Резолютивная часть решения оглашена 30.07.2024.
Решение в полном объеме изготовлено 31.07.2024.
Комиссия Липецкого УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на территории Липецкой области (далее - Комиссия; Комиссия Липецкого УФАС России) в составе: председатель Комиссии: И.В. Поткина - руководитель управления, заместитель председателя Комиссии: Т.Н. Ролдугина - начальник отдела контроля закупок и торгов, член Комиссии: Т.С. Рябкова - заместитель начальника отдела контроля закупок и торгов, при участии представителей:
- ПАО "Россети Центр" (Липецкий филиал ПАО "Россети Центр" - "Липецкэнерго") (далее также - заявитель): Ю.С. Толстых (по доверенности), В.В. Черникова (по доверенности), О.А. Середкина (по доверенности), А.Г. Пахомовой (по доверенности), - муниципального бюджетного учреждения "Липецкгорсвет" (далее также - заказчик): А.А. Пушкина (по доверенности), А.Н. Сурниной (по доверенности), Е.А. Васильевой (по доверенности), - муниципального казенного учреждения "Управление муниципального заказа города Липецка" (далее также - уполномоченное учреждение): Е.А. Черноусовой (начальник), А.А. Воробьевой (по доверенности), рассмотрев жалобу ПАО "Россети Центр" (Липецкий филиал ПАО "Россети Центр" - "Липецкэнерго") на положения извещения о проведении электронного аукциона на устройство сетей наружного освещения от пер. Витебский до пер. Хвойный д. 13 (мкр Заречье) (окр.N6) (реестровый номер 0846600002124000609) (далее - электронный аукцион; закупка), а также другие документы (копии), представленные сторонами, проведя внеплановую проверку в соответствии со ст.99 Закона о контрактной системе и на основании приказа Липецкого УФАС России,
У С Т А Н О В И Л А:
В Липецкое УФАС России посредством ЕИС поступила жалоба ПАО "Россети Центр" (Липецкий филиал ПАО "Россети Центр" - "Липецкэнерго") на положения извещения о проведении электронного аукциона (заказчик- муниципальное бюджетное учреждение "Липецкгорсвет"). Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и подана в срок, установленный ст.105 Закона о контрактной системе. В связи с этим жалоба была принята Липецким УФАС России к рассмотрению. Сведения о времени и месте ее рассмотрения размещены Липецким УФАС России в ЕИС. Представители заявителя сообщили, что поскольку из описания объекта закупки следует, что требуется осуществлять строительство линейного объекта, заказчик обязан был описать объект закупки по правилам п. 8 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе путем размещения проектной документации.
Также заказчиком нарушены требования п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, поскольку в описание объекта закупки включен товарный знак светильника, подлежащего установке. Представители заказчика и уполномоченного учреждения не согласны с жалобой и пояснили, что работы по созданию наружного освещения входят в благоустройство территории. В рамках данной закупки заказчик закупает работы по благоустройству, что не требует размещения проектной документации в целях описания объекта закупки по п. 8 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе. Товарный знак светильника содержится в локально-сметном расчете, что и упомянуто в техническом задании. Извещение о проведении электронного аукциона размещено в ЕИС 16.07.2024.
Окончание срока подачи заявок - 26.07.2024.
Объектом закупки является устройство сетей наружного освещения от пер. Витебский до пер. Хвойный д. 13 (мкр Заречье) (окр.N6). Описание объекта закупки приведено в приложении к извещению о проведении закупки в порядке п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе. Заказчиком указано, что работы выполняются по наказам избирателей в рамках благоустройства территорий города Липецка в соответствии с требованиями, установленными решением Липецкого городского Совета депутатов от 26.11.2019 N 1019 "О Правилах благоустройства территорий города Липецка".
1. Довод жалобы о нарушении заказчиком правил описания объекта закупки, предусмотренных п. 8 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, Комиссия признает необоснованным на основании следующего. Пунктом 8 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что описание объекта закупки при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства должно содержать проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, или типовую проектную документацию, или смету на капитальный ремонт объекта капитального строительства, за исключением случая, если подготовка таких проектных документаций, сметы в соответствии с указанным законодательством не требуется, а также случаев осуществления закупки в соответствии с частями 16 и 16.1 статьи 34 настоящего Федерального закона, при которых предметом контракта является в том числе проектирование объекта капитального строительства. Включение проектной документации в описание объекта закупки в соответствии с настоящим пунктом является надлежащим исполнением требований пунктов 1 - 3 настоящей части, части 2 настоящей статьи. Статьей 10 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлены следующие определения:
10) объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие);
10.1) линейные объекты - линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения;
10.2) некапитальные строения, сооружения - строения, сооружения, которые не имеют прочной связи с землей и конструктивные характеристики которых позволяют осуществить их перемещение и (или) демонтаж и последующую сборку без несоразмерного ущерба назначению и без изменения основных характеристик строений, сооружений (в том числе киосков, навесов и других подобных строений, сооружений).
В соответствии с позицией Верховного Суда Российской Федерации при решении вопроса о признании вещи недвижимостью независимо от осуществления государственной регистрации права собственности на нее необходимо установить наличие у нее признаков, способных относить ее в силу природных свойств или на основании закона к недвижимым объектам (пункт 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25).
Верховным Судом Российской Федерации отмечается, что для признания имущества недвижимым необходимо представить доказательства возведения его в установленном законом и иными нормативными актами порядке на земельном участке, предоставленном для строительства объекта недвижимости, с получением разрешительной документации (например, определения Верховного Суда Российской Федерации от 22.12.2015 N 304-ЭС15-11476, от 02.02.2021 N 306-ЭС20-23816).
Также Верховный Суд Российской Федерации в определении от 27.06.2022 N 308-ЭС22-9622 указал, что сами сети не имеют прочной связи с землей, однако подстанции и распределительные пункты, к которым подключены электрические сети, имеют конструктивные особенности и составные элементы (фундамент), позволяющие отнести их к объектам капитального строительства.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" объекты электросетевого хозяйства - это линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование. В письме Росреестра от 28.12.2023 N 11-03201/23 отражено, что исходя из понятия объектов электросетевого хозяйства, к объектам электросетевого хозяйства относятся к ак объекты капитального строительства, т ак и некапитальные строения, с ооружения . В случае если объект не отвечает признакам недвижимости, определенным Гражданским кодексом, не является недвижимым в силу прямого указания закона, не способен выступать в гражданском обороте в качестве отдельного объекта гражданских прав, то такой объект не является объектом недвижимости.
Согласно п. 23 ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 30.12.2009 N384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" сооружение - результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов. Исходя из пояснений представителей заказчика следует, что устраиваемые сети наружного освещения в рамках исполнения контракта не имеют прочной связи с землей, земельные участки для их строительства не выделяются и в последующем объекты не будут регистрироваться как недвижимые объекты. В качестве примера заказчиком предоставлялась копия распоряжения своего учредителя о передаче в оперативное управление движимого имущества - сети наружнего освещения по иному объекту. В данном случае созданная сеть также будет поставлена на учет заказчиком как движимое имущество. В постановлении Иркутского районного суда от 15.11.2019 по делу N5- 342/2018 содержатся выводы, что наружные освещение является некапитальным сооружением. Суд пришел к выводу, что поскольку линейные объекты относятся к сооружениям, они являются недвижимостью, но при условии, если они прочно связаны с землей, а их перемещение невозможно без несоразмерного ущерба их назначению, в иных случаях линейные сооружения не могут быть отнесены к недвижимости, поскольку признаками недвижимых вещей не обладают. В рассматриваемом случае из пояснений заказчика следует, что создаваемые в рамках исполнения контракта сети не относятся к объектам недвижимости, опоры и фонари, соединенные проводами, не могут быть признаны линейными объектами, относящимся к объектам капитального строительства, поскольку они не имеют прочной связи с землей, служат только для освещения, а не для передачи электроэнергии иным потребителям. Конструктивные элементы, входящие в состав объекта закупки, являются единым комплексом, обеспечивающим выполнение объектом своего функционального назначения - уличного освещения территории. Комиссия, исходя из анализа представленных сторонами доказательств, изучив нормативные и судебные акты, соглашается с позицией заказчика о том, что объект закупки не имеет признаков капитальных строений.
Согласно пункту 36 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, благоустройство территории - деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории муниципального образования, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий.
В соответствии с пунктом 38 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, к элементам благоустройства относятся декоративные, технические, планировочные, конструктивные устройства, элементы озеленения, различные виды оборудования и оформления, в том числе фасадов зданий, строений, сооружений, малые архитектурные формы, некапитальные нестационарные строения и сооружения, информационные щиты и указатели, применяемые как составные части благоустройства территории. Приказом Минстроя России от 29.12.2021 N 1042/пр утверждены методические рекомендации по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований (далее - Приказ N 1042/пр).
Согласно пункту 1.5 Приказа N 1042/пр в правилах благоустройства территорий муниципальных образований к элементам благоустройства могут быть также отнесены, например, система наружного освещения (в том числе утилитарное наружное освещение, архитектурно-художественное освещение, праздничное освещение (иллюминация), элементы освещения (в том числе источники света, осветительные приборы и установки наружного освещения всех видов, включая уличные, архитектурные, рекламные, витринные, опоры освещения, тросы, кронштейны, включая оборудование для управления наружным освещением). Кроме того, пунктом 3.2 СП 82.13330.2016 "Благоустройство территорий", утвержденного Приказом министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 16.12.2016 N 972/пр, установлено, что благоустройство территории - комплекс мероприятий по инженерной подготовке к озеленению, устройству покрытий, освещению, размещению малых архитектурных форм и объектов монументального искусства, направленных на улучшение функционального, санитарного, экологического и эстетического состояния участка.
В силу п. 20 ГОСТ Р 59511-2021 "Освещение искусственное. Информационное обеспечение для инвентаризации объектов систем освещения. Термины и определения", система наружного освещения (СНО) - сложная, пространственно- распределенная организационно-техническая структура, объединяющая совокупность инженерных комплексов, систем энергоснабжения, зданий и сооружений, предприятий и подразделений управления и обслуживания, а также установок наружного освещения, оборудованных на определенной территории и предназначенных для обеспечения утилитарного (функционального) освещения, архитектурно-художественной подсветки, ландшафтного освещения, праздничной и декоративной иллюминации, освещения автомобильных дорог общего пользования.
Согласно пункту 4 части 2 статьи 45.1 Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" правила благоустройства территории муниципального образования могут регулировать вопросы организации освещения территории муниципального образования, включая архитектурную подсветку зданий, строений, сооружений.
На основании вышеприведенных норм права и описания объекта закупки Комиссия пришла к выводу о том, что в рамках рассматриваемой закупки указанные в описании объекта закупки работы относятся к благоустройству территории. Статьей 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации, рабочей документации (в том числе путем внесения в них изменений в соответствии с настоящим Кодексом) применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику или иному правообладателю. Поскольку в рамках электронного аукциона не закупаются работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, то проектная документация применительно к работам по благоустройству не выступает в качестве обязательного элемента при описании объекта закупки. 2.
Довод жалобы о нарушении заказчиком п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в связи с указанием в описании объекта товарного знака признается обоснованным.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. В описание объекта закупки (электронный документ) включено условие об установке светильников IETC-Магистраль. "IETC" является товарным знаком, зарегистрированным под номером 662233, распространяющимся в том числе на устройства и установки для освещения. В данном случае заказчик включил в описание объекта закупки товарный знак "IETC", не сопроводив их словами "или эквивалент", чем нарушил правила описания объекта закупки, предусмотренные нарушение п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе. Вместе с тем, данное нарушение не повлияло на результат закупки. Нарушение заказчиком п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе содержит признаки совершения административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.1 ст. 7.30 КоАП РФ. Руководствуясь ст.ст. 99, 105, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ПАО "Россети Центр" (Липецкий филиал ПАО "Россети Центр" - "Липецкэнерго") на положения извещения о проведении электронного аукциона на устройство сетей наружного освещения от пер. Витебский до пер. Хвойный д. 13 (мкр Заречье) (окр.N6) (реестровый номер 0846600002124000609) обоснованной в части довода N2 о неправомерном включении в описание объекта закупки товарного знака без сопровождения словами "или эквивалент".
2. В действиях муниципального бюджетного учреждения "Липецкгорсвет" установлено нарушение п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Предписание не выдавать, поскольку нарушение не повлияло на результат закупки.
4. Передать материалы рассмотрения жалобы должностному лицу Липецкого УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии И.В. Поткина Зам. председателя Т.Н. Ролдугина Комиссии Член Комиссии Т.С. Рябкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области от 30 июля 2024 г. N 048/06/106-690/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.07.2024