Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:
Студеникин Д.Е. |
- заместитель руководителя управления, председатель Комиссии; |
Новосельцева А.В. |
- главный специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии; |
Костин И.В. |
- ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии; |
в отсутствие представителей заказчика - ГКУ Новосибирской области "Территориальное управление автомобильных дорог Новосибирской области", подрядчика - ООО "КТЦ Инжиниринг", уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев обращение ГКУ Новосибирской области "Территориальное управление автомобильных дорог Новосибирской области" о включении сведений об ООО "КТЦ Инжиниринг" в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом ГКУ Новосибирской области "Территориальное управление автомобильных дорог Новосибирской области" от исполнения контракта, заключенного с ООО "КТЦ Инжиниринг" по результатам проведения электронного аукциона на выполнение работ по замене несоответствующих ГОСТу барьерных ограждений в рамках ремонта на автомобильных дорогах Новосибирской области (извещение N 0851200000623007018),
УСТАНОВИЛА:
В Новосибирское УФАС России поступило обращение ГКУ Новосибирской области "Территориальное управление автомобильных дорог Новосибирской области" о включении сведений об ООО "КТЦ Инжиниринг" в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом ГКУ Новосибирской области "Территориальное управление автомобильных дорог Новосибирской области" от исполнения контракта, заключенного с ООО "КТЦ Инжиниринг" по результатам проведения электронного аукциона на выполнение работ по замене несоответствующих ГОСТу барьерных ограждений в рамках ремонта на автомобильных дорогах Новосибирской области (извещение N 0851200000623007018).
Изучив представленные материалы, Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.
Согласно абз.1 ст.309 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии с положениями п.1 ст.401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
25.03.2024 между заказчиком и ООО "КТЦ Инжиниринг" был заключен контракт N 0851200000623007018 на сумму 82 947 194,71 руб.
Пунктом 1.1 контракта установлено, что предметом контракта является выполнение по замене несоответствующих ГОСТ барьерных ограждений в рамках ремонта на автомобильных дорогах Новосибирской области (далее - Объект) в соответствии с описанием объекта закупки (приложение N 1 к контракту) и на условиях, предусмотренных контрактом.
В соответствии с п.3.3 контракта дата начала выполнения работ - с даты заключения контракта. Дата окончания выполнения работ - 05.12.2023 (до данной даты результат работ должен быть сдан заказчику).
Согласно п.3.2 контракта место выполнения работ (по месту нахождения Объектов):
Новосибирский район Новосибирской области, в т.ч., Объект N 1 (точные места нахождения Объектов определены условиями контракта);
Колыванский район Новосибирской области, в т.ч., Объект N 2, Объект N 3, Объект N 4, Объект N 5;
Коченевский район Новосибирской области, в т.ч., Объект N 6, Объект N 7;
Маслянинский район Новосибирской области, в т.ч., Объект N 8;
Мошковский район Новосибирской области, в т.ч., Объект N 9;
Болотнинский район Новосибирской области, в т.ч., Объект N 10;
Тогучинский район Новосибирской области, в т.ч., Объект N 11;
Куйбышевский район Новосибирской области, в т.ч., Объект N 12;
Северный район Новосибирской области, в т.ч., Объект N 13;
Чулымский район Новосибирской области, в т.ч., Объект N 14.
Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что подрядчиком выполнены работы на сумму 28 134 973,52 руб. (по заявлению заказчика, барьерные ограждения были в полном объеме заменены ООО "КТЦ Инжиниринг" на объекте N 4, частично - на объекте N 2).
22.11.2023, 25.12.2023 заказчиком были направлены в адрес подрядчика уведомления с требованием об ускорении темпов производства работ, в котором указано, что на момент 22.11.2023 работы на объекте не ведутся.
29.12.2023, 30.05.2024 ГКУ Новосибирской области "Территориальное управление автомобильных дорог Новосибирской области" направило ООО "КТЦ Инжиниринг" претензии с требованием об оплате штрафа.
27.02.2024 подрядчик направил в адрес заказчика письмо, в котором указал, что работы по контракту не ведутся с 11.12.2023 ввиду неблагоприятных погодных условий (низкая температура воздуха). Ориентировочные сроки возобновления работ по контракту - 18.03.2024. Вместе с тем, к дальнейшему выполнению работ подрядчик не приступил (в качестве подтверждения заказчиком представлены акты обследования участков работ).
23.04.2024 ООО "КТЦ Инжиниринг" направило заказчику письмо, в котором указало, что выполнить работы по контракту не представилось возможным в установленный срок ввиду неблагоприятных погодных условий (низкая температура воздуха). При этом, возобновление выполнения работ по контракту не состоялось на момент 23.04.2024 по причине наличия трудностей в основной деятельности подрядчика. ООО "КТЦ Инжиниринг" также гарантировало возобновление работ по контракту в срок до 13.05.2024 Вместе с тем, к дальнейшему выполнению работ подрядчик не приступил (в качестве подтверждения заказчиком представлены акты обследования участков работ).
12.07.2024 заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. Данное решение 12.07.2024 было размещено в ЕИС.
В соответствии с ч.12.1 ст.95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) в случае принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч.5 ст.103 данного Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п.1 данной части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с данным пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 данной части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта было размещено в ЕИС 12.07.2024, следовательно, 12.07.2024 подрядчик считается надлежащим образом уведомленным.
Согласно ч.13 ст.95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта, в данном случае - 23.07.2024.
В соответствии с ч.14 ст.95 Закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что в регламентированный десятидневный срок подрядчик не предпринял действий по исполнению обязательств по контракту.
В ответ на запрос Новосибирского УФАС России относительно неисполнения обязательств по контракту ООО "КТЦ Инжиниринг" не представило каких-либо пояснений.
Изучив представленные материалы, Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.
В соответствии с п.п. "а" п.15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства РФ N1078 от 30.06.2021 г. (далее - Правила), орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 данных Правил, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие, а именно, принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта, надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Комиссии Новосибирского УФАС России и заказчику от ООО "КТЦ Инжиниринг" не были представлены какие-либо документы и информация, подтверждающие невозможность исполнения контракта.
Таким образом, администрация ГКУ Новосибирской области "Территориальное управление автомобильных дорог Новосибирской области" правомерно приняла решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение заказчика в судебном порядке не обжаловано.
Таким образом, изложенное подтверждает отсутствие добросовестного поведения в действиях организации, выраженное в непринятии мер к исполнению контракта.
Доказательств наличия объективных препятствий организации исполнить контракт в установленный срок не представлено.
Реестр недобросовестных поставщиков с одной стороны является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств. С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Следовательно, реестр недобросовестных поставщиков представляет собой механизм защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков), созданный, в том числе с целью обеспечения эффективного использования бюджетных средств в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
Организацией не были предприняты все необходимые и разумные меры с целью исполнения контракта, в связи с чем включение сведений о ней в реестр недобросовестных поставщиков является необходимой мерой ответственности, поскольку служит для ограждения государственных заказчиков от недобросовестных поставщиков.
В силу положений абз.3 п.1 ст.2 ГК РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение, прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Таким образом, организация несет самостоятельные риски ведения ею предпринимательской деятельности и должна прогнозировать последствия, в том числе, и негативные, связанные с ее осуществлением.
Нарушений со стороны заказчика антимонопольным органом не установлено.
Включение сведений в РНП не подавляет экономическую самостоятельность и инициативу хозяйствующего субъекта, не ограничивает чрезмерно его право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности и в данном случае не препятствует осуществлению хозяйственной деятельности (Определение ВАС РФ от 11.05.2012 N ВАС-5621/12).
Таким образом, поскольку ООО "КТЦ Инжиниринг" не были исполнены обязательства по контракту в полном объеме, у Комиссии Новосибирского УФАС России нет правовых оснований для невключения сведений об ООО "КТЦ Инжиниринг" в реестр недобросовестных поставщиков.
Руководствуясь ст.95, ст.104 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации", Комиссия Новосибирского УФАС России
РЕШИЛА:
Включить в реестр недобросовестных поставщиков сведения об ООО "КТЦ Инжиниринг" (ИНН 7327072045), о директоре и участнике ООО "КТЦ Инжиниринг" - Щербине Александре Иосифовиче (ИНН 732703381048) сроком на 2 (два) года.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Заместитель председателя Комиссии Д.Е. Студеникин
Члены Комиссии А.В. Новосельцева
И.В. Костин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 30 июля 2024 г. N 054/06/104-1887/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.08.2024