Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) на основании статей 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон), Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N1078) в составе:
председатель Комиссии: <_> - заместитель руководителя,
члены Комиссии: <_>. - старший государственный инспектор отдела контроля закупок, <_> - специалист-эксперт отдела контроля закупок, кворум соблюден,
на заседании Комиссии
в отсутствие:
Заказчика - МКУ "Управление капитального строительства МО "Городской округ г. Глазов" УР", уведомленного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела посредством ЕИС и электронной почты,
ООО "Прагма-Строй" (далее - Подрядчик, Общество) уведомленного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела посредством ЕИС и электронной почты,
уполномоченного учреждения ГКУ УР "Региональный центр закупок Удмуртской Республики" (далее - Уполномоченное учреждение), уведомленного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела посредством ЕИС и электронной почты,
рассмотрев обращение Заказчика - МКУ "Управление капитального строительства МО "Городской округ г. Глазов" УР" о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков в отношении участника закупки - ООО "Прагма-Строй" (ИНН 7103054272) в связи с односторонним отказом от исполнения контракта по результатам проведения электронного аукциона N зз-0017-18106 - 2024 "Благоустройство общественной территории города Глазова" (номер извещения в ЕИС -0813500000124007089), и на проведение внеплановой проверки в соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.
УСТАНОВИЛА:
08.05.2024 Уполномоченное учреждение разместило в Единой информационной системе в сфере закупок извещение о проведении электронного аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере - 12 561 944,59 рублей.
В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона от 16.05.2024 NИЭА1 была подана одна заявка на участие. Победителем признано ООО "Прагма-Строй".
Рассмотрев обращение Заказчика и документы, представленные в материалы дела в соответствии с частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, осуществив в соответствии со статьей 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, Комиссия Удмуртского УФАС России установила следующее.
Подрядчик не обеспечил присутствие представителя на заседании комиссии, пояснений в адрес Управления не представил, ходатайств не заявлял.
Согласно письменным пояснениям Заказчика, с момента заключения контракта Общество не приступило к выполнению работ, претензионные требования Заказчика не исполнило.
27.05.2024 был заключен контракт между Обществом и Заказчиком (далее - Контракт), согласно которому Подрядчик принял на себя обязательство выполнить работы по благоустройству. Цена контракта -12 561 944,59 рублей.
28.05.2024 Подрядчиком были предоставлены реквизиты счета для внесения Заказчиком аванса по Контракту.
12.07.2024 - срок предоставления аванса;
04.06.2024 Заказчик направил в адрес Поставщика письмо N280, в котором сообщил, что работы на объекте не ведутся, организационные мероприятия не проводятся, график производства работ, предоставленный Подрядчиком, Заказчиком не согласован и требует доработки. Потребовал приступить к выполнению работ, направить представителей для участия в совещании 10.06.2024 для согласования графика;
05.06.2024 Подрядчик направил в адрес Заказчика письмо б/н, в котором сообщил, что график выполнения работ не устанавливает этапы выполнения работ, направлен только на ознакомление Заказчиком и не требует согласование Заказчика. Предложил перенести совещание на 17.06.2024. Сообщил, что Подрядчиком ведется разработка организационно-исполнительской документации, заключение договоров с контрагентами Подрядчика. Попросил Заказчика согласовать цветовую температуру уличных фонарей;
11.06.2024 Заказчик направил в адрес Подрядчика письмо N 292, в котором сообщил, что работы не начаты, организационные мероприятия не проведены. Потребовал приступить к выполнению работ. Указал, какую применить температуру уличных фонарей.
17.06.2024 Подрядчик направил а адрес Заказчика письмо N 157-2, в котором сообщил, что из-за непредоставления Заказчиком аванса Подрядчик приостанавливает выполнение работ по Контракту;
18.06.2024 Заказчик направил в адрес Подрядчика письмо N 303, в котором сообщил, что работы не начаты, организационные мероприятия не проведены. Потребовал приступить к выполнению работ. Представители Подрядчика на производственное совещание не явились;
28.06.2024 Заказчик направил в адрес Подрядчика письмо N326 в котором сообщил, что решение о приостановке работ является необоснованным. Учитывая то, что работы на объекте не велись, также как и подготовительные мероприятия, руководствуясь принципом разумной осторожности, Заказчик приостановил исполнение своего обязательства по выплате аванса;
02.07.2024 Заказчик направил в адрес Подрядчика претензию N 330, в которой сообщил, что Подрядчик строительную площадку не принял, к работам не приступил, явку представителей на совещание не обеспечил. Потребовал оплатить неустойку.
02.07.2024 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе. Дата вступления решения в силу - 13.07.2024;
Согласно пункту 1.1. Контракта объектом закупки, предметом контракта является благоустройство общественной территории города Глазова.
В соответствии с пунктом 1.2. Контракта Подрядчик принимает на себя обязательства выполнить работы, указанные в п. 1.1. Контракта, в соответствии с перечнем и объёмами работ, указанными в Сметной документации (Приложение N 1 к Контракту), с Графическим материалом (Приложение N 3 к Контракту) с использованием товаров (материалов), указанных в Приложении N 4 к Контракту (Ведомость товаров) (далее - техническая документация) в установленный Контрактом срок, а Заказчик обязуется своевременно принять и оплатить эти работы в соответствии с условиями Контракта.
В силу пункта 1.5. Контракта место выполнения работ: Удмуртская Республика, город Глазов, аллея у школы искусств ''Глазовчанка'' (далее - Объект).
В силу пункта 2.6. Контракта предварительная оплата (аванс) в размере 30,00 % от цены контракта, производится в течение 15 дней с момента получения от Подрядчика счета для перечисления предварительной оплаты (аванса). Подрядчик обязан предоставить Заказчику счет для перечисления предварительной оплаты (аванса) в течение 5 дней со дня заключения Контракта.
Согласно пункту 3.1. Контракта работы по Контракту должны быть начаты и завершены Подрядчиком в соответствии с графиком производства работ. Этапы исполнения контракта Контрактом не устанавливаются.
В соответствии с пунктом 3.2. Контракта срок выполнения работ:
- дата начала выполнения работ: с даты заключения контракта;
- дата окончания выполнения работ: 30.08.2024 г.
В силу пункта 4.2.6. Контракта Подрядчик обязан обеспечить наличие на Объекте строительных материалов (товаров), оборудования, конструкций, инструментов, приборов учета, необходимых для производства работ по Контракту и их сохранность.
Согласно пункту 4.2.13. Контракта Подрядчик обязан оформлять, продлевать и закрывать разрешения на производство земляных работ (при необходимости).
В соответствии с пунктом 4.2.14. Контракта в течение 3 (Трех) рабочих дней с даты заключения Контракта ознакомить Заказчика с графиком производства работ, составленным с учетом сроков, указанных в п. 3.2 Контракта. График производства работ не является документом, определяющим этапы исполнения контракта.
В силу пункта 4.2.14.1. Контракта в случае поступления от Заказчика уведомления с замечаниями к содержанию графика производства работ обеспечить прибытие своего представителя для согласования содержания графика производства работ не позднее 1 (Одного) рабочего дня с момента получения соответствующего уведомления.
Согласно части 8 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с части 1 статьи 718 ГК РФ Заказчик обязан в случаях, в объеме и в порядке, предусмотренных договором подряда, оказывать подрядчику содействие в выполнении работы.
Согласно части 1 статьи 719 ГК РФ Подрядчик вправе не приступать к работе, а начатую работу приостановить в случаях, когда нарушение заказчиком своих обязанностей по договору подряда, в частности непредоставление материала, оборудования, технической документации или подлежащей переработке (обработке) вещи, препятствует исполнению договора подрядчиком, а также при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что исполнение указанных обязанностей не будет произведено в установленный срок.
В соответствии со статьей 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В силу части 2 статьи 328 ГК РФ в случае непредоставления обязанной стороной предусмотренного договором исполнения обязательства либо при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что такое исполнение не будет произведено в установленный срок, сторона, на которой лежит встречное исполнение, вправе приостановить исполнение своего обязательства или отказаться от исполнения этого обязательства и потребовать возмещения убытков.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
По смыслу статьи 104 Закона о контрактной системе реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры осуществления закупки обязательств, одним из последствий которой является включение в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение), влекущее ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа.
С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере закупок, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Постановлением N 1078 утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила).
Согласно подпункту "б" пункта 13 Правил по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" пункта 13, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).
При рассмотрении вопроса о признании участника закупки недобросовестным поставщиком и подлежащим внесению в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиваться лишь формальным установлением факта нарушения таким участником норм Закона о контрактной системе, необходимо установить обстоятельства, свидетельствующие о недобросовестности участника закупки, его вины.
Принимая решение об участии в процедуре закупки для государственных и муниципальных нужд и подавая соответствующую заявку, участник конкурентной процедуры несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
Реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой государственного принуждения, установленной законодателем в целях обеспечения добросовестного исполнения участником закупки принятых на себя в рамках контрактной системы обязательств.
Одним из последствий такого включения является ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в государственных и муниципальных закупках.
Другим немаловажным последствием является умаление деловой репутации, поскольку фактом включения лица в федеральный реестр недобросовестных поставщиков опровергается презумпция добросовестности такого лица как участника гражданских правоотношений. При этом реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, направленным на развитие конкуренции и предотвращение злоупотреблений в сфере закупок, и, следовательно, является механизмом защиты публичных интересов.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П).
Изучив предоставленные пояснения и документы, Комиссия Удмуртского УФАС России пришла к выводу, что в период с момента заключения Контракта 27.05.2024 до приостановки работ 17.06.2024 Подрядчиком строительная площадка не была принята у Заказчика, наличие материалов, оборудования, конструкций, инструментов на объекте Подрядчик не обеспечил, разрешение на производство работ не получил, график выполнения работ с Заказчиком не согласовал.
Пояснений и доказательств о предпринятых мерах, направленных на исполнение Контракта, Подрядчик в адрес Удмуртского УФАС России не предоставил.
Заказчик, установив обстоятельства, очевидно свидетельствующих о том, что исполнение Контракта не будет произведено в установленный срок, приостановил исполнение своего обязательства по выплате аванса.
Более того, Комиссия Удмуртского УФАС России, анализируя деятельность Общества по исполнению государственных контрактов, обнаружила, что по контракту от 11.06.2024 (номер контракта в ЕИС - 3890302797824000033) исполнение было прекращено вследствие неисполения обязанностей Обществом. Согласно решению об одностороннем отказе от 10.07.2024 Общество к работам не приступило, между тем, заказчиком был предоставлен аванс в размере 3 649 408,46 рублей (цена контракта - 12 164 694,85). Данные обстоятельства ставят под сомнение добросовестность Подрядчика при исполнении государственного заказа.
Также важно отметить, что Подрядчик является единственным участником закупки, вследствие чего расторжение Контракта по вине Общества влечет неудовлетворенность объективных потребностей Заказчика на срок до заключения контракта по новой закупочной процедуре, затягивает реализацию национального проекта "Жилье и городская среда".
Таким образом, Комиссия Удмуртского УФАС России, учитывая необходимость соблюдения баланса частных и публичных интересов, приходит к выводу о наличии достаточных оснований для включения сведений в отношении ООО "Прагма-Строй в реестр недобросовестных поставщиков.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Удмуртского УФАС России нарушений Закона о контрактной системе по указанным обстоятельствам не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N1078, Комиссия Удмуртского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Сведения в отношении - ООО "Прагма-Строй" (ИНН 7103054272) в связи с односторонним отказом от исполнения контракта по результатам проведения электронного аукциона N зз-0017-18106 - 2024 "Благоустройство общественной территории города Глазова" (номер извещения в ЕИС -0813500000124007089) включить в реестр недобросовестных поставщиков сроком на 2 (два) года.
2. Датой включения сведений в отношении ООО "Прагма-Строй" (ИНН 7103054272) в реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев в Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Дата события |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения Заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I+II+III разделы) |
||||||
|
Регламентированная дата направления Заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления Заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по I разделу |
|
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по II разделу |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения его в ЕИС |
Фактическая дата изготовления и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|
13.07.2024 |
16.07.2024 |
16.07.2024 |
0 |
18.07.2024 |
25.07.2024 |
23.07.2024 |
0 |
26.07.2024 |
26.07.2024 |
0 |
0 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике от 23 июля 2024 г. N 018/06/104-618/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.07.2024