Инспекция Управления ФАС России по Республике Дагестан по контролю в сфере закупок (далее - Инспекция) в составе:
Ведущего заседание Инспекции - Халмурзиева М.М. - Заместителя руководителя Дагестанского УФАС России.
Членов Инспекции:
Магомедова К.Г. - Зам. начальника отдела контроля закупок Дагестанского УФАС России;
Муртазалиевой К.Р. - Главного специалиста - эксперта отдела контроля закупок Дагестанского УФАС России,
рассмотрев обращение Государственного бюджетного учреждения Республики Дагестан "Хасавюртовская центральная городская больница им. Р.П. Аскерханова" (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении ИП Абашилова Шамиля Мусаевича (далее - Предпринимателя),
при участии:
представителей Предпринимателя - Изиева М.И. (по доверенности) Магомедова М.Ш. (по доверенности) Медведева М.А. (посредством видеоконференцсвязи, по доверенности),
в отсутствии представителей Заказчика (извещены),
УСТАНОВИЛА:
18.07.2024 г. в Дагестанское УФАС России поступило обращение Заказчика в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), направившего сведения в отношении Предпринимателя для рассмотрения вопроса о включении в реестр недобросовестных поставщиков в связи с уклонением ИП Абашилова Ш.Г. от заключения контракта по результатам проведенного электронного аукциона на "Медицинский расходный материал (стоматология - 1) (извещение N 0103200008424002932).
На основании поступивших сведений, Управление Дагестанским УФАС России было направлено сторонам уведомление о рассмотрении на "24" июля 2024 года в 11 часов 00 минут по адресу: город Махачкала, пл. Ленина, 2, 4-этаж. В виду необходимости представления дополнительной информации, рассмотрение обращения отложено на "25" июля 2024 года в 11 часов 00 минут.
Инспекция по результатам рассмотрения документов и материалов при осуществлении проверки содержащихся в указанных документах информации и фактов в соответствии с ч. 7 ст. 104 Закона о контрактной системе установила следующее.
05.06.2024 Комитетом по государственным закупкам (далее - Уполномоченный орган) в единой информационной системе в сфере закупок (далее - Единая информационная система), было размещено извещение о проведении на электронной торговой площадке АО "Сбербанк - АСТ" электронного аукциона (далее - Аукцион) .
Начальная (максимальная) цена контракта - 991 559,97 рублей.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 03.07.2024 NИЭА1 победителем Аукциона был признан участник N 94 - Индивидуальный предприниматель Абашилов Шамиль Мусаевич.
05.07.2024 Заказчиком был размещён проект контракта.
18.07.2024 16:50 (МСК) Заказчиком в ЕИС был размещен протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта от 18.07.2024 NППУ20_1 на основании ч. 3 ст. 51 Закона о контрактной системе, в котором Индивидуальный предприниматель признан уклонившимся от заключения контракта, вследствие пропуска срока на подписание Контракта.
В соответствии с частью 2 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протоколов, указанных в части 1 настоящей статьи:
1) заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта, указанный в пункте 5 части 2 статьи 42 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 настоящей статьи проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет одно из следующих действий:
1) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом). При этом такой участник закупки:
а) в случаях, предусмотренных статьей 37 настоящего Федерального закона, одновременно представляет заказчику информацию и документы, предусмотренные указанной статьей;
б) вносит на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежные средства в размере платы, подлежащей внесению за заключение контракта, предложенной таким участником закупки (если по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим Федеральным законом определен размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта);
2) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) протокол разногласий в одном или нескольких из следующих случаев:
а) наличие разногласий в отношении информации, включенной в проект контракта в соответствии с пунктом 1 части 2 настоящей статьи, с указанием информации, не соответствующей требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, и положениям заявки такого участника закупки;
б) несогласие заключить контракт, содержащий условия, предусмотренные пунктом 2 части 2 настоящей статьи;
3) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке отказ от заключения контракта в случае, предусмотренном пунктом 1 части 17.2 статьи 95 настоящего Федерального закона.
В срок до 12.07.2024 г. Предпринимателю было необходимо подписать Контракт.
Представитель Индивидуального предпринимателя на заседании Инспекции пояснил следующее.
"Проект контракта был направлен Заказчиком в адрес Предпринимателя - 05.07.2024 г.
Регламентированный срок для подписания - 12.07.2024 г.
Однако, Предпринимателем срок для подписания контракта был пропущен вследствие возникновения технических причин. Компьютерное оборудование, на котором осуществляется деятельность участника закупки в части подписания проекта контракта и осуществления деятельности - ноутбук Acer Aspire 5560-07.07.2024 г. вышел из строя, что подтверждается договором N18 от 08.07.2024 г., актом приема - передачи оборудования в ремонт от 08.07.2024 г. и актом выполненных работ N18 от 16.07.2024.
Более того, по закупке была жалоба в Службе Государственного финансового контроля Республики Дагестан. По данной жалобе определение поставщика было приостановлено, таким образом Предприниматель не имел возможность подписать контракт, в предусмотренный законом срок.
Согласно позиции Верховного Суда РФ, изложенной в п. 38 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2020) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.07.2020) и Определении СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 21.02.2020 N 303-ЭС19-20549 по делу N А04-9325/2018 участник закупки, не направивший подписанный экземпляр контракта в период приостановления определения поставщика в связи с рассмотрением жалобы контрольным органом в сфере закупок, не считается уклонившимся от заключения контракта. Заключение контракта опосредуется взаимными действиями заказчика и победителя закупки (обмен подписанными экземплярами договора), продлению на основании ч. 7 ст. 106 Закона N 44-ФЗ подлежит в том числе срок, установленный Законом о контрактной системе, для подписания контракта победителем закупки и для его направления заказчику.
Применительно же к рассматриваемой ситуации, с учетом даты принятия контрольным органом решения по результатам рассмотрения жалобы по закупке (12.07.2024), даты публикации указанного решения в ЕИС (17.07.2024), а также приостановки определения поставщика, на момент признания участника закупки уклонившимся от заключения контракта срок на подписание контракта победителем не истек".
В соответствии с п. 1 ч. 6 ст. 51 Закона о контрактной системе в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 (за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 3 статьи 51 Закона, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный частью 3 статьи 51 Закона, не выполнены требования пункта 3 части 3 статьи 51 Закона) и частью 5 статьи 51 Закона такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта.
В силу частью 6 статьи 51 Закона о контрактной системе в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 (за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 3 настоящей статьи, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный частью 3 настоящей статьи, не выполнены требования пункта 3 части 3 настоящей статьи) и частью 5 настоящей статьи, такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта. При этом заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока выполнения участником закупки требований, предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи формирует с использованием единой информационной системы и подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта, содержащий дату подписания такого протокола, идентификационный номер заявки участника закупки, уклонившегося от заключения контракта, указание на требования, не выполненные участником закупки, а также формирует и направляет в соответствии с порядком, предусмотренным частью 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, в день размещения в единой информационной системе протокола, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта, обращение о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Согласно пп. "а" п. 2 ч. 6 ст. 51 Закона о контрактной системе в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 (за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 3 статьи 51 Закона, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный частью 3 статьи 51 Закона, не выполнены требования пункта 3 части 3 статьи 51 Закона) и частью 5 статьи 51 Закона заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока выполнения участником закупки требований, предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи формирует с использованием единой информационной системы и подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта, содержащий дату подписания такого протокола, идентификационный номер заявки участника закупки, уклонившегося от заключения контракта, указание на требования, не выполненные участником закупки.
Из статьи 104 Закона о контрактной системе следует, что реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках проведения закупки обязательств.
При этом одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в закупках.
Таким образом, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Термин "уклонение от заключения контракта" предполагает не только формальное нарушение требований законодательства, но и отсутствие реального намерения заключить и исполнить контракт, в связи с чем для включения в реестр недобросовестных поставщиков по данному основанию, помимо факта нарушения, необходимо установить направленность воли и недобросовестный характер поведения победителя аукциона.
Следовательно, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
Инспекцией Дагестанского УФАС России установлено, что в период с 09.07.2024 по 17.07.2024 18:39 (МСК) определение поставщика действительно было приостановлено.
Конституционный Суд Российской Федерации исходит из того, что применяемые государственными органами санкции должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (постановления от 30.07.2001 N13-П, от 21.11.2002 N15-П, определения от 07.06.2001 N139-О, от 07.02.2002 N16-О).
По смыслу статьи 55 Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Следовательно, для возникновения таких правовых последствий, как признание участника недобросовестным поставщиком, уклонившимся от заключения государственного контракта, антимонопольный орган не вправе ограничиваться констатацией факта нарушения сроков полного внесения обеспечения исполнения контракта, а в рамках выполнения возложенной на него функции обязан выяснить все обстоятельства нарушения, определить вину нарушителя, характер его действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения победителя аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
Согласно пункту 14 раздела III Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 (ред. от 31.10.2022) "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)") (далее - Постановление) Орган контроля принимает решение об отказе во включении информации об участнике закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил, выявлено хотя бы одно из следующих обстоятельств:
а) заказчиком нарушены установленные законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требования:
к определению такого участника закупки лицом, с которым заключается контракт;
к направлению такому участнику закупки проекта контракта, заключению контракта, признанию участника закупки уклонившимся от заключения контракта;
б) участником закупки в срок до признания его в соответствии с Федеральным законом уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта;
в) участником закупки не выполнены требования, предусмотренные Федеральным законом для заключения контракта, вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится невыполнение требований, предусмотренных Федеральным законом для заключения контракта, по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
Представители Индивидуального предпринимателя пояснили, что они не отказываются от обязательств по заключению контракта с Заказчиком. Учитывая вышеизложенное, просят не включать сведения об ИП Абашилове Ш.М. в реестр недобросовестных поставщиков.
В связи с вышеизложенным Инспекция Дагестанского УФАС России, руководствуясь позицией Верховного Суда РФ, изложенной в п. 38 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2020) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.07.2020) и Определении СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 21.02.2020 N 303-ЭС19-20549 по делу N А04-9325/2018, ст. 104 Закона о контрактной системе и Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Государственным бюджетным учреждением Республики Дагестан "Хасавюртовская центральная городская больница им. Р.П. Аскерханова" в отношении индивидуального предпринимателя Абашилова Шамиля Мусаевича (ИНН 056210394266, 367029, Республика Дагестан, Г. Махачкала, ул. Мурсалова, д. 45, кв. 2), не включать в реестр недобросовестных поставщиков.
Решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в арбитражный суд в течение трех месяцев в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Ведущий заседание Инспекции М.М. Халмурзиев
Члены Инспекции: К.Г. Магомедов
К.Р. Муртазалиева
К.Р. Муртазалиева
8(8722) 67-20-95
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Дагестан от 25 июля 2024 г. N РНП-005/06/104-1152/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.07.2024