Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению обращений о внесении сведений в реестр недобросовестных поставщиков в составе: Председатель Комиссии - М.А. Дударева, заместитель руководителя; члены Комиссии - Е.М. Хоменко, главный государственный инспектор; А.Р. Мулагалеев, ведущий специалист-эксперт, (далее - Комиссия), рассмотрев обращение заказчика -- ФГБОУ ВО "КГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого" Минздрава РФ (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков (далее - РНП) сведений об обществе с ограниченной ответственностью "Аспект плюс" (ИНН: 2014040470) (далее - общество),
установила
следующее. В адрес Красноярского УФАС России поступило обращение Заказчика о включении сведений об обществе в РНП в связи с уклонением общества от заключения контракта по результатам проведения запроса котировок в электронной форме на "оказание услуг по восстановлению поверхностей чаши бассейна" (далее - запрос котировок), извещение N0319100005524000113 , ИКЗ 241246501510924650100103020018129244.
В соответствии с частью 7 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) Красноярское УФАС России, осуществляет проверку содержащихся в обращении заказчика фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в РНП соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в РНП. Кроме того, в соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку при получение обращения о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в РНП.
В соответствии с частью 10 статьи 104 Закона о контрактной системе Правительством Российской Федерации устанавливается порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" утверждены Правила ведения 2024-12287 2 реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила ведения РНП). Комиссией не установлено, что Заказчиком нарушены требования к порядку направления или форме обращения о включении сведений об обществе в РНП. Комиссией в адрес Заказчика и общества направлено уведомление о назначении даты заседания Комиссии, указанные уведомления размещены в единой информационной системе (далее - ЕИС).
Заказчиком и обществом в установленный срок предоставлены в адрес Красноярского УФАС России запрошенные в уведомлении документы и сведения. До заседания Комиссии обществом было заявлено ходатайство о рассмотрении обращения посредством видео-конференц-связи. Ходатайство было рассмотрено и удовлетворено Комиссией. Заседание Комиссии состоялось 22.07.2024 в 10:00 (местное время). На заседании Комиссии присутствовали представитель заказчика и общества, личности и полномочия представителей подтверждены. Рассмотрев обращение заказчика и приложенные к нему материалы, иные материалы и сведения, представленные заказчиком и обществом, проведя внеплановую проверку, Комиссия
установила
следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием ЕИС, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в ЕИС извещение об осуществлении закупки. Заказчиком на официальном сайте zakupki.gov.ru 18.06.2024 было размещено извещение N0319100005524000113 (далее - извещение) о проведении электронного аукциона.
В соответствии с подпунктами "а" и "б" пункта 1 части 3 статьи 50 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленных в извещении об осуществлении закупки, члены комиссии по осуществлению закупок принимают решение о соответствии заявок извещению о проведении закупки или отклонении заявки, присваивают заявкам, признанным соответствующими извещению порядковые номера в порядке возрастания предложенной цены контракта. Пунктом 2 части 3 статьи 50 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), который должен содержать информацию, предусмотренную пунктами 1, 2, 4 - 7 части 17 статьи 48 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 2 и 4 части 17 статьи 48 Закона о контрактной системе протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) должен содержать, в том числе: информацию о принятом в отношении каждой заявки (каждой части заявки), поданной на участие в закупке, решении о соответствии извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным Законом о контрактной системе; порядковые номера, присвоенные в соответствии с Законом о контрактной системе заявкам на участие в закупке.
В соответствии с извещением заказчиком установлена дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) 01.07.2024.
В соответствии с информацией, размещённой в ЕИС, заказчиком 10.07.2024 был сформирован протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 10.07.2024 NИЭА1 (далее - протокол итогов). Комиссией было установлено, что в соответствии с протоколом итогов на участие в электронном аукционе было подано две заявки, обе заявки были признаны соответствующими, заявке, имеющей номер 116907756, был присвоен первый порядковый номер.
В соответствии с информацией, представленной оператором электронной площадки, заявка 2024-12287 3 116907756 принадлежала обществу, таким образом, общество стало победителем электронного аукциона.
На основании части 6 статьи 50 Закона о контрактной системе заключение контракта по результатам проведения электронного запроса котировок осуществляется в порядке, установленном статьей 51 Закона о контрактной системе с учётом особенностей, установленных в статье 50 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 50 Закона о контрактной системе заказчик формирует и размещает в ЕИС и на электронной площадке (с использованием ЕИС) без своей подписи проект контракта не позднее одного рабочего дня, следующего за днем размещения в ЕИС протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
В соответствии с письменными пояснениями заказчика 11.07.2024 заказчиком в ЕИС был размещён проект контракта. По пункту 2 части 6 статьи 50 Закона о контрактной системе участник закупки, с которым заключается контракт, должен подписать Контракт и предоставить обеспечение исполнение обязательств по Контракту не позднее одного рабочего дня, после размещения проекта контракта.
Согласно пояснениям Заказчика 12.07.2024 общество не подписало проект Контракта.
В соответствии с пунктами 1 и 2 части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены в установленный срок требования, предусмотренные частью 3 статьи 51 Закона о контрактной системе, такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта, при этом заказчик не позднее одного рабочего дня после истечения срока, предусмотренного частью 3 статьи 51 Закона о контрактной системе, должен сформировать в ЕИС протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта. Комиссия установила, что 15.07.2024 заказчиком был сформирован и размещён в ЕИС Протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта от 15.07.2024 NППУ20 1 (далее - протокол уклонения). Комиссия не установила, что заказчиком нарушен порядок признания обществом уклонившимся от заключения Контракта. Вместе с тем, в соответствии с письменными пояснениями обществом 11.07.2024 в месте нахождения общества - г. Грозном, Чеченской Республики происходили массовые отключения электроэнергии, таким образом 11.07.2024 компьютер общества, на котором находилась ЭЦП общества был обесточен. Вместе с тем, обществом 11.07.2024 приобретены товары необходимые для исполнения Контракта, что подтверждает чеки NВ19973 от 11.07.2024 на сумму 11 303 рубля 00 копеек и от 10.07.2024 на сумму 49 150 рублей 00 копеек. Кроме того, обществом 12.07.2024 предоставлено обеспечение исполнения обязательств по Контракту, что подтверждает платёжное поручение от 12.07.2024 N510.
Согласно части 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Вместе с тем "уклонение от заключения контракта" предполагает не только формальное нарушение требований законодательства, но и отсутствие реального намерения заключить и исполнить контракт, в связи с чем, для включения в реестр по данному основанию, помимо факта нарушения, необходимо установить направленность воли и недобросовестный характер поведения общества. Следовательно, основанием для включения в реестр является такое уклонение участника 2024-12287 4 закупки, которое предполагает его недобросовестное поведение, противоречащее законодательству Российской Федерации о контрактной системе и выражающееся в непринятии им всех мер для надлежащего исполнения обязательства, которые требовались от него по характеру обязательства и условиям оборота при надлежащей степени заботливости и осмотрительности, совершенное им при наличии с его стороны умысла или неосторожности.
Согласно пункту 14 Правил ведения реестра, орган контроля принимает решение об отказе во включении информации об участнике закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил ведения РНП, выявлено хотя бы одно из следующих обстоятельств:
а) Заказчиком нарушены установленные законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требования: к определению такого участника закупки лицом, с которым заключается контракт; к направлению такому участнику закупки проекта контракта, заключению контракта, признанию участника закупки уклонившимся от заключения контракта;
б) участником закупки в срок до признания его в соответствии с Федеральным законом уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта;
в) участником закупки не выполнены требования, предусмотренные Федеральным законом для заключения контракта, вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится невыполнение требований, предусмотренных Федеральным законом для заключения контракта, по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика. Комиссия установила, что в соответствии с подпунктом "б" пункта 14 Правил ведения РНП совершены действия, свидетельствующие об отсутствие намерения уклонятся от заключения Контракта, а именно было предоставлено обеспечение, был приобретён товар. Контракт не был подписан по причине отсутствия электроэнергии в месте нахождения общества г. Грозном Чеченской Республики.
Таким образом, совокупность вышеизложенных обстоятельств свидетельствует об отсутствии у общества намерения уклоняться от заключения контракта и является основанием для отказа во включении сведений об обществе в РНП. Комиссия также отмечает, что недобросовестное поведение общества, выражающееся в уклонении от заключения Контракта, предполагает внесение сведений об обществе в РНП, вместе с тем ведение обществом дел, допускающих такое внесение сведений об обществе в РНП противоречит добросовестному поведению по исполнению обществом иных контрактов как в прошлом, так и в настоящем, противоречит закономерному стремлению участника гражданского оборота сохранить созданную деловую репутацию. Кроме того, включение в реестр представляет собой специальную меру ответственности, установленную в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств, о чем указано, в том числе в Определениях Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.09.2012 NВАС-11617/12 и от 12.07.2013 NВАС-8371/13.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного 2024-12287 5 характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 4-П, от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П).
Такой правовой подход подлежит применению и при рассмотрении обращений о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков, учитывая, что последствия по применению санкции в виде включения сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков могут иметь более негативный экономический характер, чем наложение штрафа (судебные акты по делам NN ВАС-11617/12, А21-4381/2012, А70-11549/2015, А73-2000/2018).
В соответствии с частью 1 статьи 51 Закона о контрактной системе Участники закупки, заявки которых не отозваны в соответствии с Законом о контрактной системе, обязаны подписать контракт в порядке, установленном статьёй 51 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 2 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в ЕИС протокола уклонения заказчик направляет проект контракта для подписания участнику закупки, занявшему второе место.
Таким образом, в соответствии с информацией размещённой в ЕИС, заявка участника электронного аукциона, занявшего второе место, не отозвана, соответственно Комиссия не может выдать заказчику и обществу предписание о заключении контракта, так как в таком случае это повлечет нарушение положений Закона о контрактной системе, а также прав участника закупки, занявшего второе место. Руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, правилами ведения РНП, Комиссия
решила
отказать ФГБОУ ВО "КГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого" Минздрава РФ во включении сведений об обществе с ограниченной ответственностью "Аспект плюс" (ИНН: 2014040470) в реестр недобросовестных поставщиков.
Решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в арбитражный суд Красноярского края в течение трех месяцев со дня его принятия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Председатель Комиссии М.А. Дударева Члены Комиссии Е.М. Хоменко А.Р. Мулагалеев Исп.Мулагалеев А.Р. тел.8(391)2110144,вн. 2024-12287
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 22 июля 2024 г. N 024/10/104-2224/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.07.2024