заказчику о предоставлении мотивированных возражений на обращение Заявителя, иную информацию и документы, которые могут иметь значение для рассмотрения дела.
На уведомление Ямало-Ненецкого УФАС России Заказчиком представлены письменные пояснения и информация по проводимой внеплановой проверке, которые приобщены к материалам дела.
Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, пунктом 4, пунктом 5, подпунктом "д" пункта 12, пунктом 34, пунктом 35 Постановления Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений",
УСТАНОВИЛА:
Основанием для проведения внеплановой проверки послужило обращение Заявителя (вхд. 5790-М/24 от 04.07.2024) в котором указывается на признаки нарушения Заказчиком законодательства о контрактной системе.
Заказчик в своих возражениях на обращение указал, что нарушений при проведении закупки допущено не было.
Извещение об осуществлении закупки N 0190200000324000636 было размещено 31.01.2024 на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).
Из обращения Заявителя следует, что при приемке товара по контракту на поставку офисных кресел N 2890102051124000112, заключенном ООО "Доброснаб" с ГУ "Производственно-техническое объединение Управления делами Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа" Заказчиком была проведена внешняя экспертиза, которая установила, что поставленный товар не соответствует по товарному знаку китайскому механизму качания одного из кресел, вместе с тем, экспертиза не охватила вопрос причины применения при запрете на поставку иностранного товара параметров и эскиза китайского товара, что фактически при поставке умышленно по желанию заказчика либо по недобросовестности поставщика должно было бы означать "переклейку" стикеров с информацией о товаре и незаконное получение преференции национального режима в виде 15 процентов суммы контракта, то есть хищение соответствующих средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации.
В указанной закупке заказчиком согласно извещению был установлен национальный режим в виде запрета поставки иностранных товаров согласно Постановлению Правительства от 30.04.2020 N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства".
Вместе с тем, заказчиком при формировании извещения закупки была указана часть торговых наименований, принадлежащих товару производства КНР (к примеру, "механизм качания "Synchro", что заказчиком не оспаривается, а также в приложенном к извещению закупки файле были приведены примерные эскизы товара.
Настаивая на одновременном соответствии рисунку товара производства КНР и устанавливая запрет на поставку иностранного товара, заказчик одновременно не отдает себе отчета в том, что любые файлы, не размещенные в составе структурированного извещения ЕИС, не несут юридической силы.
Заказчик с доводами, изложенными в обращении не согласен и считает их необоснованными.
В результате проведения, в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее в том числе информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения, указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения, указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Во исполнение статьи 14 Закона о контрактной системе Правительством Российской Федерации издано Постановление Правительства РФ от 30.04.2020 N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства", (далее - Постановление Правительства РФ N 616).
Согласно пункту 10 Постановления Правительства РФ N 616 , установлено, что для подтверждения соответствия закупки промышленных товаров требованиям, установленным настоящим постановлением, участник закупки указывает (декларирует) в составе заявки на участие в закупке: в отношении товаров, страной происхождения которых является Российская Федерация, - номера реестровых записей из реестра российской промышленной продукции, а также информацию о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории Российской Федерации, если это предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719 (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) на территории Российской Федерации соответствующих операций (условий). Информация о реестровых записях о товаре и совокупном количестве баллов включается в контракт;
Частью 1 статьи 33 Закона о контрактной предусмотрены правила, которыми заказчик должен руководствоваться при описании в документации о закупке объекта закупки.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В пункте 3 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно содержать изображение поставляемого товара, позволяющее его идентифицировать и подготовить заявку, если в таком описании содержится требование о соответствии поставляемого товара изображению товара, на поставку которого заключается контракт.
Комиссия, изучив размещенные на официальном сайте ЕИС и представленные на заседание документы и сведения, установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении закупки объектом закупки является поставка офисных кресел, для которого установлен код ОКПД2 31.01.12.160, позиция КТРУ 31.01.12.160-00000005.
В силу действующего законодательства для данной закупки происхождение товара подтверждается номером реестровой записи из реестра российской промышленной продукции или евразийского реестра промышленных товаров государств - членов Евразийского экономического союза именно на тот товар, который предлагается к поставке. Заказчиком был установлен запрет в извещение о проведении электронного аукциона, согласно требованиям, установленным Постановлением Правительства РФ N 616.
В Описании объекта закупки (Приложение к извещению о проведении закупки) Заказчиком установлены требования о соответствии поставляемого товара изображению товара. Требование о соответствии поставляемого товара образцу или макету, товара не установлено. Товар должен быть новым товаром (товаром, который не был в употреблении, в ремонте, в том числе который не был восстановлен, у которого не была осуществлена замена составных частей, не были восстановлены потребительские свойства).
Для "Кресла офисного в количестве 17 шт." в описании объекта закупки в том числе указаны характеристики: Материал крестовины 5 лучевая, алюминий полированный на колёсах ...; Механизм качания Synchro; Цвет обивки Чёрный;
Для "Кресла офисного в количестве 32 шт." в описании объекта закупки в том числе указаны характеристики: Подлокотники: Хромированные с накладками из сетки; Механизм качания Топ-ган; Цвет обивки Чёрный.
Для "Кресла офисного в количестве 6 шт." в описании объекта закупки в том числе указаны характеристики: Подлокотники, Хромированные с накладками мягкими накладками; Максимальная статическая нагрузка 150 кг; Вид материала обивки спинки Сетчатый акрил.
Также установлено, что значение характеристики не может изменяться участником закупки.
Таким образом совокупность технических характеристик, указанных в извещении о закупке, составлена таким образом, чтобы товары, которые будут представлены участниками размещения заказа для поставки в рамках закупки, полностью соответствовали текущим потребностями заказчика и нуждам конечных пользователей товара, в соответствии которыми и были определены текущие потребности заказчика.
Комиссия отмечает, что возможность устанавливать параметры необходимого к поставке товара, исходя из своих потребностей, является законодательно закрепленным правом заказчика, а потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований. Заказчик вправе включить в извещение об осуществлении закупки такие качественные, технические и функциональные характеристики товаров, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных функций. При этом заказчик вправе детализировать предмет закупок.
Указание заказчиком при описании объекта закупки определенных характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение количества потенциальных участников закупки.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 14.02.2024 NИЭА1, на участие в закупке поступило 9 заявок, 5 заявок были признаны соответствующими требованиям извещения об осуществлении закупки. Участник закупки с идентификационным номером 13 (ООО "Доброснаб") признан победителем закупки.
Из содержания заявки на участие в закупке следует, что участником закупки (Победитель, ООО "Доброснаб") представлены характеристики поставляемого товара, соответствующие требованиям, указанным в Описании объекта закупки.
Также в составе заявки участником предоставлены выписки из реестра российской промышленной продукции, а именно:
- выписка из реестра российской промышленной продукции с указанием номера реестровой записи N 57\30\2023, дата внесения в реестр 27.04.2023.
Из представленной выписки следует наименование производимой промышленной продукции - Кресло серии ErgoLife SynchroSit 8, состоящее из верхней части кресла серии ErgoLife SynchroSit 8 и нижней части кресла серии ErgoLife Synchro.
- выписка из реестра российской промышленной продукции с указанием номера реестровой записи N 57\147\2023, дата внесения в реестр 27.04.2023.
Из представленной выписки следует наименование производимой промышленной продукции - Эргономичные кресла серии ErgoLife Sit 8.
- выписка из реестра российской промышленной продукции с указанием номера реестровой записи N 97\1\2022, дата внесения в реестр 24.05.2022
Из представленной выписки следует наименование производимой промышленной продукции - Кресла серии Т.
В своих возражениях Заказчик сообщил что описание объекта закупки составлено в строгом соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
В извещении о проведении электронного аукциона был установлен запрет в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства" и требованием о соответствии изображению.
По результатам закупки был заключен государственный контракт на поставку товаров российского происхождения. Поставщиком по указанной закупке предоставлены документы (выписки из реестра российской промышленной продукции), подтверждающие, что товар российского производства.
Относительно государственного контракта N 91 -ЭА от 26.02.2024 на поставку офисных кресел (далее - контракт), заключенного на основании протокола подведения итогов определения поставщика N 0190200000324000636 от 14.02.2024 между Заказчиком и обществом с ограниченной ответственностью "Доброснаб" (далее - Поставщик), то на основании пункта 1.1. контракта, Поставщик принял на себя обязательство поставить Заказчику новые (ранее не использовавшиеся, не восстановленные, не являющиеся витринным или выставочным образцом) офисные кресла (далее - товар, товары) в количестве и ассортименте, указанных в Спецификации поставляемых товаров (Приложение N 1), являющейся неотъемлемой частью контракта, в порядке и сроки, установленные контрактом.
Устанавливая требования к изображению товара, Заказчик руководствовался действующим законодательством, а именно нормами пунктов 3, 4 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе. При этом, изображение товара не свидетельствует о стране происхождения товара, а является образцом для закупки у поставщиков, заказа по изготовлению товара у производителей или самостоятельному изготовлению товара, соответствующего изображению, для последующей поставки данного товара Заказчику.
То обстоятельство, что в извещении предусмотрен механизм качания "Synchro" не означает того, что Заказчик просил предоставить указанную позицию китайского производства, поскольку аналогичные механизмы качания изготавливаются и российскими производителями (например, https://www.ozon.ru/product/mehanizm-kachaniya-sinhro-195-195-mm-s-vintam i-v-komplekte-1481996949/).
Изучив потребность Комиссией установлено, что Заказчиком произведено описание товара в соответствии с требованиями ст. 33 Закона о контрактной системе и содержит функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки, позволяющие участникам этой закупки определить и сформировать предложение по поставке такого товара.
В рассматриваемом случае Заказчик, сформировал в описании объекта закупки требования к характеристикам товара с учетом своих потребностей, и с учетом специфики назначения и способа применения товара.
Комиссия отмечает, что объектом закупки является поставка товара, а не его производство, в связи с чем, любой участник закупки, соответствующий установленным требованиям, может принять участие в процедуре закупки, приобрести и поставить товар необходимый Заказчику.
Выбор контрагентов, у которых участник закупки может приобретать товар, характеристики которого соответствуют требованиям Заказчика, извещением о закупке не ограничен. Отсутствие у лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям Заказчика, не свидетельствует о нарушении Заказчиком прав этих лиц, а также ограничении Заказчиком числа участников закупки.
В соответствии с пунктом 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются.
Комиссия отмечает, что Заказчик имеет возможность оценить достоверность сведений, представленных в заявке победителя на этапе приемки товара, в том числе, после проведения экспертизы.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, об отсутствии в действиях Заказчика, Комиссии по осуществлению закупок нарушения норм Закона о контрактной системе.
В связи с изложенным, руководствуясь подпунктом "а" пункта 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", подпунктом "е" пункта 30, пунктом 33, пунктом 34, пунктом 35 Постановления Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576, Комиссия,
РЕШИЛА:
По результатам проведения внеплановой проверки соблюдения законодательства о контрактной системе при осуществлении закупки способом электронного аукциона на "Поставку офисных кресел", начальная (максимальная) цена контракта - 2 060 000.00 рублей (извещение N 0190200000324000636) в действиях Заказчика не установлено нарушений требований Закона о контрактной системе.
Председатель Комиссии: <__>
Члены Комиссии: <__>
<__>
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 12 июля 2024 г. N 089/06/99-450/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.07.2024