Резолютивная часть решения оглашена 17.07.2024 года
Комиссия Владимирского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) на основании статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок, Федеральный закон N 44-ФЗ ), Постановления Правительства РФ от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений, некоторых актов Правительства Российской Федерации", рассмотрела обращение ГБУ ВО "Облстройзаказчик" (далее - Заказчик) о включении информации в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Комплекс-Строй" (ИНН 3702567220, адрес местонахождения: 153024, г. Иваново, ул. Люлина, д. 14, помещ. 1001, далее - ООО "Комплекс-Строй", Подрядчик, Исполнитель) ввиду одностороннего отказа Исполнителя от исполнения контракта на выполнение работ по строительству здания поликлиники (взрослой и детской)" по адресу: Владимирская область, г. Владимир, Судогодское шоссе, в районе домов 43, 51а (извещение N 0128200000124001173) в присутствии представителя Заказчика и представителя Подрядчика
16.07.2024 года в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1062 и частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе в сфере закупок в рамках рассмотрения дела о включении информации в реестр недобросовестных поставщиков Комиссией был объявлен перерыв до 17.07.2024 года.
В ходе рассмотрения дела, Комиссия Владимирского УФАС России.
УСТАНОВИЛА:
10.07.2024 года во Владимирское УФАС России поступило обращение ГБУ ВО "Облстройзаказчик" о включении информации в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Комплекс-Строй ввиду одностороннего отказа Исполнителя от исполнения контракта на выполнение работ по строительству здания поликлиники (взрослой и детской)" по адресу: Владимирская область, г. Владимир, Судогодское шоссе, в районе домов 43, 51а (извещение N 0128200000124001173).
Из обращения Заказчика Комиссией установлено следующее.
02.05.2024 года между ГБУ ВО "Облстройзаказчик" и ООО "Копмплекс-Строй" бы заключен контракт N 0128200000124001173 на выполнение работ по строительству здания поликлиники (взрослой и детской) по адресу: Владимирская область, г. Владимир, Судогодское шоссе, в районе домов 43, 51а( далее - Контракт).
25.06.2024 года Подрядчик в адрес Заказчика направил уведомление об одностороннем отказе от исполнения договора в связи с существенным нарушением заказчиком своих обязательств.
Основаниями для принятия решения об одностороннем отказе явилось 4 причины:
1. Отсутствие разрешения на строительство.
2. Нахождение на территории строительной площадки объекта капитального строительства.
3. Отсутствие разрешения на вырубку деревьев на территории строительной площадки.
4. Отсутствие у Заказчика согласования с ресурсоснабжающими организациями вопроса о демонтаже и переносе инженерных сетей за пределы зоны застройки.
Решение Подрядчика об одностороннем отказе от исполнения контракта было размещено в ЕИС 27.06.2024 года.
Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта вступило в силу 09.07.2024 года.
Контракт считается расторгнутым с указанной даты.
10.07.2024 года в соответствии с ч. 16 ст. 95, ч. 4, ст. 104 Закона о контрактной системе в сфере закупок Заказчик направил обращение в УФАС России по Владимирской области о включении Подрядчика в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Представитель ООО "Комплекс-Строй" по рассматриваемому делу пояснил следующее.
25.06.2024 года Подрядчик в адрес Заказчика направил уведомление об одностороннем отказе от исполнения Контракта в связи с существенным нарушением Заказчиком своих обязательств.
Разрешение на строительство было предоставлено Заказчиком только 09.07.2024 года в рамках устранения причин, послуживших основанием для одностороннего отказа от исполнения Контракта.
Относительно довода о нахождении на территории строительной площадки объекта капитального строительства возражений от Заказчика не поступило.
В соответствии с проектной документацией раздел 7 "Проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства": проектом предусматривается демонтаж здания магазина, попадающего в пятно застройки, силами собственников.
Согласно проектной документации раздел 2 "Схема планировочной организации земельного участка" лист 24, 25: собственник объекта капитального строительства, действующего как магазин, берет на себя обязательство в течение 2020 года осуществить его снос.
Согласно разделу 6 "Проект организации строительства" существующее здание магазина расположено на территории строительной площадки, при этом препятствует размещению вспомогательных сооружений (бытовок), размещение которых предусматривается в проекте и не подлежат переносу.
В соответствии с п. 3.1 Контракта срок выполнения работ определяется графиком выполнения работ, в котором указывается срок начала выполнения работ - дата заключения контракта, срок окончания выполнения работ - 12 месяцев.
С учетом объема подготовительных работ, а также в дальнейшем объема строительных работ, Подрядчику необходимо было начать работы с даты заключения Контракта.
Однако в связи с отсутствием информации от Заказчика о разрешении на строительство, а также о разрешении на вырубку земельных насаждений, срок начала выполнения работ был нарушен.
При сложившихся обстоятельствах согласно ст. 95 Федерального закона 44-ФЗ, а также ст. 719 Гражданского кодекса РФ (далее -ГК РФ) подрядчик имеет право на односторонний отказ от исполнения договора.
В процессе исполнения Контракта Подрядчик неоднократно направлял Заказчику запросы о предоставлении документов и информации, а также уведомлял о невозможности производства работ и приостановке исполнения работ.
В период со 02.05.2024 года по 09.07.2024 года Заказчик не смог устранить обстоятельства, препятствующие выполнению работ.
В связи с вышеизложенным, представитель Исполнителя просит не включать ООО "Комплекс-Строй" в реестр недобросовестных поставщиков.
Изучив материалы дела, Комиссия Владимирского УФАС установила следующее.
10.07.2024 года во Владимирское УФАС России поступило обращение ГБУ ВО "Облстройзаказчик" о включении информации в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Комплекс-Строй" ввиду одностороннего отказа Исполнителя от исполнения контракта на выполнение работ по строительству здания поликлиники (взрослой и детской)" по адресу: Владимирская область, г. Владимир, Судогодское шоссе, в районе домов 43, 51а (извещение N 0128200000124001173).
15.03.2024 Заказчиком в ЕИС было размещено извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме на закупку: "Строительство здания поликлиники (взрослой и детской)" по адресу: Владимирская область, г. Владимир, Судогодское шоссе, в районе домов 43, 51а.
Начальная (максимальная) цена контракта: 373 543 227,14 руб.
По результатам подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) победителем признается участник закупки с идентификационным номером заявки - 217, заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, и который предложил по результатам проведения процедуры подачи предложений о цене контракта наиболее низкую цену контракта 371 500 000,00 руб.
02.05.2024 года между ООО "Комплекс-Строй" и Заказчиком был заключен государственный контракт.
Как следует из материалов дела, Подрядчик в установленные Контрактом сроки не смог приступить к выполнению работ по объективным причинам.
На текущий момент Подрядчик по независящим от него причинам не может приступить к выполнению работ на объекте.
ООО "Комплекс-Строй" уведомил Заказчика о приостановке выполнения работ до получения дальнейших указаний по следующим причинам:
1. Заказчик не передал Подрядчику разрешение на строительство объекта.
2. На территории строи тельной площадки находится здание действующего магазина, подлежащее, согласно проектной документации, сносу силами собственника. Здание находится на границе земельного участка, на котором должно начаться строительство объекта; препятствует, в том числе, проведению подготовительных работ, а именно ограждению строительной площадки.
3. Заказчик не предоставил Подрядчику разрешение па вырубку деревьев с территории строительной площадки.
4. Заказчиком не решен вопрос с ресурсоснабжающими организациями о демон гаже и переносе сетей за пределы зоны застройки.
По вышеуказанным причинам ООО "Комплекс-Строй" направил Заказчику мотивированный отказ от подписания акта приема-передачи площадки для производства подготовительных работ под строительство объекта "Строительство здания поликлиники (взрослой и детской)" по адресу: г. Владимир, Судогодское шоссе, в районе домов 43. 51а.
Согласно ч. 19 ст. 95 Федерального закона 44-ФЗ поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, если к контракте было предусмотрено право принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Возможность одностороннего расторжения контракта предусмотрена пунктом 4.7 Контракта, опубликованного в Единой информационной сети (БИС), в структурированной форме.
На основании ст. 719 ГК РФ подрядчик вправе не приступать к работе, а начатую работу приостановить в случаях, когда нарушение заказчиком своих обязанностей по договору подряда, в частности не предоставление материала, оборудования, технической документации или подлежащей переработке (обработке) вещи, препятствует исполнению договора подрядчиком, а также при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том. что исполнение указанных обязанностей не будет произведено в установленный срок (статья 328 ГК РФ). При наличии таких обстоятельств подрядчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
По состоянию на дату принятия решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта - 27.06.2024 года Подрядчиком не выполнены работы, установленные Контрактом.
Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта Подрядчик разместил в ЕИС 27.06.2024 года.
Датой надлежащего уведомления является 27.06.2024 года.
Таким образом, решение Подрядчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта вступило в силу 09.07.2024 года.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в сфере закупок в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Согласно определению Верховного Суда РФ от 11.02.2016 N 305-КГ 15-19295 основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является такое уклонение от исполнения условий контракта, которое свидетельствует о недобросовестном поведении.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является недобросовестное поведение исполнителя, совершение им умышленных действия (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности надлежащего исполнения контракта и нарушающих права заказчика, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств.
При этом, как подтверждается судебной практикой, о недобросовестности поведения лица может свидетельствовать лишь умышленное и намеренное нарушение положений Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Судами отмечено, что сам по себе односторонний отказ заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком условий контракта не является безусловным основанием для включения сведений о таком поставщике в реестр недобросовестных поставщиков.
Для возникновения таких правовых последствий как признание участника закупок недобросовестным, антимонопольный орган обязан выяснить все обстоятельства нарушения, определить вину нарушителя, характер совершенного правонарушения, размер причинного вреда, имущественного положения и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения этого лица в реестр недобросовестных поставщиков.
При привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона, а также иные обстоятельства.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах указывает, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П).
Таким образом, по мнению Комиссии Владимирского УФАС России, для включения в РНП победителя закупки необходимо установить направленность воли и недобросовестный характер его поведения, а также отсутствие реального намерения исполнить контракт.
Таким образом, по мнению Комиссии Владимирского УФАС России, для включения в реестр недобросовестных поставщиков победителя закупки необходимо установить направленность воли и недобросовестный характер его поведения, а также отсутствие реального намерения исполнить контракт.
Принимая во внимание пояснения сторон, учитывая действия ООО "Комплекс-Строй", направленные на исполнение контракта (направление запросов и уведомлений Заказчику, готовность исполнить контракт в полном объеме), Комиссия Владимирского УФАС России в действиях ООО "Комплекс-Строй" не усматривает факта недобросовестности, следовательно, приходит к выводу об отказе во включении ООО "Комплекс-Строй" в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании изложенного, руководствуясь постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" и статьей 104 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
Отказать в удовлетворении обращения ГБУ ВО "Облстройзаказчик" о включении информации в отношении ООО "Комплекс-Строй" (ИНН 3702567220) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
тел.8-4922-53-39-54
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 17 июля 2024 г. N 033/06/104-470/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.07.2024