Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе: Председательствующего Комиссии Управления: А.С. Алексеевой - главного специалиста-эксперта отдела проверок государственных закупок; Членов Комиссии Управления: С.Р. Гаришина - специалиста-эксперта отдела проверок государственных закупок, К.В. Змиевской - специалиста 1 разряда отдела проверок государственных закупок, при проведении проверки посредством видеоконференцсвязи в присутствии уполномоченных представителей ГБУЗ "ПКБ N 4 ДЗМ": Мякушко С.Н. (доверенность N 12 от 10.01.2024), Баскакова Е.Ю. (доверенность N 358 от 02.07.2024), а также в присутствии уполномоченного представителя ООО "ЦЕНТР ПОСТАВОК": Сорокин К.В. (Решение N 1 от 04.03.2015), рассмотрев обращение ГБУЗ "ПКБ N 4 ДЗМ" о включении сведений об ООО "ЦЕНТР ПОСТАВОК" в реестр недобросовестных поставщиков в соответствии со ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и 2024-33605 2 муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступило обращение государственного заказчика - ГБУЗ "ПКБ N 4 ДЗМ" (далее - Заказчик) о включении сведений об ООО "ЦЕНТР ПОСТАВОК" (далее - Исполнитель, Поставщик, Общество) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним расторжением Заказчиком государственных контрактов, заключенных по результатам электронного аукциона на поставку губок универсальных для мытья посуды для нужд ГБУЗ "ПКБ N 4 ДЗМ" в 2024 году (реестровый N 0373200122124000179), а также на поставку товаров для творчества ( лепка и рисование) для нужд ГБУЗ "ПКБ N4 ДЗМ" в 2024 году (лот 3) ( реестровый N 0373200122124000172). 14.05.2024 между Заказчиком и Исполнителем заключен государственный контракт (реестровый N 2771808494824000215) на поставку губок универсальных для мытья посуды для нужд ГБУЗ "ПКБ N 4 ДЗМ" в 2024 году. 03.05.2024 между Заказчиком и Исполнителем заключен государственный контракт (реестровый N 2771808494824000210) на поставку товаров для творчества ( лепка и рисование) для нужд ГБУЗ "ПКБ N4 ДЗМ" в 2024 году (лот 3) (далее - Контракт, Контракты). В ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
На основании ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе 28.06.2024 Заказчиком приняты решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (далее - Решение, Решения) по причине неисполнения ООО "ЦЕНТР ПОСТАВОК" существенных условий Контракта. В ч. 12.1 ст. 95 Закон о контрактной системе установлено, что в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое 2024-33605 3 решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе 28.06.2024 Решения об одностороннем отказе от исполнения контрактов размещены Заказчиком в единой информационной системе.
Таким образом, датой надлежащего уведомления признается дата размещения Решения Заказчиком в единой информационной системе.
На основании ч.13 ст. 95 Закона о контрактной системе Решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления Заказчиком Поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта. Исходя из вышеизложенного, на момент проведения заседания Комиссии Управления Решения Заказчика вступили в законную силу и Контракты считаются расторгнутыми в соответствии с требованиями ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Согласно Контракту с реестровым N 2771808494824000215, в соответствии со ст. 3 Контракта "начало срока поставки: 1 рабочий день c даты заключения контракта. Окончание срока поставки: 10 рабочих дней с даты заключения контракта".
Согласно Контракту с реестровым N 2771808494824000210, в соответствии со ст. 3 Контракта "начало: 1 рабочих дней с даты заключения исполнения контракта, окончание: 31 рабочих дней с даты начала исполнения контракта". Представитель Заказчика на заседании Комиссии Управления пояснил, что по Контракту, заключенному 03.05.2024, Поставщик не поставил товар в установленные Контрактом сроки, в связи с чем Заказчиком в адрес Исполнителя были направлены претензии от 21.06.2024 N 2-46-5608-24 с требованием в срок не позднее 5 дней исполнить обязательства по заключенному Контракту и оплатить неустойку, а также 2024-33605 4 27.06.2024 N 2-46-5821-24, однако претензии не были исполнены Поставщиком. Вместе с тем представитель Заказчика на заседании Комиссии Управления пояснил, что по Контракту, заключенному 14.05.2024, Поставщик не поставил товар в установленные Контрактом сроки, в связи с чем Заказчиком в адрес Исполнителя были направлены претензии от 04.06.2024 N 2-46-5080-24 с требованием в срок не позднее 5 дней исполнить обязательства по заключенному Контракту и оплатить неустойку, а также 24.06.2024 N 2-46-5663-24 и от 28.06.2024 N 2-46-5858-24 об уплате штрафа, однако претензии не были исполнены Поставщиком. На заседании Комиссии Управления представитель Поставщика пояснил, что осуществлял попытки произвести поставку товара, что подтверждается документами о приемке N 382 от 01.07.2024, N 383 от 01.07.2024.
Однако товар не был принят Заказчиком, а также составлены мотивированные отказы, не содержащие причину отказа от приемки. Между тем представителем Поставщика на заседание Комиссии Управления в материалы дела были представлены документы, подтверждающие готовность Поставщика осуществить поставку товару (Счет-фактура N ОМ-406134 от 2 июля 2024, Счет-фактура N 37762152 от 03.07.2024).
Также необходимо принять во внимание цены контрактов - 13 000,00 руб., а также 15 905,75 руб., которые очевидно свидетельствует о незначительном объеме поставок с учетом всего объема исполненных контрактов, что также подтверждает об отсутствии намерений уклоняться от исполнения обязательств по Контракту. Кроме того, суммы контрактов свидетельствует о явно несопоставимом наказании для ООО "ЦЕНТР ПОСТАВОК" с учетом правовых последствий для Заказчика, вызванных неисполнением Поставщиков обязательств по Контракту. Комиссия Управления отмечает, что согласно сведениям из единой информационной системы Исполнителем заключено и исполнено более 1 000 государственных контрактов.
Таким образом, заключение аналогичных контрактов в предшествующие периоды и их надлежащее исполнение свидетельствует об отсутствии оснований для включения информации об участнике в реестр недобросовестных поставщиков. Общество ранее выполняло аналогичные контракты (предмет поставки), то есть имеет необходимый опыт. При этом исполненные контракты свидетельствуют о систематической направленности на надлежащее исполнение контракта, данная позиция поддержана определением Верховного Суда Российской Федерации от 16.10.2023 по делу А40-47485/2022.
При принятии решения о включении либо не включении сведений об организации в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не вправе ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения участником закупки тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. 2024-33605 5 Поставщиком совершались активные действия, направленные на соблюдение требований Закона о контрактной системе, тем самым явно выражая намерение к исполнению контракта. Следует отметить, что при рассмотрении вопроса о наличии у Заказчика оснований для включения хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков, с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта, антимонопольный орган обязан не только убедиться в наличии оснований для расторжения контракта и соблюдении порядка его расторжения заказчиком, но и установить недобросовестный характер действий поставщика (подрядчика, исполнителя), что предполагает отсутствие у последнего реального намерения исполнить контракт надлежащим образом и в установленные сроки.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе, в реестр включается, в том числе информация о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов. По общему правилу, при привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона. Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 года N 13-П, от 21.11.2002 года N 15-П).
Такой правовой подход подлежит применению и в данном случае, тем более, что последствия по наложению санкции в виде включения сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков могут иметь более тяжкий экономический характер, чем наложение штрафа. Признаки недобросовестности (такие как злоупотребление и умышленность) в поведении Исполнителя отсутствуют, а потому включение его в реестр недобросовестных поставщиков не может рассматриваться в качестве необходимой меры ответственности, а в данном случае, будет является несоответствующим фактическим обстоятельствам и нормам действующего законодательства РФ. С учетом вышеизложенного считаем, что Общество не допустило нарушений норм действующего законодательства РФ и существенного нарушения положений Контракта (с позиции умышленности, халатности), и соответственно не является недобросовестным поставщиком по смыслу статьи 104 Закона о контрактной системе. Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по 2024-33605 6 существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица, выразившееся в намеренном ненадлежащем исполнении контракта. Обстоятельств, подтверждающих намеренное ненадлежащее исполнение Поставщиком условий Контракта, Комиссией Управления не установлены. Руководствуясь ст. 104 Закона о контрактной системе, Комиссия Московского УФАС России
Р Е Ш И Л А
: Отказать ГБУЗ "ПКБ N 4 ДЗМ" во включении сведений в отношении ООО "ЦЕНТР ПОСТАВОК" в реестр недобросовестных поставщиков.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев с даты его принятия в порядке, установленном главой 24 АПК Российской Федерации. Председательствующий Комиссии А.С. Алексеева Управления: Члены Комиссии Управления: С.Р. Гаришин К.В. Змиевская Исп.Змиевская К.В. 2024-33605
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 17 июля 2024 г. N 077/10/104-9323/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.07.2024