Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:
Студеникин Д.Е. |
- заместитель начальника отдела контроля закупок, заместитель председателя Комиссии; |
Костин И.В. |
- ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии; |
Бояркин Д.В. |
- специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии; |
с участием представителей заказчика - ГКУ Новосибирской области "Территориальное управление автомобильных дорог Новосибирской области": - (по доверенности), - (по доверенности),
в отсутствие представителей подрядчика - ООО "Топо-геодезическая служба", уведомлено надлежащим образом,
рассмотрев в дистанционном режиме обращение ГКУ Новосибирской области "Территориальное управление автомобильных дорог Новосибирской области" о включении сведений об ООО "Топо-геодезическая служба" (ИНН 4704110021, 188731, Ленинградская область, Приозерский р-н, п. Сосново, ул. Ленинградская, д.15, офис 22) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика - ГКУ Новосибирской области "Территориальное управление автомобильных дорог Новосибирской области" от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронного аукциона на выполнение по заданию Заказчика кадастровых работ в отношении объектов недвижимости и предоставление результатов кадастровых работ в орган регистрации прав для государственного кадастрового учета объектов недвижимости и регистрации прав на объекты недвижимости в отношении автомобильной дороги "22 км а/д "К-08" - Сарыбалык - Даниловская ферма в Доволенском районе Новосибирской области (извещение N 0851200000622007999),
УСТАНОВИЛА:
В Новосибирское УФАС России поступило обращение ГКУ Новосибирской области "Территориальное управление автомобильных дорог Новосибирской области" о включении сведений об ООО "Топо-геодезическая служба" (ИНН 4704110021, 188731, Ленинградская область, Приозерский р-н, п. Сосново, ул. Ленинградская, д.15, офис 22) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика - ГКУ Новосибирской области "Территориальное управление автомобильных дорог Новосибирской области" от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронного аукциона на выполнение по заданию Заказчика кадастровых работ в отношении объектов недвижимости и предоставление результатов кадастровых работ в орган регистрации прав для государственного кадастрового учета объектов недвижимости и регистрации прав на объекты недвижимости в отношении автомобильной дороги "22 км а/д "К-08" - Сарыбалык - Даниловская ферма в Доволенском районе Новосибирской области (извещение N 0851200000622007999).
Суть обращения заказчика сводится к следующему.
12.12.2022 г. заказчиком с ООО "Топо-геодезическая служба" был заключен контракт на выполнение по заданию Заказчика кадастровых работ в отношении объектов недвижимости и предоставление результатов кадастровых работ в орган регистрации прав для государственного кадастрового учета объектов недвижимости и регистрации прав на объекты недвижимости в отношении автомобильной дороги "22 км а/д "К-08" - Сарыбалык - Даниловская ферма в Доволенском районе Новосибирской области.
В соответствии с п. 3.3 контракта дата окончания выполнения работ - 01.06.2023 г.
08.02.2023 г. заказчик направил в адрес подрядчика письмо о предоставлении информации по запросу подрядчика.
06.04.2023 г. подрядчик направил в адрес заказчика схему на утверждение.
10.04.2023 г. заказчик направил в адрес подрядчика замечания и пояснения по представленным документам.
11.08.2023 г. заказчик направил в адрес подрядчика письмо, в котором сообщил о ненадлежащем исполнении условий контракта. Указанное письмо было проигнорировано подрядчиком.
15.08.2023 г. подрядчик направил в адрес заказчика технический план.
14.09.2023 г. заказчик направил в адрес подрядчика письмо, в котором сообщил о ненадлежащем исполнении условий контракта. Указанное письмо было проигнорировано подрядчиком.
21.09.2023 г. подрядчик направил в адрес заказчика письмо, в котором сообщил о том, что работы находятся на стадии составления межевых и технических планов, а также сообщил о том, что результаты работ будут направлены до 28.09.2023 г.
08.11.2023 г. и 16.11.2023 г. заказчик направлял в адрес подрядчика запросы о предоставлении информации о ходе выполнения работ по контракту.
20.11.2023 г. подрядчик направил в адрес заказчика письмо, в котором сообщил о том, что работы ведутся.
30.11.2023 г. заказчик направил в адрес подрядчика письмо, в котором просил предоставить полосу отвода. Данное письмо было проигнорировано подрядчиком.
04.06.2024 г. заказчик направил в адрес подрядчика претензию, в которой сообщил о недопустимости нарушения сроков выполнения работ и о начислении пени.
07.06.2024 г. подрядчик направил в адрес заказчика письмо, в котором сообщил о формировании документов, которые в ближайшее время будут направлены в адрес заказчика.
08.07.2024 г. заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. Данное решение 08.07.2024 г. было размещено в ЕИС.
08.07.2024 г. подрядчик направил в адрес заказчика документы на уточнение, сообщил о том, что работы по контракту ведутся, а также просил отменить решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
16.07.2024 г. заказчик направил в адрес подрядчика письмо, в котором изложил замечания, выявленные в ходе изучения представленных подрядчиком документов. Кроме того, заказчик сообщил, что результат работ в соответствии с контрактом не представлен, результат работ по контракту не достигнут.
18.07.2024 г. заказчик направил в адрес подрядчика претензию.
В соответствии с ч.12.1 ст.95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) в случае принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч.5 ст.103 данного Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п.1 данной части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с данным пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 данной части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта было размещено в ЕИС 08.07.2024 г., следовательно, 08.07.2024 г. подрядчик считается надлежащим образом уведомленным.
Согласно ч.13 ст.95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта, в данном случае - 16.07.2024 г.
ООО "Топо-геодезическая служба" направило в адрес Новосибирского УФАС России аналогичную хронологию действий сторон, а также сообщило, что, по мнению подрядчиква, работы по контракту выполнены в полном объеме.
Изучив представленные материалы, Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.
В соответствии с п.п. "а" п.15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства РФ N1078 от 30.06.2021 г. (далее - Правила), орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в случае, если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" п. 13 данных Правил:
- выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
- заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
- поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта; надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
Комиссии Новосибирского УФАС России и заказчику от ООО "Топо-геодезическая служба" не были представлены какие-либо документы и информация, подтверждающие невозможность исполнения контракта.
В силу абз. 1 ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Согласно п. 1 ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
При этом, согласно п. 3 ст. 401 ГК РФ если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Таким образом, заказчик правомерно принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение заказчика в судебном порядке не обжаловано.
Таким образом, изложенное подтверждает отсутствие добросовестного поведения в действиях ООО "Топо-геодезическая служба", выраженное в непринятии мер к исполнению контракта.
По мнению Комиссии Новосибирского УФАС России, подрядчиком было допущено существенное затягивание сроков выполнения работ по контракту, а также игнорирование писем (претензий) заказчика, что не может свидетельствовать о добросовестности подрядчика. Доказательств наличия объективных препятствий организации исполнить контракт в установленный срок не представлено. ООО "Топо-геодезическая служба" не обеспечило участие представителей в заседании Комиссии Новосибирского УФАС России, извещено надлежащим образом.
Кроме того, в соответствии с ч.14 ст.95 Закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
По мнению Комиссии Новосибирского УФАС России подрядчиком не были устранены нарушения условий контракта, послужившее основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта. Кроме того, на заседании Комиссии Новосибирского УФАС России представители заказчика сообщили, о том, что представленные 08.07.2024 г. подрядчиком документы не могут быть использованы как результат выполненных работ, поскольку сформированы с нарушением отраслевого законодательства, а также с нарушением условий контракта. Таким образом, в данном случае, а также с учетом обстоятельств, изложенных в хронологии действий сторон, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не подлежало отмене, а действия подрядчика не могут быть квалифицированы Комиссией Новосибирского УФАС России как действия, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
Реестр недобросовестных поставщиков с одной стороны является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств. С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Следовательно, реестр недобросовестных поставщиков представляет собой механизм защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков), созданный, в том числе с целью обеспечения эффективного использования бюджетных средств в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
Организацией не были предприняты все необходимые и разумные меры с целью исполнения контракта, в связи с чем включение сведений о ней в реестр недобросовестных поставщиков является необходимой мерой ответственности, поскольку служит для ограждения государственных заказчиков от недобросовестных поставщиков.
В силу положений абзаца 3 пункта 1 статьи 2 ГК РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение, прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Таким образом, организация несет самостоятельные риски ведения ею предпринимательской деятельности и должна прогнозировать последствия, в том числе и негативные, связанные с ее осуществлением.
Нарушений со стороны заказчика антимонопольным органом не установлено.
Включение сведений в РНП не подавляет экономическую самостоятельность и инициативу хозяйствующего субъекта, не ограничивает чрезмерно его право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности и в данном случае не препятствует осуществлению хозяйственной деятельности (Определение ВАС РФ от 11.05.2012 N ВАС-5621/12).
Таким образом, поскольку ООО "Топо-геодезическая служба" не были исполнены обязательства по контракту, у Комиссии Новосибирского УФАС России нет правовых оснований для невключения сведений об ООО "Топо-геодезическая служба" в реестр недобросовестных поставщиков.
Руководствуясь ст.95, ст.104 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации", Комиссия Новосибирского УФАС России
РЕШИЛА:
Включить в реестр недобросовестных поставщиков сведения об ООО "Топо-геодезическая служба" (ИНН 4704110021, 188731, Ленинградская область, Приозерский р-н, п. Сосново, ул. Ленинградская, д.15, офис 22), о директоре и участнике ООО "Топо-геодезическая служба" - Пчелинцевой Ирине Павловне (ИНН 471201642566) сроком на 2 (два) года.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Заместитель председателя Комиссии Д.Е. Студеникин
Члены Комиссии И.В. Костин
Д.В. Бояркин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 26 июля 2024 г. N 054/06/104-1904/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.07.2024