Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению обращений о внесении сведений в реестр недобросовестных поставщиков в составе: Председатель Комиссии - М.А. Дударева, заместитель руководителя; члены Комиссии - Е.А. Шмыгина, заместитель начальника отдела; Г.Г. Мамедова, старший государственный инспектор (далее - Комиссия), рассмотрев обращение заказчика - МКУ города Красноярска "УКС" (далее - заказчик) с просьбой о внесении сведений об ООО "ГЛАВМЕТАЛЛ" (ИНН 5433976680, КПП 543301001) (далее - общество) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с уклонением победителя от заключения контракта по результатам проведения электронного аукциона "Выполнение работ по устройству временного ограждения здания бывшего ДК "КрасТЭЦ", расположенного по адресу: г. Красноярск, пр-т им. газеты "Красноярский рабочий", д. 20" (далее - контракт), извещение N0119300019824001041 (далее - аукцион), установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступило обращение заказчика о включении сведений об обществе в реестр недобросовестных поставщиков в связи с уклонением поставщика от заключения контракта, по результатам проведения электронного аукциона (далее - обращение).
В соответствии с подпунктом "а" пункта 3 раздела II Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённых Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" (далее - Правила), обращение было направлено заказчиком в территориальный орган контроля по месту нахождения заказчика - Красноярское УФАС России.
Поступившее в Красноярское УФАС России обращение, сформировано в соответствии с пунктами 4-8 раздела II Правил ведения РНП.
Соответственно, заказчиком соблюдены требования законодательства о контрактной системе к форме обращения.
Обращение заказчика поступило в Красноярское УФАС России посредством Единой информационной системы (далее - ЕИС) в соответствии с подпунктом "б" пункта 9 раздела II Правил ведения РНП.
Обращение сформировано и направлено заказчиком в Красноярское УФАС России одновременно с размещением в единой информационной системе протокола признания участника закупки уклонившимся от заключения контракта от 12.07.2024, в соответствии с подпунктом "а" пункта 9 раздела II Правил ведения РНП.
Комиссия Красноярского УФАС России установила, что заказчиком соблюдён порядок подачи обращения.
На основании статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и раздела III Правил ведения РНП, Красноярским УФАС России было принято решение о проведении внеплановой проверки факта уклонения общества от заключения контракта.
В установленный законодательством о контрактной системе, а также подпунктом "г" пункта 9 раздела II Правил ведения РНП срок Красноярское УФАС России по адресам электронной почты, указанным в обращении, направило заказчику и обществу уведомления о проведении внеплановой проверки.
В соответствии с законодательством о контрактной системе, а также подпунктом "д" пункта 9 раздела II Правил ведения РНП указанные уведомления также были размещены в ЕИС. Таким образом, лица, привлеченные к рассмотрению вышеуказанного обращения, считаются надлежащим образом уведомленными о его рассмотрении и о проведении внеплановой проверки.
На основании пункта 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссией Красноярского УФАС России проведена внеплановая проверка, на предмет соблюдения требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при проведении вышеуказанной закупки.
Из пункта 13 Правил, следует, что рассмотрение вопроса о включении информации об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов, осуществляется с участием представителей заказчика и лица, информация о котором направлена заказчиком для включения в реестр. В случае неявки указанных лиц или их представителей рассмотрение указанного вопроса осуществляется в их отсутствие.
До начала заседания Комиссии от сторон поступили письменные пояснения.
На заседании Комиссии, состоявшемся 18.07.2024 в 12:10, присутствовал представитель заказчика, должным образом подтвердивший личность и полномочия. Рассмотрение обращения состоялось в отсутствие представителя общества.
Вместе с тем в заседании Комиссии был объявлен перерыв до 19.07.2024 в 12:30 с целью получения дополнительной информации от общества для полного, всестороннего и объективного рассмотрения обращения.
Запрошенная дополнительная информация от общества в материалы внеплановой проверки представлена не была.
Рассмотрение обращения состоялось 19.07.2024 в 12:30 в отсутствие сторон, уведомленных надлежащим образом.
Рассмотрев обращение заказчика и приложенные к нему материалы, иные материалы и сведения, представленные заказчиком, проведя внеплановую проверку, Комиссия по рассмотрению сведений о недобросовестных поставщиках установила следующее.
На официальном сайте zakupki.gov.ru было размещено извещение о проведении электронного аукциона.
Согласно информации, размещённой в ЕИС, протокол подведения итогов определения поставщика был размещён заказчиком 02.07.2024. Заявке общества был присвоен порядковый номер 1.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе заказчик не позднее двух рабочих дней после размещения в ЕИС протокола подведения итогов определения поставщика размещает в ЕИС проект контракта для подписания поставщиком.
Согласно материалам внеплановой проверки 04.07.2024 заказчик направил обществу проект контракта.
Изучив проект контракта, Комиссия установила, что проект контракта соответствует положениям пункта 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе.
Из пункта 2 части 4 статьи 51 Закона о контрактной системе, следует, что не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения участником закупки, с которым заключается контракт, информации и документов в соответствии с частью 3 указанной статьи, заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта с учетом информации, содержащейся в протоколе разногласий, размещенном участником закупки, с которым заключается контракт, в соответствии с пунктом 2 части 3 настоящей статьи.
Из пункта 1 части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе следует, не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 данной статьи проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 статьи 51 Закона о контрактной системе
1) такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта;
2) заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока выполнения участником закупки требований, предусмотренных частями 3 и 5 статьи 51 Закона о контрактной системе:
а) формирует с использованием единой информационной системы и подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта, содержащий дату подписания такого протокола, идентификационный номер заявки участника закупки, уклонившегося от заключения контракта, указание на требования, не выполненные участником закупки;
б) формирует и направляет в соответствии с порядком, предусмотренным частью 10 статьи 104 Закона о контрактной системе, в день размещения в единой информационной системе протокола, предусмотренного подпунктом "а" пункта 2 части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе, обращение о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
в) оператор электронной площадки не позднее одного часа с момента размещения в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе протокола об уклонении участника закупки от заключения контракта направляет такому участнику закупки уведомление о таком размещении.
Обществом, в установленный законом срок (11.07.2024), проект контракта подписан не был.
Из письменных пояснений общества следует, что в смете, прилагаемой заказчиком, на исполнение контракта были занижены цены на материалы. Закупить материалы по сметным ценам не представляется возможным.
Положения рассматриваемого извещения содержат соответствующие локально-сметные расчёты. Комиссия обращает внимание на то, что извещение размещено на официальном сайте ЕИС (www.zakupki.gov.ru). Следовательно, рассматриваемый аукцион, находится в открытом доступе в телекоммуникационной сети "Интернет".
Комиссия отмечает, что лицо, принимая решение об участии в процедуре определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и подавая соответствующую заявку, несёт риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе, приведших к неудовлетворению нужд заказчика.
Комиссией в ходе рассмотрения обращения установлено, что извещение рассматриваемого аукциона имеет НМЦК - 701 300,00 руб.
Из протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 02.07.2024 N ИЭА1 следует, что ценовое предложение общества составило 697300,00 руб.
Таким образом, Комиссия отмечает, что довод изложенный обществом в своих письменных пояснениях, признан несостоятельным в связи с тем, что принимая участие в аукционе, общество ознакомившись со всеми условиями закупки, в том числе НМЦК, локально-сметных расчётах и изначально мог оценить свои возможности и предпринимательскую выгоду или отсутствие таковой участия в рассматриваемой закупке.
В ходе рассмотрения обращения Комиссией установлено, что в материалы дела обществом не представлены доказательства, содержащие объективную причину нарушения требований части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 14 Правил ведения РНП орган контроля принимает решение об отказе во включении информации об участнике закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил, выявлено хотя бы одно из следующих обстоятельств:
а) заказчиком нарушены установленные законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требования:
к определению такого участника закупки лицом, с которым заключается контракт;
к направлению такому участнику закупки проекта контракта, заключению контракта, признанию участника закупки уклонившимся от заключения контракта;
б) участником закупки в срок до признания его в соответствии с Федеральным законом уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта;
в) участником закупки не выполнены требования, предусмотренные Федеральным законом для заключения контракта, вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится невыполнение требований, предусмотренных указанным законом для заключения контракта, по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
Комиссией ни одно из указанных обстоятельств установлено не было.
Таким образом, учитывая совокупность вышеуказанных обстоятельств, Комиссия установила, что обществом были совершены действия по недобросовестному уклонению от заключения контракта.
Положения статьи 104 Закона о контрактной системе устанавливают порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков, а также основания, при которых сведения об участниках размещения заказа включаются в указанный реестр.
Исходя из положений приведенной нормы, реестр недобросовестных поставщиков, с одной стороны, является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств. При этом, одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа.
С другой стороны, анализ статьи 104 Закона о контрактной системе позволяет сделать вывод и о том, что реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере контрактной системы, а, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
При этом в силу пункта 3 статьи 401 ГК РФ если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Согласно части 1 статьи 2 ГК РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Участник закупки, подавший заявку на участие в электронном аукционе и принявший участие в проведении электронного аукциона, осуществляет такими действиями свою предпринимательскую деятельность.
Принимая решение об участии в государственной или муниципальной закупке, участники такой закупки (а впоследствии исполнители контрактов) обязаны соблюдать требования законодательства о контрактной системе и должны осознавать, что за несоблюдение таких требований указанное законодательство предусматривает санкции, в том числе заключающиеся во внесении в РНП сведений об уклоняющемся от заключения или исполнения контракта лице. Порядок применения такой санкции закрытым не является (открыто предусмотрен нормами законодательства о контрактной системе) и также предусмотрен законодательством о контрактной системе. Ввиду изложенного лицо, принявшее участие в государственной и муниципальной закупке должно было предвидеть возможность наступления негативных последствий своего бездействия выразившегося в уклонении от заключения контракта.
Согласно позиции ВАС РФ, изложенной в определении от 11.05.2012 N ВАС-5621/12 по делу N А40-53664/11, включение в реестр недобросовестных поставщиков не подавляет экономическую самостоятельность и инициативу общества (индивидуального предпринимателя), не ограничивает чрезмерно его право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности и в данном случае не препятствует осуществлению хозяйственной деятельности общества (индивидуального предпринимателя).
Уклонение от заключения контракта может выражаться как в совершении целенаправленных (умышленных) действий или бездействия, осуществленных с указанной целью, так и в их совершении по неосторожности, когда участник электронного аукциона по небрежности не принимает необходимых мер по соблюдению норм и правил, необходимых для заключения контракта, то есть создает условия, влекущие невозможность подписания контракта.
В результате изучения совокупности сведений, содержащихся в материалах проверки, проводимой Комиссией по факту уклонения ООО "ГЛАВМЕТАЛЛ" от заключения контракта по итогам проведения электронного аукциона, Комиссией было установлено отсутствие доказательств, подтверждающих наличие уважительной причины, обусловившей уклонение общества от заключения контракта, выразившееся в несовершении в регламентированный срок предусмотренных законом действий по подписанию проекта контракта усиленной электронной подписью или размещению в ЕИС протокола разногласий, или подписания усиленной электронной подписью отказа от заключения контракта. Доказательств невозможности соблюдения обществом положений действующего законодательства Российской Федерации о контрактной системе по причинам, не зависящим от нее, в адрес Комиссии представлено не было. Также у Комиссии отсутствовали доказательства, свидетельствующие о наличии чрезвычайных и непредотвратимых при заключении контракта обстоятельств, вследствие которых общество уклонилась от подписания контракта по результатам проведения электронного аукциона.
При этом факт того, что лицо уклоняется от заключения контракта такому лицу также известен. Изложенное, в случае если такое уклонение не является недобросовестным, обуславливает необходимость осуществления совершения им действий, направленных на установления фактов: принятия заказчиком решения о признании его уклонившемся от заключения контракта, решения о расторжении контракта в одностороннем порядке, о рассмотрении контрольным органом обращения заказчика о включении сведений РНП. Не совершение таких действий не может свидетельствовать о добросовестности лица и должно быть принято во внимание контрольным органом при принятии решения.
Кроме того, тот факт, что лицо не осуществляло самостоятельных действий, направленных на устранение негативных последствий своего нарушения требований законодательства о контрактной системе, лишь дополнительно свидетельствует, что такое лицо не готово и не может надлежащим образом осуществлять свою деятельность в рамках законодательства о контрактной системе, поскольку такое законодательство предъявляет к своим субъектам более строгие требования, чем гражданское законодательство.
На основании части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Уклонение хозяйствующего субъекта от заключения договора предполагает его недобросовестное, виновное поведение.
Оценив все имеющиеся документы и сведения, Комиссией не установлено оснований и причин, препятствующих обществом подписать контракт со своей стороны, в установленный законом срок.
Согласно материалам внеплановой проверки заказчиком проект контракта направлен 16.07.2024 участнику со следующим порядковым номером.
Стоит также отметить, что намеренное уклонение от подписания контракта негативно сказывается на деятельности заказчика, поскольку влечёт увеличение сроков на заключение контракта и его исполнение, а в случае принятия участия в закупке единственного участника - проведение процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) заново.
Таким образом, Комиссия Красноярского УФАС России пришла к выводу о наличии достаточных оснований считать ООО "ГЛАВМЕТАЛЛ" уклонившимся от заключения контракта по итогам проведения электронного аукциона.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства от 30.06.2021 N 1078, Комиссия Красноярского УФАС России
РЕШИЛА:
Включить сведения об ООО "ГЛАВМЕТАЛЛ" (ИНН 5433976680, КПП 543301001), лице, исполняющего функции единоличного исполнительного органа Захарове Р.В. (ИНН 544808007589) в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года, с учетом сведений, приведенных в нижеизложенной таблице.
Дата события* |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I + II + III разделы) |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по I разделу |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по II разделу |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|||
12.07.24 |
16.07.24 |
12.07.24 |
0 |
15.07.24 |
19.07.24 |
19.07.24 |
0 |
24.07.24 |
24.07.24 |
0 |
0 |
* дата признания участника закупки уклонившимся, дата вступления в силу решения заказчика об одностороннем расторжении контракта или дата вступления в силу судебного акта
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд Красноярского края в течение трех месяцев с момента его принятия в установленном законом порядке.
Председатель Комиссии |
М.А. Дударева |
Члены Комиссии |
Е.А. Шмыгина |
|
Г.Г. Мамедова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 19 июля 2024 г. N 024/10/104-2226/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.07.2024