Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе: Председательствующего Комиссии Управления: А.С. Алексеевой - главного специалиста-эксперта отдела проверок государственных закупок; Членов Комиссии Управления: С.Р. Гаришина - специалиста-эксперта отдела проверок государственных закупок, К.В. Змиевской - специалиста 1 разряда отдела проверок государственных закупок, при проведении проверки посредством видеоконференцсвязи в присутствии уполномоченного представителя Департамент ГОЧСиПБ: Фатеева Е.А. (доверенность N 27-35-28/24 от 14.03.2024), а также в присутствии уполномоченного представителя ИП РОЖНОВА Н.С.: Ильясов П.В. (доверенность от 16.07.2024), Рожнов И.О. (доверенность от 16.07.2024), Филимонова А.Д. (доверенность от 16.07.2024), рассмотрев обращение Департамент ГОЧСиПБ о включении сведений об ИП РОЖНОВА Н.С. в реестр недобросовестных поставщиков в соответствии со ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных 2024-33663 2 нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступило обращение государственного заказчика - Департамент ГОЧСиПБ (далее - Заказчик) о включении сведений об ИП РОЖНОВА Н.С. (далее - Исполнитель, Поставщик) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним расторжением Заказчиком государственного контракта, заключенного по результатам электронного аукциона на поставку гидрокомбинезонов сухого типа (реестровый N 0173200001423002162). 05.02.2024 между Заказчиком и Исполнителем заключен государственный контракт (реестровый N 2771047479124000033) на поставку гидрокомбинезонов сухого типа (далее - Контракт). В ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
На основании ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе 01.07.2024 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (далее - Решение) по причине неисполнения ИП РОЖНОВА Н.С. существенных условий Контракта. В ч. 12.1 ст. 95 Закон о контрактной системе установлено, что в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, 2024-33663 3 исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе 02.07.2024 Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком в единой информационной системе.
Таким образом, датой надлежащего уведомления признается дата размещения Решения Заказчиком в единой информационной системе.
На основании ч.13 ст. 95 Закона о контрактной системе Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления Заказчиком Поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта. Исходя из вышеизложенного, на момент проведения заседания Комиссии Управления Решение Заказчика вступило в законную силу и Контракт считается расторгнутым в соответствии с требованиями ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 3.1 Контракта сроки поставки: 1 этап - с 3 июня 2024 г. по 17 июня 2024 г. включительно; 2 этап - с 7 октября 2024 г. по 21 октября 2024 г. включительно; 3 этап - с 3 марта 2025 г. по 17 марта 2025 г. включительно. Представитель Заказчика на заседании Комиссии Управления пояснил, что 22 мая 2024 г. Заказчиком в адрес Поставщика была направлена заявка на поставку Товара со сроком поставки: с 03 июня 2024 г. по 17 июня 2024 г. 03, 06 июня 2024 г.
- Заказчиком были получены Уведомления от Поставщика о невозможности исполнения Контракта по первому этапу в срок с описанием обстоятельств смещения срока поставки Товара на 4 месяца. 07 июня 2024 г.
- в адрес Поставщика направлен ответ Заказчика с отметкой о срочной потребности в обеспечении подразделений Заказчика Товаром. 18 июня 2024 г.
- Товар Заказчику поставлен не был. В адрес Поставщика направлено уведомление о нарушении обязательства по Контракту с продлением срока поставки Товара по первому этапу до 27 июня 2024 г. 28 июня 2024 г.
- Товар Заказчику не поставлен. В адрес Поставщика направлена Претензия о нарушении обязательства по Контракту с расчетом штрафных санкций. 2024-33663 4 02 июля 2024 г.
- в связи с неоднократным нарушением сроков поставки Товара, предусмотренных Контрактом, установленных в вышеуказанных Уведомлении и Претензии. 05 июля 2024 г.
- Заказчиком получено письмо от Поставщика о готовности частичной поставки Товара по первому этапу. 09 июля 2024 г.
- в адрес Поставщика направлен ответ Заказчика о возможности отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления Поставщика о принятом решении устранено нарушение условий Контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения. Предложение Поставщика о поставке сумок упаковочных в количестве 1008 шт., не являющейся предметом Контракта, не устраняет нарушение условий Контракта. Вместе с тем Поставщик не предоставил заключение об обстоятельствах непреодолимой силы. 11 июля 2024 г.
- Заказчиком получено возражение Поставщика против решения о расторжении Контракта с информацией о начале частичного исполнения первого этапа по Контракту и готовности в ближайшие сроки выполнить обязательства. 12 июля 2024 г.
- Вышеуказанным письмом Поставщик уведомил Заказчика об отправке 11.07.2024 в адрес грузополучателя ГКУ "МГПСС" 6 гидрокомбинезонов сухого типа. По состоянию на 12 июля 2024 г. Товар Заказчику не поставлен, нарушение условий Контракта не было устранено, заключение об обстоятельствах непреодолимой силы не представлено. Представитель Исполнителя на заседании Комиссии Управления пояснил, что Поставщик заранее получил коммерческие предложения и счета на оплату, выставленные производителями материалов из КНР (25.01.2024, 17.02.2024 и 22.02.2024 года были получены Proforma Invoice). 07.02.2024, 20.02.2024 и 19.03.2024 года, заблаговременно, во избежание задержек и для полного удовлетворения потребностей Заказчика, ООО "ДВКЦ" оплатило в полном объеме материалы получателям JINAN TOP CNC MACHINERY CO., LTD, Shanghai Haiyue Sports Products Co.,Ltd, JIANGMEN BOLITAK ADHESIVE PRODUCTS CO LTD, о чем свидетельствуют платежные поручения (представлены в материалах дела). В день заключения Контракта, 05.02.2024 года, ИП Рожнова Н.С. попросил Заказчика предоставить информацию о размерах товара с разбивкой по грузополучателям и этапам поставки, полную размерную таблицу (размерную сетку), в соответствии с которой Заказчиком подбирались определенные размеры 2024-33663 5 гидрокостюмов, в связи с тем, что в Техническом задании этих данных не содержится. 15.02.2024 года Заказчик направил запрашиваемую информацию по размерному ряду гидрокостюмов. 22.05.2024 года от Заказчика в адрес Поставщика поступила первая заявка на поставку Товара. 29.05.2024 года Заказчик обратился к Поставщику с запросом на согласование точного времени, места и даты поставки Товара. Вместе с тем представитель Поставщика пояснил, что в начале 2024 года, в особенности в феврале-апреле 2024 года, крупнейшие китайские банки, в том числе и Bank of China, Agricultural Bank of China, Industrial and Commercial Bank of China (ICBC), China Construction Bank (CCB) и пр. остановили прием платежей и иных транзакций от российских банков, ввиду появления риска применения к китайским банкам вторичных санкций со стороны США. Со стороны ИП Рожнова Н.С. и ООО "ДВКЦ" были приложены все усилия для разрешения данной ситуации, проводились переговоры с китайскими партнерами для устранения последствий этих ограничений. 14.02.2024 и 19.03.2024 года от ООО "ДВКЦ" были получены уведомления о наступлении обстоятельств непреодолимой силы. Так, ООО "ДВКЦ" сообщило ИП Рожновой Н.С. о задержке получения платежа со стороны китайских банков, ввиду ограничений, введенных китайскими банками на прием платежей из России. 03.06.2024 года Исполнитель обратился к Заказчику с уведомлением о задержках поставки Товара по Контракту. Поставщик указал на то, что в ходе исполнения Контракта возникли сложности, ставшие причиной невозможности своевременной поставки Товара по Контракту. ООО "ДВКЦ" произвел оплату по Спецификации N2 от 05.02.2024 к Контракту 20231130-017 от 30.11.2023 года за материалы для изготовления гидрокостюмов сухого типа в количестве 1008 шт., однако впоследствии денежные средства были заблокированы на корреспондентских счетах банков. Дистрибьютор ООО "ДВКЦ" предпринял своевременные попытки провести оплату за материалы, используя альтернативные методы. Однако, несмотря на усилия и активное участие в переговорах с поставщиками, ограничения, введенные китайскими банками, вызвали задержки в поступлении платежей. До заключения контракта с Заказчиком, ООО "ДВКЦ" не могло разумно предвидеть эти ограничения, так как они были введены внезапно и без предварительного уведомления. ИП Рожнова Н.С. сообщил Заказчику о том, что возникшие трудности были решены и найдены альтернативные способы проведения платежей, материалы в полном объеме находятся на этапе транспортировки на территорию в Российской 2024-33663 6 Федерации, где производятся гидрокостюмы. Сапоги, клей, ткань и фурнитура были закуплены и хранятся на производственной площадке. Поставщик гарантировал незамедлительное возобновление производства гидрокомбинезонов сразу после поступления недостающих материалов, а также уплату пени за просрочку поставки Товара. Исполнитель предложил Заказчику заключить дополнительное соглашение на изменение сроков поставки первого этапа совместно со вторым этапом (с 7 октября 2024 г. по 21 октября 2024 г. включительно). 06.06.2024 Поставщиком в адрес Заказчика было направлено письмо с указанием на то, что от исполнения своих обязательств не отказывается и прилагает все возможные усилия для минимизации возникающих неудобств (Уведомление о невозможности поставки в срок первого этапа N9 от 06.06.2024). 07.06.2024 года Исполнитель направил в адрес Заказчика гарантийное письмо, в котором продублировала причины задержки поставки Товара по первому этапу Контракта. Поставщик проинформировал о том, что материалы из КНР уже находятся на территории Российской Федерации, а сумки для гидрокомбинезонов в количестве более 500 штук, уже изготовлены, поскольку для их изготовления не требовалась поставка из Китая. Вместе с тем ИП Рожнова Н.С. попросил Заказчика рассмотреть возможность заключения дополнительного соглашения на продление сроков исполнения первого этапа Контракта (Гарантийное письмо N9 от 07.06.2024), однако Поставщик не инициировал поставку Товара, изготовленного из материалов иного производителя, так как был связан требованиями закупочной документации, под характеристики которой подходит только материал производства КНР, оплаченный ООО "ДВКЦ" для дальнейшего производства Товара ИП Рожновой Н.С.
Таким образом, приобретение материалов исключительно из КНР явилось не прямым следствием осознанного волеизъявления ИП Рожновой Н.С., а связано с объективной невозможностью исполнения обязательства в адрес непосредственно Заказчика. В качестве подтверждения отсутствия на территории Российской Федерации необходимого для изготовления гидрокостюмов CAD-1, Поставщиком были приложены Письмо по отсутствию неопрена в РФ, а также коммерческое предложение от 16.07.2024.
ИП Рожнова Н.С. в адрес производителя направлен запрос на неопрен по необходимым характеристикам (Технические условия (гидрокостюм CAD-1). 07.06.2024 года Заказчик отказался от предложения Поставщика заключить дополнительное соглашение, указав на то, что оставляет за собой право расторгнуть Контракт в одностороннем порядке. 18.06.2024 года Заказчик сообщил о начислении неустойки за просрочку 2024-33663 7 исполнения Поставщиком обязательств, потребовал осуществить поставку Товара по Контракту по первому этапу в срок до 27.06.2024 года. 28.06.2024 года Заказчик прикрепил к претензии о нарушении обязательства по Контракту расчет пени. 03.07.2024 года Исполнителем направлено гарантийное письмо, в котором Поставщик изложил все обстоятельства дела, сообщил о возможности поставки товара "сумка упаковочная" в полном объеме (1008 шт.). Поставщик попросил подтвердить отправку данного товара по первому этапу поставки. На дату 03.07.2024 года все материалы из КНР были доставлены на производственную площадку Исполнителя, изготовление гидрокомбинезонов сухого типа по первому этапу поставки уже было запущено. Поставщик уведомил Заказчика о готовности к поставке части Товара и попросил Заказчика принять отправленные в адрес грузополучателей 6 гидрокостюмов сухого типа с интегрированным шлемом, подголовником, карманами и сапогами ПВХ.
Таким образом, ИП Рожнова Н.С. предпринимались оперативные действия по исполнению своих обязательств по Контракту, однако Поставщик столкнулся со сложностями в связи с обстоятельствами, не зависящими от него. Комиссия Управления отмечает, что согласно сведениям из единой информационной системы и портала поставщиков Исполнителем заключено и исполнено 30 государственных контрактов.
Таким образом, заключение аналогичных контрактов в предшествующие периоды и их надлежащее исполнение свидетельствует об отсутствии оснований для включения информации об участнике в реестр недобросовестных поставщиков. При этом исполненные контракты свидетельствуют о систематической направленности на надлежащее исполнение контракта, данная позиция поддержана определением Верховного Суда Российской Федерации от 16.10.2023 по делу А40-47485/2022.
При принятии решения о включении либо не включении сведений об организации в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не вправе ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения участником закупки тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. Подрядчиком совершались активные действия, направленные на соблюдение требований Закона о контрактной системе, тем самым явно выражая намерение к исполнению контракта. Следует отметить, что при рассмотрении вопроса о наличии у Заказчика оснований для включения хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков, с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта, антимонопольный орган обязан не только 2024-33663 8 убедиться в наличии оснований для расторжения контракта и соблюдении порядка его расторжения заказчиком, но и установить недобросовестный характер действий поставщика (подрядчика, исполнителя), что предполагает отсутствие у последнего реального намерения исполнить контракт надлежащим образом и в установленные сроки.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе, в реестр включается, в том числе информация о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов. По общему правилу, при привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона. Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 года N 13-П, от 21.11.2002 года N 15-П).
Такой правовой подход подлежит применению и в данном случае, тем более, что последствия по наложению санкции в виде включения сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков могут иметь более тяжкий экономический характер, чем наложение штрафа. Признаки недобросовестности (такие как злоупотребление и умышленность) в поведении Исполнителя отсутствуют, а потому включение его в реестр недобросовестных поставщиков не может рассматриваться в качестве необходимой меры ответственности, а в данном случае, будет является несоответствующим фактическим обстоятельствам и нормам действующего законодательства РФ. С учетом вышеизложенного считаем, что Общество не допустило нарушений норм действующего законодательства РФ и существенного нарушения положений Контракта (с позиции умышленности, халатности), и соответственно не является недобросовестным поставщиком по смыслу статьи 104 Закона о контрактной системе. Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица, выразившееся в намеренном ненадлежащем исполнении контракта. Обстоятельств, подтверждающих намеренное ненадлежащее исполнение Поставщиком условий Контракта, Комиссией Управления не установлены. Руководствуясь ст. 104 Закона о контрактной системе, Комиссия Московского УФАС России 2024-33663 9
Р Е Ш И Л А
: Отказать Департамент ГОЧСиПБ во включении сведений в отношении ИП РОЖНОВА Н.С. в реестр недобросовестных поставщиков.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев с даты его принятия в порядке, установленном главой 24 АПК Российской Федерации. Председательствующий Комиссии А.С. Алексеева Управления Члены Комиссии Управления: С.Р. Гаришин К.В. Змиевская Исп.Змиевская К.В. 2024-33663
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 19 июля 2024 г. N 077/10/104-9464/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.07.2024