Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) на основании статей 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон), Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N1078) в составе:
председатель Комиссии: <_> - заместитель руководителя,
члены Комиссии: <_> - старший государственный инспектор отдела контроля закупок, <_> - специалист-эксперт отдела контроля закупок, кворум соблюден,
рассмотрев обращение Заказчика Министерства образования и науки УР о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков в отношении ООО "ТОРЭС" (ИНН 2543151790) в связи с принятием заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта по результатам проведения электронного аукциона N зз-0015-08439 - 2024 "Приобретение оборудования (телевизор с функцией Smart TV) в целях реализации мероприятия по обеспечению образовательных организаций материально-технической базой для внедрения цифровой образовательной среды федерального проекта "Цифровая образовательная среда" национального проекта "Образование" (номер извещения в ЕИС - 0813500000124003053, далее - аукцион), в соответствии со статьей 104 Закона о контрактной системе,
на заседании комиссии посредством видеоконференцсвязи в отсутствии:
ООО "ТОРЭС", уведомленного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела посредством ЕИС и электронной почты,
Заказчика Министерства образования и науки УР, уведомленного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела посредством ЕИС и электронной почты,
уполномоченного учреждения ГКУ УР "Региональный центр закупок Удмуртской Республики" (далее - Уполномоченное учреждение), уведомленного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела посредством ЕИС и электронной почты,
УСТАНОВИЛА:
07.03.2024 Уполномоченное учреждение разместило в Единой информационной системе в сфере закупок извещение о проведении Аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 7 354 000,00 рублей.
20.03.2024- дата окончания срока подачи заявок.
В соответствии с протоколом подведения итогов от 20.03.2024 NИЭА1 на участие в закупке было подано семь заявок, три отклонены. Победителем признано ООО "ТОРЭС".
31.03.2024 между Заказчиком и Обществом был заключен контракт, согласно которому Поставщик обязуется поставить товар Заказчику в сроки, установленные контрактом. Цена контракта установлена в размере 7 206 920,00 рублей.
Рассмотрев обращение Заказчика и документы, представленные в материалы дела в соответствии с частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, осуществив в соответствии со статьей 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, Комиссия Удмуртского УФАС России установила следующее.
Согласно п. 1.1 контракта Поставщик обязуется поставить оборудование (телевизор с функцией Smart TV) в целях реализации мероприятия по обеспечению образовательных организаций материально-технической базой для внедрения цифровой образовательной среды федерального проекта "Цифровая образовательная среда" национального проекта "Образование" (далее - Товар), а Заказчик обязуется принять и оплатить Товар в порядке и на условиях, предусмотренных контрактом.
В соответствии с п. 3.1 контракта Поставщик самостоятельно доставляет Товар Заказчику по адресу: указаны в Отгрузочной разнарядке (Приложение 2 к контракту) (далее - место доставки), в срок: 30 календарных дней с даты заключения контракта.
Поставщик не менее чем за один рабочий день до осуществления поставки Товара направляет в адрес Заказчика уведомление о времени и дате доставки Товара в место доставки.
06.05.2024, 06.06.2024 ООО "ТОРЭС" направило в адрес Заказчика гарантийные письма о поставке товара в срок до 07.06.2024 и до 01.07.2024 соответственно.
18.06.2024 Заказчик направил ответ на представленные гарантийные письма, согласно которому по состоянию на 18.06.2024 товар Заказчику не поставлен, обязательства не исполнены. При этом, в целях подтверждения реальной возможности поставки товара в рамках заключенного контракта Заказчик направил запросы производителям ООО "КВАНТ" (ответ от 10.06.2024), ООО "ЦС ИМПЭКС" (ответ от 10.06.2024), согласно которым компании не имеют договорных отношений с ООО "ТОРЭС".
19.06.2024 ООО "ТОРЭС" направило в адрес Заказчика письмо N678, согласно которому у Общества имеются договорные отношения с компанией "из третьей линии партнеров от Вендора", в связи с чем поставка будет осуществлена позднее.
01.07.2024 ООО "ТОРЭС" направило в адрес Заказчика письмо N705 о продлении срока поставки до 09.07.2024.
01.07.2024 Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 8 ст. 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии со ст. 309, ст. 310 Гражданского кодекса РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями; односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных Гражданским кодексом РФ, другими законами или иными правовыми актами.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
По смыслу статьи 104 Закона о контрактной системе реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры осуществления закупки обязательств, одним из последствий которой является включение в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение), влекущее ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа.
С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере закупок, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Постановлением N 1078 утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила).
Согласно подпункту "б" пункта 13 Правил по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" пункта 13, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).
В рассматриваемом случае, Комиссией Удмуртского УФАС России, установлена совокупность обстоятельств, свидетельствующих о недобросовестном поведении ООО "ТОРЭС".
Комиссией установлено, что Общество обязалось осуществить поставку телевизоров по контракту в срок до 30.04.2024 включительно. Вместе с тем, до указанного в контракте срока Поставщик не осуществил поставку товара, а в указанные даты по гарантийным письмам от 06.05.2024, 06.06.2024, 01.07.2024 также не осуществил поставку требуемого товара. Таким образом, Заказчик не получил товар, на который рассчитывал при проведении закупочной процедуры, Общество взятые на себя обязательства не исполнило.
Следует отметить, что закупка осуществлялась в рамках национального проекта "Образование", и Общество таким халатным отношением к взятым на себя обязательствам поставил под угрозу выполнение плана национального проекта, затянул сроки поставки товара, что свидетельствует о неблагоприятных последствиях для Заказчика.
Кроме того, следует отметить, что Общество не подтвердило Заказчику ведения о том, что ООО "ТОРЭС" осуществило закупку, либо резервацию товара по контракту у производителей, о чем свидетельствуют представленные Заказчиком ответы на запросы от двух производителей телевизоров, согласно которым Общество не имеет договорных отношений с производителями. При этом, указание Общества на наличие договорных отношений с иными организациями Обществом не представлено и не подтверждено.
С учетом, изложенных обстоятельств следует, что Общество не исполнило взятые на себя обязательства, Заказчик товар не получил, цель закупки не выполнена, объективные потребности заказчика оказались не удовлетворенными.
Комиссия антимонопольного органа считает, что данные обстоятельства свидетельствуют о недобросовестном поведении со стороны Общества, поскольку такое халатное отношение к взятым на себя обязательствам по государственному контракту приводит к расходованию бюджетных средств, объективные потребности Заказчика не удовлетворены.
При рассмотрении вопроса о признании участника закупки недобросовестным поставщиком и подлежащим внесению в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиваться лишь формальным установлением факта нарушения таким участником норм Закона о контрактной системе, необходимо установить обстоятельства, свидетельствующие о недобросовестности участника закупки, его вины.
Принимая решение об участии в процедуре закупки для государственных и муниципальных нужд и подавая соответствующую заявку, участник конкурентной процедуры несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
Реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой государственного принуждения, установленной законодателем в целях обеспечения добросовестного исполнения участником закупки принятых на себя в рамках контрактной системы обязательств.
Одним из последствий такого включения является ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в государственных и муниципальных закупках.
Другим немаловажным последствием является умаление деловой репутации, поскольку фактом включения лица в федеральный реестр недобросовестных поставщиков опровергается презумпция добросовестности такого лица как участника гражданских правоотношений. При этом реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, направленным на развитие конкуренции и предотвращение злоупотреблений в сфере закупок, и, следовательно, является механизмом защиты публичных интересов.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П).
Таким образом, Комиссия Удмуртского УФАС России, учитывая необходимость соблюдения баланса частных и публичных интересов, приходит к выводу о наличии достаточных оснований для включения сведений в отношении ООО "ТОРЭС" в реестр недобросовестных поставщиков.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Удмуртского УФАС России нарушений Закона о контрактной системе по указанным обстоятельствам не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N1078, Комиссия Удмуртского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Сведения в отношении ООО "ТОРЭС" (ИНН 2543151790) в связи с принятием заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта по результатам проведения электронного аукциона N зз-0015-08439 - 2024 "Приобретение оборудования (телевизор с функцией Smart TV) в целях реализации мероприятия по обеспечению образовательных организаций материально-технической базой для внедрения цифровой образовательной среды федерального проекта "Цифровая образовательная среда" национального проекта "Образование" (номер извещения в ЕИС - 0813500000124003053) включить в реестр недобросовестных поставщиков сроком на 2 (два) года.
2. Датой включения сведений в отношении ООО "ТОРЭС" (ИНН 2543151790) в реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев в Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Дата события |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения Заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I+II+III разделы) |
||||||
|
Регламентированная дата направления Заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления Заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по I разделу |
|
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по II разделу |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения его в ЕИС |
Фактическая дата изготовления и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|
12.07.2024 |
15.07.2024 |
15.07.2024 |
0 |
18.07.2024 |
22.07.2024 |
19.07.2024 |
0 |
24.07.2024 |
23.07.2024 |
0 |
0 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике от 19 июля 2024 г. N 018/06/104-611/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.07.2024