Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению обращений о внесении сведений в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - реестр недобросовестных поставщиков) в составе: Председатель Комиссии -М.А. Дударева, заместитель руководителя, члены Комиссии - М.А. Грицай, начальник отдела; Г.Г. Мамедова, старший государственный инспектор (далее - Комиссия), рассмотрев обращение заказчика - КГКУ "Краевое транспортное управление" (далее - заказчик) с просьбой о включении сведений об ООО "ДВИН" (ИНН 1903029080, КПП 190301001) (далее - общество, подрядчик) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, заключённого по результатам проведения электронного аукциона ЭА-N-12099/23 "Текущий ремонт зданий, сооружений, обустройство территории и оснащение техническими средствами обеспечения транспортной безопасности автовокзалов и (или) автостанций, находящихся в собственности Красноярского края", номер извещения 0119200000123011458 (далее - аукцион), установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступило обращение заказчика с просьбой о включении сведений о подрядчике в реестр недобросовестных поставщиков в связи с
односторонним отказом заказчика от исполнения контракта.
Обращение подано в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), соответствовало требованиям раздела II Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.06.2021
N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" (далее - Постановление Правительства РФ N 1078), в связи с чем подлежало принятию к рассмотрению.
На основании пункта 5 части 15 статьи 99, статьи 104 Закона о контрактной системе и Постановления Правительства РФ N 1078 Красноярским УФАС России было принято решение о проведении проверки факта ненадлежащего исполнения подрядчиком условий контракта, заключенного с заказчиком по результатам проведения электронного аукциона.
В установленный подпунктом "г" пункта 9 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 1078 (далее - Правила), срок, Красноярское УФАС России по адресам электронной почты, указанным в контракте, направило заказчику и подрядчику уведомление о проведении внеплановой проверки, в котором содержалось требование о представлении необходимых документов и сведений для рассмотрения обращения по существу, а также сообщалось о месте и времени проведения заседания Комиссии по рассмотрению вышеуказанного обращения. Кроме того, указанное уведомление, в силу требований пункта 9 Правил, было размещено в ЕИС. Таким образом, заказчик и подрядчик считаются надлежащим образом уведомленными о месте и времени проведения заседания Комиссии по рассмотрению обращения заказчика по существу.
В срок, установленный подпунктом "з" пункта 9 Правил, заказчик направил документы и сведения, запрашиваемые в уведомлении о проведении внеплановой проверки. В свою очередь, подрядчик в порядке, предусмотренном подпунктом "а" пункта 13 Правил, также предоставил в адрес Красноярского УФАС России в соответствии с указанным уведомлением информацию и документы, объяснения в письменной форме, в том числе подтверждающие, по его мнению, отсутствие фактов его недобросовестности при исполнении контракта.
Из пункта 13 Правил следует, что рассмотрение вопроса о включении информации об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов, осуществляется с участием представителей заказчика и лица, информация о котором направлена заказчиком для включения в реестр. В случае неявки указанных лиц или их представителей рассмотрение указанного вопроса осуществляется в их отсутствие.
До начала рассмотрения обращения от сторон поступили письменные пояснения.
До начала заседания Комиссии от общества поступило ходатайство об участии в рассмотрении обращения посредством видео-конференц-связи (далее - ВКС).
Указанное ходатайство рассмотрено и удовлетворено.
На рассмотрении обращения, состоявшемся 26.07.2024 в 14:15 присутствовал представитель заказчика, посредством ВКС присутствовал представитель общества, надлежащим образом подтвердившие свои личности и полномочия.
Рассмотрев обращение заказчика, документы и сведения, представленные заказчиком и подрядчиком к моменту проведения заседания Комиссии по рассмотрению обращения по существу, а также размещенные в единой информационной системе при проведении электронного аукциона, заключении, исполнении и расторжении контракта, проведя внеплановую проверку, Комиссия по рассмотрению сведений о недобросовестных поставщиках установила следующее.
Комиссией установлено, что между заказчиком и обществом был заключен контракт N 23 от 02.08.2023 на выполнение всего комплекса работ по текущему ремонту зданий (сооружений), обустройству территории и оснащению техническими средствами обеспечения транспортной безопасности автовокзалов (автостанций), находящихся в собственности Красноярского края по адресу: Красноярский край, г. Минусинск, ул. Красных Партизан, д.120а, цена контракта составляет 21 697 957,60 руб.
Проанализировав положения контракта Комиссия установила следующее.
В соответствии с пунктами 1.1., 1.2. контракта подрядчик принимает на себя обязательства по выполнению всего комплекса работ по текущему ремонту зданий (сооружений), обустройству территории и оснащению техническими средствами обеспечения транспортной безопасности автовокзалов (автостанций), находящихся в собственности Красноярского края по адресу: Красноярский край, г. Минусинск, ул. Красных Партизан, д.120а (далее - объект), (далее - работы) в соответствии с рабочей документацией, локальным сметным расчетом (приложение N 1 к контракту), ведомостью объемов работ (приложение N 3 к контракту) и Техническим заданием (приложение N 2 к контракту), а заказчик обязуется принять и оплатить выполненные работы в соответствии с условиями контракта. Наименование и виды работ, их количество и стоимость определяются локальным сметным расчетом (приложение N 1 к контракту), ведомостью объемов работ (приложение N 3 к контракту). Виды и сроки выполнения работ определяются Техническим заданием (приложение N 2 к контракту).
Сроки выполнения работ: не позднее 80 календарных дней с даты заключения контракта (пункт 4.1. контракта).
В силу пунктов 3.4.1., 3.4.2. подрядчик обязан выполнить все работы в объеме и в сроки, предусмотренные контрактом и приложениями к нему, и сдать результат выполненных работ заказчику по акту приемки выполненных работ. Обеспечивать соответствие результатов работ требованиям качества, безопасности жизни и здоровья, а также иным требованиям сертификации, безопасности (санитарным нормам и правилам, государственным стандартам, строительным нормам и правилам и т.п.), лицензирования, установленным законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 3.4.9. контракта подрядчик обязан предоставить заказчику вместе с выполненными работами следующие документы:
акт (акты) сдачи-приемки выполненных работ по форме КС-2,
справку о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3;
счет (счет фактуру);
сертификаты соответствия на материалы, используемые Подрядчиком при выполнении работ, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 11.1. контракта срок гарантии на результат выполненных работ составляет 36 (тридцать шесть) месяцев. Гарантийный срок на используемые при выполнении работ материалы составляет 24 (двадцать четыре) месяца, но при этом должен быть не менее срока, установленного производителем таких материалов.
Проанализировав совокупность документов и сведений, представленных заказчиком и обществом в материалы проверки, Комиссия установила следующие обстоятельства.
Согласно информации, размещённой в ЕИС, обществом выполнены работы, а заказчиком приняты и оплачены на сумму 14 320 294,55 руб.
В ходе заседания Комиссии представитель заказчика указал на то, что работы по контракту должны были быть сданы подрядчиком не позднее 20.10.2023.
Из материалов внеплановой проверки следует, что заказчиком в адрес общества было направлено требование об уплате пени за нарушение сроков выполнения работ по контракту, ненадлежащее выполнение работ по контракту N 772 от 25.12.2023.
На рассмотрении обращении представитель заказчика указал на некачественное выполнение работ по контракту, отнеся данное обстоятельство к недобросовестному поведению подрядчика в рамках указанного контракта.
Согласно материалам внеплановой проверки заказчиком 28.12.2023 были приняты работы по контракту в соответствии с замечаниями, изложенными в Решении приёмочной комиссии от 28.12.2024 (приложение N 1 к решению). Данное решение было составлено на основании Отчёта КГКУ "УКС" на оказание услуг по осуществлению контрольных мероприятий за ходом выполнения работ по указанному контракту (далее - Отчёт). В указанном решения были следующие замечания, подлежащие устранению:
- не выполнена обратная засыпка бортовых камней на участке слева у ворот при выезде с перрона, не установлен демонтированный знак "Проезд запрещен";
- кромки асфальтобетонных покрытий неровные, стыки не заполнены, поверхность неоднородная, шероховатая, наличие раковин, вмятин, борозд, провалов;
- швы между брусчаткой недостаточно просыпаны песком, на выезде со стороны ул. Красных Партизан на поверхности тротуара образовался провал брусчатки размером около 1м2;
- швы между плитками недостаточно просыпаны песком;
- бетонное основание столбов не засыпано грунтом, не восстановлена работоспособность шлагбаума на выезде с территории автовокзала (перрон), повреждённого при замене ограждения;
- предоставить документы на плитку, при креплении перил повреждены плитки пандуса со стороны перрона, стыки между плитками облицовки наружных стен плитками покрытия крылец выполнены некорректно (просветы, местами плитки стен повреждены);
- паспорта на светильники не в полном объеме.
Также в данном решении был установлен срок устранения замечаний - 01.07.2024.
В ответ на вышеуказанное требование N 772 от 25.12.2023 обществом в адрес заказчика было направлено письмо б/н от 29.12.2023 с указанием на то, что причиной нарушения сроков выполнения работ по контракту являлось игнорирование заказчиком письменных требований подрядчика о предоставлении рабочей документации, уточнений о способах выполнения работ, предоставлении сметной документации, а также необходимости внесения изменений в объёмы работ. Также в данном письме общество выразило несогласие с начислением штрафов в размере 5000 руб., 1 084 897,88 руб.
Вместе с тем Комиссия считает отметить необходимым то, что в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности у заказчика отсутствует обязанность по разработке проектной документации. Кроме того, согласно пункту 8 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства должно содержать проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, или типовую проектную документацию, или смету на капитальный ремонт объекта капитального строительства, за исключением случая, если подготовка таких проектных документаций, сметы в соответствии с указанным законодательством не требуется, а также случаев осуществления закупки в соответствии с частями 16 и 16.1 статьи 34 Закона о контрактной системе, при которых предметом контракта является в том числе проектирование объекта капитального строительства. Включение проектной документации в описание объекта закупки в соответствии с настоящим пунктом является надлежащим исполнением требований пунктов 1 - 3 указанной части, части 2 данной статьи.
Заказчиком в адрес общества было направлено письмо исх. N 5 от 11.01.2024 о расторжении контракта, так как подрядчиком на момент 31.12.2023 не были исполнены обязательства на сумму 7 377 663,05 руб. В ответ на данное письмо заказчика общество в своей досудебной претензии исх. б/н от 22.01.2024 указало, что факт выполнения работ в большем объёме подтверждается Отчётом, однако акт выполненных работ подписан заказчиком в меньшем объёме. Стоимость дополнительно выполненных работ подтверждается актом сдачи-прёмки выполненных работ по форме КС-2 (дополнительные работы), справкой о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3 (дополнительные работы), счётом на оплату. Указанные документы также размещены в ЕИС. Также в данном письме общество указывает на неосновательное обогащение в размере 1 810 303,70 руб. и просило оплатить указанную сумму.
Согласно материалам внеплановой проверки заказчиком в адрес общества повторно направлено требование об уплате пени за нарушение сроков выполнения работ по контракту, ненадлежащее выполнение работ по контракту N 57 от 25.01.2024 в размере 2 733 093,68 руб. Также заказчиком было направлено письмо в адрес общества исх. N 65 от 30.01.2024 о том, что неосновательного обогащения со стороны заказчика не возникает, в связи с тем, что выполняя дополнительные работы, подрядчик не мог не знать, что они выполняются при отсутствии соответствующих обязательств между сторонами.
Требование N 57 от 25.01.2024 обществом было не удовлетворено (исх. б/н от 30.01.2024, 15.02.2024) по причине необоснованности.
Заказчиком был составлен Акт проверки по устранению замечаний от 02.07.2024. Представитель общества на заседании Комиссии указал, что данный Акт составлен в отсутствие общества. Вместе с тем указанное (порядок составления Акта проверки по устранению замечаний) контрактом не предусмотрено.
На рассмотрении обращения представитель общества также сообщил о том, что заказчиком в решении об одностороннем отказе предъявлены требования об исполнении гарантийных обязательств до 31.07.2024. Вместе с тем с тем срок исполнения гарантийных обязательств на момент рассмотрения обращения не наступил. В связи с чем общество имеет право до 31.07.2024 исполнить гарантийные обязательства.
В силу статьи 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями, в том числе с учетом государственного/муниципального контракта. Если обязательство предусматривает или позволяет определить день его исполнения или период времени, в течение которого оно должно быть исполнено, данное обязательство подлежит исполнению в этот день или, соответственно, в любой момент в пределах такого периода (пункт 1 статьи 314 ГК РФ).
Согласно статье 401 ГК РФ:
1. Лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
2. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
3. Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
В соответствии с пунктом 2 статьи 715 ГК РФ если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
Посчитав, что работы по контракту выполнены не в полном объёме, заказчик реализуя свое право на односторонний отказ от исполнения контракта, предусмотренное разделом 7 контракта, пунктом 2 статьи 450 ГК РФ, принял 26.06.2024 решение о расторжении контракта в одностороннем порядке.
Процедура одностороннего отказа от исполнения контракта урегулирована частями 12.1, 13, 14, 14.1 статьи 95 Закона о контрактной системе.
На основании сведений ЕИС Комиссией установлено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта было размещено в ЕИС 09.07.2024, что соответствует условиям, определенным частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе. Следовательно, с 09.07.2024 подрядчик в соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим образом уведомленным об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В случае, если подрядчик не устраняет в течение 10 дней с момента надлежащего уведомления, нарушения, послужившие основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, то контракт по истечению указанного срока считается расторгнутым.
Поскольку, по мнению заказчика, подрядчик в срок до 22.07.2024 не устранил нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия решения о расторжении контракта в одностороннем порядке, контракт, в силу части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе, считается расторгнутым.
Таким образом, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу и контракт считается расторгнутым 22.07.2024.
В материалы внеплановой проверки также представлено исковое заявление заказчика о взыскании суммы неустойки (пени, штрафы) с общества, поданное в Арбитражный суд Красноярского края (дело N А33-22009/2024), которое в настоящее время рассматривается.
В свою очередь, обществом также подано исковое заявление к заказчику о взыскании неосновательного обогащения в сумме 1 810 303,70 руб., поданное в Арбитражный суд Красноярского края (дело N А33-11979/2024), которое в настоящее время также в находится в стадии рассмотрения.
Комиссией в ходе рассмотрения обращения установлено, что спор между сторонами относительно качества выполнения работ по контракту, имеет гражданско-правовой характер, который разрешается в судебном порядке.
Вместе с тем Комиссия неправомочна рассматривать гражданско-правовые споры.
Проанализировав все фактические обстоятельства и поведение общества в ходе исполнения контракта, Комиссия пришла к выводу о том, что большая часть работ по контракту обществом была выполнена. Вышеизложенные действия подрядчика не свидетельствуют о наличии умысла в недобросовестном уклонении от исполнения условий контракта. Доказательств обратного в материалы проверки не представлено.
В соответствии с пунктом 15 Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях:
а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил:
- выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
- заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
- поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
- принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
- надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика;
б) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.
Комиссия обращает внимание на то, что не приходит к выводу о неправомерности принятого заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, а приходит лишь к выводу о том, что не имеет достаточных доказательств, свидетельствующих о необходимости применения к исполнителю такой санкции, как включение в реестр недобросовестных поставщиков. При этом за просрочку исполнения обязательств, за неисполнение обязательств в строгом соответствии с контрактом предусмотрена специальная мера ответственности, имеющая гражданско-правой характер (взыскание пеней, штрафов, убытков и пр.). Такая мера ответственности, как включение в реестр недобросовестных поставщиков, предусмотрена только за недобросовестность поведения, чего Комиссией установлено не было.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Вместе с тем основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является такое уклонение участника закупки, которое предполагает его недобросовестное поведение, противоречащее законодательству Российской Федерации о контрактной системе и выражающееся в непринятии им всех мер для надлежащего исполнения обязательства, которые требовались от него по характеру обязательства и условиям оборота при надлежащей степени заботливости и осмотрительности, совершенное им при наличии с его стороны умысла или неосторожности.
К моменту проведения заседания по рассмотрению обращения по существу Комиссия не располагала бесспорными доказательствами, свидетельствующими об умышленном и намеренном уклонении подрядчика от исполнения контракта заключенного по результатам аукциона.
При этом включение в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой специальную меру ответственности, установленную в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств, о чем указано, в том числе в Определениях Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.09.2012
NN ВАС-11617/12 и от 12.07.2013, ВАС-8371/13.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 4-П, от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П).
Такой правовой подход подлежит применению и при рассмотрении обращений о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков, учитывая, что последствия по применению санкции в виде включения сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков могут иметь более негативный экономический характер, чем наложение штрафа (судебные акты по делам
NN ВАС-11617/12, А21-4381/2012, А70-11549/2015, А73-2000/2018).
Также Комиссией принято во внимание то обстоятельство, что любые неустранимые сомнения в виновности лица должны толковаться в пользу такого лица.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ N 1078, Комиссия Красноярского УФАС России
РЕШИЛА:
Отказать заказчику во включении сведений в отношении ООО "ДВИН" (ИНН 1903029080, КПП 190301001) в реестр недобросовестных поставщиков.
Решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в арбитражный суд Красноярского края в течение трех месяцев со дня принятия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Председатель Комиссии |
М.А. Дударева |
Члены Комиссии |
М.А, Грицай |
|
Г.Г. Мамедова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 26 июля 2024 г. N 024/10/104-2308/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.07.2024