Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере закупок в составе:
- Баранова И.В. - председателя комиссии, заместителя руководителя управления, - Клевцовой А.А. - члена комиссии, начальника отдела контроля государственных и муниципальных закупок, - Родионовой Ю.С. - члена комиссии, заместителя начальника отдела контроля государственных и муниципальных закупок, при участии посредством видео-конференц-связи:
- Гавриловой И.В. - Члена закупочной Комиссии заказчика, -Фешиной Е.В.
- Члена закупочной Комиссии заказчика, 2024-14602 2 - Моцного С.А. - представителя ООО "Байсэлл" по доверенности (доверенность N5 от 12.02.2023), Рассмотрев 11.07.2024-12.07.2024 посредством видео-конференц-связи жалобу общества с ограниченной ответственностью "Байсэлл" (далее также - ООО "Байсэлл", общество, заявитель) о нарушении закупочной комиссией муниципального казенного учреждения "Учреждение по обеспечению деятельности органов местного самоуправления городского округа город Первомайск Нижегородской области" (далее также - МКУ "Учреждение по обеспечению деятельности ОМСУ", заказчик) требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона для обеспечения нужд заказчика,
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области поступила жалоба заявителя о нарушении заказчиком требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона по объекту закупки: "Поставка рамок для грамот", номер извещения 0132300029324000055 (далее также - электронный аукцион). По мнению заявителя, действия закупочной комиссии заказчика не соответствуют требованиям положений Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе). Члены закупочной комиссии заказчика с доводами, изложенными в жалобе заявителя, не согласились, факт нарушения не признали, считают жалобу заявителя необоснованной, а требования, изложенные в ней, не подлежащими удовлетворению. Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере закупок, выслушав доводы лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, исследовав их в совокупности с имеющимися в деле материалами и осуществив внеплановую проверку рассматриваемой закупки в соответствии с требованиями части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, пришла к следующим выводам. 19.06.2024 в единой информационной системе и на сайте электронной площадки - ЭТП Фабрикант - размещено извещение электронного аукциона. Начальная (максимальная) цена контракта - 28 100 рублей. По мнению заявителя, отклонение его заявки и определение победителя является незаконным. В частности, заказчиком было установлено ограничение допуска на основании Постановления Правительства РФ от 30.04.2020 N 617 "Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Объект закупки определен как "Изделия пластмассовые декоративные прочие", код ОКПД2 22.29.26.190.
Заявитель предполагает, что победитель закупочной процедуры не мог представить какой-либо номер из реестра промышленной продукции, произведенной на территории РФ, соответствующего установленному ограничению.
Также заказчик при отклонении заявки заявителя не указал причины такого отклонения, а именно ссылку на конкретный пункт ст.48 Закона о контрактной 2024-14602 3 системе.
В силу части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 42 Закона контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
В соответствии с извещением о проведении аукциона объектом закупки является: "Поставка рамок для грамот".
Согласно извещению закупочной процедуры заказчиком применен код ОКПД2 - 22.29.26.190 - Изделия пластмассовые декоративные прочие. Комиссией установлено, что согласно извещению о проведении аукциона к участникам аукциона применены:
1) условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии с приказом Минфина России от 04.06.2018 N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Приказ N 126н), 2) ограничение допуска на основании Постановления Правительства РФ от 30.04.2020 N 617 "Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 617). 2024-14602 4 Пунктом 2 Постановления N 617 установлено для целей осуществления закупок отдельных видов промышленных товаров, включенных в перечень, заказчик отклоняет все заявки, содержащие предложения о поставке отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза) (далее - заявки), при условии, что на участие в закупке подана одна (или более) заявка, удовлетворяющая требованиям извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" предусмотрена документация о закупке), которая одновременно:
а) содержат предложения о поставке отдельных видов промышленных товаров, страной происхождения которых являются только государства - члены Евразийского экономического союза;
б) не содержат предложений о поставке одного и того же вида промышленного товара одного производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующую признакам, предусмотренным статьей 9 Федерального закона "О защите конкуренции", при сопоставлении заявок.
Согласно пункту 7 Постановления N 617 для целей реализации настоящего постановления подтверждением страны происхождения отдельных видов промышленных товаров является одно из следующих условий:
а) указание номеров реестровых записей из реестра промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации (далее - реестр российской промышленной продукции), а также информации о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории Российской Федерации, если это предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.2015 N 719 "О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации" (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) на территории Российской Федерации соответствующих операций (условий) (далее - совокупное количество баллов);
б) указание номеров реестровых записей из евразийского реестра промышленных товаров государств - членов Евразийского экономического союза, порядок формирования и ведения которого устанавливается правом Евразийского экономического союза (далее - евразийский реестр промышленных товаров), а также информации о совокупном количестве баллов за выполнение на территории государств - членов Евразийского экономического союза технологических операций (условий), если это предусмотрено решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23 ноября 2020 г. N 105 "Об утверждении Правил определения страны происхождения отдельных видов товаров для целей государственных (муниципальных) закупок" (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов).
В силу пункта 9 Постановления N 617 Подтверждением страны происхождения товаров, указанных в перечне, является указание (декларирование) участником закупки в составе заявки номеров реестровых записей из реестра российской промышленной продукции или евразийского реестра промышленных товаров и совокупного количества баллов (при наличии). Номера реестровых записей и совокупное количество баллов (при наличии) о поставляемом товаре включаются в контракт. При исполнении контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) при передаче товара (результатов работы) обязан представить заказчику документы, подтверждающие 2024-14602 5 страну происхождения товара, на основании которых осуществляется включение продукции в реестр российской промышленной продукции или евразийский реестр промышленных товаров, предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.2015 N 719 "О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации" или решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23.11.2020 N 105 "Об утверждении Правил определения страны происхождения отдельных видов товаров для целей государственных (муниципальных) закупок" соответственно.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки, члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 статьи 49 Закона о контрактной системе, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 02.07.2024 NИЭА1 на участие в аукционе было подано 3 заявки, в отношении которых закупочной комиссией заказчика приняты следующие решения:
1) заявка с Порядковым номером заявки, присвоенным оператором 3 - признана соответствующей закупочной документации заказчика;
2) заявка с Порядковым номером заявки, присвоенным оператором 1 - отклонена за "непредставление документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 Федерального закона 44-ФЗ (в случае, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона 44-ФЗ), в случае установления в соответствии со статьей 14 Федерального закона 44-ФЗ в извещении об осуществлении закупки информации о запрете допуска товаров, происходящих из иностранных государств. Причина несоответствия: В нарушение пункта 8 раздела 1 извещения о закупке, участник закупки не подтвердил соответствие закупки требованиям, установленным постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 N617, а именно: в составе заявки участник закупки не указал (не продекларировал ):в отношении товара страной происхождения которых является Российская Федерация,- номера реестровых записей из реестра российской промышленной продукции или евразийского реестра промышленных товаров и совокупного количества баллов при наличии";
3) заявка с Порядковым номером заявки, присвоенным оператором 2 - отклонена за "непредставление документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 Федерального закона 44-ФЗ (в случае, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона 44-ФЗ), в случае установления в соответствии со статьей 14 Федерального закона 44-ФЗ в извещении об осуществлении закупки информации о запрете допуска товаров, происходящих из иностранных государств. Причина несоответствия: В нарушение пункта 8 раздела 1 извещения о закупке, участник 2024-14602 6 закупки не подтвердил соответствие закупки требованиям, установленным постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 N617, а именно: в составе заявки участник закупки не указал (не продекларировал ):в отношении товара страной происхождения которых является Российская Федерация,- номера реестровых записей из реестра российской промышленной продукции или евразийского реестра промышленных товаров и совокупного количества баллов при наличии". Изучив все поступившие на участие в аукционе заявки, Комиссия установила, что:
- заявка с номером 3 (заявка победителя) содержит предложение о поставке товара, соответствующего требованиям извещения о проведении аукциона, в том числе по показателю "материал багета: пластик", номер реестровой записи из реестра российской промышленной продукции 264\7\2022, выписку по указанной реестровой записи на товар "Рамка для фото, дипломов, сертификатов", при этом, в заявке указан код ОКПД2 25.99.24.120;
- заявки с номерами 1, 2 не содержат информацию, предусмотренную пунктом 9 Постановления N 617.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что на участие в аукционе подана одна заявка, удовлетворяющая одновременно требованиям пункта 9 Постановления N 617 и извещения о проведении Аукциона. В части отличия кода ОКПД2, указанного в извещении о проведении Аукциона (22.29.26.190), от кода ОКПД2 25.99.24.120, указанного в заявке с номером 3 (заявка победителя), Комиссия отмечает следующее. Заказчиком в описании объекта закупки указаны показатели закупаемого товара. Участником закупки с номером 3 (победитель) в составе заявки указаны характеристики предлагаемого к поставке товара, соответствующие требованиям описания объекта закупки. Исходя из содержания действующего законодательства о контрактной системе, отличие кода ОКПД2 в извещении от кода в заявке не является основанием для отклонения такой заявки. Код ОКПД2 носит информационный характер и не описывает функциональные, технические или качественные характеристики. Вместе с тем, Комиссия отмечает, что в соответствии с частью 3 статьи 94 Закона о контрактной системе для проверки предоставленных поставщиком результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик обязан провести экспертизу, которая может быть осуществлена заказчиком своими силами или с привлечением экспертов, экспертных организаций.
На основании изложенного Комиссия приходит к выводу, что действия комиссии Уполномоченного учреждения при рассмотрении заявок на участие в аукционе соответствуют требованиям положений Закона о контрактной системе и Постановления N 617.
Извещение и документация размещаются в единой информационной системе в сфере закупок на сайте https://zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) путем заполнения формы в электронном виде и прикрепления документов о закупке. При заполнении информации "Объект закупки" программный комплекс ЕИС предлагает выбрать код услуги из Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2). утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 31.01.2014 N 14-ст (далее - Классификатор). Необходимость указания конкретного кода ОКПД2 обусловлена техническими 2024-14602 7 особенностями заполнения соответствующей позиции в единой информационной системе в сфере закупок при формировании извещения об осуществлении закупки. С учетом указанных обстоятельств целью указания кода ОКПД2 является привлечение внимания и облегчение поиска потенциальными участниками именно тех извещений о проведении закупки товара, реализацией и производством которого занимается участник. Заказчик определяет код ОКПД2, максимально объективно описывающий объект закупки. При этом в случае предложения участником закупки в заявке товара, полностью соответствующего требованиям документации об Аукционе, но имеющего код ОКПД2 отличный от кода ОКПД2, указанного в извещении в единой информационной системе в сфере закупок, единая комиссия заказчика, проверяя заявку на предмет ее соответствия требованиям документации об аукционе, не вправе принять решение о признании заявки несоответствующей требованиям такой документации, поскольку код ОКПД2 носит информационный характер и не содержит в себе описание функциональных, технических, качественных и эксплуатационных характеристик товара. Кроме того, Законом о контрактной системе установлен исчерпывающий перечень оснований для отклонения заявок на участие в закупке, в связи с чем соответствие или различие кода ОКПД2 товара, работы, услуги, указанного участником в составе заявки на участие в закупке соответственно коду ОКПД2 товара, работы, услуги, указанному в документации о закупке, не является условием допуска или отказа для участия в закупке. Пунктом 13 постановления Правительства Российской Федерации от 07.06.2019 N 733 "Об общероссийских классификаторах технико-экономической и социальной информации" установлено, что определение по общероссийскому классификатору кода объекта классификации, относящегося к сфере деятельности юридических и физических лиц, осуществляется ими самостоятельно путем отнесения этого объекта к соответствующему коду и наименованию позиции общероссийского классификатора, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации. Кроме того, согласно письму Министерства финансов Российской Федерации от 11.06.2020 N 24-06-05/51015 соответствие или различие кода ОКПД2 товара, работы, услуги, указанного участником в составе заявки на участие в закупке соответственно коду ОКПД2 товара, работы, услуги, указанному в документации о закупке, не является условием допуска или отказа для участия в закупке. Пунктом 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются. Статьей 309 ГК РФ предусмотрено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Таким образом, Победитель, представив в заявке на участие в аукционе Выписку из реестра, принял на себя обязательства по надлежащему исполнению контракта, заключенного по результатам Аукциона, в то же время Победитель берет на себя и все риски наступления неблагоприятных последствий в случае поставки товара, не соответствующего требованиям государственного контракта. Аналогичные обстоятельства отражены в судебных актах по делу NА40-253061/21.
В связи с чем довод жалобы заявителя не нашел своего подтверждения. 2024-14602 8 В связи с тем, что антимонопольным органом поставлено под сомнение наличие технической возможности при составлении итогового протокола посредством электронной торговой площадки в качестве основания отклонения участника указать ссылку на конкретный пункт статьи 48 Закона о контрактной системе Нижегородское УФАС России в адрес электронной торгоой площадки "Фабрикант" (АО "ЭТС") подготовило и направило запрос NИБ/12570/24 от 11.07.2024 о предоставлении информации относительно "технической возможности у заказчиков (уполномоченных учреждений) при формировании итогового протокола на электронной торговой площадки "Фабрикант" при принятии решения об отклонения заявки в качестве причины указать:
1) пункт 4 части 12 статьи 48 Федерального закона 44-ФЗ 2) пункт 5 части 12 статьи 48 Федерального закона 44-ФЗ".
В ответ на вышеуказанный запрос письмом NЭТС/1222 от 16.05.2024 электронная торговая площадка "Фабрикант" (АО "ЭТС") сообщила, что: "На ЭТП "Фабрикант" основания для отклонения заявки участника закупки установлены в соответствии с справочником единой информационной системы в сфере закупок. Следовательно, у заказчиков (уполномоченных учреждений) имеется техническая возможность при формировании итогового протокола на электронной площадке "Фабрикант" при принятии решения об отклонения заявки в качестве причины указывать пункт 4 части 12 статьи 48 Федерального закона 44-ФЗ и пункт 5 части 12 статьи 48 Федерального закона 44-ФЗ (Приложение N 1 к Письму)".
Согласно представленному приложению N1 основание отклонения, которое может указать заказчик на электронной торговой площадке: "- несоответствие требованиям, предусмотренным нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 Федерального закона 44-ФЗ;
- непредставление документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 Федерального закона 44-ФЗ (в случае, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона 44-ФЗ), в случае установления в соответствии со статьей 14 Федерального закона 44-ФЗ в извещении об осуществлении закупки информации о запрете допуска товаров, происходящих из иностранных государств".
На основании вышеизложенного Комиссией Нижегородского УФАС России установлено, что действия закупочной комиссии не противоречат требованиям Закона о контрактной системе. Учитывая изложенное, жалоба заявителя признается Комиссией Нижегородского УФАС России необоснованной. С учетом изложенного, руководствуясь частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере закупок,
решила:
признать жалобу ООО "Байсэлл" на действия закупочной комиссии МКУ "Учреждение по обеспечению деятельности ОМСУ" при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона по объекту закупки: "Поставка рамок для грамот", номер извещения 0132300029324000055, необоснованной. 2024-14602 9 В соответствии с частью 9 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия. Председатель комиссии: И.В. Баранов Члены комиссии: Ю.С. Родионова А.А.Клевцова Исп.Родионова Ю.С. тел.8(831) 431-73-87, вн.052-702 2024-14602
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 12 июля 2024 г. N 052/06/105-1719/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.07.2024