Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению обращений о внесении сведений в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в составе: Председатель Комиссии - Е.О. Хорышев, начальник отдела; члены Комиссии - Е.М. Хоменко, главный государственный инспектор; А.Р. Мулагалеев, ведущий специалист-эксперт (далее - Комиссия), рассмотрев обращение заказчика -- Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Курагинская районная больница" (далее - заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - РНП) сведений о Сельскохозяйственном, потребительском, перерабатывающем, сбытовом кооперативе "Мяско" (ИНН 2414003850) (далее - поставщик, СПОК "Мяско"),
установила
следующее. В адрес Красноярского УФАС России поступило обращение заказчика о включении сведений о СПОК "Мяско" в РНП в связи с уклонением СПОК "Мяско" от заключения контракта по результатам проведения запроса котировок в электронной форме ЗК-N-11300/24 "Поставка продуктов питания (говядина охлажденная) для нужд КГБУЗ "Курагинская РБ" во 2 полугодии 2024 г." (далее - запрос котировок), извещение N0119200000124010806, ИКЗ 242242300005124230100101630011011244.
В соответствии с частью 7 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) Красноярское УФАС России, осуществляет проверку содержащихся в обращении заказчика фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в РНП соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в РНП. Кроме того, в соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку при получение 2024-12097 обращения о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в РНП.
В соответствии с частью 10 статьи 104 Закона о контрактной системе Правительством Российской Федерации устанавливается порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила ведения РНП). Комиссией не установлено, что заказчиком нарушены требования к порядку направления или форме обращения о включении сведений о поставщике в РНП. Комиссией в адрес заказчика и СПОК "Мяско" направлено уведомление о назначении даты заседания Комиссии, указанные уведомления размещены в единой информационной системе (далее - ЕИС).
Заказчиком и СПОК "Мяско" в установленный срок предоставлены в адрес Красноярского УФАС России запрошенные в уведомлении документы и сведения. До начала заседания Комиссии по рассмотрению обращения по существу СПОК "Мяско" и заказчиком в связи с территориальной удаленностью были заявлены ходатайства об участии в указанном заседании Комиссии посредством видео-конференц-связи. Ходатайства были рассмотрены и удовлетворены Комиссией. Заседание Комиссии состоялось 19.07.2024 в 14:30 (местное время). На заседании Комиссии посредством видео-конференц-связи присутствовали представители заказчика и СПОК "Мяско", личности и полномочия представителей подтверждены. Рассмотрев обращение заказчика и приложенные к нему материалы, иные материалы и сведения, представленные заказчиком и поставщиком, проведя внеплановую проверку, Комиссия
установила
следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием ЕИС, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в ЕИС извещение об осуществлении закупки. В связи с возникшей у заказчика потребностью уполномоченным органом - Агентством государственного заказа Красноярского края на официальном сайте zakupki.gov.ru 01.07.2024 было размещено извещение N 0119200000124010806 о проведении запроса котировок (далее - извещение).
В соответствии с подпунктами "а" и "б" пункта 1 части 3 статьи 50 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленных в извещении об осуществлении закупки, члены комиссии по осуществлению закупок принимают решение о соответствии заявок извещению о проведении закупки или отклонении заявки, присваивают заявкам, признанным соответствующими извещению порядковые номера в порядке возрастания предложенной цены контракта. Пунктом 2 части 3 статьи 50 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), который должен содержать информацию, предусмотренную пунктами 1, 2, 4 - 7 части 17 статьи 48 Закона о контрактной системе.
Согласно пунктам 2 и 4 части 17 статьи 48 Закона о контрактной системе протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) должен содержать, в том числе: информацию о принятом в отношении каждой заявки (каждой части заявки), 2024-12097 поданной на участие в закупке, решении о соответствии извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным Законом о контрактной системе; порядковые номера, присвоенные в соответствии с Законом о контрактной системе заявкам на участие в закупке.
В соответствии с информацией, размещенной в ЕИС, заказчиком, уполномоченным органом 09.07.2024 был сформирован протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 09.07.2024 NИЗК1 (далее - протокол итогов). Комиссией было установлено, что в соответствии с протоколом итогов на участие в запросе котировок было подано три заявки, все заявки были признаны соответствующими требованиям извещения о проведении запроса котировок, заявке победителя был присвоен номер 80.
В соответствии с информацией, представленной оператором электронной площадки, заявка 80 принадлежит СПОК "Мяско".
На основании части 6 статьи 50 Закона о контрактной системе заключение контракта по результатам проведения электронного запроса котировок осуществляется в порядке, установленном статьей 51 Закона о контрактной системе с учетом особенностей, установленных в статье 50 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 50 Закона о контрактной системе заказчик формирует и размещает в ЕИС и на электронной площадке (с использованием ЕИС) без своей подписи проект контракта не позднее одного рабочего дня, следующего за днем размещения в ЕИС протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
В соответствии с письменными пояснениями заказчика 10.07.2024 заказчиком в ЕИС был размещен проект контракта. Пунктом 2 части 6 статьи 50 Закона о контрактной системе предусмотрено, что участник закупки, с которым заключается контракт, должен подписать контракт и предоставить обеспечение исполнения обязательств по контракту не позднее одного рабочего дня, после размещения проекта контракта.
На основании письменных пояснений заказчика, подтвержденных скриншотами ЕИС, 11.07.2024 СПОК "Мяско" не подписал проект контракта.
В соответствии с пунктами 1 и 2 части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены в установленный срок требования, предусмотренные частью 3 статьи 51 Закона о контрактной системе, такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта, при этом заказчик не позднее одного рабочего дня после истечения срока, предусмотренного частью 3 статьи 51 Закона о контрактной системе, должен сформировать в ЕИС протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта. Комиссия установила, что 12.07.2024 заказчиком был сформирован в ЕИС протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта от 12.07.2024 NППУ20 1 (далее - протокол уклонения). Комиссией установлено отсутствие нарушений в действиях заказчика, связанных с порядком признания СПОК "Мяско" уклонившимся от заключения контракта. Вместе с тем, в соответствии с письменными пояснениями СПОК "Мяско" в регламентированный срок им не был подписан проект контракта по причине аварийного отключения электроэнергии в селе Идринском 11.07.2024, что подтверждается справкой Идринского РЭС филиала ПАО "Россети Сибири" - "Красноярскэнерго".
Также СПОК "Мяско" предоставил в материалы внеплановой проверки копии писем, направленных 12.07.2024 и 15.07.2024 в адрес заказчика, в которых СПОК "Мяско" информировал заказчика о причинах неподписания контракта, о готовности заключить и исполнить такой контракт, о возобновлении процедуры подписания контракта. Факты получения таких писем заказчик не отрицал. 2024-12097 Кроме того, 12.07.2024 СПОК "Мяско" обратился в адрес оператора электронной площадки, Красноярского УФАС России с просьбой о возобновлении процедуры подписания контракта.
Согласно части 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Вместе с тем "уклонение от заключения контракта" предполагает не только формальное нарушение требований законодательства, но и отсутствие реального намерения заключить и исполнить контракт, в связи с чем, для включения в реестр по данному основанию, помимо факта нарушения, необходимо установить направленность воли и недобросовестный характер поведения общества. Следовательно, основанием для включения в реестр является такое уклонение участника закупки, которое предполагает его недобросовестное поведение, противоречащее законодательству Российской Федерации о контрактной системе и выражающееся в непринятии им всех мер для надлежащего исполнения обязательства, которые требовались от него по характеру обязательства и условиям оборота при надлежащей степени заботливости и осмотрительности, совершенное им при наличии с его стороны умысла или неосторожности.
Согласно пункту 14 Правил ведения реестра, орган контроля принимает решение об отказе во включении информации об участнике закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил ведения РНП, выявлено хотя бы одно из следующих обстоятельств:
а) Заказчиком нарушены установленные законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требования: к определению такого участника закупки лицом, с которым заключается контракт; к направлению такому участнику закупки проекта контракта, заключению контракта, признанию участника закупки уклонившимся от заключения контракта;
б) участником закупки в срок до признания его в соответствии с Федеральным законом уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта;
в) участником закупки не выполнены требования, предусмотренные Федеральным законом для заключения контракта, вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится невыполнение требований, предусмотренных Федеральным законом для заключения контракта, по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика. Комиссией установлено, что контракт не был подписан СПОК "Мяско" по причине аварийного отключения электроэнергии в селе Идринском 11.07.2024, вместе с тем в порядке подпункта "б" пункта 14 Правил ведения РНП СПОК "Мяско" были совершены действия, 2024-12097 свидетельствующие об отсутствие намерения уклоняться от заключения контракта: 12.07.2024 и 15.07.2024 в адрес заказчика СПОК "Мяско" направил письма, в которых информировал заказчика о причинах неподписания контракта, о готовности заключить и исполнить такой контракт, о возобновлении процедуры подписания контракта; 12.07.2024 СПОК "Мяско" обратился в адрес оператора электронной площадки, Красноярского УФАС России с просьбой о возобновлении процедуры подписания контракта.
Таким образом, совокупность вышеизложенных обстоятельств свидетельствует об отсутствии у поставщика намерения уклоняться от заключения контракта и является основанием для отказа во включении сведений об обществе в РНП. Включение в реестр представляет собой специальную меру ответственности, установленную в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств, о чем указано, в том числе в Определениях Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.09.2012 NВАС-11617/12 и от 12.07.2013 NВАС-8371/13.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 4-П, от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П).
Такой правовой подход подлежит применению и при рассмотрении обращений о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков, учитывая, что последствия по применению санкции в виде включения сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков могут иметь более негативный экономический характер, чем наложение штрафа (судебные акты по делам NN ВАС-11617/12, А21-4381/2012, А70-11549/2015, А73-2000/2018).
В отношении просьбы СПОК "Мяско" о возобновлении процедуры подписания контракта между ним и заказчиком Комиссия сообщает следующее.
В силу части 1 статьи 51 Закона о контрактной системе участники закупки, заявки которых не отозваны в соответствии с Законом о контрактной системе, обязаны подписать контракт в порядке, установленном статьей 51 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 2 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в ЕИС протокола уклонения, заказчик направляет проект контракта для подписания участнику закупки, занявшему второе место. Комиссией установлено на основании письменных пояснений заказчика, представленного скриншота с информацией, размещенной в ЕИС, а также сведений государственной информационной системы "Независимый регистратор", предназначенной для фиксации действий участников закупок в процессе проведения торгов на электронных площадках и в ЕИС, что заявка участника электронного запроса котировок, занявшего второе место, не отозвана, и 16.07.2024 заказчик во исполнение части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе направил такому участнику проект контракта по результатам проведения запроса котировок.
Таким образом, у Комиссии отсутствуют правовые основания для выдачи предписания, предусмотренного пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, поскольку, во-первых, Комиссией при проведении внеплановой проверки не было выявлено нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (кроме того, о наличии каких-либо нарушений не было заявлено и СПОК "Мяско" в ходе проведения заседания Комиссии по рассмотрению обращения по существу, при том обстоятельстве, что председатель Комиссии задавал соответствующий 2024-12097 вопрос представителю СПОК "Мяско" в ходе проведения заседания), во-вторых, возобновление процедуры подписания контракта между СПОК "Мяско" и заказчиком повлечет нарушение нормативно урегулированной Законом о контрактной системе процедуры заключения контракта, предоставляющей право его подписания участнику закупки, занявшему второе место, в случае уклонения победителя такой процедуры от подписания такого контракта, и непосредственно прав участника закупки, занявшего второе место, на подписание контракта по результатам запроса котировок. Руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, правилами ведения РНП, Комиссия
решила
отказать Краевому государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Курагинская районная больница" во включении сведений о Сельскохозяйственном, потребительском, перерабатывающем, сбытовом кооперативе "Мяско" (ИНН 2414003850) в реестр недобросовестных поставщиков.
Решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в арбитражный суд Красноярского края в течение трех месяцев со дня его принятия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Председатель Комиссии Е.О. Хорышев Члены Комиссии Е.М. Хоменко А.Р. Мулагалеев Исп.Хоменко Е.М. тел.8(391)2110144 2024-12097
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 19 июля 2024 г. N 024/10/104-2225/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.07.2024