Резолютивная часть решения оглашена 22.07.2024
В полном объеме решение изготовлено 25.07.2024
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
заместителя руководителя управления-начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Фадеевой Н.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Кулезневой Е.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь статьями 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев обращение филиала Гохрана России - "Объект "Урал" (далее - заказчик) о расторжении контракта с Обществом с ограниченной ответственностью ООО "АСД-РИТЕЙЛ" (далее - ООО "АСД-РИТЕЙЛ", участник закупки, Общество, поставщик) в одностороннем порядке по решению заказчика, заключенного по итогам проведения электронного аукциона на поставку оборудования электрического осветительного (электролампы) (извещение N 0369100012824000014) (далее - аукцион), и о включении сведений об ООО "АСД-РИТЕЙЛ", его генеральном директоре и участнике в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта и расторжением контракта N 0369100012824000014 от 21.03.2024, заключенного по итогам проведения аукциона, при дистанционном участии:
- представителя заказчика Бердника А.С., действующего на основании доверенности от 29.12.2021 N 32-55-159-11/46;
- представителей ООО "АСД-РИТЕЙЛ" Долговой Ю.О., Кабановой Ю.С., Шевера Р.С., действующих на основании доверенностей от 19.07.2024,
УСТАНОВИЛА:
В Челябинское УФАС России 16.07.2024 поступило обращение заказчика о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) ООО "АСД-РИТЕЙЛ", его генерального директора и участника в порядке, предусмотренном статьей 104 Закона о контрактной системе.
Согласно материалам дела заказчиком объявлен аукцион путем размещения в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru 26.02.2024 извещения о закупке.
Начальная (максимальная) цена контракта - 919 183,00 рублей.
Контракт N 0369100012824000014 от 21.03.2024 расторгнут по решению заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта 16.07.2024.
Исходя из обращения филиала Гохрана России - "Объект "Урал", товары, поставленные ООО "АСД-РИТЕЙЛ", не соответствуют условиям контракта. В связи с этим, заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в порядке, предусмотренном статьей 95 Закона о контрактной системе.
Изучив представленные сторонами документы, заслушав пояснения, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Согласно части 1 статьи 523 Гражданского кодекса РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон.
Исходя из содержания абзаца четвертого пункта 2 статьи 450 Гражданского кодекса РФ, существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
В силу части 2 статьи 523 Гражданского кодекса РФ нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях:
- поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок;
- неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
Частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 11.2 контракта предусмотрена возможность расторжения контракта путем одностороннего отказа стороны контракта от его исполнения в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Материалами дела установлено, что победителем рассматриваемого аукциона признано ООО "АСД-РИТЕЙЛ".
Контракт N 0369100012824000014 заключен между заказчиком и Обществом 21.03.2024.
Пунктом 1.1 контракта предусмотрено, что поставщик обязуется поставить оборудование электрическое осветительное (электролампы) (далее - товар), а заказчик обязуется принять и оплатить товар в порядке и на условиях, предусмотренных контрактом.
Согласно пункту 1.2 контракта наименование, количество и иные характеристики поставляемого товара указаны в спецификации (приложение N 1 к контракту), являющейся неотъемлемой частью контракта.
В силу пункта 3.1 контракта поставщик самостоятельно доставляет товар заказчику по адресу: 456311, Челябинская область, г. Миасс, улица Озерная, территория филиала Гохрана России - "Объект "Урал" (далее - место доставки), в срок по 31 мая 2024 года.
Как следует из материалов дела, 14.05.2024, в регламентированный срок, Обществом заказчику поставлены товары, о чем свидетельствует копия накладной (экспедиторской расписки), копия счета-фактуры.
По результатам экспертизы заказчиком установлено, что поставленные товары не соответствуют условиям контракта в части торговой марки, срока службы, класса энергетической эффективности, номинальной мощности, светового потока. С учетом указанных обстоятельств, заказчиком составлено заключение, а также сформирован мотивированный отказ от подписания документа о приемке (исх. от 13.06.2024 N 32-55-199-182/410), в котором указано на необходимость поставки Обществом товаров, соответствующих условиям контракта, в срок по 19.07.2024.
ООО "АСД-РИТЕЙЛ" в адрес заказчика направлено обращение (исх. N 1/06 от 14.06.2024), в котором указано, что на момент подачи заявки и заключения контракта товары, предложенные Обществом в технических характеристиках, присутствовали на рынке, однако к моменту поставки товара на склад заказчика временно остановлен по независящим от компании причинам. В связи с чем, Общество не может поставить продукцию, указанную в техническом задании. С учетом указанных обстоятельств, ООО "АСД-РИТЕЙЛ" в обращении предложено заказчику заключить дополнительное соглашение к контракту в части поставки товаров с улучшенными характеристиками.
Заказчиком в адрес ООО "АСД-РИТЕЙЛ" направлено письмо о невозможности заключения дополнительного соглашения (исх. от 25.06.2024 N 32-55-199-182/424), поскольку характеристики товара, предложенного Обществом для замены, не соответствуют требованиям приложения N 1 "Описание объекта закупки" и приложения N 1 "Спецификация" к контракту. Так, диапазон значений характеристики светового потока, содержащейся в описании объекта закупки, спецификации к контракту, составляет 750 и < 1000/990 Люмен,
1500 и < 2000/1990 Люмен,
1500 и < 2000/1900 Люмен. Тогда как, Обществом для замены предложены лампы светодиодные со значениями светового потока 1000 Люмен, 2000 Люмен.
В письме, направленном ООО "АСД-РИТЕЙЛ" в адрес заказчика (исх. N 1/07 от 03.07.2024), указано на невозможность поставки товаров, обозначенных в спецификации к контракту, поскольку указанные товары полностью сняты с производства.
В связи с тем, что Обществом поставлены товары, не соответствующие условиям контракта, выявленные недостатки не устранены поставщиком, заказчиком на основании части 15 статьи 95 Закона о контрактной системе принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (исх. от 05.07.2024).
Указанное решение размещено заказчиком 05.07.2024 в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru. Согласно сведениям из единой информационной системы данный документ поступил поставщику 05.07.2024 07:55 (МСК).
По истечении десяти дней с даты надлежащего уведомления заказчиком в Реестре контрактов (реестровая запись контракта N 1773008740924000071) размещены сведения о расторжении контракта в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта.
Согласно пункту 3 статьи 1 ГК РФ при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.
Следовательно, исходя из презумпции добросовестности и разумности участников гражданских правоотношений и общего принципа доказывания лицо, от которого требуются разумность или добросовестность при осуществлении права, признается действующим разумно и добросовестно, пока не доказано обратное. Бремя доказывания лежит на лице, утверждающем, что управомоченный употребил свое право исключительно во зло другому лицу (Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 09.11.2012 по делу N А41-27080/12), иначе говоря, на той стороне, которая связывает с указанным поведением правовые последствия (Постановление ФАС Поволжского округа от 31.01.2013 по делу N А72-8243/2008). При этом злоупотребление правом должно носить "явный и очевидный характер, при котором не остается сомнений в истинной цели совершения действий" (Постановление ФАС Уральского округа от 14.03.2013 N Ф09-714/13 по делу N А71-8362/12).
Необходимо отметить, что положения Закона о контрактной системе, правила, утвержденные постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, не содержат безусловной обязанности антимонопольного органа включать представленные заказчиком сведения о подрядчике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителе) без оценки его действий в каждом конкретном случае. При рассмотрении вопроса о признании поставщика уклонившимся от исполнения контракта, антимонопольный орган не должен ограничиваться формальным установлением факта неисполнения контракта, и обязан всесторонне исследовать все обстоятельства дела, с учетом оценки действий поставщика и заказчика.
В каждом конкретном случае необходимо решить вопрос о законности, справедливости и целесообразности соответствующей меры гражданско-правовой ответственности в отношении поставщика (подрядчика, исполнителя) исходя из значимого комплекса обстоятельств, баланса частных и публичных прав (интересов).
Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой государственного принуждения, установленной законодателем в целях обеспечения добросовестного исполнения участником закупки принятых на себя в рамках контрактной системы обязательств.
Одним из последствий такого включения является ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в государственных и муниципальных закупках.
Другим немаловажным последствием является умаление деловой репутации, поскольку фактом включения юридического лица в федеральный реестр недобросовестных поставщиков опровергается презумпция добросовестности такого лица как участника гражданских правоотношений. При этом реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) служит инструментом, направленным на развитие конкуренции и предотвращение злоупотреблений в сфере закупок и, следовательно, является механизмом защиты публичных интересов.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N15-П).
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как победителем торгов либо нарушающее права заказчика относительно условий и срока исполнения контракта.
Для возникновения таких правовых последствий как признание недобросовестным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) антимонопольный орган обязан определить вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиком, исполнителем).
Таким образом, для включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в том числе в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, необходимо установить направленность воли поставщика и его недобросовестный характер поведения.
При рассмотрении вопроса о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) антимонопольный орган не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение подрядчика на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.
Комиссия антимонопольного органа не обладает полномочиями по оценке обстоятельств в сфере гражданско-правовых отношений по следующим основаниям.
Согласно статье 118 Конституции Российской Федерации правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. По смыслу данной статьи во взаимосвязи со статьей 10 Конституции Российской Федерации, именно суду принадлежит исключительное полномочие принимать окончательные решения в споре о праве, что, в свою очередь, означает недопустимость подмены иными органами государственной власти компетенции суда посредством юрисдикционного акта административного органа.
При рассмотрении материалов дела Комиссией установлено, что ООО "АСД-РИТЕЙЛ" в регламентированный срок осуществлена поставка товаров в полном объеме.
Более того, заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта на основании подпункта "а" пункта 1 части 15 статьи 95 Закона о контрактной системе, в связи с тем, что поставляемый товар не соответствует установленным извещением об осуществлении закупки требованиям к поставляемому товару.
Согласно подпункту "а" пункта 1 части 15 статьи 95 Закона о контрактной системе, в случае если в ходе исполнения контракта установлено, что поставщик (подрядчик, исполнитель) и (или) поставляемый товар перестали соответствовать установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке требованиям к участникам закупки, заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. При этом, сведения о поставщике не включаются в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей). Указанная позиция отражена в письме ФАС России от 16.03.2017 N ИА/16790/17.
С учетом изложенного, а также с учетом исполнения Обществом обязательства по поставке товаров, Комиссия Челябинского УФАС России приходит к выводу об отсутствии оснований для включения ООО "АСД-РИТЕЙЛ" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Комиссия, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные филиалом Гохрана России - "Объект "Урал" в отношении ООО "АСД-РИТЕЙЛ" (ИНН 5036159393), его генерального директора и участника, в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены Комиссии Н.В. Фадеева
Е.В. Кулезнева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 25 июля 2024 г. N 074/10/104-1593/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.07.2024