Резолютивная часть решения оглашена 17 июля 2024 года
В полном объеме решение изготовлено 22 июля 2024 года
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия), в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Фадеевой Н.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
|
Черенковой Е.Б. |
- |
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
рассмотрев обращение Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад N 93 г. Челябинска" (далее - МБДОУ "ДС N93 г. Челябинска", заказчик) о включении Индивидуального предпринимателя Пановой Елене Евгеньевне (далее - ИП Панова Е.Е., участник закупки, победитель электронного аукциона, подрядчик) в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Реестр) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта и расторжением контракта N 24-104245Э от 19.04.2024, заключенного по результатам проведения электронного аукциона "24-104245Э капитальный ремонт кровли МБДОУ "ДС N93 г. Челябинска" ул. 40-летия Победы, д. 45А" (извещение N 0369300038024000001), в присутствии посредством видеоконференцсвязи:
- представителей МБДОУ "ДС N93 г. Челябинска" заведующего Крохалевой Ирины Александровны, Гринько Инны Михайловны, действующих на основании приказа N 85-к от 29.06.2020, доверенности N 1 от 15.07.2024;
- ИП Пановой Е.Е.,
УСТАНОВИЛА:
В Челябинское УФАС России 10.07.2024 поступило обращение МБДОУ "ДС N93 г. Челябинска" о включении в Реестр ИП Пановой Е.Е. в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта и расторжением контракта N 24-104245Э от 19.04.2024, заключенного по результатам проведения электронного аукциона "24-104245Э капитальный ремонт кровли МБДОУ "ДС N93 г. Челябинска" ул. 40-летия Победы, д. 45А" (извещение N 0369300038024000001) (далее - аукцион, закупка) в порядке, предусмотренном статьей 104 Закона о контрактной системе.
Согласно материалам дела МБДОУ "ДС N93 г. Челябинска" объявлен электронный аукцион путем размещения заказчиком на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 28.03.2024 в 15:09 извещения о проведении закупки.
Начальная (максимальная) цена контракта - 3 328 729, 98 рублей.
Протокол подачи ценовых предложений от 05.04.2024.
Снижение начальной (максимальной) цены контракта составило 16,87%.
Протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) N0369300038024000001 от 08.04.2024.
Контракт N 24-104245Э на капитальный ремонт кровли МБДОУ "ДС N93 г. Челябинска" ул. 40-летия Победы, д. 45А заключен 19.04.2024.
Из обращения МБДОУ "ДС N93 г. Челябинска" следует, что в рамках исполнения контракта подрядчиком работы в полном объеме не выполнены, нарушались сроки выполнения работ и работы выполнялись настолько медленно, что делало невозможным их своевременное окончание. Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно письменным пояснениям ИП Пановой Е.Е. работы подрядчиком выполнялись, но постоянно возникающие препятствия помешали исполнению обязательств по контракту в установленные сроки (проливные дожди, повреждение силового кабеля, питающего второй этаж учреждения). При этом, срок исполнения обязательств по контракту определен сторонами первоначально в 45 календарных дней, впоследствии заключено дополнительное соглашение, которым срок увеличен до 73 календарных дней. Материалы на объект доставлялись по мере необходимости, работы выполнялись с учетом погодных условий. После принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта сотрудники подрядчика не смогли поспасть на территорию строительного объекта.
Изучив представленные документы, руководствуясь статьями 99, 104 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
Частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Согласно пункта 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: 1) при существенном нарушении договора другой стороной; 2) в иных случаях, предусмотренных ГК РФ, другими законами или договором.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Пунктом 2 статьи 450.1 ГК РФ предусмотрено, что в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
В соответствии с пунктом 1 статьи 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
В силу пункта 1 статьи 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
Пунктом 1 статьи 711 ГК РФ установлено, что если договором подряда не предусмотрена предварительная оплата выполненной работы или отдельных ее этапов, заказчик обязан уплатить подрядчику обусловленную цену после окончательной сдачи результатов работы при условии, что работа выполнена надлежащим образом и в согласованный срок, либо с согласия заказчика досрочно.
В соответствии с пунктом 2 статьи 715 ГК РФ если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
Пунктом 3 статьи 715 ГК РФ установлено, если во время выполнения работы станет очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, заказчик вправе назначить подрядчику разумный срок для устранения недостатков и при неисполнении подрядчиком в назначенный срок этого требования отказаться от договора подряда либо поручить исправление работ другому лицу за счет подрядчика, а также потребовать возмещения убытков.
Согласно пункту 1 статьи 716 ГК РФ подрядчик обязан немедленно предупредить заказчика и до получения от него указаний приостановить работу при обнаружении: непригодности или недоброкачественности предоставленных заказчиком материала, оборудования, технической документации или переданной для переработки (обработки) вещи; возможных неблагоприятных для заказчика последствий выполнения его указаний о способе исполнения работы; иных не зависящих от подрядчика обстоятельств, которые грозят годности или прочности результатов выполняемой работы либо создают невозможность ее завершения в срок.
Согласно положениям статьи 717 ГК РФ если иное не предусмотрено договором подряда, заказчик может в любое время до сдачи ему результата работы отказаться от исполнения договора, уплатив подрядчику часть установленной цены пропорционально части работы, выполненной до получения извещения об отказе заказчика от исполнения договора. Заказчик также обязан возместить подрядчику убытки, причиненные прекращением договора подряда, в пределах разницы между ценой, определенной за всю работу, и частью цены, выплаченной за выполненную работу.
Заказчик обязан в сроки и в порядке, которые предусмотрены договором подряда, с участием подрядчика осмотреть и принять выполненную работу (ее результат), а при обнаружении отступлений от договора, ухудшающих результат работы, или иных недостатков в работе немедленно заявить об этом подрядчику (пункт 1 статьи 720 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 3 статьи 723 ГК РФ если отступления в работе от условий договора подряда или иные недостатки результата работы в установленный заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения причиненных убытков.
Статьей 729 ГК РФ установлено, что в случае прекращения договора подряда по основаниям, предусмотренным законом или договором, до приемки заказчиком результата работы, выполненной подрядчиком (пункт 1 статьи 720 ГК РФ), заказчик вправе требовать передачи ему результата незавершенной работы с компенсацией подрядчику произведенных затрат.
Частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта (часть 13 статьи 95 Закона о контрактной системе).
В силу части 14 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 статьи 95 Закона о контрактной системе. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Согласно пункту 11 части 2 статьи 103 Закона о контрактной системе в реестр контрактов включается информация о расторжении контракта с указанием оснований его расторжения.
Частью 3 статьи 103 Закона о контрактной системе определено, что информация, указанная в пунктах 10, 11 и 13 части 2 статьи 103 Закона о контрактной системе, направляется в порядке, установленном в соответствии с частью 6 статьи 103 Закона о контрактной системе, в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по казначейскому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в течение пяти рабочих дней с даты соответственно исполнения контракта (отдельного этапа исполнения контракта), расторжения контракта. При этом, что если в соответствии с Законом о контрактной системе решение об одностороннем отказе от исполнения контракта подписано с использованием единой информационной системы, такой документ, а также информация, содержащаяся в нем и подлежащая включению в реестр контрактов, направляется с использованием единой информационной системы для включения в реестр контрактов в порядке, установленном в соответствии с частью 6 статьи 103 Закона о контрактной системе, не позднее трех рабочих дней со дня, следующего за днем вступления в силу решения.
Между МБДОУ "ДС N93 г. Челябинска" и ИП Пановой Е.Е. 19.04.2024 заключен контракт N 24-104245Э на капитальный ремонт кровли МБДОУ "ДС N93 г. Челябинска" ул. 40-летия Победы, д. 45А (далее - контракт).
В силу пункта 1.1 контракта подрядчик обязуется, в установленный контрактом срок, по заданию заказчика выполнить работы по капитальному ремонту кровли МБДОУ "ДС N93 г. Челябинска" ул. 40-летия Победы, д. 45А, а заказчик обязуется принять и оплатить выполненные работы.
Место выполнения работ: Российская Федерация, Челябинская область, г. Челябинск, ул. 40-летия Победы, д. 45А (пункт 1.2 контракта).
Согласно пункту 1.3 контракта подрядчик обязуется выполнить работы в соответствии с условиями контракта, техническим заданием (Приложение N 1 к контракту) и сметой (Приложение N 2 к контракту).
Пунктом 2.1 контракта определен срок выполнения работ: работы, предусмотренные контрактом, осуществляются подрядчиком в следующие сроки: с даты заключения контракта в течение 45 календарных дней. Допускается досрочное выполнение работ.
Раздел 3 контракта устанавливает права и обязанности сторон:
- выполнить все работы с надлежащим качеством в соответствии с требованиями технического задания (Приложение N 1 к контракту) и сметы контракта (Приложение N 2 к контракту), в объеме, предусмотренном контрактом и приложениями к нему, и сдать результат выполненных работ заказчику в установленный контрактом срок (пункт 3.1.1 контракта);
- завести "Журнал контроля за производством работ и их приемкой" и по требованию заказчика предъявлять его для записи замечаний (пункт 3.1.2 контракта);
- устранить за свой счет недостатки и дефекты, выявленные в ходе выполнения работ, при приемке работ и в течение гарантийного срока эксплуатации объекта, в сроки, установленные соглашением заказчика и подрядчика, а если срок не определен, то в течение 3 (трех) дней с момента получения письменного извещения (требования) заказчика об устранении недостатков (пункт 3.1.5 контракта).
Пунктом 3.2 контракта определены условия об обязанностях подрядчика:
- принять на себя обязательства выполнить предусмотренные контрактом работы по капитальному ремонту объекта капитального строительства (пункт 3.2.1 контракта);
- выполнить работы, указанные в пункте 3.2.1 контракта (далее - работы), в соответствии со следующей документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к работам требования, которая является неотъемлемой частью контракта: проектная документация, иные документы, являющиеся неотъемлемой частью контракта (пункт 3.2.2 контракта);
- выполнить работы в сроки, установленные контрактом (пункт 3.2.3 контракта);
- обеспечить представителям заказчика возможность осуществлять контроль за исполнением подрядчиком условий контракта (пункт 3.2.5 контракта);
- информировать заказчика обо всех происшествиях на объекте капитального строительства, в том числе об авариях или о возникновении угрозы аварии на объекте капитального строительства, о несчастных случаях на объекте капитального строительства, повлекших причинение вреда жизни и (или) здоровью работников подрядчика и иных лиц, в течение 24 часов с момента, когда возникновение аварии или несчастного случая либо угроза аварии или несчастного случая стали известны или должны были быть известны подрядчику (пункт 3.2.6 контракта);
- обеспечить устранение выявленных недостатков и не приступать к продолжению работ до составления актов об устранении выявленных недостатков (пункт 3.2.8 контракта);
- нести гражданско-правовую ответственность перед заказчиком за неисполнение или ненадлежащее исполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей, в том числе: а) за представление документов, указанных в пунктах настоящего раздела, содержащих недостоверные сведения, либо их непредставление или представление таких документов с нарушением установленных сроков; б) за непривлечение субподрядчиков, соисполнителей в объеме, установленном в контракте (пункт 3.2.15 контракта).
В соответствии с пунктом 3.4 контракта заказчик обязан:
- при освидетельствовании "скрытых работ" на объекте, оформление технической документации производить согласно разделу 6 контракта (пункт 3.4.1 контракта);
- обеспечить доступ подрядчика на территорию, указанную в п. 1.3 контракта (пункт 3.4.2 контракта);
- при обнаружении недостатков немедленно заявить об этом подрядчику в виде официального письма за подписью руководителя (пункт 3.4.5 контракта).
Пункт 3.5 контракта устанавливает условия об обязанностях заказчика:
- со дня заключения контракта осуществлять содействие подрядчику в исполнении им своих обязательств по контракту, а также осуществлять действия, позволяющие подрядчику приступить к выполнению работ и своевременно выполнить работы, если в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществление таких действий возложено на заказчика (пункт 3.5.1 контракта);
- в течение 3 дней со дня, следующего за днем заключения контракта, передать подрядчику по акту приема-передачи строительную площадку, а также документы, которые определены приложением к контракту, являющимся его неотъемлемой частью, а в случае получения мотивированного отказа подрядчика от подписания проекта акта приема-передачи осуществить одно из следующих действий: -в течение 2 дней со дня, следующего за днем получения мотивированного отказа подрядчика от подписания проекта акта приема-передачи, устранить замечания, указанные в таком мотивированном отказе, и повторно передать подрядчику по акту приема-передачи строительную площадку, а также документы, которые определены приложением к контракту, являющимся его неотъемлемой частью; -согласовать с подрядчиком новый срок передачи таких строительной площадки и документов (в случае, если в установленный контрактом срок невозможно устранить замечания, указанные в мотивированном отказе подрядчика от подписания проекта акта приема-передачи); -направить подрядчику требование о приемке по акту приема-передачи строительной площадки, а также документов, которые определены приложением к контракту, являющимся его неотъемлемой частью, с указанием причин отказа заказчика от устранения замечаний, указанных в мотивированном отказе подрядчика от подписания проекта акта приема-передачи (пункт 3.5.2 контракта);
- обеспечить доступ персонала подрядчика на строительную площадку (пункт 3.5.3 контракта);
- отправлять подрядчику в сроки и порядке, которые определены контрактом, ответы на уведомления, обращения, требования, предложения и иные сообщения, связанные с исполнением обязательств сторон по контракту. Уведомления, обращения, требования, предложения и иные сообщения подрядчика с описанием возникшей при исполнении контракта проблемы и (или) предложением по ее решению, но не связанные с изменением существенных условий контракта либо урегулированием споров, рассматриваются заказчиком в течение 3 рабочих дней со дня их поступления (пункт 3.5.4 контракта);
- в сроки и порядке, которые предусмотрены контрактом, с участием подрядчика осмотреть и принять выполненные работы (их результат), а при обнаружении отступлений от контракта, в том числе ухудшающих результат работ, или иных недостатков в работах немедленно заявить об этом подрядчику (пункт 3.5.5 контракта);
- в случае просрочки исполнения подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом (в том числе гарантийного обязательства), а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, направлять подрядчику требование об уплате неустоек (штрафов, пеней) (пункт 3.5.7 контракта);
- в случаях и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, списывать суммы неустоек (штрафов, пеней), начисленных подрядчику, но не списанных заказчиком в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом (пункт 3.5.8 контракта).
Согласно пунктам 3.4.3, 3.4.4, 3.4.5 контракта (обозначенным между пунктами 3.6.2 и 4.1 контракта) заказчик имеет право: назначить подрядчику разумный срок для устранения недостатков (но не более трех дней), если будут обнаружены некачественно выполненные работы, при неисполнении подрядчиком в назначенный срок этого требования, заказчик вправе обратиться в суд с иском о расторжении контракта (пункт 3.4.3 контракта); привлекать экспертов, специалистов, обладающих необходимыми знаниями в области сертификации, стандартизации, безопасности, оценки качества, для проверки соответствия выполненных подрядчиком работ требованиям, установленным контрактом (пункт 3.4.4 контракта); в соответствии с пунктом 2 части 14 статьи 34 Закона о контрактной системе удержать сумму неисполненных подрядчиком требований об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных заказчиком в соответствии с Законом о контрактной системе, из суммы, подлежащей оплате подрядчику (пункт 3.4.5 контракта).
Цена контракта составляет 2 766 988 руб 90 коп. (Два миллиона семьсот шестьдесят шесть тысяч девятьсот восемьдесят восемь) рублей 90 коп. с учетом налога на добавленную стоимость (пункт 4.1 контракта).
В силу пункта 5.1 контракта приемка каждого этапа выполненных работ, осуществляется на основании документов о приемке работ, подтверждающих их выполнение в соответствии с условиями контракта. Для проведения приемки результатов выполненных работ назначается ответственный за приемку или может быть создана приемочная комиссия, которая состоит не менее чем из 5 (пяти) человек.
Согласно пункту 5.12 контракта для проверки результатов выполненных подрядчиком работ, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик обязан провести экспертизу. Экспертиза результатов выполненных работ может проводиться заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться независимые эксперты (экспертные организации) на основании контрактов, заключенных в соответствии с Законом о контрактной системе, в срок, установленный пунктом 5.6 контракта.
В соответствии с пунктом 6.1 контракта работы, подлежащие закрытию (скрытые работы), должны приниматься заказчиком. Подрядчик приступает к выполнению последующих работ только после приемки скрытых работ и составления актов освидетельствования этих работ. Подрядчик в письменном виде заблаговременно уведомляет заказчика о необходимости проведения промежуточной приемки выполненных работ, подлежащих закрытию, но не позднее, чем за 24 часа до начала проведения этой приемки. Если заказчик не явится к указанному сроку проведения промежуточной приемки выполненных работ, подлежащих закрытию, то подрядчик составляет односторонний акт и считает работы принятыми, при этом ответственность за качество выполненных работ с подрядчика снимается. Вскрытие работ в этом случае по требованию заказчика производится за счет заказчика.
Кроме того, пункт 6.2 контракта определяет, что в случае если представителем заказчика внесены в "журнал контроля за производством работ и их приемкой" замечания по выполненным работам, подлежащим закрытию, то они не должны закрываться подрядчиком без письменного разрешения заказчика, за исключением случаев неявки заказчика для приемки. Если заказчик не был информирован об этом или информирован с опозданием, то подрядчик обязан за свой счет открыть любую часть скрытых работ, согласно указанию заказчика, а затем - восстановить ее.
Контракт может быть расторгнут по соглашению сторон, решению суда, в случае одностороннего отказа стороны от исполнения контракта в соответствии с действующим гражданским законодательством РФ, в порядке, установленном статьей 95 Закона о контрактной системе (пункт 12.2 контракта).
В соответствии с пунктом 13.4 контракта приложения, являющиеся неотъемлемой частью контракта: -Приложение N1 - Техническое задание; -Приложение N2 - Смета контракта.
Техническим заданием (Приложение N 1 к контракту) (пункт 3) определены требования к проведению работ: в процессе производства работ осуществлять ведение общего журнала работ и иных журналов, в соответствии с Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 02.12.2022 N 1026/пр "Об утверждении формы и порядка ведения общего журнала, в котором ведется учет выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства", с указанием ответственных должностных лиц, отражающего технологическую последовательность, сроки, качество выполняемых работ и поступающих строительных материалов, конструкций, оборудования, операционный контроль по ходу выполнения строительно-монтажных работ, журналов инструктажей по технике безопасности.
Важно отметить, что из содержания Порядка ведения общего журнала, в котором ведется учет выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, утвержденного Приказом Минстроя России от 02.12.2022 N 1026/пр (далее - Порядок) следует, что общий журнал, в котором ведется учет выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства (далее - общий журнал), должен отражать последовательность осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, в том числе сроки и условия выполнения всех работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства, а также сведения о строительном контроле и государственном строительном надзоре (пункт 1 Порядка); ведение общего журнала по решению застройщика, технического заказчика, лица, ответственного за эксплуатацию здания, сооружения, или регионального оператора (далее - заказчик) осуществляется на бумажном носителе или в электронной форме без дублирования на бумажном носителе (пункт 2 Порядка); заказчик при оформлении общего журнала на бумажном носителе брошюрует и нумерует его (пункт 4 Порядка); записи в общий журнал вносятся с даты начала выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, включая период проведения подготовительных работ, до даты фактического окончания выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства (пункт 6 Порядка); заказчик обеспечивает доступ к общему журналу уполномоченным на его ведение лицам для внесения записей, внесения в них изменений, а также для ознакомления со сведениями, содержащимися в общем журнале. Перечень уполномоченных на ведение общего журнала лиц отражается на титульном листе общего журнала (пункт 7 Порядка); заполненный общий журнал хранится у заказчика в течение всего срока эксплуатации объекта капитального строительства (пункт 19 Порядка).
При этом ни представителями заказчика, ни представителями подрядчика на заседание Комиссии не представлено доказательств как наличия журнала, так и его ведения той или иной стороной контракта. Кроме того, озвученная на заседании Комиссии представителем заказчика обязанность подрядчика предоставлять списки лиц, которые непосредственно будут выполнять работы на объекте, не нашла подтверждение в положениями контракта, в том числе в обязательствах сторон.
В материалы дела представлена переписка между МБДОУ "ДС N93 г. Челябинска" и ИП Пановой Е.Е. по вопросам, касающимся исполнения контракта.
Контракт N 69 от 02.05.2024 заключен МБДОУ "ДС N93 г. Челябинска" и ООО УО "СТРОЙКОНТРОЛЬ" на проведение контроля качества выполнения работ по капитальному ремонту кровли.
К акту N 49 от 14.05.2024 ООО УО "СТРОЙКОНТРОЛЬ", выявившему осуществление подрядчиком частичного демонтажа кровельного пирога, парапетных планок, указавшему на подтопление дошкольного учреждения, прилагаются фотоматериалы.
Актом N 1 от 14.05.2023 представителями заказчика, ООО УО "СТРОЙКОНТРОЛЬ" зафиксированы повреждения.
Из содержания акта ООО УО "СТРОЙКОНТРОЛЬ" N 52 от 16.05.2024 следует, что производится демонтаж старого рулонного покрытия.
Согласно акту осмотра от 22.05.2024 представителями ООО "ГСТО", заказчика установлено нарушение ИП Пановой Е.Е. групповых электрических сетей второго этажа и уличного освещения (порезы кабеля)
Из содержания акта ООО УО "СТРОЙКОНТРОЛЬ" N 64 от 23.05.2024 следует, что в ходе проведения демонтажных работ нарушена целостность электрического кабеля.
В акте N 72 от 28.05.2024 ООО УО "СТРОЙКОНТРОЛЬ" указало, что производится демонтаж кровельного полотна над пищеблоком, выставление высотных отметок для выполнения разуклонки, работы выполняются с отставанием, для оптимизации процесса рекомендовано добавить количество рабочего персонала на объекте.
Требования заказчика привести график производства работ в соответствие со сроком, указанным в контракте, обеспечить выполнение работ до истечения срока, указанного в контракте, увеличить количество работников нашли отражения в претензии заказчика N 55 от 28.05.2024.
Согласно протоколу N 1 от 31.05.2024 на совещании по повестке проведения работ по капитальному ремонту кровли представители заказчика, подрядчика и МТО СП МКУ "ЦОДОО" по Калининскому району в числе прочего постановили составить план кровли по фактическим замерам.
В акте N 72 от 28.05.2024 ООО УО "СТРОЙКОНТРОЛЬ" указало, что произведены подготовительные работы по заливке цементно-песчаной стяжки.
Дополнительным соглашением N1 от 03.06.2024 стороны договорились внести изменение в пункт 2.1 контракта, установив срок для выполнения подрядчиком работ - 73 календарных дня с даты заключения контракта.
Акт осмотра N 2 от 05.06.2024 свидетельствует о комиссионном осмотре групп второго этажа музыкального зала, кабинета бухгалтерии, методического кабинета, кабинета заведующего, кабинета специалиста по охране труда, кабинета зав. хозяйством, коридоров второго этажа, выявлении повреждения светильников, проводки, покрытия стен, систем АПС, видеонаблюдения, намокания ковров и мебельных стенок.
Акт о вышедшей из строя системы АПС, СОУЭ, ПАК датирован 06.06.2024 и подписан представителями ООО "ГСТО", заказчика.
ООО УО "СТРОЙКОНТРОЛЬ" составило очередной акт с приложением фотоматериалов 06.06.2024 N 91.
Согласно протоколу N 2 от 06.06.2024 на совещании по повестке проведения работ по капитальному ремонту кровли представители заказчика, подрядчика и МТО СП МКУ "ЦОДОО" по Калининскому району в числе прочего опять постановили составить план кровли по фактическим замерам.
Соглашением от 07.06.2024 контракт между МБДОУ "ДС N93 г. Челябинска" и ООО УО "СТРОЙКОНТРОЛЬ" расторгнут.
Письмом б/н от 07.06.2024 подрядчик попросил пересогласовать фракцию керамзита, указал на то, что выравнивание существующей разуклонки будет приостановлено до получения ответа заказчика.
Контракт N 25 от 10.06.2024 заключен между МБДОУ "ДС N93 г. Челябинска" и ООО "СССР" на оказание услуг по проведению контроля качества выполнения работ.
В письме N 1 от 10.06.2024 индивидуальный предприниматель указал заказчику о наличии препятствий со стороны МБДОУ "ДС N93 г. Челябинска" для подрядчика, попросил прекратить доступ посторонних лиц на площадку, где ведутся ремонтные работы; организовать площадку 8х8м для производства работ по устройству бетонной стяжки с применением бетононасоса, а также возможность слива раствора для осуществления технологической промывки бетононасоса.
Кроме того, письмами б/н от 10.06.2024 ИП Панова Е.Е. сообщил заказчику об отсутствии в сметной документации позиции об устройстве галтелий, попросил дать ответ по этому вопросу; попросил предоставить официальный список представителей заказчика и других лиц, имеющих соответствующее разрешение для доступа на строительную площадку во время проведения работ, оградить доступ посторонних лиц на место проведения работ.
Из содержания письма МБДОУ "ДС N93 г. Челябинска" N 59 от 10.06.2024 следует, что у заказчика отсутствует нормативная обязанность по предоставлению подрядчику возможности слива раствора для осуществления технологической промывки бетононасоса, площадка для размещения которого ранее предоставлена ИП Пановой Е.Е.
Согласно письму N 60 10.06.2024 заказчик пояснил, что устройство галтелий предусмотрено расценкой (на устройство примыканий).
Ответом N 61 от 10.06.2024 заказчик сообщил подрядчику, что доступ посторонних лиц на объекте не осуществляется; контроль за ходом работ осуществляют: - представители СП МКУ "ЦОДОО" по Калининскому району; - инженеры отдела МТО СП МКУ "ЦОДОО" по Калининскому району; - представитель строительного контроля, действующий на основании договора.
Письмами NN 93-1, 93-2 от 10.06.2024, N 93-3 от 11.06.2024 ООО "СССР" указало на необходимость выполнения работ в соответствии со сметной документацией и недопустимость отклонения в процессе проведения работ от условий контракта и нормативно-правовой документации.
В письмах NN 93-4, 93-5 от 11.06.2024 ООО "СССР" попросило ИП Панову Е.Е. предоставить на рассмотрение проект производства работ; исправить замечания относительно выполненных работ по частичному устройству цементно-песчаной стяжки.
Письма ООО "СССР" от 14.06.2024 NN 93-6, 93-7, 93-8, 93-9, адресованные ИП Пановой Е.Е., заказчику (копия) содержат требования: "огородить место проведения работ, а также место складирования строительного материала на территории детского сада"; "обеспечить наличие документации в соответствии с СП 48.13330.2019 "Организация строительства" на объекте проведения работ"; необходимости предоставления исполнительной документации на выполненные работы по демонтажу металлических парапетных крышек, демонтажу рулонного материала, демонтажу выравнивающей стяжки, устройству уклонообразующего слоя, устройству стяжки из цементно-песчаного раствора; "направить 27.06.2024 в 08.00 представителя для осмотра и составления акта осмотра и фиксации объемов повреждений имущества детского сада.
Согласно требованию N 1 (письмо N 66 от 26.06.2024) заказчик, со ссылкой на условия контракта, указал на необходимость предоставления всей имеющейся на 26.06.2024 исполнительной документации для производства проверки заказчиком.
Ответ индивидуального предпринимателя на требование N 1 от 26.06.2024 указывает на ведение в процессе производства работ общего журнала работ и иных журналов, неоднократное предоставление исполнительной документации заказчику, исправление замечаний, предоставление документации в срок до 03.07.2024.
В требовании N 2 (письмо N 67 от 26.06.2024) МБДОУ "ДС N93 г. Челябинска" затребовало у индивидуального предпринимателя предоставление развернутого ответа о способе возмещения ущерба за поврежденные элементы внутренней отделки, светильников и предметов интерьера (мебели).
Ответ подрядчика на требование N 2 от 26.06.2024 свидетельствует о готовности индивидуального предпринимателя при нанесении ущерба возместить его в натуральном виде.
Из содержания требования N 3 (письмо N 68 от 26.06.2024) заказчик изъявил намерение получить от подрядчика гарантийное письмо с подтверждением всех условий контракта.
Ответ ИП Пановой Е.Е. на требование N 3 от 26.06.2024 представляет собой гарантийное письмо, в котором подрядчик сообщил о нарушении сроков исполнения контракта в связи с неблагоприятными погодными условиями (ливни и жара), исполнение работ гарантировано до 21.07.2024.
Протоколом совещания N 3 от 27.06.2024, проведенном в отсутствие представителя индивидуального предпринимателя, принято решение о подготовке документов для одностороннего расторжения контракта заказчиком.
В письме б/н, б/д (получено заказчиком 28.06.2024 в 17.10), подрядчик уведомил заказчика о приостановке работ с 27.06.2024 по 29.06.2024 в связи с сильными дождями, сообщил, что укрытие пленкой обеспечено.
Согласно требованию N 4 (письмо N 69 от 27.06.2024) подрядчику заказчиком установлен срок в течение 5 календарных дней (но не позднее 10.00 01.07.2024) предоставить ответ о способе возмещения ущерба элементов системы АПС, СОУЭ, ПАК, кабельной продукции, дымовых извещателей, табло "Выход", речевых оповещателей.
В требовании N 5 (письмо N 70 от 27.06.2024) заказчик затребовал у подрядчика ответ о способе возмещения ущерба за поврежденные элементы групповых электрических сетей второго этажа и уличного наружного освещения.
Актом осмотра внутренних помещений N 1 от 27.06.2024 зафиксированы результаты обследования внутренних помещений второго этажа здания детского сада.
В экспертном заключении от 27.06.2024 N 93-10 ООО "СССР" отразило обязательства, не исполненные ИП Пановой Е.Е.
Решение об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта принято МБДОУ "ДС N93 г. Челябинска" 28.06.2024, сформировано с использованием единой информационной системы 28.06.2024.
Основными претензиями, предъявляемыми заказчиком к подрядчику, явились:
- не предоставлены сертификаты соответствия, технические паспорта, подтверждающие соответствие требованиям к качеству и безопасности применяемого материала;
- не представлен "журнал контроля за производством работ и их приемкой", также не предоставлен журнал входного контроля качества и количества применяемого материала;
- отсутствует письменное уведомление о необходимости проведения приемки работ, подлежащих закрытию (скрытые работы);
- не соблюдение графика производства работ, нарушение срока производства работ;
- некачественного выполнения работ по устройству выравнивающей стяжки из цементно-песчаного раствора;
- по состоянию на 27.06.2024 отсутствуют рабочие, работы по монтажу кровельного покрытия выполнены на 50% поверхности кровли, отсутствует строительный материал, необходимый для выполнения работ, на месте выполнения работ;
- отсутствие представителя подрядчика на совещании 27.06.2024.
По мнению заказчика, все перечисленное свидетельствует о том, что работы по капитальному ремонту кровли не будут выполнены в срок, установленный контрактом и дополнительным соглашением.
Согласно сведениям, размещенным в ЕИС, датой надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта является 28.06.2024.
Дата расторжения контракта определена заказчиком как 09.07.2024, информация о расторжении контракта опубликована заказчиком в ЕИС 09.07.2024.
Таким образом, заказчиком соблюден порядок расторжения контракта в связи с односторонним отказом от исполнения обязательств, предусмотренный Законом о контрактной системе.
Согласно уведомлению от 01.07.2024 подрядчик попросил заказчика в связи с планируемым проведением работ допустить на место производства работ сотрудников: разнорабочих в количестве 4 человека, работников по устройству стяжки в количестве 3 человека.
Уведомлением от 02.07.2024 подрядчик сообщил заказчику о планируемом проведении работ 03.07.2024, попросил допустить на место производства работ сотрудников (ответственного за производство работ и технику безопасности согласно приказу N 1 от 10.05.2024 и двух разнорабочих).
В заявлении от 04.07.2024 индивидуальный предприниматель предоставил: сертификаты соответствия, технические паспорта, подтверждающие соответствие требованиям к качеству и безопасности применяемого материала; журнал контроля за производством работ и их приемкой; журнал входного контроля качества и количества применяемого материала; письменное уведомление о необходимости проведения приемки работ, подлежащих закрытию (скрытые работы); акты освидетельствования скрытых работ. Относительно исправления качества работ подрядчик сообщил, что оно будет выполнено при допуске сотрудников организации для выполнения этих работ; а также обратил внимание, что "в настоящее время доступ на строительную площадку сотрудникам индивидуального предпринимателя запрещен распоряжением руководителя заказчика от 01.07.2024; сообщил о несогласии с решением заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Уведомлением N 9 от 05.07.2024 подрядчик сообщил о необходимости приемки заказчиком работ, подлежащих закрытию.
В ответе на требование от 11.07.2024 N 78 ИП Панова Е.Е. уведомила МБДОУ "ДС N93 г. Челябинска" о планируемом вывозе строительного оборудования и строительных материалов 16, 17, 18 июля 2024 года с приложением списка вывозимых материалов и оборудования.
Вместе с тем, содержание писем N 18 от 02.07.2024; N 3,5 от 03.07.2024; NN 19, 20, 21 от 04.07.2024 позволяют прийти к выводу, что заказчиком не предоставлена возможность подрядчику устранить нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта посредством запрещения доступа на территорию объекта, что противоречит смыслу части 14 статьи 95 Закона о контрактной системе.
В письме N 76 от 08.07.2024 заказчик потребовал от индивидуального предпринимателя: предоставить пакет исполнительной документации представителю строительного контроля; явиться для осмотра помещений ДОУ93 с целью определения материального и морального ущерба, нанесенного действиями подрядчика, принять меры для вывоза строительного мусора, материалов и оборудования в течение 5 рабочих дней.
МБДОУ "ДС N93 г. Челябинска" подготовлено требование (претензия) об уплате пени (штрафа, неустойки) в связи с просрочкой исполнения (ненадлежащего исполнения) обязательств, предусмотренных контрактом N 25 от 09.07.2024.
Просьба к подрядчику сообщить о дате и времени его визита с экспертом по оценке ущерба и способов его возмещения, а также об освобождении строительной площадки от строительного мусора и иных отходов нашла отражение в письме N 78 заказчика от 11.07.2024.
Необходимо отметить, что основания для принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта фактически подтверждаются материалами дела (представленными документами и информацией). Действия ИП Пановой Е.Е. явились причиной нарушения публичных интересов, поскольку потребность дошкольного образовательного учреждения в отремонтированной кровле не удовлетворена.
Вместе с тем, необходимо отметить, что из документов, представленных на заседание Комиссии, следует, что ИП Панова Е.Е. осуществлял действия, направленные на исполнение контракта, что свидетельствует о намерении исполнить контракт и не позволяет прийти к выводу об уклонении подрядчика от своих обязательств.
При привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N13-П, от 21.11.2002 N15-П).
В свою очередь, основанием для включения сведений в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе является совершение подрядчиком (стороны по контракту) действий, свидетельствующих о его недобросовестном поведения, совершение им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе и гражданского законодательства, нарушающих права заказчика относительно условий и срока исполнения контракта, нарушению обеспечения публичных интересов в правоотношениях, регулируемых законодательством о контрактной системе.
Комиссия антимонопольного органа, рассматривающая вопрос о внесении сведений в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), не может ограничиваться формальной констатацией лишь факта одностороннего отказа заказчика, не выявляя иные связанные с ним обстоятельства.
Необходимо отметить, что Комиссия антимонопольного органа не обладает полномочиями по разрешению гражданско-правовых разногласий по следующим основаниям.
Согласно статье 118 Конституции Российской Федерации правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. По смыслу данной статьи во взаимосвязи со статьей 10 Конституции Российской Федерации, именно суду принадлежит исключительное полномочие принимать окончательные решения в споре о праве, что, в свою очередь, означает недопустимость подмены иными органами государственной власти компетенции суда посредством юрисдикционного акта административного органа.
С учетом характера правовых последствий включения юридического лица в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) - юридической ответственности в виде невозможности в течение двух лет участвовать в закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установлению подлежит субъективная сторона действий подрядчика, предполагающая наличие вины (умысла, неосторожности).
Правовая конструкция части 8 статьи 95 Закона о контрактной системе предполагает право сторон принять решения об одностороннем отказе от исполнения контракта только в соответствии с гражданским законодательством и договором.
Комиссия Челябинского УФАС России обращает внимание, что согласно положениям гражданского законодательства Российской Федерации, предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
С учетом изложенного, предпринимательские риски, в силу действующего законодательства несет хозяйствующий субъект, принявший решение об участии в закупке и снижении начальной (максимальной) цены контракта.
Так, принимая решение об участии в процедуре закупки для государственных нужд и подавая соответствующую заявку, индивидуальный предприниматель несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности исполнения контракта им как лицом, признанным победителем закупки (подрядчиком).
Действуя в рамках заключения и исполнения контракта, участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию бюджетных средств на общественные экономически-значимые цели, что требует от него большей степени ответственности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта.
Комиссия антимонопольного органа отмечает, что между сторонами осуществлялась переписка. Однако к согласию стороны не пришли, должный результат не достигнут.
По смыслу статьи 55 Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
С учетом изложенного, Комиссии антимонопольного органа не представляется возможным сделать однозначный вывод о совершении Обществом виновных действий, направленных исключительно на умышленное уклонение от исполнения контракта. Кроме того, заказчик не дал возможность подрядчику устранить обстоятельства, явившиеся основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Указанные обстоятельства не позволяют включить участника закупки в реестр недобросовестных поставщиков.
В силу подпункта "а" пункта 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила) представление поставщиком (подрядчиком, исполнителем) информации и документов, подтверждающих принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта, является одним из оснований для принятия органом контроля решения об отказе во включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
Несомненно, что действия ИП Пановой Е.Е. явились причиной нарушения публичных интересов, поскольку потребность заказчика в отремонтированной кровле в полном объеме не удовлетворена. Однако, просрочка исполнения обязательств сама по себе не свидетельствует о недобросовестном характере поведения исполнителя. Кроме того, заказчик ограничил индивидуального предпринимателя в праве на устранение нарушения условий контракта, послужившего основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, в течение срока вступления указанного решения в силу. Принимая во внимание совокупность обстоятельств, установленных на заседании Комиссии и имеющихся в материалах дела, Комиссия Челябинского УФАС России считает в данной ситуации объективным не принимать решение о включении в Реестр сведений об ИП Пановой Е.Е.
На основании изложенного, Комиссия, руководствуясь пунктом 5 части 15 статьи 99, статьей 104 Закона о контрактной системе и Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные МБДОУ "ДС N93 г. Челябинска" об ИП Пановой Е.Е. (ИНН 744807712992), в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены Комиссии Н.В. Фадеева
Е.Б. Черенкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 22 июля 2024 г. N 074/10/104-1551/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.07.2024