Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председатель Комиссии - М.А. Дударева, заместитель руководителя, члены Комиссии:
Е.М. Хоменко, главный государственный инспектор, Г.Г. Мамедова, старший государственный инспектор (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ИП Аглиуллиной А.Х. (далее - податель жалобы, общество) на действия аукционной комиссии уполномоченного органа - Агентства государственного заказа Красноярского края (далее - аукционная комиссия, уполномоченный орган) при проведении аукциона в электронной форме "ЭА-N-10250/24 "Поставка учебно-лабораторного оборудования и наглядных пособий для ОБЖ за счет субсидии бюджетам муниципальных районов на реализацию мероприятий по модернизации школьных систем образования."" (далее - электронный аукцион), извещение N 0119200000124010598 на электронной торговой площадке ЭТП ТЭК-Торг (далее - оператор электронной площадки), установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба ИП Аглиуллиной А.Х. на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона.
Существо жалобы: нарушение аукционной комиссией порядка рассмотрения заявок участников электронного аукциона, предусмотренного Федеральным законом от 05.04.2013
N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Жалоба была подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 2 статьи 105 Закона о контрактной системе, соответствовала требованиям части 4 статьи 105 указанного
закона, в связи с чем была принята к рассмотрению по существу.
В адреса подателя жалобы, аукционной комиссии, уполномоченного органа, заказчика -МБОУ СОШ N 4, оператора электронной площадки было направлено уведомление о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения.
Аукционной комиссии, уполномоченному органу, заказчику, оператору электронной площадки было предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы по существу.
До начала заседания Комиссии заказчик направил ходатайство о рассмотрении жалобы в его отсутствие, представитель общества направил ходатайство об участии в рассмотрении жалобы посредством видео-конференц-связи (далее - ВКС).
Указанные ходатайства рассмотрены и удовлетворены.
На заседании Комиссии, состоявшемся 17.07.2024 в 12:00 посредством ВКС принял участие представитель подателя жалобы, надлежащим образом подтвердивший свою личность и полномочия и представитель уполномоченного органа, надлежащим образом подтвердивший свою личность и полномочия.
Из жалобы следует указание подателя жалобы на то, что заказчик неправомерно осуществил допуск всех участников без проверки требований согласно требованиям Постановления Правительства РФ от 30.04.2020 N 617 "Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и участники, не предоставившие реестровые номера илиСТ-1 должны быть отклонены.
Аукционная комиссия, уполномоченный орган с доводами жалобы в письменных пояснениях не согласились, просили признать жалобу необоснованной, указывая на рассмотрение аукционной комиссией заявок в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, представленные Комиссии, проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия установила следующие обстоятельства.
Пунктом 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее, в том числе, информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное.
Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 N 617 "Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 617) утвержден перечень отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Перечень).
Для целей осуществления закупок отдельных видов промышленных товаров, включенных в перечень, заказчик отклоняет все заявки, содержащие предложения о поставке отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, за исключением государств - членов Евразийского экономического союза (далее - заявки), при условии, что на участие в закупке подана одна (или более) заявка, удовлетворяющая требованиям извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке), которая содержит предложения о поставке отдельных видов промышленных товаров, страной происхождения которых являются только государства - члены Евразийского экономического союза (пункт 2 Постановления N 617).
Пунктом 7 Постановления N 617 установлено, что для целей реализации настоящего постановления подтверждением страны происхождения отдельных видов промышленных товаров является одно из следующих условий:
а) указание номеров реестровых записей из реестра промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации (далее - реестр российской промышленной продукции), а также информации о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории Российской Федерации, если это предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719 "О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации" (далее - Постановление N 719) (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) на территории Российской Федерации соответствующих операций (условий) (далее - совокупное количество баллов);
б) указание номеров реестровых записей из евразийского реестра промышленных товаров государств - членов Евразийского экономического союза, порядок формирования и ведения которого устанавливается правом Евразийского экономического союза (далее - евразийский реестр промышленных товаров), а также информации о совокупном количестве баллов за выполнение на территории государств - членов Евразийского экономического союза технологических операций (условий), если это предусмотрено решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23 ноября 2020 г. N 105 "Об утверждении Правил определения страны происхождения отдельных видов товаров для целей государственных (муниципальных) закупок" (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов).
В соответствии с пунктом 9 Постановления N 617 подтверждением страны происхождения товаров, указанных в Перечне, является указание (декларирование) участником закупки в составе заявки номеров реестровых записей из реестра российской промышленной продукции или евразийского реестра промышленных товаров и совокупного количества баллов (при наличии).
Уполномоченным органом правомерно установлено ограничение допуска в соответствии с требованиями Постановления N 617, поскольку товар необходимый заказчику, включён в Перечень.
Пунктом 5 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе установлено, что для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должна содержать информацию и документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 Закона о контрактной системе (в случае, если в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке) установлены предусмотренные частью 1 статьи 43 Закона о контрактной системе запреты, ограничения, условия допуска). В случае отсутствия таких информации и документов в заявке на участие в закупке такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Согласно подпункту "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 статьи 49 Закона о контрактной системе, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 4 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случае предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе).
В силу пункта 2 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), который должен содержать, в том числе обоснование принятого аукционной комиссией решения об отклонении заявки на участие в закупке.
Правила формирования КТРУ и Правила использования КТРУ утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Из пункта 4 Правил использования КТРУ следует, что заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования КТРУ, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
- наименование товара, работы, услуги;
- единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
- описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
В связи с возникшей потребностью у заказчика уполномоченным органом были совершены действия по проведению электронного аукциона ЭА-N-10250/24 "Поставка учебно-лабораторного оборудования и наглядных пособий для ОБЖ за счет субсидии бюджетам муниципальных районов на реализацию мероприятий по модернизации школьных систем образования." с установлением НМЦК 854 318,07 руб.
В ходе анализа положений извещений Комиссия установила, что в рассматриваемом извещении применены следующие позиции КТРУ 32.99.53.130-00000120 "Мини-экспресс лаборатория радиационно-химической разведки", 32.99.53.130-00000098 "Макет массо-габаритный модели оружия", 32.99.53.130-00000335 "Стрелковый тренажер".
На основании сведений, представленных оператором электронной площадки, Комиссия установила, что на участие в закупке было подано 9 заявок.
Из протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 05.07.2024 NИЭА1 следует, что по результатам рассмотрения заявок на участие в аукционе заявка подателя жалобы (идентификационный номер участника 8), аукционной комиссией признана соответствующей требованиям рассматриваемого извещения.
Из анализа фактического содержания заявки подателя жалобы на участие в рассматриваемом аукционе, Комиссией установлено, что последним представлены номера реестровых записей (10464956, 10464943, 10306683) из реестра промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации. Однако в составе заявки подателя жалобы отсутствует информация о совокупном количестве баллов, предусмотренная подпунктом "а" пункта 7 Постановления N 617.
Комиссия в ходе анализа рассмотрения жалобы установила, что код ОКПД2 32.99.53.130 "Оборудование для практикума, демонстрационное оборудование и оборудование для проектной деятельности, оборудование для проведения фронтальных лабораторных работ и аттестации, цифровые лаборатории, учебно-методические наборы и конструкторы для изучения основ искусственного интеллекта и инженерно-космического образования" входит в перечень Постановления N 719. Указанное также было озвучено Комиссией в ходе рассмотрения жалобы представителю подателя жалобы. К данной продукции указаны следующие требования:
"наличие у юридического лица - налогового резидента стран - членов Евразийского экономического союза прав на конструкторскую и технологическую документацию в объеме, достаточном для производства соответствующей продукции, на срок не менее 5 лет <6>;
наличие на территории одной из стран - членов Евразийского экономического союза сервисного центра, уполномоченного осуществлять ремонт, послепродажное и гарантийное обслуживание продукции;
наличие сертификатов соответствия или деклараций о соответствии на продукцию при необходимости их получения;
наличие методического обеспечения использования учебного оборудования <35>;
осуществление на территории Российской Федерации следующих операций (условий):
изготовление и (или) монтаж электронных компонентов печатных плат (5 баллов);
изготовление корпусных и соединительных деталей (5 баллов);
обработка корпусных и соединительных деталей (механическая, гальваническое покрытие и (или) окрашивание) (5 баллов);
сборка и отладка готового изделия (5 баллов)".
Из изложенного следует, что в отношении товара, являющегося объектом закупки, установлено требование о совокупном количестве баллов. Ввиду чего подателю жалобы в своей заявке для подтверждения страны происхождения товаров помимо представления соответствующих номеров из реестра промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации необходимо было также указать информацию о совокупном количестве баллов в соответствии с требованиями Постановления N 719.
В ходе анализа содержания заявок иных участников закупки, Комиссией также не установлено наличие заявки, в которой содержится и номер реестровой записи, и информация о совокупном количестве баллов.
Таким образом, в рассматриваемом случае, основания применения требований пункта 2 Постановления N 617 (заказчик отклоняет все заявки, содержащие предложения о поставке отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, за исключением государств - членов Евразийского экономического союза) у аукционной комиссии отсутствовали.
Кроме того, указание подателя жалобы на то, что сертификат по форме СТ-1 подтверждает страну происхождения товар основан на неверном толковании норм права. Положение Постановления N 617 в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 04.12.2021 N 2201 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 617", которым было предусмотрено подтверждение страны происхождения, в том числе сертификатом СТ-1, было закреплено в подпункте "в" пункта 7 Постановления N 617. Однако, указанное положение утратило свою силу в 2023 году.
Относительно ссылки подателя жалобы на позицию Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, изложенную в письме от 19.10.2023 N 112459/12, о достаточности наличия регистрации товара в Реестре промышленной продукции, размещенном на официальном сайте Государственной информационной системы промышленности (ГИСП), в качестве подтверждения страны производства товара - Российской Федерации, Комиссия отмечает следующее.
В соответствии с Положением о Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 438, Минпромторг России не наделен полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации. Вместе с тем, согласно разъясняющим письмам Министерства промышленности и торговли Российской Федерации "комиссия по осуществлению закупок самостоятельно принимает решение о соответствии товара (промышленной продукции), руководствуясь общими нормами Закона N 44-ФЗ, а также осуществляет проверку соответствующих реестровых записей из реестра, в частности, на предмет соответствия страны происхождения товара и требованиям действующего законодательства".
На рассмотрении жалобы представителем подателя жалобы был заявлен довод о том, что контракт не размещён в ЕИС в течение 2 - х дней после публикации протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя). Указанный довод рассмотрен Комиссией и подлежит отклонению на основании следующего.
Согласно части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта, указанный в пункте 5 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
Комиссия обращает внимание на то, что с 01.04.2024 заказчики обязаны формировать проект контракта по итогам конкурентных закупок в ЕИС. В отношении закупок, извещения о которых размещены в ЕИС с 01.04.2024, начинают применяться отдельные положения Закона о контрактной системе, действие которых было приостановлено, в том числе: положения частей 2 и 4 статьи 51 в части неразмещения информации и документов на официальном сайте ЕИС) (Федеральный закон от 02.07.2021 N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Таким образом, с 01.04.2024 заказчик, победитель закупки не размещают на официальном сайте ЕИС документы в рамках процедуры заключения контракта результатам электронной процедуры.
Согласно пункту 4 Постановления Правительства РФ от 27.01.2022 N 60 "О мерах по информационному обеспечению контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, по организации в ней документооборота, о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" официальный сайт имеет доменное имя www.zakupki.gov.ru, и доступ к нему осуществляется на безвозмездной основе.
Комиссией в ходе рассмотрения жалобы установлено, что извещение размещено в ЕИС 27.06.2024. Таким образом, извещение размещено после внесения изменений в законодательство о контрактной сфере в сфере закупок, вследствие чего в действиях заказчика отсутствуют нарушения по неразмещению подписанного проекта контракта, после публикации протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
На основании вышеизложенных обстоятельств, в результате рассмотрения жалобы по существу и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частями 3, 15 статьи 99,частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе Комиссия Красноярского УФАС России решила признать жалобу ИП Аглиуллиной А.Х. необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд Красноярского края в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии М.А. Дударева
Члены Комиссии Е.М. Хоменко
Г.Г. Мамедова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 17 июля 2024 г. N 024/06/106-2207/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.07.2024