Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по проведению внеплановых проверок, созданная приказом Коми УФАС России от 03.11.2022 N 158 "О создании постоянно действующей комиссии по проведению внеплановых проверок осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в составе: Дейберт О.И. - заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок, председателя Комиссии; Растегаевой А.Д. - специалиста - эксперта управления, члена Комиссии; Мокиенко А.А. - специалиста-эксперта управления, члена Комиссии (далее - Комиссия Коми УФАС России), рассмотрев обращение государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Коми "Ижемская центральная районная больница" (далее - ГБУЗ РК "Ижемская ЦРБ", заказчик) от 16.07.2024 N 030730006640000003 (вх. N 6990/24 от 16.07.2024) о включении сведений об обществе с ограниченной ответственностью "Альфа", ИНН: 2369009166 (далее - ООО "Альфа", поставщик) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения договора от 20.11.2023 N 0307200030623002847 на установку генераторов для резервного электроснабжения объектов Министерства здравоохранения Республики Коми. ГБУЗ РК "Ижемская ЦРБ". Картаельская участковая больница по адресу: Республика Коми, Ижемский район, п. Том, ул. Иванова, д. 100А (реестровый номер 21119000401230002750001), заключенного по результатам проведения электронного аукциона, извещение N 0307200030623002847 (далее - электронный 2 аукцион, закупка)
УСТАНОВИЛА:
В соответствии с ч. 7 ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) рассмотрение указанного обращения (материалов обращения) назначено на 03.06.2024 стороны извещены надлежащим образом. Порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) определен Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)").
В силу ч. 7 ст. 104 Закона о контрактной системе в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
В соответствии с частью 4 статьи 104 Закона о контрактной системе ГБУЗ РК "Ижемская ЦРБ" направлено посредством ЕИС обращение о включении сведений об ООО "Альфа"в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения договора, заключенного по результатам проведения электронной закупки (далее - обращение).
Согласно пункту 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку по следующему основанию: получение обращения о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В соответствии с подпунктом а) пункта 13 раздела III Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила), не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля (за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "е" 3 пункта 9 и подпунктом "г" пункта 10 настоящих Правил), осуществляет следующую 3 совокупность действий, в том числе рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона. ГБУЗ РК "Ижемская ЦРБ" в материалы обращения представлены пояснения, запрашиваемые документы, а также заявлено ходатайство о рассмотрении обращения в свое отсутствие (письмо вх. от 17.07.2024 N24-07/1392 вх. от 17.07.2024 N 7048-эп/24). ООО "Альфа" в материалы обращения пояснения и копии документов, необходимые для рассмотрения обращения не направляло. Отсутствие представителей сторон не препятствует рассмотрению обращения по существу. Комиссия Коми УФАС России по результатам рассмотрения материалов обращения и проведения на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, подпункта "а" пункта 13 раздела III Правил внеплановой проверки, пришла к нижеследующим выводам.
Согласно части 1 статьи 51 Закона о контрактной системе по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником закупки (далее в настоящей статье - участник закупки, с которым заключается контракт) не ранее чем через десять дней (если настоящим Федеральным законом не установлено иное) с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), протокола, предусмотренного подпунктом "а" пункта 2 части 6 настоящей статьи, после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона (если требование обеспечения исполнения контракта установлено в извещении об осуществлении закупки). Участники закупки, заявки которых не отозваны в соответствии с настоящим Федеральным законом, обязаны подписать контракт в порядке, установленном настоящей статьей. 25.10.2023 уполномоченным учреждением - ГКУ РК "ЦООиПТ" в ЕИС размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0307200030623002847.
В соответствии с извещением: Установка генераторов для резервного электроснабжения объектов Министерства здравоохранения Республики Коми. ГБУЗ РК "Ижемская ЦРБ". Картаельская участковая больница по адресу: Республика Коми, Ижемский район, п. Том, ул. Иванова, д. 100А Начальная (максимальная) цена договора составила - 3 097 340.00 руб. Закупка проводилась не в рамках реализации национальных проектов. По результатам осуществления закупки, на основании протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 07.11.2023 NИЭА1, между ГБУЗ РК "Ижемская ЦРБ" и победителем закупки - ООО "Альфа" (далее - поставщик) 20.11.2023 заключен договор N 0307200030623002847 "Установка генераторов для резервного электроснабжения объектов Министерства здравоохранения Республики Коми. 4 ГБУЗ РК "Ижемская ЦРБ". Картаельская участковая больница по адресу: Республика Коми, Ижемский район, п. Том, ул. Иванова, д. 100А", согласно сведениям ЕИС - 21119000401 23 000275 0001 (далее - договор). Комиссией Коми России по результатам анализа материалов обращения, сведений о договоре с официального сайта из реестра контрактов установлено, наряду с прочим, следующее.
В соответствии с условиями договора:
1.1. Подрядчик принимает на себя обязательства по заданию Заказчика выполнить работы по установке Установка генераторов для резервного электроснабжения объектов Министерства здравоохранения Республики Коми. ГБУЗ РК "Ижемская ЦРБ". Картаельская участковая больница по адресу: Республика Коми, Ижемский район, п. Том, ул. Иванова, д. 100А (ОКПД 2: 43.21.10.290) (далее - Работы, Объект) в соответствии с проектной документацией (Приложение N1), локальным сметным расчетом (сметой) N 1: монтаж ДГУ (Приложение N 2), локальным сметным расчетом (сметой) N 2: пусконаладочные и электроизмерительные работы (Приложение N 3), сводным сметным расчетом (Приложение N 4), спецификацией (Приложение N 5), которые являются неотъемлемой частью настоящего договора, сдать результат работы Заказчику, а Заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его. Объем выполняемых работ: 1 усл. ед. 1.2.
Срок выполнения работ и поставки товара, поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ: в течение 30 календарных дней с даты подписания контракта сторонами.
1.3. Место выполнения работ и поставки товара, поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ: Российская Федерация, Республика Коми, Ижемский район, п. Том, ул. Иванова, д. 100А. 1.4.
Подрядчик выполняет работы своими силами, материалами, средствами, транспортом и оборудованием в соответствии с утвержденной проектно - сметной документацией (приложенияNN1- 4 к договору). 2.1.
Цена настоящего договора составляет 3097340.00 рублей. (прописью), в том числе НДС 20%. (в случае если Подрядчик имеет право на освобождение от уплаты НДС, то слова "в том числе НДС 20%" заменяются словами "НДС не облагается в связи с установлением для Подрядчика упрощенной системы налогообложения в соответствии со ст. 346.11 Налогового кодекса РФ"). 2.3.
Оплата за фактически выполненные работы производится Заказчиком в безналичной форме в срок не более 7 (семи) рабочих дней с даты подписания Заказчиком документов о приемке (акта о приемке выполненных работ по форме КС-2, справки о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3, счет-фактуры (счета) или УПД), но с применением поправочного коэффициента К= , рассчитанного по результатам электронного аукциона.
3.3. Подрядчик обязан: 3.3.1. Выполнить все работы в объеме и в сроки, предусмотренные договором и приложением к нему, и сдать их Заказчику. Поставить на Объект все необходимые для выполнения работ сертифицированные материалы, оборудование, конструкции, комплектующие изделия. Осуществлять за свой счет их приемку, разгрузку, складирование, охрану и подачу для производства работ. Производить работы в полном соответствии с действующими техническими регламентами, правилами техники безопасности и охраны труда. Обеспечить выполнение на объекте всех необходимых мер по пожарной безопасности. 5 3.3.2. Соблюдать действующие у Заказчика правила внутреннего трудового распорядка, а также пропускной режим. Согласовать с Заказчиком рабочий режим, предоставить за 1 (один) день до начала выполнения работ список персонала, задействованного на объекте, список автотранспорта (марка, модель и государственный номер автотранспорта), осуществляющего доставку материалов Подрядчика на объект. 3.3.4. По требованию Заказчика своими средствами и за свой счет в срок, согласованный с Заказчиком, устранить допущенные по своей вине в выполненных работах недостатки и дефекты или иные отступления от условий договора. 3.3.7. При готовности всех выполненных работ Подрядчик в срок не позднее 3-х рабочих дней до даты сдачи-приемки выполненных работ должен известить об этом Заказчика в письменной форме. 3.3.8.
Предоставить Заказчику: Акт о приемке выполненных работ по форме КС-2 и справку о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3, в которой отражается стоимость работ, выполненных по договору. Вместе с Актом о приемке выполненных работ по форме КС-2 представить Заказчику по реестру общий журнал производства работ, акт освидетельствования скрытых работ (при наличии скрытых работ), паспорта и сертификаты на используемые материалы и оборудование. 3.3.9.
После выполнения работ в течение 3-х дней с даты подписания Заказчиком Акта о приемке выполненных работ по форме КС-2 и справки о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3 Подрядчик направляет Заказчику счет-фактуру (счет) или УПД. 3.3.10.
Выполнять иные обязанности, предусмотренные договором. 3.3.11.
Подрядчик обязан нести ответственность перед Заказчиком за надлежащее исполнение работ по настоящему договору субподрядными организациями (при наличии). 3.3.12. Согласовывать с Заказчиком эстетические характеристики применяемых отделочных материалов, такие как цвет, фактура, размер элементов, если такие характеристики не указаны прямо в локальной смете.
7.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение условий договора Стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
8.1. Все споры и разногласия, возникающие в связи с исполнением настоящего договора, разрешаются путем переговоров между Сторонами, в том числе в претензионном порядке.
9.1. Настоящий договор вступает в силу с даты подписания и действует по 31 декабря 2023 года включительно, а в части оплаты до полного исполнения Сторонами по настоящему договору своих обязательств. Истечение срока действия договора не освобождает Стороны от ответственности за неисполнение обязательств по настоящему договору.
9.2. Расторжение договора допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны договора от исполнения договора в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
10.1. Стороны освобождаются от ответственности за частичное или полное неисполнение обязательств по настоящему договору, если это неисполнение явилось следствием обстоятельств непреодолимой силы, возникших после заключения договора в результате событий чрезвычайного характера, которые Сторона не могла ни предвидеть, ни предотвратить разумными мерами. К событиям чрезвычайного характера в контексте 6 настоящего договора относятся: пожар, наводнение, землетрясение, военные действия и любые другие обстоятельства, не зависящие от воли сторон, при условии, что эти обстоятельства непосредственно повлияли на исполнение настоящего договора. 10.2.
При наступлении указанных в п. 10.1. настоящего договора обстоятельств, Сторона настоящего договора, для которой по причине обстоятельств непреодолимой силы создалась невозможность исполнения обязательств по настоящему договору, обязана в течение трех дней с момента их наступления известить об этом другую сторону. Стороны немедленно проведут взаимные переговоры для принятия необходимых мер. 13.3.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения договора по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено договором. 13.5.
При исполнении Договора на поставку товаров, указанных в приложении к приказу Министерства финансов Российской Федерации от 04.06.2018 N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд", не допускается замена страны происхождения данных товаров, за исключением случая, когда в результате такой замены страной происхождения товаров, указанных в приложении к приказу, будет являться государство - член Евразийского экономического союза. 13.6.
Неотъемлемой частью настоящего Договора являются: Проектная документация (Приложение N1), Локальный сметный расчет (смета) N 1: монтаж ДГУ (Приложение N 2), Локальный сметный расчет (смета) N 2: пусконаладочные и электроизмерительные работы (Приложение N 3), Сводный сметный расчет (Приложение N 4). Спецификация (Приложение N 5). По условиям договора ООО "Альфа" взяло на себя обязательство в срок до 20.12.2023 поставить электрогенераторную установку и выполнить работы по ее установке. По результатам выполнения обязательств по договору в соответствии с пунктом представить заказчику Акт о приемке выполненных работ по форме КС-2 и справку о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3, в которой отражается стоимость работ, выполненных по договору, а также вместе с Актом о приемке выполненных работ по форме КС-2 общий журнал производства работ, акт освидетельствования скрытых работ (при наличии скрытых работ), паспорта и сертификаты на используемые материалы и оборудование (п. 3.3.8 договора). Однако товар по договору в срок до 20.12.2023 заказчиком получен не был, работы по его установке в указанный договором срок также не производились, документы в соответствии с пунктом 3.3.8 договора заказчику не поступали, сведения об оплате заказчиком такого договора в ЕИС не размещались. Письмом от 25.12.2023 N 08-05 ООО "Альфа" уведомило заказчика о том что товар будет поставлен 29.12.2023, а пусконаладочные работы будут выполнены в срок до 10.01.2024.
Из материалов обращения следует, что ООО "Альфа" осуществило поставку товара 29.12.2023.
Факт поставки товара в адрес заказчика был также отражен в письмах заказчика, направляемых обществу при исполнении договора. Однако по состоянию на 15.07.2024 работы по установке настоящего оборудования 7 ООО "Альфа" не исполнены. В связи с неисполнением ООО "Альфа" обязательств по поставке товара и выполнении соответствующих работ по его установке, в срок определенный договором, ГБУЗ РК "Ижемская ЦРБ" в адрес общества направлялись претензии от 29.01.2024 N 24- 01/166 и от 06.06.2024 N 24-06/1137 с требованием выполнить все взятые на себя по договору обязательства (в срок до 21.06.2024).
Однако после 09 апреля текущего года переписка между сторонами прекратилась, ООО "Альфа" более не проявляло никакой активности, в том числе по вопросам исполнения договора.
Согласно частям 8, 9 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение об одностороннем отказе ГБУЗ РК "Ижемская ЦРБ" от исполнения договора от 04.07.2024 N 24-07/1302 размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок 04.07.2024.
Согласно пункту 2 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его 8 размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель). В ходе обзора официального сайта ЕИС установлено, что датой поступления поставщику указанного выше решения является дата - 04.07.2024.
Согласно пункту 3 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе поступление решения об одностороннем отказе от исполнения договора в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения договора.
Таким образом, датой надлежащего уведомления ООО "Альфа"об одностороннем отказе от исполнения договора следует считать дату - 04.07.2024.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно статье 191 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
Таким образом, первым днем начала исчисления срока, установленного частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе, будет день, следующий за днем надлежащего уведомления поставщика об одностороннем отказе от исполнения договора. Частью 14 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта. ООО "Альфа" не исполнены обязательства в десятидневный срок для устранения нарушений условий договора, послуживших основанием для принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения договора. Следовательно, на одиннадцатый день с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения договора такой контракт считается расторгнутым. Десятый день с даты надлежащего уведомления ООО "Альфа"об одностороннем отказе от исполнения договора (с учетом ст. 193 Гражданского Кодекса РФ) выпал на дату - 15.07.2024.
Таким образом, в силу части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе, датой вступления в силу решения заказчика от 04.07.2024 об одностороннем отказе, а также датой расторжения договора является - 16.07.2024. 9 Комиссией Коми УФАС России нарушений, установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения договора, направления его поставщику и размещения в единой информационной системе, не установлено. ООО "Альфа" явка представителей на заседание Комиссии Коми УФАС России не обеспечена, а также не представлены документы и сведения, позволяющие Комиссии антимонопольного органа прийти к выводу об исполнении условий договора надлежащим образом или свидетельствующие о невозможности исполнения обязательств по договору в установленные сроки.
Также не представлены доказательства, свидетельствующие об устранении нарушений условий договора, послужившие основанием для принятия ГБУЗ РК "Ижемская ЦРБ" решения об одностороннем отказе от исполнения договора и о том, что исполнение принятых по договору обязательств оказалось невозможным вследствие наступления обстоятельств непреодолимой силы. Доказательств иного, обратного Комиссии Коми УФАС России представлено не было. Однако как следует из представленной заказчиком переписки с обществом, причинами неисполнения договора послужили температурный режим на территории Ижемского района Республики Коми и климатические особенности (снег, мороз) которые препятствовали осуществлению пусконаладочных работ, а именно земляных и бетонных (письмо от 29.02.2024, от 05.03.2024, от 09.04.2024).
Вместе с тем, Комиссия Коми УФАС России считает, что заказчиком в рассматриваемом случае было предоставлено достаточно времени (до 04.07.2024) для исполнения обществом пусконаладочных работ. Помимо прочего Комиссия антимонопольного органа обращает внимание на следующее. При осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки (ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе). Подавая заявку на участие в закупке дает согласие на поставку товара, выполнение работ на условиях, предусмотренных своей заявкой. Подавая заявку, участник закупки несет предпринимательские риски и в строгом соблюдении Закона должен нести ответственность за результат участия в закупке. Следовательно, если у участника при ознакомлении с извещением о проведении закупки, а также документами, ходящими в состав такого извещения, не возникло на стадии проведения закупки никаких вопросов касаемо, в том числе исполнения договора, значит все условия определенные заказчиком в в закупке в полном объеме устраивали такого участника и были понятны и исполнимы.
В силу ст. 99, 104 Закона о контрактной системе, Правил N 1078, Правил N 1576 и Административного регламента при проведении проверок и рассмотрении обращений не обязывает антимонопольный орган/соответствующие комиссии антимонопольного органа устанавливать те факты, которые умалчиваются участниками процесса. Комиссия Коми УФАС России оценивает доводы, пояснения, возражения лиц, участвующих в рассмотрении обращения, с учетом требований действующего 10 законодательства и на основании представленных доказательств (документов).
В соответствии с ч. 8 ст. 104 Закона о контрактной системе, информация, содержащаяся в реестре недобросовестных поставщиков, размещается в единой информационной системе и должна быть доступна для ознакомления без взимания платы.
В соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчик вправе установить требование об отсутствии в предусмотренном настоящим Федеральным законом реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации о лицах, указанных в пунктах 2 и 3 части 3 статьи 104 настоящего Федерального закона. По мнению Конституционного Суда Российской Федерации, изложенному в Постановлениях от 30.07.2001 N 13-П и от 21.11.2002 N 15-П, меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
В силу части 3 статьи 17, части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации исходящее из принципа справедливости конституционное требование соразмерности установления правовой ответственности предполагает в качестве общего правила ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания. Внесение информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в процедурах по закупкам. С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере закупок, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
В силу ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Комиссия Коми УФАС России отмечает, что, оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное. 11 Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения. ООО "Альфа" не были предприняты надлежащие меры с целью исполнения договора, в связи с чем включение сведений об обществе в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является необходимой мерой ответственности, поскольку служит для ограждения заказчиков от недобросовестных поставщиков. Ответственность за совершение действий влекущих невозможность исполнить договор, лежит исключительно на самом участнике закупки и является его виной, выраженной в безответственном поведении участника гражданского оборота. Включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не подавляет экономическую самостоятельность и инициативу хозяйствующего субъекта, не ограничивает чрезмерно его право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности и в данном случае не препятствует осуществлению хозяйственной деятельности.
В соответствии со статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательская деятельность осуществляется лицом на свой риск.
Таким образом, самостоятельно совершая определенные действия, в частности непосредственно заключая контракт на условиях поставки товара с предложением о характеристиках товара как в рассматриваемом случае, участник закупки действует самостоятельно и добровольно на свой предпринимательский риск, при этом участник обязан предполагать возможные последствия своих действий и нести риски. Извещение о проведении электронного аукциона со всеми входящими в его состав документами, в том числе описание объекта закупки, сведения о начальной (максимальной) цене контракта, проект контракта, были опубликованы на официальном сайте ЕИС заблаговременно и у потенциальных участников была возможность ознакомиться со всеми условиями и оценить возможность исполнения своими силами контракта в установленный срок в полном объеме с поставкой товара отвечающего требованиям заказчика. ООО "Альфа" принимая решение об участии в закупке путем проведения электронного аукциона и подавая соответствующую заявку, несет риск наступления неблагоприятных для общества последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе, приведших к невозможности исполнения контракта с ним как лицом, признанным победителем закупки. ООО "Альфа" не обеспечило соблюдение прав заказчика относительно качества исполнения договора, в рамках которого предусматривается эффективное использование бюджетных средств в предусмотренном законодательством порядке и в установленные сроки, что привело к нарушению публичных интересов в правоотношениях по исполнению такого договора. Подписав договор, ООО "Альфа" среди прочего приобрело ряд публично-правовых обязанностей, недолжное исполнение которых влечет заранее предвидимые санкции. Поэтому степень заботливости при исполнении этих обязанностей с учетом возможных последствий следует считать собственным предпринимательским риском. То обстоятельство, что участник закупки направил заявку на участие в закупке, а после признания его победителем аукциона не исполнил надлежащим образом условия 12 договора без достаточных на то оснований, свидетельствует о недобросовестном поведении участника закупки. В настоящем случае небрежность, допущенная ООО "Альфа", привела к невозможности надлежащего исполнения договора в установленные сроки, что, в свою очередь, влечет наложение на ООО "Альфа" санкции за его недобросовестное поведение. Доказательства надлежащего исполнения условий договора (принятие достаточных и всех возможных мер по его исполнению), доказательств исправления допущенных нарушений после принятия заказчиком решения об одностороннем отказе, при рассмотрении обращения в материалы дела ООО "Альфа" не представлены. В материалах обращения не содержатся доказательств, подтверждающие препятствование заказчика деятельности ООО "Альфа" (и его доверенных лиц) в рамках исполнения заключенного договора.
Как указано в настоящем решении процедурных нарушений со стороны заказчика при принятии решения об одностороннем отказе от исполнения договора допущено не было.
Таким образом, бездействие ООО "Альфа" в виде неисполнения договора в полном объеме определяет недобросовестное поведение последнего. В разделе III Правил регламентирован порядок рассмотрения обращения органом контроля и основания для принятия решения о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо об отказе в таком включении.
Согласно подпункту "б" пункта 13 раздела III Правил по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).
Согласно п. 15 Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях:
а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил: выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе; заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта; поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и 13 документы, подтверждающие: принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта; надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика;
б) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. На заседании Комиссии Коми УФАС России наличие обстоятельств, предусмотренных п. 15 Правил, не установлено. При этом, Комиссия Коми УФАС России пришла к следующим выводам: в действиях ГБУЗ РК "Ижемская ЦРБ" не выявлены нарушения требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения договора, направления его поставщику и размещения в единой информационной системе; заказчиком подтверждены факты существенного нарушения поставщиком условий договора; из бездействия ООО "Альфа" не усматривается надлежащее исполнение условий договора; отсутствуют доказательства возникновения при исполнении договора обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых. С учетом вышеизложенного, принимая во внимание подпункт а) пункта 13 раздела III Правил, а также отсутствие обстоятельств, перечисленных в пункте 15 раздела III Правил, руководствуясь частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, Комиссия Коми УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Включить представленные ГБУЗ РК "Ижемская ЦРБ" сведения об ООО "Альфа" (ИНН:2369009166/КПП:231001001; генеральный директор: Кеназ Иван Николаевич, ИНН:615523702729; учредители: Спицын Николай Андреевич ИНН:231127989328; Иванова Марина Алексеевна, ИНН:344503883970; Сорокин Сергей Алексеевич, ИНН:270500659306; Полиенко Михаил Александрович, ИНН:343605325116; Демьянов Дмитрий Геннадьевич, ИНН:612308888498) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения договора от 20.11.2023 N 0307200030623002847 на установку генераторов для резервного электроснабжения объектов Министерства здравоохранения Республики Коми. ГБУЗ РК "Ижемская ЦРБ". Картаельская участковая больница по адресу: Республика Коми, Ижемский район, п. Том, ул. Иванова, д. 100А, заключенного по результатам проведения электронного аукциона, извещение N 0307200030623002847 (ИКЗ: 232111900040111190100101480024321244), сроком на два года.
2. Датой включения информации в отношении ООО "Альфа" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) считать дату размещения 14 указанной информации на официальном сайте в единой информационной системе в сфере закупок.
3. По результатам проведения внеплановой проверки при рассмотрении обращения в действиях заказчика - ГБУЗ РК "Ижемская ЦРБ" нарушения, установленные законодательством о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения договора, направления его ООО "Альфа" и размещения в ЕИС, не подтверждены.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия. Председатель комиссии О.И. Дейберт Члены комиссии: А.Д. Растегаева А.А. Мокиенко
2024-4880
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми от 23 июля 2024 г. N РНП-11-145
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.07.2024