На основании ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с Приказом Оренбургского УФАС России N 411/24 от 22.07.2024, Комиссией Оренбургского УФАС России по осуществлению внеплановых проверок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
членов Комиссии:
проведя внеплановую камеральную проверку по поручению ФАС России действий Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Оренбургской области при проведении закупок с номерами извещений NN 0253100000223000538, 0253100000224000060, 0253100000223000146, 0253100000223000256, 0253100000223000210, 0253100000224000135, 0253100000223000263, 0253100000223000561, 0253100000223000145, 0253100000223000331, 0253100000224000012, 0253100000223000537,
УСТАНОВИЛА:
Из ФАС России в Оренбургское УФАС России поступило поручение о проведении проверки действий Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Оренбургской области при проведении закупок с номерами извещений NN 0253100000223000538, 0253100000224000060, 0253100000223000146, 0253100000223000256, 0253100000223000210, 0253100000224000135, 0253100000223000263, 0253100000223000561, 0253100000223000145, 0253100000223000331, 0253100000224000012, 0253100000223000537.
В ходе изучения материалов дела, в соответствии с положениями ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, установлено следующее:
1. 13.12.2023 на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов в сети Интернет www.zakupki.gov.ru (единая информационная система) и на сайте оператора электронной площадки было размещено извещение о проведении электронного аукциона на выполнение работ по изготовлению индивидуального протеза нижней конечности в 2024 году (номер извещения N 0253100000223000538).
Начальная максимальная цена контракта составляет 711 922,81 рублей.
2. 07.02.2024 на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов в сети Интернет www.zakupki.gov.ru (единая информационная система) и на сайте оператора электронной площадки было размещено извещение о проведении электронного аукциона на выполнение работ по изготовлению индивидуальных протезов верхних конечностей в 2024 году (номер извещения N 0253100000224000060).
Начальная максимальная цена контракта составляет 672 800,00 рублей.
3. 24.05.2023 на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов в сети Интернет www.zakupki.gov.ru (единая информационная система) и на сайте оператора электронной площадки было размещено извещение о проведении электронного аукциона на выполнение работ по обеспечению инвалида индивидуальным протезом нижней конечности в 2023 году (номер извещения N 0253100000223000146).
Начальная максимальная цена контракта составляет 624 860,00 рублей.
4. 07.08.2023 на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов в сети Интернет www.zakupki.gov.ru (единая информационная система) и на сайте оператора электронной площадки было размещено извещение о проведении электронного аукциона на выполнение работ по обеспечению инвалида индивидуальным протезом нижней конечности в 2023 году (номер извещения N 0253100000223000256).
Начальная максимальная цена контракта составляет 624 000,00 рублей.
5. 10.07.2023 на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов в сети Интернет www.zakupki.gov.ru (единая информационная система) и на сайте оператора электронной площадки было размещено извещение о проведении электронного аукциона на выполнение работ по обеспечению инвалида индивидуальным протезом нижней конечности в 2023 году (номер извещения N 0253100000223000210).
Начальная максимальная цена контракта составляет 618 000,00 рублей.
6. 02.04.2024 на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов в сети Интернет www.zakupki.gov.ru (единая информационная система) и на сайте оператора электронной площадки было размещено извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по изготовлению индивидуального протеза верхней конечности в 2024 году (номер извещения N 0253100000224000135).
Начальная максимальная цена контракта составляет 566 000,00 рублей.
7. 10.08.2023 на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов в сети Интернет www.zakupki.gov.ru (единая информационная система) и на сайте оператора электронной площадки было размещено извещение о проведении электронного аукциона на выполнение работ по обеспечению детей-инвалидов индивидуальными ушными протезами в 2023 году (номер извещения N 0253100000223000263).
Начальная максимальная цена контракта составляет 549 353,34 рублей.
8. 27.12.2023 на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов в сети Интернет www.zakupki.gov.ru (единая информационная система) и на сайте оператора электронной площадки было размещено извещение о проведении электронного аукциона на выполнение работ по изготовлению индивидуального протеза нижней конечности в 2024 году (номер извещения N 0253100000223000561).
Начальная максимальная цена контракта составляет 549 353,34 рублей.
9. 24.05.2023 на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов в сети Интернет www.zakupki.gov.ru (единая информационная система) и на сайте оператора электронной площадки было размещено извещение о проведении электронного аукциона на выполнение работ по обеспечению инвалида индивидуальным протезом нижней конечности в 2023 году (номер извещения N 0253100000223000145).
Начальная максимальная цена контракта составляет 530 746,00 рублей.
10. 29.09.2023 на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов в сети Интернет www.zakupki.gov.ru (единая информационная система) и на сайте оператора электронной площадки было размещено извещение о проведении электронного аукциона на выполнение работ по изготовлению протезов верхних конечностей в 2024 году (номер извещения N 0253100000223000331).
Начальная максимальная цена контракта составляет 500 000,00 рублей.
11. 18.01.2024 на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов в сети Интернет www.zakupki.gov.ru (единая информационная система) и на сайте оператора электронной площадки было размещено извещение о проведении электронного аукциона на выполнение работ по изготовлению индивидуального протеза нижней конечности в 2024 году (номер извещения N 0253100000224000012).
Начальная максимальная цена контракта составляет 471 633,73 рублей.
12. 13.12.2023 на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов в сети Интернет www.zakupki.gov.ru (единая информационная система) и на сайте оператора электронной площадки было размещено извещение о проведении электронного аукциона на выполнение работ по изготовлению индивидуальных протезов верхней конечности в 2024 году (номер извещения N 0253100000223000537).
Начальная максимальная цена контракта составляет 467 850,00 рублей.
Согласно ч. 1 ст. 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В соответствии с частью 1 статьи 42 Закона о контрактной системе установлен перечень информации, которая должна быть указана в извещении при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов.
Комиссией Оренбургского УФАС России установлено, что Заказчиком вышеуказанная информация указана в извещении в полном объеме.
В силу положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке требований к наличию у участников закупки производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.
Сведения об объекте закупки содержатся в извещениях о проведении закупок с номерами извещений NN 0253100000223000538, 0253100000224000060, 0253100000223000146, 0253100000223000256, 0253100000223000210, 0253100000224000135, 0253100000223000263, 0253100000223000561, 0253100000223000145, 0253100000223000331, 0253100000224000012, 0253100000223000537, Описании объекта закупки (техническом задании), Проекте контракта.
В соответствии с частью 5 статьи 42 Закона о контрактной системе любой участник закупки, зарегистрированный в единой информационной системе, вправе направить с использованием электронной площадки заказчику не более чем три запроса о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки при проведении электронного конкурса и электронного аукциона не позднее чем за три дня до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Не позднее одного часа с момента поступления такого запроса оператор электронной площадки направляет его с использованием электронной площадки заказчику. Не позднее двух дней со дня, следующего за днем поступления заказчику запроса о даче разъяснения положений извещения об осуществлении закупки, заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе разъяснение положений извещения об осуществлении закупки с указанием предмета запроса, но без указания участника закупки, от которого поступил такой запрос. Такие разъяснения не должны изменять суть извещения об осуществлении закупки.
Согласно представленным материалам дела и данным с сайта Единой информационной системы в адрес Заказчика запросы о даче разъяснений положений извещений о проведении закупок с номерами NN 0253100000223000538, 0253100000224000060, 0253100000223000146, 0253100000223000256, 0253100000223000210, 0253100000224000135, 0253100000223000263, 0253100000223000561, 0253100000223000145, 0253100000223000331, 0253100000224000012, 0253100000223000537 не поступали.
Частью 4 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик по собственной инициативе или в соответствии с запросом, предусмотренным частью 5 настоящей статьи, вправе внести изменения в извещение об осуществлении закупки, которые формируются с использованием единой информационной системы, подписываются усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещаются в единой информационной системе, не позднее чем за один рабочий день до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Изменение наименования объекта закупки и увеличение размера обеспечения заявок на участие в закупке не допускаются. При этом срок подачи заявок на участие в закупке должен быть продлен таким образом, чтобы со дня, следующего за днем размещения таких изменений, до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке данный срок составлял:
1) при проведении электронных конкурсов - не менее десяти дней;
2) при проведении электронных аукционов - не менее семи дней;
3) при проведении электронных аукционов, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает триста миллионов рублей либо начальная (максимальная) цена контракта на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства не превышает два миллиарда рублей, - не менее трех дней;
4) при проведении электронных запросов котировок - не менее трех дней.
Вместе с тем, согласно представленным материалам дела и данным с сайта Единой информационной системы изменения в извещения об осуществлении закупок с номерами NN 0253100000223000538, 0253100000224000060, 0253100000223000146, 0253100000223000256, 0253100000223000210, 0253100000224000135, 0253100000223000263, 0253100000223000561, 0253100000223000145, 0253100000223000331, 0253100000224000012, 0253100000223000537 Заказчиком не вносились.
Согласно части 3 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки размещается при проведении:
1) электронного конкурса не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;
2) электронного аукциона не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке, за исключением случаев, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает триста миллионов рублей либо начальная (максимальная) цена контракта на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства не превышает два миллиарда рублей, при которых такое извещение размещается не менее чем за семь дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;
3) электронного запроса котировок не менее чем за четыре рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
1. Согласно данным с сайта Единой информационной системы в сфере закупок извещение о закупке N 0253100000223000538 размещено 13.12.2023.
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона окончание срока подачи заявок определено датой: 10.01.2024 08:00, что соответствует требованиям ч. 3 ст. 42 Закона о контрактной системе.
2. Согласно данным с сайта Единой информационной системы в сфере закупок извещение о закупке N 0253100000224000060 размещено 07.02.2024.
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона окончание срока подачи заявок определено датой: 26.02.2024 08:00, что соответствует требованиям ч. 3 ст. 42 Закона о контрактной системе.
3. Согласно данным с сайта Единой информационной системы в сфере закупок извещение о закупке N 0253100000223000146 размещено 24.05.2023.
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона окончание срока подачи заявок определено датой: 09.06.2023 08:00, что соответствует требованиям ч. 3 ст. 42 Закона о контрактной системе.
4. Согласно данным с сайта Единой информационной системы в сфере закупок извещение о закупке N 0253100000223000256 размещено 07.08.2023.
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона окончание срока подачи заявок определено датой: 23.08.2023 08:00, что соответствует требованиям ч. 3 ст. 42 Закона о контрактной системе.
5. Согласно данным с сайта Единой информационной системы в сфере закупок извещение о закупке N 0253100000223000210 размещено 10.07.2023.
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона окончание срока подачи заявок определено датой: 26.07.2023 07:00, что соответствует требованиям ч. 3 ст. 42 Закона о контрактной системе.
6. Согласно данным с сайта Единой информационной системы в сфере закупок извещение о закупке N 0253100000224000135 размещено 02.04.2024.
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона окончание срока подачи заявок определено датой: 19.04.2024 08:00, что соответствует требованиям ч. 3 ст. 42 Закона о контрактной системе.
7. Согласно данным с сайта Единой информационной системы в сфере закупок извещение о закупке N 0253100000223000263 размещено 10.08.2023.
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона окончание срока подачи заявок определено датой: 28.08.2023 08:00, что соответствует требованиям ч. 3 ст. 42 Закона о контрактной системе.
8. Согласно данным с сайта Единой информационной системы в сфере закупок извещение о закупке N 0253100000223000561 размещено 27.12.2023.
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона окончание срока подачи заявок определено датой: 15.01.2024 08:00, что соответствует требованиям ч. 3 ст. 42 Закона о контрактной системе.
9. Согласно данным с сайта Единой информационной системы в сфере закупок извещение о закупке N 0253100000223000145 размещено 24.05.2023.
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона окончание срока подачи заявок определено датой: 09.06.2023 08:00, что соответствует требованиям ч. 3 ст. 42 Закона о контрактной системе.
10. Согласно данным с сайта Единой информационной системы в сфере закупок извещение о закупке N 0253100000223000331 размещено 29.09.2023.
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона окончание срока подачи заявок определено датой: 16.10.2023 08:00, что соответствует требованиям ч. 3 ст. 42 Закона о контрактной системе.
11. Согласно данным с сайта Единой информационной системы в сфере закупок извещение о закупке N 0253100000224000012 размещено 18.01.2024.
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона окончание срока подачи заявок определено датой: 05.02.2024 08:00, что соответствует требованиям ч. 3 ст. 42 Закона о контрактной системе.
12. Согласно данным с сайта Единой информационной системы в сфере закупок извещение о закупке N 0253100000223000537 размещено 13.12.2023.
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона окончание срока подачи заявок определено датой: 10.01.2024 08:00, что соответствует требованиям ч. 3 ст. 42 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Пунктом 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать, в том числе порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления правительства российской федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Положение).
Согласно пункту 2 Положения "оценка заявок" - это действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Федеральным законом, и в соответствии с настоящим Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.
Пунктом 16 Положения установлено, что для оценки заявок по критерию оценки "характеристики объекта закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) качественные характеристики объекта закупки;
б) функциональные характеристики объекта закупки;
в) экологические характеристики объекта закупки.
Пунктом 24 Положения установлено, что для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 28 Положения в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 Положения, применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:
- общая цена исполненных участником закупки договоров;
- общее количество исполненных участником закупки договоров;
- наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров.
Согласно подпункту "в" пункта 28 Положения в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 Положения, документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению:
устанавливается предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
устанавливается перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров);
может быть установлено положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек).
Как следует из пп. "г" п. 28 Положения последний акт, составленный при исполнении договора и предусмотренный абзацем третьим подпункта "в" настоящего пункта, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок.
Комиссией Оренбургского УФАС России установлено, что извещение об осуществлении закупки N 0253100000224000135 содержит критерии и показатели, а также порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, соответствующие требованиям Положения.
На основании п. 15 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
В извещениях о проведении закупок с номерами извещений NN 0253100000223000538, 0253100000224000060, 0253100000223000146, 0253100000223000256, 0253100000223000210, 0253100000224000135, 0253100000223000561, 0253100000223000145, 0253100000223000331, 0253100000224000012, 0253100000223000537 установлены следующие ограничения и условия допуска в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе:
Ограничения
1 Запрет на допуск товаров, работ, услуг при осуществлении закупок, а также ограничения и условия допуска в соответствии с требованиями, установленными ст. 14 Закона N 44-ФЗ
Дополнительная информация к ограничению отсутствует
Вид требования |
Нормативно-правовой акт |
Обстоятельства, допускающие исключение из установленных запретов или ограничений |
Обоснование невозможности соблюдения запрета, ограничения допуска |
Примечание |
Ограничение допуска |
Постановление Правительства РФ от 30.04.2020 N 617 "Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" |
|
|
|
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 4 ст. 14 Закона о контрактной системе федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
В развитие требований части 3 статьи 14 Закона Правительством Российской Федерации принято Постановление Правительства РФ от 30.04.2020 N 617 "Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 617)
В пункте 1 Постановления N 617 утвержден прилагаемый перечень отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - перечень).
В силу п. 7 постановления N 617 для целей реализации настоящего постановления подтверждением страны происхождения отдельных видов промышленных товаров является одно из следующих условий:
а) указание номеров реестровых записей из реестра промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации (далее - реестр российской промышленной продукции), а также информации о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории Российской Федерации, если это предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719 "О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации" (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) на территории Российской Федерации соответствующих операций (условий) (далее - совокупное количество баллов);
б) указание номеров реестровых записей из евразийского реестра промышленных товаров государств - членов Евразийского экономического союза, порядок формирования и ведения которого устанавливается правом Евразийского экономического союза (далее - евразийский реестр промышленных товаров), а также информации о совокупном количестве баллов за выполнение на территории государств - членов Евразийского экономического союза технологических операций (условий), если это предусмотрено решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23 ноября 2020 г. N 105 "Об утверждении Правил определения страны происхождения отдельных видов товаров для целей государственных (муниципальных) закупок" (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов).
Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст утвержден "ОК 034-2014 (КПЕС 2008). Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности" (далее - ОКПД2).
Позиция классификатора определяется заказчиком самостоятельно путем соотнесения предмета закупки к соответствующему коду и наименованию позиции ОКПД2 с учетом специфики закупки в области применения.
Выбор кода из Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности ОКПД2 не должен осуществляться с целью изменения способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) или иных неправомерных действий, которые могут возникнуть, в случае указания неверного кода (аналогичная позиция отражена в письме ФАС России от 13.03.2019 N ИА/19176/19).
В ОКПД 2 использованы иерархический метод классификации и последовательный метод кодирования. Код состоит из 2 - 9 цифровых знаков, и его структура может быть представлена в следующем виде:
XX |
класс |
XX.X |
подкласс |
XX.XX |
группа |
XX.XX.X |
подгруппа |
XX.XX.XX |
вид |
Согласно извещениям объектами закупок является выполнение следующих работ:
Номер извещения |
Наименование товара, работы, услуги |
Код позиции |
N 0253100000223000538 |
Протез бедра модульный, в том числе при врожденном недоразвитии |
32.50.22.121 |
N 0253100000224000060 |
8-01-03 Протез предплечья косметический |
32.50.22.121 |
8-02-02 Протез предплечья рабочий |
32.50.22.121 |
|
8-01-04 Протез плеча косметический |
32.50.22.121 |
|
8-01-04 Протез плеча косметический |
32.50.22.121 |
|
8-02-03 Протез плеча рабочий |
32.50.22.121 |
|
8-02-03 Протез плеча рабочий |
32.50.22.121 |
|
N 0253100000223000146 |
Протез голени для купания |
32.50.22.121 |
N 0253100000223000256 |
Протез голени для купания |
32.50.22.121 |
N 0253100000223000210 |
Протез голени для купания |
32.50.22.121 |
N 0253100000224000135 |
Протез предплечья рабочий Идентификатор: 147557067 |
32.50.22.121 |
N 0253100000223000561 |
Протез бедра модульный, в том числе при врожденном недоразвитии |
32.50.22.121 |
N 0253100000223000145 |
Протез голени модульный, в том числе при недоразвитии |
32.50.22.121 |
N 0253100000223000331 |
Протез кисти косметический, в том числе при вычленении и частичном вычленении кисти |
32.50.22.121 |
Протез предплечья косметический |
32.50.22.121 |
|
Протез плеча косметический |
32.50.22.121 |
|
Протез кисти рабочий, в том числе при вычленении и частичном вычленении кисти |
32.50.22.121 |
|
Протез предплечья рабочий |
32.50.22.121 |
|
Протез плеча рабочий |
32.50.22.121 |
|
Протез предплечья активный (тяговый) |
32.50.22.121 |
|
Протез плеча активный (тяговый) |
32.50.22.121 |
|
N 0253100000224000012 |
Протез голени модульный, в том числе при недоразвитии |
32.50.22.121 |
N 0253100000223000537 |
Протез кисти активный (тяговый), в том числе при вычленении и частичном вычленении кисти |
32.50.22.121 |
Протез кисти косметический, в том числе при вычленении и частичном вычленении кисти |
32.50.22.121 |
|
Протез кисти рабочий, в том числе при вычленении и частичном вычленении кисти |
32.50.22.121 |
Данные коды позиции соответствуют позиции 157 Перечня:
157. |
32.50.22.121 |
Протезы внешние |
Таким образом, указанный код ОКПД2: 32.50.22.121 входит в перечень промышленных товаров, установленных Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 г. N 617, следовательно, установление требований национального режима в извещениях о проведении закупок NN 0253100000223000538, 0253100000224000060, 0253100000223000146, 0253100000223000256, 0253100000223000210, 0253100000224000135, 0253100000223000561, 0253100000223000145, 0253100000223000331, 0253100000224000012, 0253100000223000537 Заказчиком обосновано.
Согласно ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе, контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.
В соответствии с п. 9 постановления N 617 подтверждением страны происхождения товаров, указанных в перечне, является указание (декларирование) участником закупки в составе заявки номеров реестровых записей из реестра российской промышленной продукции или евразийского реестра промышленных товаров и совокупного количества баллов (при наличии).
Номера реестровых записей и совокупное количество баллов (при наличии) о поставляемом товаре включаются в контракт.
Комиссией Оренбургского УФАС России отмечается, что в рамках контрактов, заключенных по вышеуказанным закупкам, соблюдено требование п. 9 постановления N 617:
- N 0253100000223000538 - реестровая запись N 1017/15/2023;
- N 0253100000224000060 - реестровые записи NN 1013\23\2023, 1013\17\2023, 1013\10\2023, 1013\15\2023, 1013\10\2023, 1013\15\2023;
- N 0253100000223000146 - реестровая запись N 1013\2\2023;
- N 0253100000223000256 - реестровая запись N 1013\2\2023;
- N 0253100000223000210 - реестровая запись N 2868\19\2022;
- N 0253100000223000561 - реестровая запись N 1017\15\2023;
- N 0253100000223000145 - реестровая запись N 1013\21\2023;
- N 0253100000223000331 - реестровые записи NN 1213\21\2023, 1213\21\2023, 1213\21\2023, 1401\144\2023, 1013\17\2023, 1013\15\2023, 1013\8\2023, 1013\9\2023;
- N 0253100000224000012 - реестровая запись N 1013\21\2023;
- N 0253100000223000537 - реестровые записи NN 1013/24/2023, 1213/21/2023, 1401/144/2023.
Вместе с тем, в ходе внеплановой проверки установлено, что по итогам проведения открытого конкурса в электронной форме N 0253100000224000135, 02.05.2024 г. заключен государственный контракт N 0135 на выполнение работ по изготовлению индивидуального протеза верхней конечности в 2024 году с Филиалом "Оренбургский" Акционерного общества "Московское протезно-ортопедическое предприятие" (реестровый номер контракта N .
В составе заявки (идентификационный номер N 116416181) Филиала "Оренбургский" Акционерного общества "Московское протезно-ортопедическое предприятие" представлена Выписка из реестра российской промышленной продукции N 1213\17\2023.
Между тем, в государственном контракте N 0135 от 02.05.2024 г. отсутствует указание реестровой записи, представленной Филиалом "Оренбургский" Акционерного общества "Московское протезно-ортопедическое предприятие", что не соответствует требованиям п. 9 постановления N 617, является нарушением ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч. 4 ст. 34 Закона о контрактной системе, в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
В соответствии с ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе, в контракт включаются обязательные условия:
1) о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, в том числе с учетом положений части 13 статьи 37 настоящего Федерального закона, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, о порядке и сроках оформления результатов такой приемки, а также о порядке и сроке предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обеспечения гарантийных обязательств в случае установления в соответствии со статьей 96 настоящего Федерального закона требования обеспечения гарантийных обязательств. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, контракт должен содержать условие о том, что оплата поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги осуществляется по цене единицы товара, работы, услуги исходя из количества поставленного товара, объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, но в размере, не превышающем максимального значения цены контракта. В случае, если контрактом предусмотрены его поэтапное исполнение и выплата аванса, в контракт включается условие о размере аванса в отношении каждого этапа исполнения контракта в виде процента от размера цены соответствующего этапа;
2) об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком юридическому лицу или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой контракта, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации заказчиком.
Проекты контрактов извещений о проведении электронных аукционов NN 0253100000223000538, 0253100000224000060, 0253100000223000146, 0253100000223000256, 0253100000223000210, 0253100000224000135, 0253100000223000263, 0253100000223000561, 0253100000223000145, 0253100000223000331, 0253100000224000012, 0253100000223000537 содержат информацию, предусмотренную ч. 4, ч. 13 ст. 34 Закон о контрактной системе.
На основании изложенного, руководствуясь ч. 3, ч. 22 ст. 99 Закона о контрактной системе, Комиссия,
РЕШИЛА:
1. В действиях Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Оренбургской области при проведении закупок с номерами извещений NN 0253100000223000538, 0253100000224000060, 0253100000223000146, 0253100000223000256, 0253100000223000210, 0253100000223000263, 0253100000223000561, 0253100000223000145, 0253100000223000331, 0253100000224000012, 0253100000223000537 нарушений Закона о контрактной системе не установлено.
2. В действиях Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Оренбургской области при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по изготовлению индивидуального протеза верхней конечности в 2024 году (номер извещения N 0253100000224000135) установлено нарушение ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе.
3. Передать материалы дела должностному лицу для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области от 26 июля 2024 г. N 056/10/99-825/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.07.2024