Резолютивная часть решения оглашена 17.07.2024
В полном объеме решение изготовлено 22.07.2024
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия), в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
заместителя руководителя управления-начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Черенковой Е.Б. |
|
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Фадеевой Н.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
рассмотрев обращение Управления инженерной инфраструктуры администрации Ашинского муниципального района о включении сведений об Обществе с ограниченной ответственностью АГЕНТСТВО "ЭКСПРЕСС", его участниках, членах коллегиального органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа (далее - ООО АГЕНТСТВО "ЭКСПРЕСС", Общество, Подрядчик) в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта и расторжением муниципального контракта N 01693000629240000210001 от 04.03.2024, заключенного по результатам проведения запроса котировок в электронной форме на выполнение работ по благоустройству сквера на общественной территории "Ашинский меридиан" (извещение N 0169300062924000021) (далее - запрос котировок, закупка), в присутствии посредством видеоконференцсвязи:
- представителя Управления инженерной инфраструктуры администрации Ашинского муниципального района (далее - Заказчик): Аглушевича А.В., действующего на основании доверенности б/н от 15.07.2024;
- в отсутствие представителей ООО АГЕНТСТВО "ЭКСПРЕСС", уведомленного о времени и месте заседания Комиссии, в том числе, посредством направления телеграммы, заявлений, ходатайств не представлено,
УСТАНОВИЛА:
В соответствии со статьями 95, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) в Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) поступило обращение Заказчика о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО АГЕНТСТВО "ЭКСПРЕСС".
Согласно представленным документам, 04.03.2024 заказчик и ООО АГЕНТСТВО "ЭКСПРЕСС" заключили контракт N 01693000629240000210001 по итогам запроса котировок на выполнение работ по благоустройству сквера на общественной территории "Ашинский меридиан" (извещение N 0169300062924000021) по цене 639 026,00 рублей.
Как следует из заявления заказчика, обязательства по клнтракту Обществом не исполнено, в связи с чем, 28.06.2024 заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Сведения о включении общества в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) направлены заказчиком в антимонопольный орган 10.07.2024.
Изучив представленные документы, заслушав пояснения сторон, Комиссия, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, пришла к следующим выводам.
Согласно части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Частью 8 статьи 95 закона о контрактной системе предусмотрено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Как следует из части 16 статьи 95 Закона о контрактной системе, информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
При этом в силу части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В соответствии с пунктом 10.6 контракта возможен односторонний отказ от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 25 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Таким образом, контрактом предусмотрена возможность заказчика расторгнуть контракт в одностороннем порядке в соответствии с положениями частей 8 и 9 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Согласно части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Из совокупного толкования части 13 статьи 95, части 3 статьи 103 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта, информация о котором размещается заказчиком в единой информационной системе в течение пяти рабочих дней с даты расторжения контракта.
Так, Заказчиком 28.06.2024 принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, 28.06.2024 указанное решение размещено в ЕИС во вкладке "Решение об одностороннем отказе", согласно сведениям, размещенным в ЕИС, получено Обществом 28.06.2024 06:55 (МСК).
С учетом положений частей 12.1 и 13 статьи 95 Закона о контрактной системе, контракт расторгнут 09.07.2024.
При рассмотрении вопроса о включении общества в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) антимонопольным органом установлено следующее.
Между заказчиком и ООО АГЕНТСТВО "ЭКСПРЕСС" 05.04.2024 посредством электронного документооборота заключен контракт N 01693000629240000210001 на выполнение работ по благоустройству сквера на общественной территории "Ашинский меридиан" (реестровый номер в ЕИС N 3745700524024000023) (далее - контракт).
В соответствии с пунктом 1.2. контракта Подрядчик обязуется в обусловленный настоящим контрактом срок выполнить работы по благоустройству сквера на общественной территории "Ашинский меридиан" (ОКПД2 - 42.99.22.100), а Муниципальный заказчик обязуется принять результат работ и оплатить выполненные работы.
В силу пункта 1 статьи 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.
В соответствии с пунктом 1 статьи 766 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) государственный или муниципальный контракт должен содержать условия об объеме и стоимости подлежащей выполнению работы, сроках ее начала и окончания, размере и порядке финансирования и оплаты работ, способах обеспечения исполнения обязательств сторон.
В соответствии с пунктом 2 статьи 702 ГК РФ к отдельным видам договора подряда (бытовой подряд, строительный подряд, подряд на выполнение проектных и изыскательских работ, подрядные работы для государственных нужд) положения, предусмотренные настоящим параграфом, применяются, если иное не установлено правилами настоящего Кодекса об этих видах договоров.
Таким образом, к договору подряда для государственных и муниципальных нужд применяются общие нормы, регулирующие отношения по договору подряда.
Согласно пункту 1 статьи 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
В силу пункта 1 статьи 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
Таким образом, с учетом положений статей 432, 702, 708, 766 ГК РФ существенными условиями государственного контракта являются предмет и сроки выполнения работ.
В соответствии с частью 2 статьи 715 ГК РФ если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
Пунктом 3 статьи 715 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, если во время выполнения работы станет очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, заказчик вправе назначить подрядчику разумный срок для устранения недостатков и при неисполнении подрядчиком в назначенный срок этого требования отказаться от договора подряда либо поручить исправление работ другому лицу за счет подрядчика, а также потребовать возмещения убытков.
В соответствии с пунктом 1.3 контракта Требования к выполнению работ по благоустройству сквера на общественной территории "Ашинский меридиан" указаны в Описании объекта закупки, сметной документации (Приложение N 1 к настоящему контракту), которое является неотъемлемой частью муниципального контракта.
Пунктом 1.4 контракта определены сроки выполнения работ: начало выполнения работ - с даты заключения муниципального контракта; окончание выполнения работ - по 30 июня 2024 года.
Согласно пункту 1.5 контракта Подрядчик обязуется в соответствии с Контрактом начать, завершить все работы и сдать в установленном порядке Объект пригодный к эксплуатации, в сроки, предусмотренные пунктом 1.4. Контракта.
Пунктом 3.4 контракта предусмотрено авансирование в размере 30% от цены контракта, оплата аванса осуществляется в течение 7 (Семи) рабочих дней с даты направления Подрядчиком счета на оплату. Окончательный расчет по контракту производится Муниципальным заказчиком после подписания документа о приемке выполненных работ в электронной форме в единой информационной системы в сфере закупок (ЕИС) путем безналичного перечисления денежных средств на расчетный счет Подрядчика в течение 7 (Семи) рабочих дней. Основанием для оплаты выполненных подрядчиком работ является подписанный заказчиком документ о приемке выполненных работ в ЕИС.
Оплата аванса, в соответствии с условиями пункта 3.4 контракта, произведена Заказчиком Обществу платежным поручением N 661 от 21.03.2024 на сумму 191 516,09 рублей.
Из документов, представленных в материалы дела Заказчиком, следует, что, в нарушение условий контракта, Подрядчиком работы не выполнены, к выполнению работ Общество не приступало.
Доказательств, опровергающих информацию, указанную в документах, представленных заказчиком, Обществом в материалы настоящего дела не представлены.
Основанием для включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков являются действия общества, предполагающие его недобросовестное поведение, совершение им действий в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности исполнения контракта этим лицом, и, как следствие, нарушающих, права заказчика относительно условий и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств, что приводит к нарушению обеспечения публичных интересов в указанных правоотношениях.
Согласно положениям гражданского законодательства Российской Федерации, предпринимательская деятельность осуществляется лицом на свой риск и под свою ответственность.
Так, заключая контракт по результатам проведения электронного аукциона, направленного на удовлетворение государственных нужд и подавая соответствующую заявку, хозяйствующий субъект несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям Федерального закона, в том числе приведших к невозможности исполнения контракта. Действуя в рамках исполнения государственного или муниципального контракта, участник должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию бюджетных средств на социально-значимые, экономические цели, что требует от него большей степени ответственности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта.
В силу части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой государственного принуждения, установленной законодателем в целях обеспечения добросовестного исполнения участником закупки принятых на себя в рамках контрактной системы обязательств.
При этом в случае привлечения лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N13-П, от 21.11.2002 N15-П).
Согласно положениям гражданского законодательства Российской Федерации, предпринимательская деятельность осуществляется лицом на свой риск под свою ответственность.
Так, принимая решение об участии в процедуре закупки для государственных и муниципальных нужд и подавая соответствующую заявку, хозяйствующий субъект несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям Федерального закона, в том числе приведших к невозможности исполнения контракта с ним как с лицом, признанным победителем торгов.
Действуя в рамках исполнения государственного (муниципального) контракта, участник должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию бюджетных средств на общественные социально-экономические цели, что требует от него большей степени ответственности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта.
Так, Комиссией Челябинского УФАС России установлено, что Подрядчик к работам, предусмотренным условиями контракта, не приступил, по состоянию на дату принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, работы по контракту не выполнялись.
С учетом изложенного, принятое заказчиком решение об одностороннем отказе от исполнения контракта ввиду неисполнения Обществом обязательств по выполнению работ обоснованно с учетом положений действующего гражданского законодательства РФ.
При этом, отмечает Комиссия, общественная территория "Ашинский меридиан", определенная местом исполнения контракта, является общественным пространством и социально значимым объектом, требующим повышенной ответственности при осуществлении работ, предусмотренных условиями контракта.
Подрядчиком не возвращены денежные средства, полученные им от Заказчика в качестве оплаты аванса по контракту, в сумме 191 516,09 рублей.
Кроме того, недобросовестное отношение к исполнению государственных и муниципальных контрактов Обществом подтверждается тем, что сведения об ООО АГЕНТСТВО "ЭКСПРЕСС" включены в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (реестровый номер записи: 24003945, дата включения сведений 07.05.2024; реестровый номер записи: 24003759, дата включения сведений 27.04.2024; реестровый номер записи: 24004196, дата включения сведений 16.05.2024; реестровый номер записи: 24004390, дата включения сведений 21.05.2024; реестровый номер записи: 24005088, дата включения сведений 13.06.2024; реестровый номер записи: 24005136, дата включения сведений 14.06.2024; реестровые номера записи: 24005591, 24005624, дата включения сведений: 26.06.2024; реестровые номера записи: 24005649, 24005691, дата включения сведений: 27.06.2024; реестровые номера записи: 24005762, 24005803, 24005810, 24005811, 24005942, 24006009, 24006453, 24006503, даты включения сведений: 02.07.2024, 04.07.2024, 17.07.2024, 18.07.2024) в связи с односторонним отказом заказчиков от исполнения контрактов, заключенных по результатам проведения закупок, по аналогичному основанию.
Указанное также является подтверждением недобросовестного отношения Общества к исполнению муниципальных контрактов.
Учитывая изложенное в совокупности, антимонопольный орган приходит к выводу о необходимости включения сведений об ООО АГЕНТСТВО "ЭКСПРЕСС", его участнике, единоличном исполнительном органе в реестр недобросовестных поставщиков.
Комиссия, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе и Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N1078,
РЕШИЛА:
1. Включить сведения, представленные Администрацией Карабашского городского округа, об Обществе с ограниченной ответственностью АГЕНТСТВО "ЭКСПРЕСС" (ИНН/КПП 0266033244 / 026601001, ОГРН 1100266000185, 453266, Республика Башкортостан, г. Салават, ул. 30 лет Победы, д. 14), в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сроком на два года с даты, когда федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, должен разместить такую информацию в указанном реестре в соответствии с требованиями части 7 статьи 104 Закона о контрактной системе.
2. Включить сведения, представленные Администрацией Карабашского городского округа", об участнике и директоре ООО "АГЕНТСТВО "ЭКСПРЕСС" Исаеве Евгении Александровиче (ИНН 027708910394), в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сроком на два года с даты, когда федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, должен разместить такую информацию в указанном реестре в соответствии с требованиями части 7 статьи 104 Закона о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии: В.А. Ливончик
Члены Комиссии: Е.Б. Черенкова
Н.В. Фадеева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 22 июля 2024 г. N 074/10/104-1565/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.07.2024