На основании статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)"
комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области (далее - Комиссия) в составе: председатель Комиссии: И.С. Болтенко - заместитель руководителя Калининградского УФАС России; члены Комиссии: Ю.А. Зацепина - заместитель начальника отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России, О.И. Аркадьева - специалист первого разряда отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России, в присутствии представителей заказчика - ГБУЗ Калининградской области "Правдинская центральная районная больница": Дёмчиной Т.Н (по доверенности), Сошкиной Ю.Э. (по доверенности) представителя исполнителя - ООО "Даэр строй сервис": Марченковой Е.А. (по доверенности), рассмотрев сведения (вх. N 5448/24 от 16.07.2024), поступившие от ГБУЗ Калининградской области "Правдинская центральная районная больница" (далее - Заказчик) в отношении ООО "Даэр строй сервис" (ИИН 3906289203, 236001, г. Калининград, ул. Горького, д. 168, помещ. XXVI) о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика, заключенного по результатам аукциона в электронной форме, объектом которого является осуществление строительного контроля за выполнением работ по объекту: Капитальный ремонт здания, являющегося выявленным объектом культурного наследия "Здание привокзального отеля", начало ХХ века, расположенного по адресу: Калининградская область, г. Правдинск, ул. Кутузова, дом 35 (извещение N 0335200014923001255) (далее - Аукцион),
УСТАНОВИЛА:
1) Дата размещения на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) извещения о проведении запроса котировок - 25.04.2023 года.
2) Начальная (максимальная) цена контракта - 429 470 рублей.
3) По результатам подведения итогов Аукциона (Протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 10.05.2023 NИЭА1) победителем признано - ООО "Даэр строй сервис".
4) 22.05.2023 между Заказчиком и Исполнителем заключен Контракт (извещение N 0335200014923001255), предметом которого являются услуги по осуществлению строительного контроля за выполнением работ по объекту: Капитальный ремонт здания, являющегося выявленным объектом культурного наследия "Здание привокзального отеля", начало ХХ века, расположенного по адресу: Калининградская область, г. Правдинск, ул. Кутузова, дом 35. (реестровый номер N 23923003704 23 000037) (далее - Контракт).
5) Цена контракта, заключенного с Подрядчиком, составила 410 143,85 руб.
6) 03.07.2024 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
7) 16.07.2024 Заказчиком направлено в Калининградское УФАС России обращение о включении сведений об "Даэр строй сервис" в реестр недобросовестных поставщиков.
В соответствии с частью 1 статьи 94 Закона о контрактной системе исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе:
1) приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта, предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с настоящим Федеральным законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта;
2) оплату заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
3) взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при исполнении, изменении, расторжении контракта в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта. Представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с пунктами 3.1.1, 3.1.2, 3.1.3 Контракта:
- Срок начала оказания Услуг: со дня заключения Контракта, но не ранее срока начала выполнения работ по Контракту на выполнение работ по объекту: Капитальный ремонт здания, являющегося выявленным объектом культурного наследия "Здание привокзального отеля", начало ХХ века, расположенного по адресу: Калининградская область, г. Правдинск, ул. Кутузова, дом 35, а именно май 2023 года.
- Срок окончания оказания Услуг: до полного исполнения обязательств по Контракту на выполнение работ по объекту: Капитальный ремонт здания, являющегося выявленным объектом культурного наследия "Здание привокзального отеля", начало ХХ века, расположенного по адресу: Калининградская область, г. Правдинск, ул. Кутузова, дом 35. (по 20.12.2023).
В случае, если Работы по капитальному ремонту не будут завершены в срок, то срок оказания Услуг продлевается до окончания срока выполнения Работ и подписания документа о приемке. Изменение срока оказания Услуг по Контракту не может рассматриваться как нарушение срока оказания услуг Исполнителем, в случае если Работы на Объекте не будут завершены Подрядчиком в установленный Контрактом на выполнение работ срок.
- При оказании услуг, предусмотренных Контрактом, Исполнитель руководствуется сроками, указанными в Контракте на выполнение работ.
В соответствии с пунктом 4.1 Контракта: Цена Контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения Контракта. 07.06.2024 в адрес Заказчика от Подрядчика (ООО "Балттрастсервис") поступило решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (N 03352000149230011970 от 17.05.2023), по условиям которого Исполнитель осуществлял строительный контроль. 18.06.2024 Контракт (N 03352000149230011970 от 17.05.2023) между Заказчиком и Подрядчиком был расторгнут, в связи с отсутствием потребность в услугах Исполнителя по строительному контролю предусмотренных условиями Контракта (реестровый номер N 23923003704 23 000037, от 22.05.2023), по причине расторжения основного контракта на строительно-монтажные работы, ранее заключенным с ООО "Балттрастсервис". Заказчик дважды (18.06.2024 г. и 19.06.2024) в устной форме обращался к Исполнителю с предложение о расторжении Контракта по соглашению сторон, на которое не получил положительного ответа. Учитывая сложившуюся ситуацию и в соответствии с пунктом 9.5 Контракта, а также с пунктом 1 статьи 416 Гражданского кодекса Российской Федерации (Прекращение обязательства невозможностью исполнения "Обязательство прекращается невозможностью исполнения, если она вызвана наступившим после возникновения обязательства обстоятельством, за которое ни одна из сторон не отвечает") Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта. Представитель Исполнителя пояснил, что согласно пункту 2.1 Контракта Исполнитель обязуется оказать услуги по ведению строительного контроля (технического надзора) за выполнением Подрядчиком Работ, предусмотренных Документацией, в соответствии с Техническим заданием (Приложение N 1 к Контракту) (далее также - Услуги). Работы на объекте: "Капитальный ремонт здания, являющегося выявленным объектом культурного наследия "Здание привокзального отеля", начало ХХ века, расположенного по адресу: Калининградская область, г. Правдинск, ул. Кутузова, дом 35." выполнялись Подрядчиком ООО "Балттранстсервис" (далее - Подрядчик). На протяжении выполнения строительно-монтажных работ на Объекте, Исполнитель осуществлял строительный контроль, регулярно осуществлял выезды на Объект, проводил проверку выполнения работ на их соответствие проектно-сметной документации, графику выполнения работ и требованиям действующего законодательства и подзаконных нормативно- правовых актов, что подтверждается записями в журнале производства работ, письмами Заказчику по результатам выездов на объект, копиями актов скрытых работ. ООО "ДАЭР Строй Сервис" считает незаконным и необоснованным само решение Заказчика об отказе от исполнения Контракта, так как, по мнению Исполнителя, невозможность в дальнейшем оказывать услуги по ведению строительного контроля в связи с прекращением строительно-монтажных работ не может признаваться основанием для расторжения Контракта в одностороннем порядке и уклонении Заказчика от приемки и оплаты уже оказанного комплекса услуг по осуществлению строительного контроля. Не согласившись с решением Заказчика об отказе от исполнения Контракта, ООО "ДАЭР Строй Сервис" направило возражение Заказчику, включающее в себя требование о приемке и оплате оказанных услуг согласно условиям Контракта и досудебную претензию (Исх. 01-1607 от 16.07.2024).
На основании изложенного Комиссия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами. Включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков используется на практике как правовой инструмент защиты заказчиков от потенциально недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей). Реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры осуществления государственной или муниципальной закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав лица на участие в течение установленного срока в процедурах торгов по осуществлению государственных и муниципальных закупок. Территориальный орган Федеральной антимонопольной службы в соответствии с пунктом 2Приказ ФАС России от 23.07.2015 N 649/15 "Об утверждении Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы" в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, что возлагает на него обязанность соблюдения конституционных прав субъектов экономических правоотношений. Субъективным критерием недобросовестности как основания для включения в реестр недобросовестных поставщиков является умысел на уклонение от заключения и исполнения условий контракта, которое предполагает недобросовестное поведение победителя закупки, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречии с требованиями Закона о контрактной системе. Комиссия приходит к выводу о том, что фактические обстоятельства дела и представленные сторонами доказательства, с учетом пояснений Общества и представленных им сведений, не свидетельствуют о доказанности умышленно недобросовестных действий со стороны Общества в рассматриваемом случае. Комиссия полагает, что применительно к рассматриваемому обращению Заказчика о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об Исполнителе антимонопольный орган не может ограничиться формальной констатацией ненадлежащего исполнения им обязательств по Контракту, а в числе прочего должен учитывать характер и степень тяжести допущенных Обществом нарушений, совокупность действий его, направленных на исправление сложившей ситуации, а также учитывать одну из целей Федеральной антимонопольной службы - создание условий для развития конкуренции в сферах деятельности хозяйствующих субъектов, не относящихся к естественным монополиям. Рассмотрев представленные документы и материалы, выслушав приведенные сторонами доводы, Комиссия приходит к выводу, что услуги по Контракту Исполнителем выполнялись, о чем свидетельствуют выезды на объект, проведение проверки выполнения работ на их соответствие проектно-сметной документации, графику выполнения работ и требованиям действующего законодательства и подзаконных нормативно-правовых актов. Вел записи в журнале производства работ, деловую писку с Заказчиком, составлял акты скрытых работ. За время исполнения Контракта у Заказчика не возникало претензий к качеству оказываемых услуг Исполнителем, решение о расторжении Контракта в одностороннем порядке Заказчик принял так как отпала потребность в услугах по строительному контролю предусмотренных условиями Контракт.
В силу статьи 309 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями, в том числе с учетом Контракта. Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
На основании изложенного Комиссия приходит к выводу, что в действиях ООО "ДАЭР Строй Сервис" по Контракту N 23923003704 23 000037 от 22.05.2023 фактов, однозначно подтверждающих недобросовестное поведение Исполнителя, не выявлено, равно как и не были совершены действия, которые могли бы свидетельствовать о его недобросовестности. Кроме того, важно отметить, что за годы своей работы ООО "ДАЭР Строй Сервис" зарекомендовало себя как надёжный Исполнитель. Заказчик на включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не настаивает. При изложенных обстоятельствах, сведения об ООО "ДАЭР Строй Сервис" не подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей). В заседании Комиссии представители лиц, участвующих в рассмотрении обращения, на вопрос председателя Комиссии о достаточности доказательств, представленных в материалах дела, пояснили, что все доказательства, которые они намеревались представить, имеются в распоряжении Комиссии, иных доказательств, ходатайств, в том числе о представлении или истребовании дополнительных доказательств не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
Сведения, направленные ГБУЗ Калининградской области "Правдинская центральная районная больница" (вх. N 5448/24 от 16.07.2024) в отношении ООО "Даэр строй сервис" (ИИН 3906289203, 236001, г. Калининград, ул. Горького, д. 168, помещ. XXVI), в реестр недобросовестных поставщиков не включать. Председатель комиссии И.С. Болтенко Члены комиссии: Ю.А. Зацепина О.И. Аркадьева
2024-3953
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области от 26 июля 2024 г. N 039/10/104-617/2024 (ключевые темы: реестр недобросовестных поставщиков - строительный контроль - исполнение контракта - капитальный ремонт здания - объекты культурного наследия)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.07.2024