Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению обращений о внесении сведений в реестр недобросовестных поставщиков в составе: Председатель Комиссии - заместитель руководителя, М.А. Дударева, члены Комиссии - главный государственный инспектор, Е.М. Хоменко, заместитель начальника отдела, Е.А. Шмыгина (далее - Комиссия), рассмотрев обращение заказчика - ООО "КОДЕКС-ТехноСервис" (ИНН 2461033347) (далее - общество, исполнитель) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта N 6-р от 19.02.2024 (реестровый N 1246612452724000036), заключенного по результатам проведения электронного аукциона "Оказание услуг по техническому обслуживанию и текущему ремонту систем охранно-пожарной сигнализации в административных зданиях ГУФССП России по Красноярскому краю", извещение N 0119100008324000002, ИКЗ 241246612452724650100100130028020244,
установила
следующее. В адрес Красноярского УФАС России поступило обращение заказчика с просьбой о включении сведений об исполнителе в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта. Обращение подано в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), соответствовало требованиям раздела II Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" (далее - Постановление Правительства РФ N 1078), в связи с чем подлежало принятию к рассмотрению.
На основании пункта 5 части 15 статьи 99, статьи 104 Закона о контрактной системе и Постановления Правительства РФ N 1078 Красноярским УФАС России было принято решение о проведении проверки факта ненадлежащего исполнения исполнителем условий контракта, заключенного с заказчиком по результатам проведения электронного аукциона. 2024-12165 В установленный подпунктом "г" пункта 9 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 1078, (далее - Правила) срок, Красноярское УФАС России по адресам электронной почты, указанным в контракте, направило заказчику и исполнителю уведомление о проведении внеплановой проверки, в котором содержалось требование о представлении необходимых документов и сведений для рассмотрения обращения по существу, а также сообщалось о месте и времени проведения заседания Комиссии по рассмотрению вышеуказанного обращения. Кроме того, указанное уведомление, в силу требований пункта 9 Правил, было размещено в ЕИС.
Таким образом, заказчик и исполнитель считаются надлежащим образом уведомленными о месте и времени проведения заседания Комиссии по рассмотрению обращения заказчика по существу. В срок, установленный подпунктом "з" пункта 9 Правил, заказчик направил документы и сведения, запрашиваемые в уведомлении о проведении внеплановой проверки. В свою очередь исполнитель в порядке, предусмотренном подпунктом "а" пункта 13 Правил, также предоставил в адрес Красноярского УФАС России в соответствии с указанным уведомлением информацию и документы, объяснения в письменной форме, в том числе подтверждающие, по его мнению, отсутствие фактов его недобросовестности при исполнении контракта. Из пункта 13 Правил следует, что рассмотрение вопроса о включении информации об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов, осуществляется с участием представителей заказчика и лица, информация о котором направлена заказчиком для включения в реестр. В случае неявки указанных лиц или их представителей рассмотрение указанного вопроса осуществляется в их отсутствие. На рассмотрении обращения заказчика по существу участвовали представители заказчика и исполнителя, надлежащим образом подтвердившие свои личности и полномочия. Рассмотрев обращение заказчика, документы и сведения, представленные заказчиком и исполнителем к моменту проведения заседания Комиссии по рассмотрению обращения по существу, а также размещенные в единой информационной системе при проведении электронного аукциона, заключении, исполнении и расторжении контракта, проведя внеплановую проверку, Комиссия по рассмотрению сведений о недобросовестных поставщиках
установила
следующее. Комиссией установлено, что между заказчиком и обществом был заключен контракт N 6-р от 19.02.2024 на оказание услуг по техническому обслуживанию и текущему ремонту систем охранно-пожарной сигнализации. Проанализировав положения контракта Комиссия
установила
следующее.
Согласно пункту 1.1. контракта Исполнитель по заданию Заказчика обязуется в установленный Контрактом срок оказать услуги по техническому обслуживанию и текущему ремонту систем охранно-пожарной сигнализации (далее - услуги), а Заказчик обязуется принять оказанные услуги и оплатить их.
Согласно пункту 2.1. контракта Услуги оказываются Исполнителем в соответствии с требованиями технического задания (далее - ТЗ) (приложение к настоящему Контракту), являющегося неотъемлемой частью Контракта. Разделом III контракта определены права и обязанности сторон. Пунктом 4.1. контракта определено, что eслуги оказываются в сроки, указанные в Контракте. Начало оказания услуг - 01.03.2024 г. Окончание оказания услуг - 30.11.2024 г. Порядок сдачи и приемки оказанных услуг разделом V контракта, условия об ответственности сторон определены разделом IX контракта, порядок рассмотрения и разрешения споров определен разделом XI контракта.
В силу пункта 13.7. контракта Контракт может быть расторгнут по взаимному соглашению Сторон, по решению суда или в случае одностороннего отказа Стороны от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством в порядке, предусмотренном частями 9 - 23 статьи 2024-12165 2 95 Федерального закона N 44-ФЗ.
Проанализировав совокупность документов и сведений, представленных заказчиком и обществом в материалы проверки, Комиссия
установила
следующие обстоятельства.
В соответствии с пунктом 5.3. технического задания к Контракту, для устранения отказа элементов автоматической ОПС, в межрегламентный период Исполнитель должен прибыть на обслуживаемый объект по вызову Заказчика в сроки не превышающие 1 часа, для подразделений, расположенных в г. Красноярске и не более 4 часов для остальных подразделений. Техническое обслуживание по заявкам охранно-пожарной сигнализации осуществляется Исполнителем, в случае необходимости, вызванной ее состоянием. По сведениям заказчика 08.04.2024 в 9 часов 23 минуты оператору N 8 Исполнителя было сообщено о неисправности ОПС (не принимается на пульт охраны) в служебном помещении ГУФССП России по Красноярскому (г. Красноярск, ул. Чернышевского 51). Техник для устранения неисправности прибыл только в 14 часов 20 минут 09.04.2024.
В соответствии с пунктом 7.1. и 7.2. технического задания к Контракту все оказанные услуги, в том числе по контролю качества, должны фиксироваться в Журнале регистрации работ по ТО и TP, один экземпляр которого должен храниться в Главном управлении, другой у Исполнителя. Записи в обоих Журналах регистрации работ по ТО и TP, в том числе о выявленных недостатках в содержании и эксплуатации ОПС, должны быть идентичны, оформляться одновременно и заверяться подписями ответственных лиц сторон. Описание оказанных Исполнителем услуг должно соответствовать регламентам приведенным в Техническом задании Контракта, однако, информация, зафиксированная в журналах указанным требованиям не соответствует. Как указывает заказчик, на момент выставления претензии от 02.05.2024 N 24908/24/63172- СГ ни на одном из 42 объектов, предусмотренных Контрактом, на подпись Заказчику не был предоставлен ни один второй экземпляр журнал регистрации работ за обслуживание объектов, хранящийся у Исполнителя.
Согласно п. 6.1 технического задания к Контракту, обслуживание должно проводиться не реже 1 раза в месяц (ежемесячное ТО). Журнал не был предоставлен в марте и апреле 2024 года.
Таким образом, данное нарушение условий контракта было допущено 84 раза (42 объекта * 2 месяца = 84).
В соответствии с пунктом 6.1. технического задания к Контракту, регламент N 1 (техническое обслуживание по заявкам (но не реже 1 раза в месяц (ежемесячное ТО)) включает в себя: 6.1.1. контроль состояния корпуса, кнопок, выключателей и переключателей, световой индикации, информационных надписей и пломбирования приемно- контрольного прибора, его крепления (установки), заземления и внешних соединений; 6.1.2. контроль состояния и крепления шлейфа сигнализации с извещателями, линии связи; 6.1.3. проверку срабатывания системы при имитации (по каждому шлейфу) режимов: "Пожар" ("Тревога"), "Неисправность" ("К.З.", "Обрыв"), восстановление "дежурного режима" системы; 6.1.4. контроль работоспособности всех контуров в том числе звуковых, радиоволновых, ИК - извещателей, магнитоконтактных; 6.1.5. проверку правильности функционирования передающих и приемных приборов; 6.1.6. проверку состояния блоков основного и резервного электропитания с измерением уровня токов и напряжений источников; 6.1.7. выявление и устранение помех в зоне действия охранных извещателей; 6.1.8. проверку выдачи сигналов управления выносными оповещателями; 6.1.9. чистку наружных поверхностей корпусов приемно-контрольных приборов, внутреннего монтажа, контактов реле, разъемов, контроль их состояния; 6.1.10. чистку наружных поверхностей извещателей, внутреннего монтажа, контактной группы, розетки - извещателя, контроль их состояния, а также контроль состояния мест соединений со шлейфом в том числе контроль состояния вспомогательных элементов шлейфа 2024-12165 3 (резисторов, диодов), контактов соединительных (разъединительных) коробов; 6.1.11. чистку наружных поверхностей оповещателей; 6.1.12. замену индикаторных ламп (светодиодов), кнопок, выключателей и переключателей, предохранителей, встроенных элементов питания приемно- контрольных приборов при их неисправностях за счет средств Исполнителя; 6.1.13. устранение обрыва ("К.З."), восстановление прочности крепления шлейфа сигнализации с извещателями, линиями связи, восстановление прочности крепления, внешних соединений, оповещателей, восстановление контактов между розеткой и извещателем, между шлейфом и извещателем при необходимости, замена вспомогательных элементов шлейфа (резисторов, диодов), извещателей при их неисправностях за счет средств Исполнителя; 6.1.14. профилактические работы (предупреждение отказов путем диагностирования и прогнозирования); 6.1.15. проверку работоспособности аппаратуры и источников питания в предусмотренных режимах; 6.1.16. осмотр состояния отдельных узлов, блоков, разъемов; 6.1.17. проверку и чистку блоков аппаратуры, монтажа; 6.1.18. проверку средств охранной и пожарной сигнализации на срабатывание; 6.1.19. проверку работоспособности аппаратуры с проведением необходимых настроек; 6.1.20. проверку технического состояния всех элементов ОПС, замену неисправных элементов за счет Исполнителя; 6.1.21. проведение ремонтно - восстановительных работ:
- контрольно-проверочные работы (контроль готовности технических средств к применению, в определении необходимости настройки, регулировки, выявлении повреждений, неисправностей и частичных отказов);
- регулировочно-настроечные работы (доведение параметров и общего состояния технических средств до требуемых норм). Указанный выше перечень работ при его выполнении должен быть зафиксирован в Журналах регистрации работ по ТО и TP в соответствии с пунктом 7.1. и 7.2. технического задания к Контракту. Заказчик указал на то, что регламентные работы не проводились с марта по апрель в следующих подразделениях: Ужурском ОСП, Козульском ОСП, Б.
Муртинском ОСП, ОСП по Кировскому району, нежилое здание Чернышевского, 51; Чернышевского, 51а. Техник ограничивался визуальным осмотром.
Таким образом, нарушение, связанное с непроведением регламента N 1 в соответствии с условиями Контракта допущено 12 раз (6 объектов * 2 месяца = 12).
Документально данный факт заказчик не подтвердил.
В соответствии с пунктом 4.2. технического задания к Контракту, при оказании услуг Исполнитель обязан осуществлять, в том числе, своевременную замену отдельных составляющих и частей ОПС, неработоспособных приборов, блоков, плат, кабелей, проводов и других компонентов регламентированных технической документацией на ОПС или её отдельные элементы на исправные однотипные или функционально эквивалентные заменяемым, на время ремонта из обменного фонда Исполнителя.
Согласно предоставленным актам от: ОСП по Ирбейскому району, ОСП по Саянскому району, ОСП по Абанскому району, ОСП по Боготольскому району - резервный источник питания (АКБ) системы ОПС требует замены, однако ни в одном из указанных отделов не был предоставлен ни один источник питания для поддержания работоспособности системы до момента приобретения Главным управлением резервного источника питания. Данное нарушение было допущено 4 раза, так как резервный источник питания не был предоставлен на четырех объектах. Указанные факты, по мнению заказчика, свидетельствуют о ненадлежащем исполнении условий контракта Исполнителем. Заказчиком 02.05.2024 посредством размещения в ЕИС исполнителю была направлена претензия N 24908/24/63172-СГ с требованием незамедлительного устранения нарушений. 2024-12165 4 В силу статьи 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями, в том числе с учетом государственного/муниципального контракта. Если обязательство предусматривает или позволяет определить день его исполнения или период времени, в течение которого оно должно быть исполнено, данное обязательство подлежит исполнению в этот день или, соответственно, в любой момент в пределах такого периода (пункт 1 статьи 314 ГК РФ).
Согласно статье 401 ГК РФ:
1. Лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
2. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
3. Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств. Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Согласно статье 450 ГК РФ существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Согласно части 2 статье 450.1 ГК РФ в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным. Рассматриваемый контракт по своей правовой природе является договором возмездного оказания услуг.
В соответствии с частью 1 статьи 782 ГК РФ заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов.
В силу статьи 783 ГК РФ общие положения о подряде (статьи 702 - 729) и положения о бытовом подряде (статьи 730 - 739) применяются к договору возмездного оказания услуг, если это не противоречит статьям 779 - 782 ГК РФ, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг.
В соответствии с частью 3 статьи 723 ГК РФ если отступления в работе от условий договора подряда или иные недостатки результата работы в установленный заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения причиненных убытков. Поскольку, по мнению заказчика, исполнителем ненадлежащим образом оказывались услуги по контракту, реализуя свое право на односторонний отказ от исполнения контракта, предусмотренное пунктом 13.7 контракта, частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, принял 04.07.2024 решение о расторжении контракта в одностороннем порядке. Процедура одностороннего отказа от исполнения контракта урегулирована частями 12.1, 13, 2024-12165 5 14, 14.1 статьи 95 Закона о контрактной системе.
На основании сведений ЕИС Комиссией установлено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта было размещено в ЕИС 04.07.2024, что соответствует условиям, определенным частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе. Следовательно, с 04.07.2024 исполнитель в соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим образом уведомленным об одностороннем отказе от исполнения контракта. В случае, если исполнитель не устраняет в течение 10 дней с момента надлежащего уведомления, нарушения, послужившие основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, то контракт по истечению указанного срока считается расторгнутым. Поскольку, по мнению заказчика, исполнитель в срок до 15.07.2024 не устранил нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия решения о расторжении контракта в одностороннем порядке, контракт, в силу части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе, считается расторгнутым.
Таким образом, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу и контракт считается расторгнутым 16.07.2024.
Согласно пояснениям общества обстоятельства, послужившие основанием вынесения заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, по мнению общества, в полном объеме не соответствуют действительности, с данным решением Исполнитель не согласен и считает принятым его преждевременно и с существенными нарушениями, также общество опровергает обстоятельства, указанные заказчиком в претензии от 02.05.2024.
После поступления претензии Исполнителем в адрес Заказчика был направлен ответ от 08.05.2024 N 118, где было разъяснено, что "Журналы регистрации работ по ТО и TP хранятся у ответственных лиц на каждом объекте Заказчика. Журналы прошиты, пронумерованы и пропечатаны, записи в них ведутся ежемесячно, вместе с актами проверки работоспособности. Регламентные работы также проводятся на каждом объекте Заказчика, о чем соответствуют акты проверки работоспособности, подписанные ответственным лицом со стороны Заказчика, скрепленные печатью".
Также Исполнитель указал, что Исполнителем регулярно, в соответствии с условиями Контракта проводились проверки работоспособности (проведения работ по техническому обслуживанию) средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений. В частности в указанных заказчиком подразделениях: Ужурском ОСП - проверка была проведена 20.03.2024 и 12.04. 2024, Козульском ОСП - 13.03.2024 и 05.04.2024, Б. Муртинском ОСП - 19.03.2024 и 05.04.2024, ОСП по Кировскому району - 07.03.2024 и 15.04.2024, нежилое здание Чернышевского, 51 - 14.03.2024 и 19.04.2024; Чернышевского, 51а - 11.03.2024 и 19.04.2024. Заявление Заказчика о том, что "Техник ограничивается визуальным осмотром", так же не соответствует действительности и не подтверждено документально, видео-фото фиксацией, составлением соответствующих документов. Исполнитель также обратил внимание Комиссии на то, что Заказчик со своей стороны допускает недобросовестность по отношению к Исполнителю, а именно: по настоящее время в адрес Исполнителя не представлена проектная документация, необходимая для выполнения работ по Контракту, а также уведомления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий о выполнении работ (оказании услуг) по техническому обслуживанию систем (установок) обеспечения пожарной безопасности согласно пункту 51 Постановления Правительства РФ от 28.07.2020 N 1128.
Запрос на данную документацию был отправлен 20.02.2024.
В адрес Исполнителя 20.05.2024 поступила повторная претензия N 69030-СГ, которая фактически повторяет претензию от 02.05.2024, кроме того, в ней повторно выставлено требование об уплате штрафа в сумме 101 000 руб. за выявленные нарушения, указанные в претензии N 63172-СГ от 02.05.2024.
В ответ на претензию Заказчика 30.05.2024 был направлен ответ N 141 Исполнителя в котором был указан тот факт, что журналы регистрации работ по ТО и TP хранятся у ответственных лиц на каждом объекте Заказчика. Журналы прошиты, пронумерованы и 2024-12165 6 пропечатаны, записи в них ведутся ежемесячно, вместе с актами проверки работоспособности. Вторые экземпляры журналов заведены и ежемесячно предоставляются ответственным на объектах лицам для подписания. Однако, на большинстве объектов, сотрудники Заказчика отказываются от подписания журналов, ссылаясь на приказ руководства. Фактом проведения регламентных работ на каждом объекте Заказчика, являются акты проверки работоспособности, подписанные ответственным лицом со стороны Заказчика, скрепленные печатью. Заказчик, в свою очередь согласно подпункту "а" пункта 3.4. контракта обязан принять и оплатить оказанные услуги в соответствии с Контрактом. Порядок приемки оказанных услуг определен пункте 5.3. Контракта, в соответствии с которым Заказчик в течение 5 дней с даты получения в ЕИС акта сдачи-приемки оказанных услуг и документов, указанных в пункте 5.1, настоящего Контракта, осуществляет проверку оказанной Исполнителем услуги по Контракту на предмет соответствия оказанной услуги требованиям и условиям Контракта, принимает оказанную услугу, посредством использования ЕИС передает Исполнителю подписанный со своей стороны акт сдачи-приемки оказанной услуги по Контракту или отказывает в приемке, направляя мотивированный отказ от приемки оказанной услуги (этапа оказания услуги) с перечнем выявленных недостатков и с указанием сроков их устранения. Исполнителем в единой информационной системе сформированы и размещены расчётные документы за оказанные в марте, апреле, мае и июне 2024 года услуги по Контракту. Однако по данным расчетным документам заказчиком акты сдачи-приемки услуг мотивированный отказ от приемки оказанной услуги с перечнем выявленных недостатков и с указанием сроков их устранения не оформлялись, а только сформированы посредством ЕИС уведомления об уточнении электронного документа с указанием на то, что выявлены факты нарушения пунктов 7.1, 7.2, 6.1, 4.2 контракта, факт оказания услуг отсутствует, принятие документов о приемке не представляется возможным. Тем самым заказчик, не предоставив исполнителю мотивированный отказ от приемки оказанной услуги с перечнем выявленных недостатков и с указанием сроков их устранения, лишил исполнителя возможность понять существо претензий заказчика устранить их, имея предоставленный на то срок.
Согласно представленному исполнителем акту сверки взаимных расчетов за период с 01.01.2024 по 10.07.2024 со стороны заказчика не приняты и не оплачены услуги на общую сумму 348 916,92 руб. Исполнителем 30.05.2024 в адрес Заказчика было направлено Соглашение о расторжении Контракта по соглашению сторон,Заказчик отказался расторгать контракт по соглашению сторон в письме N 77382-СГ от 10.06.2024 указав, что "прекратить контрактные обязательства по соглашению сторон возможно только в случае отсутствия необходимости у Заказчика в оказании услуги. На сегодняшний день, потребность в услуге у Заказчика по прежнему существует. Тем не менее, своим систематическим невыполнением обязательств, предусмотренных Контрактом, Исполнитель препятствует поддержанию охранно-пожарной сигнализации Заказчика в состоянии, соответствующем требованиям технической документации на охранно-пожарную сигнализацию, что создает угрозу жизням и здоровью людей, а также имуществу, находящимся на обслуживаемых объектах". Исполнитель также заявил довод о том, что положения контракта не соответствуют требованиям законодательства и нормативных документов, регулирующих сферу оказания услуг, являющихся предметом контракта. Комиссия отклоняет данный довод в связи с тем, что подав заявку на участие в закупке, общество было ознакомлено со всеми положениями извещения о проведении закупки, в том числе положениями проекта контракта, соответственно, согласилось с ними, и подписало контракт с теми условиями, которые в нем есть. Исполнитель также отметил, что с начала оказания услуг по Контракту Исполнитель в каждом акте ежемесячно указывал Заказчику о сложившейся ситуации, практически в каждом документе имеется запись о том, что охранная сигнализация находится в предельном состоянии. Исполнитель сообщил, что в настоящий момент выявленные недостатки устранены, произведена замена вышедшего из строя оборудования, а именно: аккумулятор свинцово- кислотный 12В, 7Ач в количестве 25 шт., аккумулятор свинцово- кислотный 12В, 18Ач в 2024-12165 7 количестве 3 шт., аккумулятор свинцово-кислотный 12В, 2,2 Ач в количестве 1 шт., аккумулятор свинцово-кислотный 12В, 12Ач в количестве 1 шт., источник бесперебойного питания ББП-40 в количестве 1 шт., извещатель пожарный дымовой ДИП- 141 в количестве 3 шт., оповещатель свето-звуковой МАЯК-12-К в количестве 2 шт., извещатель охранный ручной точечный электроконтактный Астра-321Т в количестве 1 шт., табло световое "Выход" в количестве 1 шт., прибор приемно-контрольный охранно-пожарный Гранит-8 в количестве 1 шт., прибор приемно- контрольный охранно-пожарный Гранит-5 в количестве 1 шт., прибор охранно-пожарный Сигнал- 20 в количестве 1 шт. Исполнителем 15.07.2024 заказчику была направлена претензия, в которой он требовал оплатить услуги по контракту. Исполнителем 05.07.2024 заказчику был направлен ответ на решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, в котором он сообщил о надлежащем исполнении контракта со своей стороны и просил разъяснить основания для расторжения. Исполнителем 15.07.2024 заказчику было направлено возражение на решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, в котором он сообщил свою мотивированную позицию в отношении решения заказчика, сообщил о принятых им мерах и просил заказчика отменить решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. Заказчиком решение отменено не было.
Таким образом, общество считает, что на сегодняшний день Исполнителем нарушения устранены, соответствующие меры приняты. Комиссией установлено, что вся претензионная переписка сторонами велась в ЕИС. Комиссия отмечает, что в рассматриваемом случае имеет место гражданско-правовой спор между сторонами по поводу надлежащего исполнения контракта, который разрешается в судебном порядке. Вместе с тем Комиссия неправомочна рассматривать гражданско-правовые споры. Комиссия приняла во внимание представленные Исполнителем счета на оплату (6 шт.) в подтверждение того обстоятельства, что им были закуплены необходимые для оказания услуг по контракту товары.
Таким образом, исполнитель понес существенные затраты в целях приобретения оборудования для исполнения контракта при том обстоятельстве, что заказчиком услуги по контракту не за один из периодов оплачены не были. Проанализировав все фактические обстоятельства и поведение общества в ходе исполнения контракта, Комиссия пришла к выводу о том, что оно принимало действия, направленные на исполнение обязательств по Контракту, после получения претензий заказчика совершило действия, направленные на устранение нарушений контракта, при этом заказчиком по ходу исполнения контракта не составлялись мотивированные отказы от приемки оказанных услуг, не устанавливались исполнителю сроки на устранение замечаний. Факты направления исполнителем заказчику многочисленных возражений, меры по устранению нарушений также свидетельствует об отсутствии со стороны общества безразличного отношения к сложившейся ситуации. Комиссия не установила, что у общества имелся противоправный умысел, действия и воля общества были направлены на исполнение обязательств по контракту. Общество, действуя при всей степени заботливости и осмотрительности, какая от него требуется по характеру обязательства принимало меры для надлежащего исполнения условий контракта.
В соответствии с пунктом 15 Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях:
а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил:
- выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе; 2024-12165 8 - заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
- поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
- принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
- надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика;
б) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. Комиссия обращает внимание на то, что не приходит к выводу о неправомерности принятого заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, а приходит лишь к выводу о том, что не имеет достаточных доказательств, свидетельствующих о необходимости применения к исполнителю такой санкции, как включение в реестр недобросовестных поставщиков. При этом за просрочку исполнения обязательств, за неисполнение обязательств в строгом соответствии с контрактом предусмотрена специальная мера ответственности, имеющая гражданско-правой характер (взыскание пеней, штрафов, убытков и пр.). Такая мера ответственности, как включение в реестр недобросовестных поставщиков, предусмотрена только за недобросовестность поведения, чего Комиссией установлено не было.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов. Вместе с тем основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является такое уклонение участника закупки, которое предполагает его недобросовестное поведение, противоречащее законодательству Российской Федерации о контрактной системе и выражающееся в непринятии им всех мер для надлежащего исполнения обязательства, которые требовались от него по характеру обязательства и условиям оборота при надлежащей степени заботливости и осмотрительности, совершенное им при наличии с его стороны умысла или неосторожности. К моменту проведения заседания по рассмотрению обращения по существу Комиссия не располагала бесспорными доказательствами, свидетельствующими об умышленном и намеренном уклонении исполнителя от исполнения контракта заключенного по результатам аукциона. Комиссия также приняла во внимание тот факт, что между заказчиком и обществом ранее имелись договорные отношения, у заказчика не имелось претензий к качеству оказываемых обществом услуг. При этом включение в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой специальную меру ответственности, установленную в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств, о чем указано, в том числе в Определениях Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.09.2012 NN ВАС-11617/12 и от 12.07.2013, ВАС-8371/13.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и 2024-12165 9 применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 4-П, от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П). Такой правовой подход подлежит применению и при рассмотрении обращений о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков, учитывая, что последствия по применению санкции в виде включения сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков могут иметь более негативный экономический характер, чем наложение штрафа (судебные акты по делам NN ВАС-11617/12, А21-4381/2012, А70-11549/2015, А73-2000/2018).
Также Комиссией принято во внимание то обстоятельство, что любые неустранимые сомнения в виновности лица должны толковаться в пользу такого лица.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ N 1078, Комиссия Красноярского УФАС России
РЕШИЛА
отказать заказчику во включении сведений об об ООО "КОДЕКС-ТехноСервис" (ИНН 2461033347) в реестр недобросовестных поставщиков.
Решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в арбитражный суд Красноярского края в течение трех месяцев со дня принятия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Председатель Комиссии М.А. Дударева Члены Комиссии Е.М. Хоменко Е.А. Шмыгина 2024-12165 10
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 22 июля 2024 г. N 024/10/104-2253/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.07.2024