Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председатель Комиссии - начальник отдела, М.А. Грицай, члены Комиссии - главный государственный инспектор, Е.М. Хоменко, ведущий специалист-эксперт, А.Р. Мулагалеев (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "МЕДПРОФ" на действия заказчика - Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Красноярскому краю (далее - заказчик) при проведении открытого аукциона в электронной форме "Поставка сигнализаторов звука световых и вибрационных в 2024 году" (далее - электронный аукцион), размещенного на электронной площадке ООО "РТС-тендер",
установила
следующее. В адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба ООО "МЕДПРОФ" (далее - податель жалобы) на действия заказчика при проведении электронного аукциона, размещенного на электронной торговой площадке ООО "РТС-тендер" (далее - оператор электронной площадки), номер извещения 0219100000224000306.
Существо жалобы: несоответствие извещения требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе). Жалоба была подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 2 статьи 105 Закона о контрактной системе, соответствовала требованиям части 4 статьи 105 указанного закона, в связи с чем была принята к рассмотрению по существу. В адреса подателя жалобы, заказчика, оператора электронной площадки было направлено уведомление о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения. Заказчику, оператору электронной площадки было предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы по существу. На заседании Комиссии по рассмотрению жалобы по существу, назначенном на 23.07.2024 в 10 часов 30 минут (время местное), лично присутствовали представители заказчика, надлежащим образом подтвердившие свои личности и полномочия.
Также в указанном заседании Комиссии с использованием системы видео-конференц-связи принял участие представитель подателя жалобы, 2024-12405 надлежащим образом подтвердивший свою личность и полномочия. Из доводов жалобы следует, что заказчиком ненадлежащим образом составлено описание объекта закупки, что ограничивает круг потенциальных участников аукциона, а именно:
- описание объекта закупки содержит избыточные требования к характеристикам сигнализаторов звука световых и вибрационных;
- описание объекта закупки содержит функции сигнализаторов звука световых и вибрационных, которые, по мнению подателя жалобы, ведут к удорожанию товара, при этом не служат удовлетворению потребности конечных пользователей;
- совокупность характеристик, включенных в описание объекта закупки, максимально соответствует товару одного производителя - ООО "Исток Аудио Трейдинг", что исключает возможность предложения к поставке товаров иных производителей;
- в описании объекта закупки заказчиком допущено включение показателей характеристик сигнализаторов звука световых и вибрационных, не соответствующих ГОСТ Р 70185-2022 "Технические средства реабилитации. Сигнализаторы звука световые и вибрационные. Общие технические условия" (далее - ГОСТ Р 70185-2022), при том, что в описании объекта закупки есть условие о соответствии поставляемого товара указанному национальному стандарту и в описании объекта закупки отсутствует обоснование включения в него показателей характеристик не в соответствии с указанным национальным стандартом.
Также, податель жалобы указывает, что заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона установлено избыточное требование о предоставлении в составе заявки на участие в закупке информации о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории Российской Федерации или на территории государства - члена Евразийского экономического союза. Представители заказчика с доводами жалобы в письменных пояснениях не согласились, просили в удовлетворении жалобы отказать, указывая на формирование положений извещения о проведении электронного аукциона в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе, ГОСТ Р 70185-2022 и фактической потребностью заказчика. В связи с необходимостью получения дополнительных письменных пояснений от заказчика и подателя жалобы, а также информации от ООО КБ "Контур", являющегося производителем сигнализатора звука цифрового с вибрационной и световой индикацией "Вибролайн", и от ООО "ЭЛИТА ГРУПП", являющегося производителем сигнализатора звука цифрового с вибрационной и световой индикацией "Энеджи", Комиссия объявила перерыв в рассмотрении жалобы до 24.07.2024 до 17 часов 00 минут (время местное). После окончания объявленного перерыва, в заседании Комиссии по рассмотрению жалобы по существу приняли личное участие представитель заказчика, а также представитель подателя жалобы с использованием системы видео-конференц-связи. В адрес Красноярского УФАС России заказчик, податель жалобы представили дополнительные письменные пояснения по существу рассматриваемой жалобы, а также ООО КБ "Контур" и ООО "ЭЛИТА ГРУПП" своевременно представили необходимую для рассмотрения жалобы по существу информацию. Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, представленные Комиссии, проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) при проведении электронного аукциона на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия
установила
следующие обстоятельства. В связи с возникшей потребностью заказчиком были совершены действия по проведению электронного аукциона с установлением начальной (максимальной) цены контракта в размере 7 968 400,00 рублей.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки 2024-12405 указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). Из пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе следует необходимость использования заказчиком при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 42 Закона о контактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию:
- наименование объекта закупки;
- информацию (при наличии), предусмотренную правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе. Часть 6 статьи 23 Закона о контрактной системе устанавливает, что порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила формирования формирования КТРУ), а также правила использования указанного каталога (далее - Правила использования КТРУ) устанавливаются Правительством Российской Федерации. Правила формирования КТРУ и Правила использования КТРУ утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Из пункта 4 Правил использования КТРУ следует, что заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования КТРУ, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
- наименование товара, работы, услуги;
- единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии); 2024-12405 - описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
На основании анализа положений извещения о проведении электронного аукциона, сформированных с использованием ЕИС при заполнении экранных форм веб-интерфейса ЕИС (часть 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, пункт 3 Положения о порядке формирования и размещения информации и документов в единой информационной системе в сфере закупок, о требованиях к их формам, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.01.2022 N 60), а также при прикреплении электронных документов (часть 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, пункт 4 вышеуказанного Положения), Комиссия установила, что заказчиком осуществляется закупка следующих товаров: позиция N1 - Сигнализатор звука цифровой с световой индикацией, соответствующий позиции КТРУ 27.90.20.120-00000001; позиция N2 - Сигнализатор звука цифровой с вибрационной индикацией, соответствующий позиции КТРУ 27.90.20.120-00000002; позиция N3 - Сигнализатор звука цифровой с вибрационной и световой индикацией, соответствующий позиции КТРУ 27.90.20.120-00000003.
В описание объекта закупки заказчиком установлено, в том числе, требование о том, чтобы поставляемый товар (сигнализатор звука цифровой со световой индикацией 16-01-01, сигнализатор звука цифровой с вибрационной индикацией 16-01-02; сигнализатор звука цифровой с вибрационной и световой индикацией 16-01-03) соответствовал требованиям следующих национальных стандартов: ГОСТ Р 51632-2021 (Раздел 4), ГОСТ Р 51264-99, ГОСТ Р 70185-2022, ГОСТ Р ИСО 9999-2019, ГОСТ Р 52084-2003, ГОСТ 15150-69.
В ходе рассмотрения Комиссией жалобы по существу представители заказчика подтвердили то обстоятельство, что описание объекта закупки сформировано заказчиком в соответствии с требованиями ГОСТ Р 70185-2022.
Комиссией установлено, что в описание объекта закупки заказчиком были включены следующие требования, установление которых оспаривает податель жалобы:
- универсальный передатчик, служащий для передачи информации о входящем сигнале домофона и телефона на настольный световой приемник;
- дисплей;
- приемник должен иметь регулировку уровня громкости и мелодии звуковых сигналов, а также приемник должен оповещать пользователя о произошедших бытовых событиях с помощью: вибрационной, световой и звуковой индикации;
- наличие у карманного приемника функций: меню; будильник; возможность записи и просмотра событий, с указанием времени произошедшего и пропущенного события и описания характера события на русском языке;
- карманный приемник должен оповещать пользователя о произошедших бытовых событиях: в текстовом виде (за счет текста на русском языке). Анализ и сопоставление вышеуказанных характеристик с требованиями ГОСТ Р 70185-2022 показал Комиссии, что рассматриваемые характеристики по своему существу фактически не вступают в противоречие с требованиями указанного национального стандарта, а именно:
- ГОСТ Р 70185-2022 допускает возможность нахождения в системе сигнализатора как датчика домофона, так и телефона, императивно не предусматривая требования о том, что такие датчики должны быть раздельными друг от друга, равно императивно не устанавливая исчерпывающий перечень таких датчиков (перечень по существу является открытым), следовательно, установленные заказчиком в описании объекта закупки универсальные передатчики, служащие для передачи информации о входящем сигнале домофона и телефона на настольный световой приемник, ГОСТ Р 70185-2022 не противоречат;
- ГОСТ Р 70185-2022 допускает возможность наличия в составе системы сигнализатора датчиков и передатчиков сигнала с возможностью регулировки уровня громкости и мелодии звуковых сигналов, следовательно, требование заказчика о наличии такого приемника, включенное в описание объекта закупки, ГОСТ Р 70185-2022 не противоречит;
- ГОСТ Р 70185-2022 допускает наличие приемников сигнала с оповещением пользователя о 2024-12405 произошедших бытовых событиях в текстовом виде (за счет текста на русском языке), помимо иных способов оповещения, следовательно, требование заказчика о том, чтобы карманный приемник имел возможность оповещать пользователя о произошедших бытовых событиях в текстовом виде (за счет текста на русском языке), включенное в описание объекта закупки, ГОСТ Р 70185-2022 не противоречит;
- ГОСТ Р 70185-2022 допускает оборудование сигнализатора дисплеем, помимо иных способов оповещения пользователя о сигналах, следовательно, требование заказчика о наличии дисплея в поставляемом товаре ГОСТ Р 70185-2022 не противоречит.
Таким образом, установив в описании объекта закупки вышеуказанные требования, заказчик фактически руководствовался требованиями ГОСТ Р 70185-2022, не допустил отступления от них, не использовал иные показатели таких характеристик, отличные от ГОСТ Р 70185-2022, вопреки утверждению подателя жалобы об обратном. Следовательно, обосновывать в рассматриваемой части необходимость установления таких характеристик в описании объекта закупки заказчик не был обязан, поскольку условия для формирования такого обоснования в описании объекта закупки в соответствии с требованием пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе не наступили. В отношении доводов подателя жалобы о том, что описание объекта закупки содержит избыточные требования к характеристикам сигнализаторов звука световых и вибрационных, а также функции такого товара, которые, по мнению подателя жалобы, ведут к удорожанию товара, при этом не служат удовлетворению потребности конечных пользователей, Комиссия считает необходимым сообщить следующее. Системное толкование норм Закона о контрактной системе позволяет сделать вывод о том, что заказчик вправе предъявлять такие требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара, которые соответствуют его потребностям с учетом специфики его деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств, но не способствуют ограничению количества участников закупки. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки, уточнить его характеристики, поскольку потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении соответствующих требований. Закон о контрактной системе не содержит норм, ограничивающих право заказчика включать в извещение о проведении электронного запроса котировок требования к объекту закупки, которые являются для него значимыми, равно как и норм, обязывающих заказчика устанавливать в этой документации, вопреки его потребностям, такие требования к характеристикам объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим видам товаров, работ, услуг. В данном случае установление в извещении о проведении электронного аукциона иных характеристик сигнализаторов звука световых и вибрационных (исключение из описания объекта закупки требования о том, что приемник должен иметь регулировку уровня громкости и мелодии звуковых сигналов, а также приемник должен оповещать пользователя о произошедших бытовых событиях с помощью: вибрационной, световой и звуковой индикации; исключение из описания объекта закупки требования о наличии у карманного приемника функций: меню, будильник, возможность записи и просмотра событий, с указанием времени произошедшего и пропущенного события и описания характера события на русском языке; исключение из описания объекта закупки требования о наличии дисплея) не будет служить цели удовлетворения потребности заказчика. Доказательств обратного Комиссии представлено не было.
Согласно письменным пояснениям заказчика, формируя описание объекта закупки, заказчик руководствовался не только ГОСТ Р 70185-2022, но и приказом СФР от 01.11.2023 N 2178 "О применении рекомендаций по составлению технических заданий для закупок технических средств реабилитации в территориальных органах СФР", которым были утверждены технические задания на сигнализаторы звука, в том числе цифровые с вибрационной и световой индикацией, являющиеся объектом закупки. Рекомендации СФР по составлению описания объекта закупки на обеспечение сигнализаторами звука прошли процедуру согласования с Общероссийской общественной 2024-12405 организацией инвалидов "Всероссийское общество глухих" (указанное подтверждается письмом Общероссийской общественной организацией инвалидов "Всероссийское общество глухих" от 24.10.2023, а также письмом председателя Московской городской организации Общероссийской общественной организацией инвалидов "Всероссийское общество глухих" от 14.02.2024, представленными в материалы дела), следовательно, вышеуказанные рекомендации в полном объеме отвечают потребностям пользователей с нарушением слуха для их адаптации в бытовой среде.
Таким образом, утверждение подателя жалобы о включении в описание объекта закупки бессмысленных функции, которые, по мнению подателя жалобы, ведут к удорожанию товара, при этом не служат удовлетворению потребности конечных пользователей, опровергается содержанием вышеуказанных писем.
Согласно пояснениям заказчика, по результатам проведения электронной процедуры заказчик преследует цель приобрести продукцию, имеющую максимально возможный реабилитационный эффект, содержащую в себе все современные технические разработки и последние достижения развития отрасли, следовательно, такой товар, который бы соответствовал, в том числе, ГОСТ Р 70185-2022.
По смыслу статьи 33 Закона о контрактной системе, характеристики объекта закупки устанавливаются заказчиком исходя из цели заключения государственного контракта и соответствующих, определенных с учетом данных целей, потребностей заказчика. В рассматриваемом случае, в описании объекта закупки извещения о проведении электронного аукциона установлены четкие и конкретные требования к закупаемым сигнализаторам звука световым и вибрационным, с учетом потребности заказчика, отвечающей интересам конечных потребителей, что не противоречит требованиям действующего законодательства.
Таким образом, характеристики, включенные заказчиком в описание объекта закупки, сформированные с учетом интересов конечных потребителей, не подлежат признанию избыточными, вопреки утверждению подателя жалобы об обратном.
Таким образом, рассмотренные выше доводы подателя жалобы о неправомерном формировании заказчиком описания объекта закупки не находят своего подтверждения в ходе рассмотрения жалобы Комиссией по существу. В отношении довода подателя жалобы о том, что в описании объекта закупки заказчиком установлены требования, которым в совокупности соответствует продукция единственного производителя - ООО "Исток Аудио Трейдинг", Комиссия сообщает следующее. Положения статьи 6 Закона о контрактной системе устанавливают, что контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок. Государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных Законом о контрактной системе, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд (часть 1 статьи 12 Закона о контрактной системе).
Таким образом, принципы обеспечения конкуренции и ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок являются равнозначными и подлежащими соблюдению в равной степени во всех случаях. Более того, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов в целях удовлетворения государственных и муниципальных нужд, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок. В торгах могут участвовать лишь те лица, которые соответствуют названным целям. При этом для 2024-12405 достижения указанной цели заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки (его характеристики) и в торгах могут участвовать лишь те лица, которые соответствуют названным целям.
Таким образом, включение в документацию о торгах условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников закупки лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах. Возможное сужение круга участников закупки с одновременным повышением эффективности использования финансирования (обеспечением его экономии) не может само по себе рассматриваться в качестве нарушения требований Закона о защите конкуренции. Аналогичная правовая позиция отражена в Обзоре судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017).
Выше по тексту настоящего решения Комиссией установлено, что при формировании описания объекта закупки заказчик исходил из требований как ГОСТ Р 70185-2022, так и фактической потребности заказчика, обусловленной потребностям конечных пользователей с нарушением слуха для их адаптации в бытовой среде. На заседании Комиссии представители заказчика пояснили, что под описание объекта закупки подходят следующие виды сигнализаторов звука:
- сигнализатор звука цифровой с вибрационной и световой индикацией "Энеджи" производства ООО "ЭЛИТА ГРУПП" (в подтверждение указанного обстоятельства заказчиком представлена в материалы дела копия письма ООО "ЭЛИТА ГРУПП" от 19.07.2024);
- сигнализатор звука цифровой с вибрационной и световой индикацией "Пульсар-3" производства ОАО "Исток-Аудио Интернешеэшнл" (в подтверждение указанного обстоятельства заказчиком представлена в материалы дела копия письма ОАО "Исток-Аудио Интернешеэшнл");
- сигнализатор звука цифрового с вибрационной и световой индикацией "Вибролайн" производства ООО КБ "Контур". На запросы Красноярского УФАС России (исх. N МД/11532 от 22.07.2024, исх. N МД/11538/24 от 22.07.2024) в ходе рассмотрения жалобы по существу в адрес Комиссии от ООО "ЭЛИТА ГРУПП" поступила информация (письмо исх. N 1872-24 от 23.07.2024) о полном соответствии характеристик сигнализатора звука цифрового с вибрационной и световой индикацией "Энеджи" характеристикам сигнализаторов, установленным в описании объекта закупки, объявленной извещением N0219100000224000306.
В свою очередь от ООО КБ "Контур" потупила информация (письмо б/н от 23.07.2024) о полном соответствии характеристик сигнализатора звука цифрового с вибрационной и световой индикацией "Вибролайн" характеристикам сигнализаторов, установленным в описании объекта закупки, объявленной извещением N0219100000224000306.
Кроме того, в указанных письмах ООО КБ "Контур" и ООО "ЭЛИТА ГРУПП" подтвердили то обстоятельство, что у неограниченного количества заинтересованных хозяйствующих субъектов, обратившись в адрес ООО "ЭЛИТА ГРУПП" или в адрес ООО КБ "Контур", имеется возможность приобрести без ограничений сигнализатор звука цифровой с вибрационной и световой индикацией "Энеджи" и сигнализатор звука цифрового с вибрационной и световой индикацией "Вибролайн" соответственно.
Также Комиссией принято во внимание, что в рамках исполнения ранее заключенного заказчиком контракта на поставку сигнализаторов звука световых и вибрационных в 2024 году (извещение N 0219100000224000024, номер записи в реестре контрактов N 1246600188524000114), где описание объекта закупки было выполнено аналогичным образом, как при проведении текущего электронного аукциона, заказчиком 03.06.2024 была осуществлена выборочная проверка поставленных по такому контракту сигнализаторов звука цифровых с вибрационной и световой индикацией "Вибролайн" производства ООО КБ "Контур" и установлено их соответствие требованиям условий контракта, что подтверждено копией акта проверки от 03.06.2024, представленной заказчиком в материалы проверки. 2024-12405 С учетом вышеизложенной совокупности документально подтвержденных обстоятельств, довод подателя жалобы о том, что сигнализаторы звука "Вибролайн" и "Энеджи" не соответствуют требованиям описания объекта закупки, отклоняется Комиссией как несостоятельный по следующим причинам. Во-первых, указанный довод основан подателем жалобы на сведениях инструкции по эксплуатации к сигнализатору звука "Вибролайн" от 2023 года и руководства по эксплуатации к сигнализатору "Энеджи", однозначную датировку которого произвести не представляется возможным, при наличии полученной Красноярским УФАС России в ходе рассмотрения жалобы по существу актуальной на момент проведения электронного аукциона информации от самих производителей указанных товаров о полном соответствии характеристик рассматриваемых сигнализаторов характеристикам сигнализаторов, установленным в описании объекта закупки извещения о проведении электронного аукциона (письмо ООО "ЭЛИТА ГРУПП" исх. N 1872-24 от 23.07.2024, письмо ООО КБ "Контур" б/н от 23.07.2024, а также письмо ООО "ЭЛИТА ГРУПП" от 19.07.2024, представленное заказчиком в материалы проверки). Во-вторых, указанными письмами подтверждается наличие у неограниченного количества заинтересованных хозяйствующих субъектов, обратившись в адрес ООО "ЭЛИТА ГРУПП" или в адрес ООО КБ "Контур", возможности приобрести без ограничений сигнализатор звука цифровой с вибрационной и световой индикацией "Энеджи" и сигнализатор звука цифрового с вибрационной и световой индикацией "Вибролайн" соответственно, в отсутствие в материалах проверки доказательств обратного. Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о надлежащем установлении в извещении об осуществлении закупки требований к поставляемому товару, соответствующих продукции различных производителей. В отношении довода подателя жалобы об установлении избыточного требования о предоставлении в составе заявки на участие в закупке информации о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории Российской Федерации или на территории государства - члена Евразийского экономического союза Комиссия отмечает следующее.
Согласно части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу части 4 статьи 14 Закона о контрактной системе федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в 2024-12405 соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе.
На основании пункта 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать в качестве электронного документа требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки. Пунктом 5 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе предусмотрено, что для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должна содержать в том числе информацию и документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 Закона о контрактной системе (в случае, если в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке) установлены предусмотренные статьей 14 Закона о контрактной системе запреты, ограничения, условия допуска). В случае отсутствия таких информации и документов в заявке на участие в закупке такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами. Во исполнение статьи 14 Закона о контрактной системе Правительством Российской Федерации принято Постановление от 10.07.2019 N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 878).
Постановлением N 878 утвержден перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в который, в том числе, включен код ОКПД2 27.90.20.120 "Приборы световой и звуковой сигнализации электрические". Поскольку заказчиком при проведении электронного аукциона выбран вышеуказанный код ОКПД2, то в извещении о проведении электронного аукциона правомерно установлено ограничение допуска в соответствии с Постановлением N 878.
Пунктом 3(2) Постановления N 878 установлено, что за исключением случаев, установленных Постановлением N 878:
- подтверждением страны происхождения радиоэлектронной продукции является наличие сведений о такой продукции в реестре российской радиоэлектронной продукции или евразийском реестре промышленных товаров государств - членов Евразийского экономического союза, правила формирования и ведения которого устанавливаются правом Евразийского экономического союза (далее - евразийский реестр промышленных товаров);
- подтверждением соответствия радиоэлектронной продукции первому уровню является наличие в реестровой записи из реестра или евразийского реестра промышленных товаров сведений о первом уровне радиоэлектронной продукции.
В силу пункта 3(3) Постановления N 878, для подтверждения соответствия радиоэлектронной продукции требованиям, предусмотренным пунктом 3(2) Постановления N 878, участник закупки указывает (декларирует) в составе заявки на участие в закупке номер реестровой записи из реестра или евразийского реестра промышленных товаров, а для целей подтверждения 2024-12405 первого уровня радиоэлектронной продукции - также сведения о первом уровне радиоэлектронной продукции. Комиссией установлено, что в требованиях к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе, размещенных в извещении о проведении такого аукциона в качестве электронного документа, заказчиком установлено требование о предоставлении для целей допуска товара согласно требованиям Постановления N 878 следующих документов и сведений: "- номер реестровой записи из реестра, а также информация о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории Российской Федерации, если такое предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719 "О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации" (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) соответствующих операций (условий);
- номер реестровой записи из евразийского реестра промышленных товаров, а также информация о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории государства - члена Евразийского экономического союза, если такое предусмотрено решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23 ноября 2020 г. N 105 "Об утверждении Правил определения страны происхождения отдельных видов товаров для целей государственных (муниципальных) закупок" (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) соответствующих операций (условий)". Комиссия отмечает, что вышеуказанные требования по своему содержанию не соответствуют буквальному содержанию приведенных выше положений Постановления N 878, следовательно, действия заказчика в рассматриваемой части совершены с нарушением требований пункта 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе. Одновременно с вышеизложенным Комиссией приняты во внимание следующие обстоятельства. Установленное Комиссией выше по тексту настоящего решения нарушение, допущенное заказчиком при формировании электронного документа к извещению о проведении электронного аукциона, во-первых, не препятствовали участникам закупки в определении фактической потребности заказчика, фактических требований к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе, поскольку само по себе ограничение в соответствии с Постановлением N 878 было установлено заказчиком правомерно, во-вторых, не послужило основанием для отклонения комиссией по осуществлению закупок какой-либо заявки в связи с несоответствием требованиям извещения о проведении электронного аукциона. Кроме того, на основании анализа заявки участника закупки, признанного победителем электронного аукциона, Комиссия установила, что в такой заявке фактически был предложен товар, полностью соответствующий требованиям извещения о проведении электронного аукциона. Более того, в такой заявке был также представлен номер реестровой записи из единого реестра российской радиоэлектронной продукции в отношении предложенного к поставке товара. Следовательно, выявленное нарушение требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок в действиях заказчика при формировании извещения о проведении электронного аукциона не нарушают прав и законных интересов как участников закупки, так и подателя жалобы. Доказательств обратного Комиссии представлено не было.
Таким образом, Комиссия
установила
отсутствие необходимости в выдаче заказчику предписания об устранении выявленных нарушений требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок в связи с тем обстоятельством, что выявленные нарушения не повлияло на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя). По указанным причинам Комиссия не усмотрела оснований для передачи материалов по жалобе уполномоченному должностному лицу Красноярского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица заказчика.
На основании вышеизложенных обстоятельств, в результате рассмотрения жалобы, проведения внеплановой проверки, руководствуясь подпунктом "б" пункта 35 Правил 2024-12405 осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", региональных гарантийных организаций, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576, частями 3, 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Красноярского УФАС России
решила:
1. Признать жалобу ООО "МЕДПРОФ" частично обоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим требования пункта 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе, прав и законных интересов участников закупки заказчику не выдавать в связи с тем обстоятельством, что выявленное нарушение не повлияло на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя). Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд Красноярского края в течение трех месяцев со дня его принятия Председатель Комиссии М.А. Грицай Члены Комиссии А.Р. Мулагалеев Е.М. Хоменко Исп.Хоменко Е.М. тел.8(391)2110144 2024-12405
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 24 июля 2024 г. N 024/06/106-2264/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.07.2024