На основании ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с Приказом Оренбургского УФАС России N 431/24 от 26.07.2024, Комиссией Оренбургского УФАС России по осуществлению внеплановых проверок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: _
членов Комиссии: _
проведя внеплановую камеральную проверку по поручению ФАС России действий Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Оренбургской области при проведении открытых конкурсов в электронной форме с номерами извещений NN 0253100000223000335, 0253100000224000061, 0253100000223000050, 0253100000223000101, 0253100000223000548, 0253100000223000257.
УСТАНОВИЛА:
Из ФАС России в Оренбургское УФАС России поступило поручение о проведении проверки действий Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Оренбургской области при проведении открытых конкурсов в электронной форме с номерами извещений NN 0253100000223000335, 0253100000224000061, 0253100000223000050, 0253100000223000101, 0253100000223000548, 0253100000223000257.
В ходе изучения материалов дела, в соответствии с положениями ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, установлено следующее:
1. 29.09.2023 на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов в сети Интернет www.zakupki.gov.ru (единая информационная система) и на сайте оператора электронной площадки было размещено извещение об открытом конкурсе в электронной форме на выполнение работ по изготовлению индивидуального протеза нижней конечности в 2023 году (номер извещения N 0253100000223000335).
Начальная максимальная цена контракта составляет 3 898 690,00 рублей.
2. 08.02.2024 на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов в сети Интернет www.zakupki.gov.ru (единая информационная система) и на сайте оператора электронной площадки было размещено извещение об открытом конкурсе в электронной форме на выполнение работ по изготовлению индивидуальных протезов нижних конечностей в 2024 году. (номер извещения N 0253100000224000061).
Начальная максимальная цена контракта составляет 2 259 933,33 рублей.
3. 09.03.2023 на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов в сети Интернет www.zakupki.gov.ru (единая информационная система) и на сайте оператора электронной площадки было размещено извещение об открытом конкурсе в электронной форме на поставку технических средств реабилитации - кресел-колясок с ручным приводом с дополнительной фиксацией (поддержкой) головы и тела, в том числе для больных ДЦП комнатных и прогулочных (для инвалидов и детей-инвалидов) для обеспечения в 2023 году (номер извещения N 0253100000223000050).
Начальная максимальная цена контракта составляет 2 134 350,01 рублей.
4. 11.04.2023 на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов в сети Интернет www.zakupki.gov.ru (единая информационная система) и на сайте оператора электронной площадки было размещено извещение об открытом конкурсе в электронной форме на поставку технических средств реабилитации - кресел-колясок с ручным приводом с дополнительной фиксацией (поддержкой) головы и тела, в том числе для больных ДЦП комнатных и прогулочных (для инвалидов и детей-инвалидов) для обеспечения в 2023 году (номер извещения N 0253100000223000101).
Начальная максимальная цена контракта составляет 2 039 250,01 рублей.
5. 21.12.2023 на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов в сети Интернет www.zakupki.gov.ru (единая информационная система) и на сайте оператора электронной площадки было размещено извещение об открытом конкурсе в электронной форме на поставку технических средств реабилитации - кресло-колясок с электроприводом (для инвалидов и детей-инвалидов) и аккумуляторных батарей к ним для обеспечения в 2024 году (номер извещения N 0253100000223000548).
Начальная максимальная цена контракта составляет 1 952 733,39 рублей.
6. 07.08.2023 на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов в сети Интернет www.zakupki.gov.ru (единая информационная система) и на сайте оператора электронной площадки было размещено извещение об открытом конкурсе в электронной форме на выполнение работ по обеспечению инвалида индивидуальными протезами нижней конечности в 2023 году (номер извещения N 0253100000223000257).
Начальная максимальная цена контракта составляет 1 691 198,89 рублей.
Согласно ч. 1 ст. 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В соответствии с частью 1 статьи 42 Закона о контрактной системе установлен перечень информации, которая должна быть указана в извещении при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов.
Комиссией Оренбургского УФАС России установлено, что Заказчиком вышеуказанная информация указана в извещении в полном объеме.
В силу положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке требований к наличию у участников закупки производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.
Сведения об объекте закупки содержаться в извещениях о проведении открытых конкурсов в электронной форме для закупок с номерами извещений NN 0253100000223000335, 0253100000224000061, 0253100000223000050, 0253100000223000101, 0253100000223000548, 0253100000223000257, Описании объекта закупки (техническом задании), Проекте контракта.
Согласно пункту 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Пунктом 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать, в том числе порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления правительства российской федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Положение).
Согласно пункту 2 Положения "оценка заявок" - это действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Федеральным законом, и в соответствии с настоящим Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.
Пунктом 16 Положения установлено, что для оценки заявок по критерию оценки "характеристики объекта закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) качественные характеристики объекта закупки;
б) функциональные характеристики объекта закупки;
в) экологические характеристики объекта закупки.
Пунктом 24 Положения установлено, что для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 28 Положения в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 Положения, применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:
- общая цена исполненных участником закупки договоров;
- общее количество исполненных участником закупки договоров;
- наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров.
Согласно подпункту "в" пункта 28 Положения в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 Положения, документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению:
устанавливается предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
устанавливается перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров);
может быть установлено положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек).
Как следует из пп. "г" п. 28 Положения последний акт, составленный при исполнении договора и предусмотренный абзацем третьим подпункта "в" настоящего пункта, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок.
Комиссией Оренбургского УФАС России установлено, что извещения об осуществлении закупок с номерами извещений NN 0253100000223000335, 0253100000224000061, 0253100000223000050, 0253100000223000101, 0253100000223000548, 0253100000223000257 содержат критерии и показатели, а также порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, соответствующие требованиям Положения.
В соответствии с частью 5 статьи 42 Закона о контрактной системе любой участник закупки, зарегистрированный в единой информационной системе, вправе направить с использованием электронной площадки заказчику не более чем три запроса о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки при проведении электронного конкурса и электронного аукциона не позднее чем за три дня до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Не позднее одного часа с момента поступления такого запроса оператор электронной площадки направляет его с использованием электронной площадки заказчику. Не позднее двух дней со дня, следующего за днем поступления заказчику запроса о даче разъяснения положений извещения об осуществлении закупки, заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе разъяснение положений извещения об осуществлении закупки с указанием предмета запроса, но без указания участника закупки, от которого поступил такой запрос. Такие разъяснения не должны изменять суть извещения об осуществлении закупки.
Согласно представленным материалам дела и данным с сайта Единой информационной системы в адрес Заказчика запросы о даче разъяснений положений извещений о проведении закупок с номерами извещений NN 0253100000223000335, 0253100000224000061, 0253100000223000050, 0253100000223000101, 0253100000223000548, 0253100000223000257 не поступали.
Частью 4 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик по собственной инициативе или в соответствии с запросом, предусмотренным частью 5 настоящей статьи, вправе внести изменения в извещение об осуществлении закупки, которые формируются с использованием единой информационной системы, подписываются усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещаются в единой информационной системе, не позднее чем за один рабочий день до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Изменение наименования объекта закупки и увеличение размера обеспечения заявок на участие в закупке не допускаются. При этом срок подачи заявок на участие в закупке должен быть продлен таким образом, чтобы со дня, следующего за днем размещения таких изменений, до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке данный срок составлял:
1) при проведении электронных конкурсов - не менее десяти дней;
2) при проведении электронных аукционов - не менее семи дней;
3) при проведении электронных аукционов, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает триста миллионов рублей либо начальная (максимальная) цена контракта на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства не превышает два миллиарда рублей, - не менее трех дней;
4) при проведении электронных запросов котировок - не менее трех дней.
Вместе с тем, согласно представленным материалам дела и данным с сайта Единой информационной системы изменения в извещения об осуществлении закупок с номерами извещений NN 0253100000223000335, 0253100000224000061, 0253100000223000050, 0253100000223000101, 0253100000223000548, 0253100000223000257 Заказчиком не вносились.
Согласно части 3 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки размещается при проведении:
1) электронного конкурса не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;
2) электронного аукциона не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке, за исключением случаев, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает триста миллионов рублей либо начальная (максимальная) цена контракта на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства не превышает два миллиарда рублей, при которых такое извещение размещается не менее чем за семь дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;
3) электронного запроса котировок не менее чем за четыре рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
1. Согласно данным с сайта Единой информационной системы в сфере закупок извещение о закупке N 0253100000223000335 размещено 29.09.2023.
В соответствии с извещением о проведении электронного конкурса окончание срока подачи заявок определено датой: 16.10.2023 08:00 (МСК+2), что соответствует требованиям ч. 3 ст. 42 Закона о контрактной системе.
2. Согласно данным с сайта Единой информационной системы в сфере закупок извещение о закупке N 0253100000224000061 размещено 08.02.2024.
В соответствии с извещением о проведении электронного конкурса окончание срока подачи заявок определено датой: 26.02.2024 08:00 (МСК+2), что соответствует требованиям ч. 3 ст. 42 Закона о контрактной системе.
3. Согласно данным с сайта Единой информационной системы в сфере закупок извещение о закупке N 0253100000223000050 размещено 09.03.2023.
В соответствии с извещением о проведении электронного конкурса окончание срока подачи заявок определено датой: 27.03.2023 08:00 (МСК+2), что соответствует требованиям ч. 3 ст. 42 Закона о контрактной системе.
4. Согласно данным с сайта Единой информационной системы в сфере закупок извещение о закупке N 0253100000223000257 размещено 07.08.2023.
В соответствии с извещением о проведении электронного конкурса окончание срока подачи заявок определено датой: 23.08.2023 08:00 (МСК+2), что соответствует требованиям ч. 3 ст. 42 Закона о контрактной системе.
5. Согласно данным с сайта Единой информационной системы в сфере закупок извещение о закупке N 0253100000224000071 размещено 14.02.2024.
В соответствии с извещением о проведении электронного конкурса окончание срока подачи заявок определено датой: 01.03.2024 08:00, что соответствует требованиям ч. 3 ст. 42 Закона о контрактной системе.
6. Согласно данным с сайта Единой информационной системы в сфере закупок извещение о закупке N 0253100000223000548 размещено 21.12.2023.
В соответствии с извещением о проведении электронного конкурса окончание срока подачи заявок определено датой: 12.01.2024 08:00 (МСК+2), что соответствует требованиям ч. 3 ст. 42 Закона о контрактной системе.
На основании п. 15 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
В извещениях о проведении открытого конкурса в электронной форме для закупок N 0253100000223000335, 0253100000224000061, 0253100000223000257 установлены следующие ограничения и условия допуска в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе:
Ограничения
1 Запрет на допуск товаров, работ, услуг при осуществлении закупок, а также ограничения и условия допуска в соответствии с требованиями, установленными ст. 14 Закона N 44-ФЗ
Дополнительная информация к ограничению отсутствует
Вид требования |
Нормативно-правовой акт |
Обстоятельства, допускающие исключение из установленных запретов или ограничений |
Обоснование невозможности соблюдения запрета, ограничения допуска |
Примечание |
Ограничение допуска |
Постановление Правительства РФ от 30.04.2020 N 617 "Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" |
|
|
|
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 4 ст. 14 Закона о контрактной системе федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
В развитие требований части 3 статьи 14 Закона Правительством Российской Федерации принято Постановление Правительства РФ от 30.04.2020 N 617 "Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 617)
В пункте 1 Постановления N 617 утвержден прилагаемый перечень отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - перечень).
В силу п. 7 постановления N 617 для целей реализации настоящего постановления подтверждением страны происхождения отдельных видов промышленных товаров является одно из следующих условий:
а) указание номеров реестровых записей из реестра промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации (далее - реестр российской промышленной продукции), а также информации о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории Российской Федерации, если это предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719 "О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации" (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) на территории Российской Федерации соответствующих операций (условий) (далее - совокупное количество баллов);
б) указание номеров реестровых записей из евразийского реестра промышленных товаров государств - членов Евразийского экономического союза, порядок формирования и ведения которого устанавливается правом Евразийского экономического союза (далее - евразийский реестр промышленных товаров), а также информации о совокупном количестве баллов за выполнение на территории государств - членов Евразийского экономического союза технологических операций (условий), если это предусмотрено решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23 ноября 2020 г. N 105 "Об утверждении Правил определения страны происхождения отдельных видов товаров для целей государственных (муниципальных) закупок" (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов).
Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст утвержден "ОК 034-2014 (КПЕС 2008). Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности" (далее - ОКПД2).
Позиция классификатора определяется заказчиком самостоятельно путем соотнесения предмета закупки к соответствующему коду и наименованию позиции ОКПД2 с учетом специфики закупки в области применения.
Выбор кода из Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности ОКПД2 не должен осуществляться с целью изменения способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) или иных неправомерных действий, которые могут возникнуть, в случае указания неверного кода (аналогичная позиция отражена в письме ФАС России от 13.03.2019 N ИА/19176/19).
В ОКПД 2 использованы иерархический метод классификации и последовательный метод кодирования. Код состоит из 2 - 9 цифровых знаков, и его структура может быть представлена в следующем виде:
XX |
класс |
XX.X |
подкласс |
XX.XX |
группа |
XX.XX.X |
подгруппа |
XX.XX.XX |
вид |
Согласно извещениям объектами закупок является выполнение следующих работ:
Номер извещения |
Наименование товара, работы, услуги |
Код позиции |
N 0253100000223000335 |
Протезы внешние |
32.50.22.121 |
N 0253100000224000061 |
Протезы внешние |
32.50.22.121 |
N 0253100000223000257 |
Протезы внешние |
32.50.22.121 |
Данные коды позиции соответствуют позиции 157 Перечня:
157. |
32.50.22.121 |
Протезы внешние |
Таким образом, указанный код ОКПД2: 32.50.22.121 входит в перечень промышленных товаров, установленных Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 г. N 617, следовательно, установление требований национального режима в извещениях о проведении закупок NN 0253100000223000257 0253100000224000061 0253100000223000335 Заказчиком обосновано.
Кроме того, п.1 Приказа Минфина России от 04.06.2018 г. N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Приказа Минфина России от 04.06.2018 г. N 126н) установлены условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, допускаемых на территорию Российской Федерации для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд, указанных в приложении N 1, приложении N 2 к Приказу N 126н (далее при совместном упоминании - Приложения).
П.1.3 Приказа Минфина России от 04.06.2018 г. N 126н установлено, что при проведении аукциона контракт заключается по цене:
а) сниженной на 15 процентов в отношении товаров, указанных в приложении N 1, сниженной на 20 процентов в отношении товаров, указанных в приложении N 2 и закупаемых при реализации национальных проектов (программ), от предложенной победителем аукциона в случае, если заявка такого победителя содержит предложение о поставке товаров, указанных в Приложениях, страной происхождения хотя бы одного из которых является иностранное государство (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики);
б) предложенной победителем аукциона в случае, если заявка такого победителя содержит предложение о поставке товаров, указанных в Приложениях, и происходящих исключительно из государств - членов Евразийского экономического союза, из Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики.
Также п. 1.6 Приказа Минфина России от 04.06.2018 г. N 126н установлено, что подтверждением страны происхождения товаров, указанных в Приложениях, является указание (декларирование) участником закупки в заявке в соответствии с Законом о контрактной системе наименования страны происхождения товара.
Материнский код объектов закупки с номерами извещения NN 0253100000223000257 0253100000224000061 0253100000223000335 присутствует в приложении N 1 Приказа Минфина России от 04.06.2018 г. N 126н:
261. |
32.5 (за исключением 32.50.9, медицинских масок из 32.50.50.190) |
Инструменты и оборудование медицинские |
В соответствии с извещениями NN 0253100000223000257 0253100000224000061 0253100000223000335 Заказчиком не установлены условия допуска в соответствии с Приказом 126н.
Вместе с тем, условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств Приказа N 126н применяются исключительно при осуществлении закупок товаров (в случае, если предметом контракта является поставка товара), и не регулируют закупки работ, услуг, в том числе для выполнения, оказания которых используется товар.
Следовательно, действия заказчика не противоречат требованиям действующего законодательства о контрактной системе.
В соответствии с п. 9 постановления N 617 подтверждением страны происхождения товаров, указанных в перечне, является указание (декларирование) участником закупки в составе заявки номеров реестровых записей из реестра российской промышленной продукции или евразийского реестра промышленных товаров и совокупного количества баллов (при наличии).
Номера реестровых записей и совокупное количество баллов (при наличии) о поставляемом товаре включаются в контракт.
Комиссией Оренбургского УФАС России отмечается, что в рамках контрактов (извещение N0253100000223000257 0253100000224000061), заключенных по вышеуказанным закупкам, соблюдено требование п. 9 постановления N 617.
Вместе с тем, в ходе внеплановой проверки установлено, что по итогам проведения
открытого конкурса в электронной форме N 0253100000223000335, 30.10.2023 г. заключен
государственный контракт N 838 на протез бедра модульный с микропроцессорным управлением
с ООО "ОТТО БОКК-ОРТОПЕДИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА" (реестровый номер контракта
N1561201449623000344.
В составе заявки ООО "ОТТО БОКК-ОРТОПЕДИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА" представлена
"Выписка из реестра российской промышленной продукции:
Реестр промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации
Наименование Номер
реестра ОКПД 2 ТН ВЭД Изготовлен по ТУ
Протезы нижних конечностей для
купания ПН6-ОБ-К
3373\10\2021 32.50.22.121 9021 10 ТУ 9396-020-29314950-2012
Протезы верхних конечностей с
внешним источником энергии ПР4-
ВОБ
3373\11\2021 32.50.22.121 9021 10 ТУ 9396-005-29314950-2003
Протезы нижних конечностей на
культи по Шопару ПН3-ОБ1
3373\1\2021 32.50.22.121 9021 10 ТУ 9396-008-29314950-2004
Протезы нижних конечностей на
культи по Сайму ПН3-ОБ2
3373\12\2021 32.50.22.121 9021 10 ТУ 9396-008-29314950-2004
Протезы нижних конечностей на
культи по Шопару ПН0-ОБ2
3373\13\2021 32.50.22.121 9021 10 ТУ 9396-008-29314950-2004
Протезы нижних конечностей на
культи по Пирогову ПН3-ОБ3
3373\14\2021 32.50.22.121 9021 10 ТУ 9396-008-29314950-2004
Протезы нижних конечностей для
купания ПН3-ОБ-К
3373\15\2021 32.50.22.121 9021 10 ТУ 9396-020-29314950-2012
Протезы верхних конечностей с
тяговым управлением: протез при
вычленении плеча ПР8-ТОБ
3373\16\2021 32.50.22.121 9021 10 ТУ 9396-003-29314950-2003
Протезы верхних конечностей с
тяговым управлением: протез
плеча ПР4-ТОБ
3373\17\2021 32.50.22.121 9021 10 ТУ 9396-003-29314950-2003
Протез бедра ПН6-ОБ 3373\18\2021 32.50.22.121 9021 10 ТУ 9396-002-29314950-2002
Протез на культю конечности
после вычленения в
тазобедренном суставе ПН8-ОБ
3373\2\2021 32.50.22.121 9021 10 ТУ 9396-004-29314950-2003
Протезы верхних конечностей
косметические ПР0-КОБ, ПР2-КОБ,
ПР4-КОБ, ПР8-КОБ
3373\3\2021 32.50.22.121 9021 10 ТУ 9396-006-29314950-2003
Протезы верхних конечностей с
тяговым управлением: протез
предплечья ПР2-ТОБ
3373\4\2021 32.50.22.121 9021 10 ТУ 9396-003-29314950-2003
Протезы верхних конечностей с
внешним источником энергии ПР8-
ВОБ
3373\5\2021 32.50.22.121 9021 10 ТУ 9396-005-29314950-2003
Протез голени ПН3-ОБ 3373\6\2021 32.50.22.121 9021 10 ТУ 9396-001-29314950-2002
Протезы нижних конечностей на
культи по Лисфранку ПН0-ОБ1
3373\7\2021 32.50.22.121 9021 10 ТУ 9396-008-29314950-2004
Протезы верхних конечностей с
2024-6162
внешним источником энергии ПР2-
ВОБ
3373\8\2021 32.50.22.121 9021 10 ТУ 9396-005-29314950-2003
Протезы верхних конечностей с
внешним источником энергии ПР0-
ВОБ
3373\9\2021 32.50.22.121 9021 10 ТУ 9396-005-29314950-2003
Между тем, в государственном контракте N 838 от 30.10.2024 г. отсутствует указание
реестровой записи, представленной ООО "ОТТО БОКК-ОРТОПЕДИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА" , что не
соответствует требованиям п. 9 постановления N 617, является нарушением ч. 1 ст. 34 Закона о
контрактной системе"
В извещениях о проведении открытого конкурса в электронной форме для закупок NN 0253100000223000257 0253100000224000061 0253100000223000335 установлены следующие ограничения и условия допуска в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе:
Ограничения
1 Запрет на допуск товаров, работ, услуг при осуществлении закупок, а также ограничения и условия допуска в соответствии с требованиями, установленными ст. 14 Закона N 44-ФЗ
Дополнительная информация к ограничению отсутствует
Вид требования |
Нормативно-правовой акт |
Обстоятельства, допускающие исключение из установленных запретов или ограничений |
Обоснование невозможности соблюдения запрета, ограничения допуска |
Примечание |
Ограничение допуска и условия допуска |
Постановление Правительства РФ от 05.02.2015 N 102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" |
|
|
|
Условие допуска |
Участникам, заявки или окончательные предложения которых содержат предложения о поставке товаров в соответствии с приказом Минфина России N 126н от 04.06.2018 |
|
|
|
В развитие требований части 3 статьи 14 Закона Правительством Российской Федерации принято Постановление Правительства РФ от 05.02.2015 г. N 102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 102); указанным постановлением утверждены:
- перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - перечень N 1);
- перечень медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков и иных пластиков, полимеров и материалов, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - перечень N 2);
- показатель локализации собственного производства медицинских изделий, включенных в перечень медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков и иных пластиков, полимеров и материалов, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - показатель локализации собственного производства медицинских изделий).
Пунктом 2 Постановления N 102 установлено, что для целей осуществления закупок отдельных видов медицинских изделий, включенных в перечень N 1 или перечень N 2, заказчик отклоняет все заявки, содержащие предложения о поставке отдельных видов указанных медицинских изделий, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 заявок, соответствующих требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" предусмотрена документация о закупке), которые одновременно:
а) для заявок, содержащих предложения о поставке отдельных видов медицинских изделий, включенных в перечень N 1:
содержат предложения о поставке указанных медицинских изделий, страной происхождения которых являются только государства - члены Евразийского экономического союза;
не содержат предложений о поставке одного и того же вида медицинского изделия одного производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующую признакам, предусмотренным статьей 9 Федерального закона "О защите конкуренции", при сопоставлении этих заявок;
б) для заявок, содержащих предложения о поставке медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков и иных пластиков, полимеров и материалов, включенных в перечень N 2:
содержат предложения о поставке указанных медицинских изделий, страной происхождения которых являются только государства - члены Евразийского экономического союза;
не содержат предложений о поставке одного и того же вида медицинского изделия одного производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующую признакам, предусмотренным статьей 9 Федерального закона "О защите конкуренции", при сопоставлении этих заявок;
содержат предложения о поставке указанных медицинских изделий, процентная доля стоимости использованных материалов (сырья) иностранного происхождения в цене конечной продукции которых соответствует указанной в показателе локализации собственного производства медицинских изделий;
содержат предложения о поставке указанных медицинских изделий, на производство которых имеется документ, подтверждающий соответствие собственного производства требованиям ГОСТ ISO 13485-2017 "Межгосударственный стандарт. Изделия медицинские. Системы менеджмента качества. Требования для целей регулирования".
Частью 2(1) Постановления N 102 установлено, что в случае если заявка, которая содержит предложение о поставке медицинских изделий, включенных в перечень N 1 или перечень N 2 и происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), не отклоняется в соответствии с установленными настоящим постановлением ограничениями, применяются условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, установленные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Иными словами, данное постановление устанавливает правило, именуемое как правило "третий лишний".
В соответствии с пунктом 3 Постановления N 102 подтверждением страны происхождения медицинских изделий, включенных в перечень N 1 и перечень N 2, является сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченным органом (организацией) государств - членов Евразийского экономического союза, по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г. (далее - Правила), и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными Правилами.
Подтверждением процентной доли стоимости использованных материалов (сырья) иностранного происхождения в цене конечной продукции является выданный Торгово-промышленной палатой Российской Федерации акт экспертизы, содержащий информацию о доле стоимости иностранных материалов (сырья), используемых для производства одной единицы медицинского изделия, рассчитанной в соответствии с подпунктом "в" пункта 2.4 Правил, или аналогичный документ, выданный уполномоченным органом (организацией) государства - члена Евразийского экономического союза.
Согласно извещениям объектами закупок является поставка технических средств реабилитации:
Номер извещения |
Наименование товара, работы, услуги |
Код позиции |
N 0253100000223000548 |
7-01-07 Кресло-коляска с ручным приводом для лиц с большим весом комнатная (для инвалидов и детей-инвалидов) |
30.92.20.000 |
N 0253100000223000101 |
Коляски инвалидные |
30.92.20.000 |
N 0253100000223000050 |
Коляски инвалидные |
30.92.20.000 |
Данные технические средства реабилитации соответствуют находящемуся в перечне отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, коду ОКПД2 - 30.92.2:
30.92.2 |
Коляски инвалидные, кроме частей и принадлежностей (за исключением кресел-колясок с электроприводом, соответствующих коду 208480 вида медицинского изделия в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий, утвержденной Министерством здравоохранения Российской Федерации) |
Код ОКПД2 "30.92.2" объектов закупки с номерами извещения NN 0253100000223000548 0253100000223000101 0253100000223000050 присутствует также в приложении N 1 Приказа Минфина России от 04.06.2018 г. N 126н:
248. |
30.92.2 |
Коляски инвалидные, кроме частей и принадлежностей |
Следовательно, действия Заказчика, установившего в извещениях о проведении закупок с номерами извещения NN 0253100000223000548 0253100000223000101 0253100000223000050 требования в соответствии с положениями Приказа Минфина России от 04.06.2018 г. N 126н и Постановления N 102 соответствуют требованиям действующего законодательства о контрактной системе.
На основании изложенного, руководствуясь ч. 3, ч. 22 ст. 99 Закона о контрактной системе, Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Нарушений Закона о контрактной системе в действиях Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Оренбургской области при проведении открытых конкурсов в электронной форме с номерами извещений NN 0253100000224000061, 0253100000223000050, 0253100000223000101, 0253100000223000548, 0253100000223000257 не установлено.
2. В действиях Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Оренбургской области при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по изготовлению индивидуального протеза верхней конечности в 2024 году (номер извещения N 0253100000223000335) установлено нарушение ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе.
3. Передать материалы дела должностному лицу для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области от 30 июля 2024 г. N 056/10/99-866/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.08.2024